Текущий ремонт трансформаторов

Текущий и капитальный ремонт трансформаторов

В процессе эксплуатации отдельные части трансформатора под влиянием термических, электродинамических, механических и других воздействий постепенно теряют свои первоначальные свойства и могут прийти в негодность.

В целях своевременного обнаружения и устранения развивающихся дефектов и предупреждения аварийных отключений для трансформаторов периодически проводятся текущие и капитальные ремонты.

Текущий ремонт трансформатора производится в следующем объеме :

а) наружный осмотр и устранение обнаруженных дефектов, поддающихся устранению на месте,

б) чистка изоляторов и бака,

в) спуск грязи из расширителя, доливка в случае необходимости масла, проверка маслоуказателя,

г) проверка опускного крана и уплотнений,

д) осмотр и чистка охлаждающих устройств,

е) проверка газовой защиты,

ж) проверка целости мембраны выхлопной трубы,

з) проведение измерений и испытаний.

Для трансформаторов с регулированием напряжения под нагрузкой производятся внеочередные ремонты регулирующего устройства в соответствии с указаниями заводской инструкции в зависимости от числа произведенных переключений.

При ремонте трансформаторов с принудительным масловодяным охлаждением следует обратить особое внимание на отсутствие подсоса воздуха в систему циркуляции масла и на проверку герметичности охладителей.

Герметичность охладителей проверяется путем создания избыточного давления поочередно со стороны масляной, а затем водяной системы согласно действующим инструкциям.

Периодичность чистки и испытания охладителей зависит от местных условий (загрязнения воды, состояния охладителей) и производится не реже 1 раза в год.

При ремонте проверяется также состояние термосифонных фильтров и воздухоосушителей.

У маслонаполненных вводов трансформаторов при ремонте производятся отбор пробы масла, доливка масла, в случае необходимости — и измерение тангенса угла диэлектрических потерь (не реже 1 раза в 6 лет).

Ввиду того что масло в вводах трансформаторов через несколько лет работы приходит в негодность, при ремонте иногда возникает необходимость смены ввода. Опыт эксплуатации также показывает, что для маслонаполненных вводов с барьерной изоляцией через 10 – 12 лет работы на трансформаторах недостаточна только смена масла, а необходим капитальный ремонт с разборкой, чисткой и при необходимости сменной изоляции ввода.

Капитальный ремонт трансформаторов

Трансформатор имеет достаточно большие запасы электрической прочности изоляции и является весьма надежным аппаратом в эксплуатации.

Трансформаторы имеют маслобарьерную изоляцию. В качестве основной твердой изоляции для трансформатора используется прессшпан. Изготовляемый до последнего времени отечественными заводами прессшпан дает с течением времени усадку, что является его существенным недостатком.

Как правило, для трансформаторов применяется жесткая система запрессовки обмотки, которая не обеспечивает автоматическую подпрессовку обмотки по мере усадки прессшпана. Поэтому после нескольких лет работы для трансформаторов предусматривается проведение капитальных ремонтов, при которых основное внимание должно быть уделено подпрессовке обмоток.

При отсутствии необходимых подъемных приспособлений капитальный ремонт допускается производить с осмотром сердечника в баке (при снятой крышке), если при этом обеспечена возможность производства подпрессовки и расклиновки обмоток.

Для ответственных трансформаторов первоначальный срок капитального ремонта после ввода в эксплуатацию установлен в 6 лет, для остальных — по результатам испытаний по мере необходимости.

Капитальный ремонт трансформатора производится в следующем объеме:

а) вскрытие трансформатора, подъем сердечника (или съемного бака) и осмотр его,

б) ремонт магиитопровода, обмоток (подпрессовка), переключателей и отводов,

в) ремонт крышки, расширителя, выхлопной трубы (проверка целости мембраны), радиаторов, термосифонного фильтра, воздухо осушителя, кранов, изоляторов,

г) ремонт охлаждающих устройств,

д) чистка и окраска бака,

е) проверка контрольно-измерительных приборов, сигнальных и защитных устройств,

ж) очистка или смена масла,

з) сушка активной части (в случае необходимости),

Текущий ремонт трансформаторов

Техническое обслуживание и текущий ремонт трансформаторов проводятся с установленной для определенного устройства, периодичностью. Рассмотрим, что входит в ремонт масляных, сухих, электронных и высоковольтных измерительных трансформаторов, а также сроки проведения и порядок работы.

Техническое обслуживание силового трансформатора

Технология, по которой проводится ремонт силовых трансформаторов и натяжка, достаточно проста:

  1. Осмотр устройства снаружи, устранение видимых невооруженным глазом дефектов: грязи на заглушках, изоляторах и на баке;
  2. Проверка уплотняющих деталей (кольца и прокладки). Если замечается течь между фланцевыми соединениями, необходимо подтянуть гайки и обезжирить место крепления;
  3. Проверка и очистка бака. Это очень ответственная часть работы. Нужно проверить точность работы маслоукаазателя и прочистить баковые расширители;
  4. Очень важно следить за состояние воздухоосушителя. Нужно заменить силикогель, который после нескольких месяцев эксплуатации стал розовым, на голубой;
  5. Перезарядить сифонный фильтр. Чтобы это сделать необходимо выпустить из него воздух, и присняв крышку, долить масло до соответствующей пометки на стене бака. Важное замечание: температура доливаемого масла не должна отличаться от температуры масла внутри трансформатора.

Схема проверки силового трансформатора

Большую роль в этом процессе играет ремонт обмоток силовых трансформаторов, инструкция по процессу имеет следующий вид:

ПроблемаРешениеПримечание
Повреждение витков, трещины секций обмоткиНужно на поврежденный участок цепи наложить специальную лакоткань.Эти повреждения не требуют демонтировать обмотку.
Повреждения обмоток и катушкиНужно обмотку обжечь в печи при температуре от 500 градусов. Витки перекрываем специальной тафтовой тканью в несколько слоев.Катушке необходимо придать нужный размер путем прессовки и деформации.
Необходимо изготовить новую обмоткуПонадобится использование специального станка, намотка производится по шаблону.Перед работой на катушку обязательно накладывается прослойка картона.
Обмотки разъединились между собойЗдесь понадобятся паяльные работы. Для процесса используем медные или алюминиевые провода (в зависимости от типа обмотки), сечение в среднем до 40-45 мм.Обязательно использование канифоли или ультразвуковой пайки (в случае, если материал проводника – алюминий).

Видео: ремонт силового трансформатора

Схема тягового трансформатора

Как производят ремонт измерительных трансформаторов

Обязательное требование – подготовить специальное помещение (цех или хотя бы гараж) для починки и поверки. Нужно очистить эпоксидную и фарфоровую изоляции от накопившейся пыли, грязи и жира, проверить прочность их крепления и места соединений на наличие трещин. Далее предпринимаются такие шаги:

  1. Проверка наличия масла в баке и его количеств. Если замечена течь, то нужно затянуть сильнее болты и промазать места соединения герметиком. В том случае, когда трансформатор пропускает масло через швы сварного происхождения, он нуждается в полной замене и ремонту не подлежит;
  2. Проверить соединение трансформатора и заземления. В частности вторичной обмотки и заземляющего контура;
  3. Наличие на торцах и болтовых соединениях коррозионных процессов. Если таковые имеются, их необходимо устранить посредством использования наждачной бумаги или проволочной щетки;
  4. Проверить сопротивление изоляционных материалов. Для этого понадобится специальный прибор – мегаоомметр, разработанный по принципу мультиметра. Норма – 1 кВ для обмотки первичной и 2,5 для вторичной.

Распределение токов в обмотках Схема измерительных трансформаторов

Испытания трансформаторов после ремонта производят при помощи высоких напряжений. При помощи таких исследований можно проверить правильность трехфазных соединений и полярность устройств.

Ремонт сухих трансформаторов

Проще всего проводится ремонт сухих трехвазных трансформаторов напряжения. Фазы проведения ремонтных работ:

  1. Нужно подпрессовать обмотку и ярмо системы;
  2. Обязательно подтяните все крепления на вентиляции и баке;
  3. Проверьте и при необходимости замените следующие механизмы: изолятор, кожух, вентилятор, яровые балки;
  4. Очень важно продуть сухим воздухом все вентиляционные каналы устройства;
  5. И последняя проверка – это исследование на наличие ржавчины. При необходимости поврежденные участки зачищаются и закрашиваются специальной краской. Особенно обращайте внимание на кожухи, шины, магнитную систему (стяжки).

Схема сухого трансформатора

Как ремонтировать сварочные трансформаторы

Главным достоинством такой техники является простота конструкции, поэтому ремонт сварочных (бытовых) трансформаторов легко выполним и своими руками, методика следующая (автор Атабеков):

Самым слабым механизмом в сварочных тороидальных трансформаторах является соединение клемм прибора и заземления. Особое внимание уделяем именно этому месту, они часто ослаблены постоянным действием переменного тока.

Схема сварочного трансформатора

Предлагаем рассмотреть типовые виды повреждений понижающих сварочных трансформаторов и способы их решения:

ПроблемыРешениеПримечание
Замкнуло в витках первичной проводкиНеобходима частичная либо полная перемотка.Обязательно замените изолирующие прокладки трансформатора, возможно ремонт потребует полного разбора машин.
Замкнуло в витках дросселяПропитайте катушку специальным изолирующим веществом (лаком, краской, мастилом)Аналогичные примечания, как и данные выше. После устранения обязательна проверка заземления и безопасности в целом.
Ослабела пружина регулятораНужно натянуть либо просто заменить пружинуЭта проблема легко диагностируется по сильному шуму, который начинает издавать трансформатор.
Замкнуло зажимы в регулятореПри помощи мультиметра найдите и устраните пробой в системеПроблема диагностируется, если пропала возможность регулировать работу устройства
Перегрев контактовНеобходимы срочная зачистка и залудение поврежденных контактов.Обратите внимание также на перегоревшие части проводов – их также нужно заменить.

Основы ремонта гидротрансформаторов

Капитальный ремонт гидротрансформаторов акпп, трансформаторов типа тмз, и электродвигателей необходим каждые 5 лет. Что входит в этот процесс:

  1. Проверка обмоток статора;
  2. Проверка соединений и контактов галогенных ламп и диодов (например, модель автомобиля Мерс или БМВ);
  3. Замена либо восстановление обмоток ротора, изготовленных сварным путем;
  4. Техника обязательно диагностируется при помощи контрольных устройств;
  5. Полная модернизация деталей машин (по требованию или необходимости).

По такой же схеме производят ремонт строчных трансформаторов (в телевизорах, холодильниках и прочей бытовой технике) более подробную информацию поможет найти специальный справочник электрика.

При текущем ремонте сухого трансформатора необходимо снять кожух и удостовериться в отсутствии механических повреждений обмоток, изоляторов и других частей трансформатора, проверить надежность контактных соединений и заземлений, продуть трансформатор чистым сухим воздухом и протереть изоляторы.
По окончании ремонта замеряют сопротивление изоляции обмоток трансформатора R60″ и определяют коэффициент абсорбции (отношение R60″ и R15″, где R60″ — сопротивление изоляции через 60 с, R15″ — через 15 с после начала измерения) мегаомметром на 2500 В. Сопротивление изоляции измеряют между каждой обмоткой и корпусом и между обмотками.

12. Ремонт измерительных трансформаторов

Текущий ремонт измерительных трансформаторов начинают с очистки их от пыли и грязи, затем осматривают фарфоровую, эпоксидную или другую изоляцию, проверяют надежность их крепления к конструкции, объем масла в баке и отсутствие течи в уплотнениях и сварных швах. Чтобы устранить течь масла, подтягивают скрепляющие болты. Если это не помогает, ставят новую прокладку из маслостойкой резины. Если масло протекает через сварные швы, трансформатор заменяют новым.
Проверяют надежность соединения трансформатора с контуром заземления, контактные соединения внешних проводов с трансформатором, соединения вторичных обмоток с “землей”. При ремонте разборных трансформаторов тока проверяют отсутствие ржавчины на торцах магнитопровода. Для этого отсоединяют проводники, откручивают гайки скрепляющих болтов и разнимают половинки трансформатора. Ржавчину снимают шкуркой, половинки скрепляют болтами, стараясь, чтобы между ними не было воздушного зазора и кабель располагался в центре окна трансформатора.
В трансформаторах измеряют сопротивление изоляции, первичной обмотки — мегаомметром на 2,5 кВ, вторичной — на 1 кВ. Сопротивление изоляции не нормируется, однако для вторичных обмоток трансформатора тока сопротивление, равное 50 – 100 Мом, считается достаточным. Если сопротивление изоляции обмоток менее указанной величины, трансформатор снимают и сушат.
При капитальном ремонте трансформаторы тока (ТТ) и напряжения (ТН) испытывают повышенным напряжением. При замене трансформаторов в ходе ремонта проводят испытания, проверяют целость их обмоток, а также группы соединения трехфазных и полярность однофазных трансформаторов. Как известно, направление тока в обмотке амперметра переменного тока не оказывает влияния на точность его работы (при любом способе подключения амперметра к ТТ он будет давать правильные показания). В таких же приборах, как ваттметры, счетчики электроэнергии, а также многие устройства релейной защиты, направление тока имеет большое значение. Поэтому обмотки ТТ имеют специальную маркировку, позволяющую правильно подключать его в первичную цепь высокого напряжения и во вторичную измерительную цепь. Так, начало и конец первичной обмотки маркируются соответственно Л1 и Л2 (линия), а начало и конец вторичной обмотки — И1 и И2 (измерительная цепь тока). Выводы ТН маркируют следующим образом: начало и конец первичной обмотки обозначают соответственно А и X, а начало и конец вторичной обмотки — а и х.

Рис. 11. Схема проверки полярности измерительного трансформатора: GB — аккумулятор; S — рубильник; Р — гальванометр (поляример); w1, w2 — первичная и вторичная обмотки

Целостность обмоток и правильность их соединения проверяют мегаомметром, а полярность определяют по схеме, показанной на рис. 11. При правильном обозначении выводов стрелка гальванометра (поляриметра) Р в момент замыкания рубильника 5 должна отклоняться вправо. Трансформаторы с неправильно обозначенными выводами отправляют для перемаркировки. При проверке целости вторичной обмотки закорачивают первичную обмотку, так как при разомкнутой первичной обмотке в ней будет наводиться электродвижущая сила большой величины, опасная как для человека, так и для изоляции обмотки.

13. Особенности ремонта сухих трансформаторов

При среднем ремонте сухих трансформаторов подпрессовывают обмотки и ярма магнитной системы, подтягивают все крепления, заменяют или ремонтируют изоляторы, вентиляторы и их электропроводку, кожух, зажимы и панель для переключения регулируемых ответвлений, чистят и продувают сухим сжатым воздухом все части и вентиляционные каналы, измеряют сопротивление изоляции обмоток, ярмовых балок, деталей прессовки обмоток и стяжки магнитной системы, красят кожух, шинные отводы и другие части, имеющие повреждения антикоррозийного покрытия, замеряют сопротивление обмотки постоянному току и коэффициент трансформации. При измерении сопротивления изоляции используют мегаомметр на 1000В. Сопротивление изоляции обмоток при 20 – 30 °С для трансформаторов с номинальным напряжением до 1 кВ должно быть не менее 100 МОм, более 1 до 6кВ — не менее 300 МОм, более 6кВ — не менее 500 МОм.
При капитальном ремонте перематывают или заменяют обмотки, ремонтируют каркас и его магнитную систему, детали главной изоляции, переизолируют отводы, сушат, красят и запекают лаковое покрытие обмоток, а также выполняют все работы, относящиеся к среднему ремонту, включая электрические испытания.
Активную часть сухих трансформаторов сушат в шкафу или воздуходувкой.

Текущий ремонт трансформаторов

На сегодняшний день текущий ремонт трансформатора должен проводиться с определенной периодичностью. Для каждого устройства она может быть разнообразной.

В этой статье вы узнаете, как выполнить ремонт масляных, высоковольтных измерительных и электронных трансформаторов. Если вам интересно, тогда можете прочесть про типы трансформаторов тока.

Текущий ремонт трансформатора силового

Технология ремонта силового трансформатора считается простой. К основным этапам, которые вам необходимо выполнить можно отнести:

  1. Регулярный осмотр устройства на наличие разнообразных дефектов.
  2. Проверка всех деталей, которые отвечают за уплотнение. Если вы заметите течь, тогда необходимо плотно затянуть гайки.
  3. Выполните проверку и очистку бака. Эту часть работы можно считать ответственной.
  4. Необходимо проверить воздухосушитель. Силикогель необходимо заменять каждые три месяца.
  5. Теперь вам следует перезарядить сифонный фильтр. Чтобы выполнить этот процесс вам необходимо выпустить воздух, снять крышку и выполнить замену масла. Во время залива масла вам необходимо помнить о том, что температура масла внутри должна отличаться от того, которое вы будете доливать.

Во время выполнения ремонта вам также необходимо будет изучить инструкцию. Инструкция по выполнению ремонта силового трансформатора будет выглядеть следующим образом:

Если вы планируете выполнить ремонт тяговых или трансформаторов, которые предназначаются для напряжения в 110 Вольт не имеют принципиальных отличий от этой схемы. Единственным различием, с которым вы можете столкнуться считается периодичность и норма времени. Тяговые и тмг трансформаторы необходимо проверять каждые 12 месяцев.

Ремонт измерительных трансформаторов

Основным требованием, которое необходимо учесть во время ремонта считается то, что вам необходимо подготовить специальное помещение. Сначала вам следует очистить эпоксидную и фарфоровую изоляцию от пыли и грязи. Также вам необходимо проверить на прочность все крепления и места соединений. Если вы закончили этот процесс, тогда следует изучить следующие шаги:

  1. Проверьте наличие масла в баке. Если вы заметили течь, тогда следует затянуть болты и помазать места соединений герметиком. Если трансформатор будет пропускать масло через швы сварного происхождения, тогда его необходимо полностью заменить.
  2. Проверьте заземление у своего трансформатора.
  3. Теперь следует выполнить осмотр всех соединений на наличие коррозии. Если вы нашли коррозию, тогда вам необходимо выполнить ее чистку с помощью наждачной бумаги.
  4. Проверьте изоляционные материалы. Если они повреждены, тогда их следует заменить. Для проверки изоляции вы можете приобрести мегаомметр.

Испытание измерительного трансформатора после ремонта можно выполнить с помощью высокого напряжения. При необходимости теперь вы также можете проверить наличие трехфазных соединений и полярных устройств. При необходимости вы можете прочесть про трансформатор тесла.

Ремонт сухих трансформаторов

Ремонт сухих трехфазных трансформаторов считается наиболее простым. Во время выполнения ремонта вам необходимо учитывать следующие фазы:

  1. Необходимо подпрессовать обмотку.
  2. Подтяните все имеющиеся крепления.
  3. Проверьте работоспособность: изолятора, кожуха и яровых балок.
  4. Продуйте с помощью сухого воздуха все вентиляционные каналы.
  5. К последнему этапу можно отнести проверку на наличие ржавчины. Если вы нашли элементы, которые содержат ржавчину, тогда вам необходимо выполнить их чистку с помощью наждачной бумаги.

Это основные этапы работ, которые вам необходимо выполнить во время ремонта сухого трансформатора.

Ремонт сварочных трансформаторов

Главным достоинством этой техники считается ее простота конструкции. Именно поэтому ремонт сварочных трансформаторов может выполнить практически каждый. Наиболее слабым механизмом сварочных тороидальных трансформаторов считается соединение клемм прибора. Во время выполнения ремонта особое внимание необходимо уделить именно этому элементу. Под воздействием переменного тока они часто могут ослабевать.

Теперь вам необходимо рассмотреть типовые виды повреждений для понижающих сварочных трансформаторов. Также на фото ниже вы сможете найти решения этих проблем.

Ремонт гидротрансформатора

Капитальный ремонт гидротрансформаторов акпп, трансформаторов типа тмз и электродвигателей вам необходимо выполнять каждые 5 лет. В этот процесс входит:

  1. Проверка обмоток статора.
  2. Проверка всех соединений и контактов галогенных ламп.
  3. Замена либо восстановление обмоток ротора.
  4. Во время диагностирования техники вам необходимо использовать специальные контрольные устройства.
  5. При необходимости вам необходимо выполнять полную модернизацию системы.

Эту схему также можно применить и для ремонта строчных трансформаторов. Если вы желаете получить подробную информацию, тогда вам необходимо перейти в справочник электрика.

Если вы не можете самостоятельно выполнить ремонт трансформатора, тогда вам необходимо обратиться в соответствующие компании. Они смогут быстро выполнить поставленные задачи. Средняя цена на ремонт трансформатора тока и напряжения будет колебаться от 200 долларов. Стоимость может поменяться в зависимости от города. Если вы планируете выполнить ремонт трансформатора в Украине, тогда стоимость услуги значительно уменьшится.

Как проводят ремонт силовых трансформаторов?

Трансформатор силового типа является сложным оборудованием, которое требует периодического техобслуживания. Это позволяет обеспечить его стабильную работу длительное время. Капитальный и «текущий ремонт силовых трансформаторов» выполняется с определённой периодичностью и по установленной схеме. Также производятся «межремонтные испытания силового трансформатора». Особенности проведения обслуживания и ремонта представленных агрегатов будут рассмотрены далее.

Разновидности

Существует несколько разновидностей ремонта силового оборудования. Если требуется произвести обслуживание габаритного прибора высокой мощности, например, 1600 кВА, 2500 кВА, 6300 кВА и т. д., без особых навыков не обойтись. Специальное оборудование может осмотреть и устранить неисправности только квалифицированный профессионал.

Различают следующие виды ремонта:

  1. Техобслуживание. Производится по установленному нормативами графику. При этом работа аппаратуры не прекращается.
  2. Текущий ремонт силового трансформатора. Требует отключения аппарата от сети. Относится к профилактическим действиям.
  3. Капитальный ремонт трансформаторов. Применяются меры по устранению неисправностей, возникших во время работы агрегата, а также при устаревании, износе системы. После 10–15 лет работы установки её необходимо реконструировать.

Помимо представленных действий производятся межремонтные и «послеремонтные испытания». Для устройств с мощностью более 110 кВ первое капитальное обслуживание требуется спустя 12 лет после начала эксплуатации. Для других разновидностей подобные действия совершаются по результатам испытаний и общему состоянию.

Техосмотр «силовых масляных трансформаторов» и агрегатов с масляной системой охлаждения типа «ТСЗМ», «ТСЗН» и прочих разновидностей, которые имеют в своём составе регулировочные элементы (РПН), необходим раз в год. Для устройств без системы РПН представленный тип обслуживания производится раз в два года.

Читайте также:  Сгибание металлопластиковых труб

Для прочих видов техобслуживание требуется не реже, чем раз в четыре года. Существуют и специальные инструкции. Их применяют в местах повышенного загрязнения.

Межремонтные испытания выполняются в соответствии с правилами, установленными ППР(проект производства работ).

Техобслуживание

Процесс техобслуживания выполняется с определённой периодичностью. Процедура чётко регламентируется. Она включает в себя несколько обязательных этапов:

  • Осмотр «трансформаторного» устройства снаружи, определение возможных неисправностей и повреждений корпуса.
  • Чистка бака, изоляторов.
  • Устранение грязевых отложений в расширителе.
  • Доливается «масло» (при необходимости), изучают состояние указателя уровня охладительной жидкости.
  • Осматриваются фильтры термосифонного типа. При необходимости в них меняется сорбент.
  • Оценивается состояние циркуляционных труб, предохранителя, уплотнителей, сварных швов.
  • Для устройства с масляной системой охлаждения отбираются пробы внутренней жидкости.
  • Производятся «испытания силовых трансформаторов», измерения основных показателей их работы.

По определённой технологии выполняется оценка состояния установки после проведения техобслуживания.

Текущий ремонт с сухим типом охлаждения

Оборудование с сухим типом охлаждения имеет литую изоляцию. Оно простое в применении, не капризно. Техобслуживание подобного прибора выполняется по установленному регламенту. Его пункты зависят от условий окружающей среды и эксплуатации. Процесс выполняется по следующей схеме:

  1. Раз в полгода нужно проверять охладительную систему. Если в конструкции установлены вентиляторы (принудительная вентиляция), качество их работы необходимо оценить. Важно определить работоспособность температурного контроллера.
  2. Поверхность прибора очищается от различных загрязнений. Эту процедуру проводят раз в квартал или полгода. Если окружающая среда имеет высокий уровень загрязнённости, очистку проводят чаще.
  3. Раз в год исследуется корпус на наличие трещин. При необходимости их следует сразу же устранить.
  4. Проверяется целостность изоляции, защиты металлических элементов конструкции. Осмотр выполняется раз в год.
  5. Фиксация обмотки должна быть крепкой. Её проверяют при техосмотре. Если будут выявлены повреждения в обмотке литого вида, её полностью меняют.

Уход за сухим типом устройств требует меньше сил и времени. Это объясняется отсутствием в системе жидкости, состояние которой нужно постоянно контролировать. Масляные разновидности необходимо исследовать тщательнее.

Текущий ремонт с масляным типом охлаждения

Сложность проведения текущего устранения неисправностей прибора с масляной системой охлаждения зависит от сложности его конструкции и особенностей эксплуатации. В состав входит бак, заполненный маслом. Этот конструкционный элемент требует особого внимания. Техобслуживание проводится по следующей схеме:

  1. Процесс выполняется без транспортировки агрегата, на месте его монтажа.
  2. Корпус осматривается, выявляются внешние дефекты.
  3. Мелкие неисправности в арматуре, охладительной системе и в навесных узлах устраняются.
  4. Крепления затягиваются потуже. Если есть течь, её необходимо заделать. Доливается масло.
  5. В термосифонном фильтре меняется силикагель.
  6. Корпус очищается от загрязнений.
  7. Замеряется сопротивление изоляционного материала на обмотках.

Видео: Текущий ремонт силового трансформатора 35 кВ

Перечисленные действия выполняются в течение 1–2 дней. При этом рабочая часть трансформатора не затрагивается.

Капитальный ремонт

Капитальные ремонты силовых трансформаторов включают в себя весь перечень работ текущего обслуживания, а также устранение возможных неисправностей «обмоток», сердечника, переключателей. В процессе проведения этой процедуры осматриваются соединения обмоток на выводах и местах контакта с переключателем напряжения. Исследуется состояние бака с маслом, трубопроводы, расширители, выводы.

В России капитальный вид обслуживания может быть глубоким или предполагает проведение вскрытия масляного бака. Это сложная процедура, которую должны производить подготовленные специалисты.

Видео: Капитальный ремонт трансформатора 110 кВ

Глубокий капитальный ремонт

При проведении капитального восстановления оборудование отключается от сети. Если требуется провести глубокое обслуживание, предпринимается ряд последовательных действий:

  1. Открывается корпус установки.
  2. Активная часть приподнимается.
  3. От магнитопривода отсоединяются обмотки.
  4. Катушки перематываются в соответствии с особенностями конструкции.
  5. Главная изоляция восстанавливается или полностью заменяется.
  6. Настраивается функционирование магнитной системы.
  7. Подлежат замене или восстановлению отводы, вводы, охладители и переключатели, вентиляторы, насосы для масла и его запирающая арматура.

Это сложный процесс, требующий высокой квалификации мастера, независимо от типа прибора. В некоторых случаях потребуется вскрывать масляный бак. Для этого после проведения перечисленных выше действий, необходимо просушить рабочую часть. Бак исследуют на специальной площадке. При этом питание должно быть полностью отключённым.

Профилактические испытания

Испытания работы техники после профилактики также проходит ряд последовательных этапов. В первую очередь изучаются условия для включения прибора. Измеряются «обмоточные» сопротивления. Далее измеряется отклонение диэлектрических потерь изоляции катушек.

На следующем этапе определяется правильность работы аппаратуры при подключении к промышленной частоте повышенной мощности. Исследуется сопротивление обмоток при постоянном токе. Проверяется коэффициент трансформации.

Если агрегат относится к трехфазному типу, проверяется группа его соединений. При проведении испытаний однофазных приборов измеряется их полярность. Исследуются показатели тока, потери на холостом ходу.

Затем проверяется переключатель, бак и радиаторы, охлаждающие устройства, индикатор. Проводятся испытания вводов и встроенных токов.

Аварийные ситуации

В некоторых случаях осмотр может быть проведён в аварийной ситуации. Она может возникнуть при определении внутри корпуса сильного потрескивания или неравномерного шума. Оборудование требует проведения внепланового осмотра при ненормальном уровне нагрева. Он может постепенно увеличиваться.

В некоторых случаях происходит выброс масла, его течи (понижается уровень жидкости ниже допустимого значения), разрушаются диафрагмы расширительных труб. В этом случае установка не может нормально функционировать. Требуется выполнить её аварийное восстановление.

После проведения техобслуживания или в процессе испытаний могут быть взяты пробы масла. Если качество вещества оказывается неудовлетворительным, питание отключается. Выполняется аварийная замена жидкости.

Ненормальное гудение

Если внутри корпуса определяется ненормальное гудение, причин такому состоянию может быть несколько. Его вызывает ослабление болтов крышки или других деталей. Их потребуется подтянуть.

При повышенном напряжении в сети может появиться шум. Чтобы его устранить потребуется переставить переключатель в правильное положение. При нарушении прессовки на стыках внутри магнитопровода появляется гудение. Сердечник потребуется перепрессовать. Если крайние листы магнитопровода начинают вибрировать, можно услышать шум. Их нужно расклинить.

Гудение также вызывает перегрузка оборудования (её необходимо снизить), неравномерная загрузка фаз или замыкание между ними или витками обмоток.

Помимо перечисленных неисправностей могут появиться обрывы в витках катушек при их некачественном соединении. Если подобная ситуация определяется в первичной обмотке, произойдёт изменение вторичного напряжения.

Чтобы определить объем работ в аварийной ситуации, производится процесс дефектации трансформатора. Это позволяет установить степень тяжести и характер повреждений. На основе проведённого анализа устанавливается потребность в материалах, приспособлениях и инструментах, необходимых для проведения устранения неисправностей.

Силовые трансформаторы, как и любая техника, нуждается в периодическом обслуживании. Чтобы не возникла необходимость проводить устранение неисправностей в аварийном режиме, периодически проводятся техосмотры и комплекс капитальных мероприятий по восстановлению элементов системы.

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Старение изоляции обмоток, повреждений, вызванные аварийными и ненормальными режимами работы, некачественный ремонт, несоблюдение правил эксплуатации приводят к выходу из строя отдельных частей трансформатора. Статистика показывает, что наибольшее количество повреждений возникает в устройствах обмоток, главной и продольной изоляции, вводов и переключателей.

Поступивший в ремонт трансформатор прежде всего осматривают.

Знакомятся с эксплуатационно-технической документацией, обращая особое внимание на сведения о работе и дефектах трансформатора в эксплуатации, результаты предыдущего ремонта и особые требования, предъявляемые заказчиком.

Проверяют качество масла, взяв пробу и выполнив сокращенный химический анализ в лаборатории. Качество трансформаторного масла и условия его эксплуатации имеют большое значение для надежности работы трансформатора. Повышение температуры масла более 95 °С приводит к перегреву, снижению теплоотводящих и изолирующих свойств масла.

При необходимости, если отсутствуют паспортные данные, проверяют группу соединения обмоток, определяют коэффициент трансформации.

После этого составляют приемо-сдаточный акт с приложением ведомости дефектов и оформляют заказ. В документах записывают номер заказа, паспортные данные, требования заказчика, результаты внешнего осмотра, проверочных испытаний и измерений. Все дефекты, обнаруженные в дальнейшем в процессе разборки трансформатора, также заносят в ведомость дефектов. По этим данным определяют объем ремонтных работ.

Далее приступают к осмотру выемной (активной) части трансформатора.

Трансформатор устанавливают под крюк подъемного механизма так, чтобы крюк находился над центром тяжести трансформатора (пересечение осей крышки трансформатора), демонтируют термометр и пробивной предохранитель, чтобы не повредить их при подъеме выемной части, отвинчивают болты, крепящие крышку, и ослабляют крепления изоляторов, вводов, установленных на крышке.

Выемную часть трансформатора поднимают после частичного слива масла до уровня ниже уплотняющей прокладки крышки в трансформаторах с расширителем. Чтобы избежать появления влаги (росы) на сердечнике трансформатора, выемную часть разрешается поднимать только при условии, когда температура ее превышает температуру окружающего воздуха не менее чем на 10 °С.

Чтобы не повредить обмотки, подъем рекомендуется проводить вдвоем, удерживая стропы и крышку трансформатора, чтобы магнитопровод с обмотками не задевал за края бака. Подняв выемную часть на 15-20 см, определяют уровень масла в трансформаторе и проверяют, полностью ли были покрыты маслом обмотки И ОТВОДЫ Только после этого допускается полный спуск масла.

Подняв выемную часть трансформатора, осматривают ее. Проверяют чистоту обмоток, обращая особое внимание на каналы между обмотками и магнитопроводом. Твердые парафиновые отложения очищают плотными тряпками или мягкой кистью, смоченными в бензине.

Рис. 1. Расклиновка обмоток:
1 — дополнительный деревянный клин, 2 — вспомогательный клин, 3 — деревянный брусок

Ослабление витков обмотки устраняют подпрессовкой обмоток. Для небольших трансформаторов подпрессовка выполняется ярмовыми балками, в трансформаторах старых конструкций — способом расклинивания. Между уравни-гечьиой и ярмовой изоляциями забивают дополнительные изоляционные клинья, изготовленные из сухого дерева, электрокартона или гетинакса. Расклинивают ряд за рядом равномерно по всей окружности обмоток. При этом применяют вспомогательный деревянный клин. Чтобы не размочалить торцы забиваемых клиньев, ударяют по деревянному бруску.

Мегомметром 1000 В проверяют отсутствие обрывов и сопротивление изоляции обмоток НН и ВН на корпус и между обмотками ВН и НН.

Проверяют также надежность контактов концов обмотки с вводами, места паек, изоляцию шпилек и бандажей бесшпилечных трансформаторов, стягивающих сталь магнитопровода. Шпилька и бандаж (в случае металлического) должны иметь надежную изоляцию от листов стали магнитопровода и ярмовых балок, которая должна быть выполнена, как показано на рис. 2.

При внешнем осмотре обращают внимание на состояние переключателей. Одновременно осматривают бак, расширитель, соединительные трубопроводы и уплотнения.

Если оказываются поврежденными магнитопровод или обмотки, трансформатор подлежит капитальному ремонту с разборкой активной части. При повреждениях других частей ремонт последних производят без полной разборки трансформатора.

Встречаются трансформаторы, поступающие в ремонт с устаревшими маслоуказателями с расширителем, который не имеет съемного дна, с ртутными термометрами и активной частью, которая закреплена на крышке, с поврежденным воздухоосушителем и без термосифонного фильтра. Такие трансформаторы I и II габарита до 630 кВА включительно при их общем удовлетворительном состоянии целесообразно модернизировать.

Ремонт вводов. Общий вид ввода показан на рис. 3. Основные неисправности вводов: трещины и сколы изоляторов, разрушение изоляторов, некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильном навинчивании и затягивании гайки.

Рис. 2. Изоляция стяжной шпильки ярма:
1 – ярмо, 2 – ярмовая балка, 3 – стальная шайба, 4 – шпилька, 5 – гайка, б -изоляционная шайба, 7 – изоляционная прокладка, 8 – изоляционная трубка

Рис. 3. Армированный ввод 6 — 10 кВ наружной установки:
1 – фарфоровый изолятор, 2 – токове-дущий стержень, 3 – резиновая шайба, 4 – колпак, 5 – фланец, 6 – прокладка, 7 – картонная шайба, 8 – стальная шайба, 9 – крышка, 10 – армировочная масса

Читайте также:  Виды электрических обогревателей

Рис. 4. Способ армирования ввода 6—10 к В внутренней установки:
1 — стержень, 2 — тиски, 3 — резиновая шайба, 4 — колпак, 5 — изолятор, 6 — картонная шайба, 7 — стальная шайба, 8 — гайка, 9 — армируемая поверхность, 10— заливочный ковш

На стержень навинчивают стальной или бронзовый колпак и закрепляют его контргайкой. С внутренней стороны колпак со стержнем скрепляют газосваркой. Сварку производят латунью с применением в качестве флюса буры, предварительно прокаленной в течение 3 ч при 700 °С. Качество сварки должно быть проверено.

После сварки стержень лудят гальваническим способом и подвергают вторичному испытанию.

Стержень с приваренным к нему колпаком закрепляют в тисках, как показано на рис. 123. Для предохранения резьбу обертывают лентой из мягкого металла. Внутрь колпака вкладывают резиновую прокладку.

Фарфоровый изолятор верхней частью вставляют в колпак и сверху на стержень надевают электрокартонную и металлическую шайбы, которые до отказа затягивают контргайкой.

Колпак заливают замазкой, которую после застывания покрывают нитроэмалью 624С.

В случае переармировки изоляторов необходимо старую затвердевшую замазку удалить равномерным нагреванием фарфоровой части ввода, а затем фланца до 100-120 °С паяльной лампой или автогенной горелкой. Вследствие температурного расширения фланец отойдет от замазки и при легком ударе молотка по фланцу он отделится от фарфора.

Ремонт поврежденных стержней. Поврежденную резьбу стержня отрезают ножовкой заподлицо с плоскостью колпачка. Стержень высверливают на толщину тела колпачка (3 — 4 мм), после чего его можно свободно вынуть и заменить новым. Новый стержень приваривают по верхней плоскости колпачка.

Частыми повреждениями переключателей являются оплавления и подгорания контактных поверхностей. При значительных оплавлениях и полном выгорании контактов переключатель заменяют новым.

В целях устранения повреждений пружины переключатель проверяют путем переключения его по всем ступеням. Исправная пружина для переключателей ТПСУ , ПТО обеспечивает давление контактов в рабочем положении 50 — 60 Н. Каждое положение переключателя четко фиксируется, что сопровождается щелчком.

При осмотре переключателя его следует очистить, закрепить и подтянуть контакты.

Иногда контактная поверхность переключателей покрывается очень стойкой, твердой и тонкой пленкой — продуктом старения масла. Ее удаляют, протирая поверхность колец и стержней контактов тряпкой, смоченной ацетоном. Применение для этой цели наждачной бумаги недопустимо, так как она может повредить никелированную поверхность.

Ремонт пробивного предохранителя.

После каждого пробоя предохранителя устанавливают новую слюдяную пластинку толщиной 0,25 мм, а контактные поверхности предохранителя тщательно зачищают от образовавшегося нагара.

Ремонт бака. Сравнительно распространенными случаями повреждений бака, вызывающими его течь, являются нарушение сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком и крышкой. Пустой бак очищают от осадков, грязи, промывают и ополаскивают теплым маслом. Проверяют исправность работы спускного крана. Места течи заваривают газосваркой, предварительно тщательно очистив место сварки от масла и краски и просушив его постепенным и равномерным нагревом паяльной лампой.

При плохой очистке места сварки оставшиеся масло и краска при нагреве обугливаются, образуя в шве пустоты, и течь бака не будет устранена. Повторная сварка таких мест безрезультатна. В этом случае шов, в котором обнаружена течь, надо вырубить зубилом и после этого заварить.

Рис. 5. Пробивной предохранитель:
1 — центральный контакт, 2, 7 и 9 — металлические шайбы, 3 — фибровая (изоляционная) шайба, 4 — фарфоровый корпус, 5 – цоколь, 6 – фасонная текстолитовая (изоляционная) шайба, 8 – слюдяная пластинка, 10 — верхняя часть цоколя, 11 – фарфоровая головка, 12 — винт, 13 — вывод к «земле», соединенный с цоколем

Незначительную течь масла в швах или в местах вварки труб охлаждения можно устранить чеканкой.

Если активная часть трансформатора закреплена на его крышке, целесообразно это крепление перенести на стенки бака. Для этого к стенке приваривают крюки и с помощью пластин, замковых шайб, шпилек укрепляют верхнюю ярмовую балку гайками. На рис. 6 показан общий вид крепления активной части магнитопровода и обмоток. Одновременно вваривают в бак для трансформаторов мощностью 160 кВ А и выше термосифонный фильтр. Сварка газовая, автогенная. Общий вид установленного фильтра показан на рис. 7.

При сварочных работах необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и быть особенно осторожным во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.

Рис. 6. Крепление активной части магнитопровода к стенке бака

Рис. 7. Термосифонный фильтр:
1 — металлический бак, 2 — бункер для загрузки, 3 — кран, 4 — бак трансформатора, 5 – пробка отстойника, 6 – бункер для разгрузки, 7 — решетка с сеткой, 8 — силикагель

По окончании сварки бак в течение 1 — 2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5 м над уровнем масла в расширителе, используя трубку с воронкой диаметром 3/4. Трубку завинчивают в отверстие для пробки расширителя и заполняют маслом примерно до 2/3 высоты воронки.

На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, должны быть герметически закрыты. По окончании испытания масло из воронки сливают до наивысшего уровня в расширителе, а отверстие для заливки масла завинчивают пробкой. После этого удаляют выполненные для проведения испытаний герметические уплотнения и устанавливают необходимый уровень масла по указателю, сливая избыток масла из расширителя. Одновременно проверяют исправность действия маслоуказателя и пробок.

Ремонт прокладок. Пришедшие в негодность уплотняющие прокладки заменяют новыми, изготовленными из маслостойкой резины или пробки.

Разметку отверстий в прокладках для прохода болтов делают по крышке или фланцу бака. Отверстия выполняют просечкой. В качестве уплотняющей прокладки может быть использована маслостойкая резина, которую укладывают с внутренней стороны крепящих болтов. Во избежание перекоса крышки дополнительно прокладывают проволочный ограничитель.

Ремонт расширителя. Ремонт расширителя чаще всего сводится к промывке его маслом. Но иногда необходимо очищать внутреннюю поверхность расширителя от ржавчины, которая может быть обнаружена при разборке трансформатора в виде большого скопления крупинок на плоскости верхнего ярма, под отверстием патрубка расширителя или чаще под отверстием выхлопной трубы при постукивании деревянным молотком по его поверхности (после полного слива из него масла).

В трансформаторах старой конструкции расширитель не имеет съемного дна. При ремонте трансформатора рекомендуется сплошное дно заменить на съемное. Работа выполняется следующим образом: старое вварное дно вырезают газовой горелкой. Далее к цилиндру расширителя автогеном приваривают стальной фланец, в который ввинчивают и приваривают шпильки 5 для крепления съемного дна гайками.

При ремонте расширителя проверяют патрубок трубы, соединяющей расширитель с баком. Если патрубок выступает внутрь расширителя менее чем на 30 — 50 мм, необходимо его переварить, так как при меньшей высоте через патрубок могут попадать в бак осадки, скапливающиеся в расширителе. При этом нижний уровень масла должен быть отмечен, как показано на рис. 9.

Рис. 8. Установка уплотняющей прокладки

Рис. 9. Расширитель:
1 – корпус, 2 — пробка для доливки масла, 3 — маслоуказатель, 4 — отстойник с пробкой, 5 – патрубок к баку трансформатора, б – возду-хоосушитель, 7 — крышка трансформатора, 8 — съемное дно

Рис. 10. Конструкция съемного дна

Рис. 11. Плоский маслоуказатель

При очередном осмотре расширителя ржавчину очищают стальной щеткой. Незначительное количество ржавчины удаляют керосином. После очистки от ржавчины внутреннюю поверхность расширителя следует протереть чистой тряпкой, смоченной бензином, и после полного высыхания покрыть нитроэмалью 624С или ГФ-92-ХК с последующей тщательной просушкой.

Надо следить, чтобы эмаль не закупорила отверстия расширителя, особенно отверстия маслоуказателя. После покрытия эмалью расширитель должен быть высушен в печи в течение 6—12 ч при температуре 105—110 °С.

Ремонт крышки. Крышки трансформаторов, не имеющих расширителей, с внутренней стороны часто покрываются ржавчиной.

После тщательной очистки крышку следует покрыть антиконденсационным составом, состоящим из 100 масс. ч. эмали ГФ-92-ХК и 10 масс. ч. пробковой крошки, которые хорошо перемешивают.

В качестве растворителя может быть применен бензол или толуол.

Работа с эмалью требует строгого соблюдения правил пожарной безопасности и охраны труда. Хранят ее в герметически закупоренной таре.

Полученный состав кистью наносят два раза на горизонтально лежащую крышку. После двадцатиминутной выдержки на воздухе крышку просушивают в сушильном шкафу в течение 30 мин или на открытом воздухе в течение 4 — 6 ч.

Ремонт маслоуказателя. Для восстановления работы трубчатого маслоуказателя достаточно очистить каналы в арматуре маслоуказателя, очистить или заменить стеклянную трубку. При этом необходимо, чтобы новая трубка точно подходила по длине и имела ровные торцевые поверхности. Не следует обжимать трубку уплотняющей прокладкой, чтобы не разбить ее. Необходимо следить, чтобы в нижней части стеклянной трубки была установлена ограничительная трубочка, обеспечивающая свободный проход для масла. Отсутствие ее может привести к закупорке отверстий маслоуказателя вследствие разбухания резиновой прокладки, уплотняющей стекло.

Старые типы маслоуказателя, сообщающиеся с расширителем только снизу, а в верхней части имеющие «дыхательное» отверстие, заменяют на новый пластинчатый тип, который можно изготовить по чертежам завода-изготовителя. Общий вид устройства маслоуказателя показан на рис. 11.

Ремонт гильз для термометров. Частые повреждения гильзы происходят из-за попадания в нее воды, которая, замерзая зимой, расширяется и выдавливает в бак трансформатора дно гильзы. У неработающих трансформаторов в зимнее время рекомендуется гильзу тщательно закрывать.

Рис. 12. Воздухоосушитель:
1 — цилиндр расширителя, 2 — масляный затвор, 3 — наружная труба с фланцем, 4 — внутренняя труба, 5 — гранулированный силикагель, 6 — резиновая прокладка, 7 — колпачок из оргстекла, 8 — гайка, 9 — болт, 10 — фланец, 11 — силикагель-ин-дикатор, 12 — масло

В современных трансформаторах ртутные термометры заменены на спиртовые.

Ревизия термосифонного фильтра и воздухоосушителя. Эти устройства не требуют специального ремонта, и достаточно ограничиться их ревизией.

Силикагель по мере увлажнения теряет свои свойства, поэтому его заменяют сухим. Признаком увлажнения служит изменение его цвета, что легко наблюдать через смотровое стекло воздухоосушителя. Находящийся в сетчатом патроне индикаторный силикагель меняет голубую окраску на ро-

При ревизии и замене силикагеля каждый из этих устройств демонтируют, разбирают, высыпают отработанный силикагель. Все внутренние полости и детали устройств промывают керосином. Резиновые и асбестовые уплотнения заменяют на новые. Устройство собирают и устанавливают на место. Масса силикагеля, загружаемого в фильтр, равна 0,1 — 0,2% массы масла в трансформаторе.

Рис. 13. Термометр:
1 — термометр, 2 — стальная гильза, 3 — уплотняющая резиновая шайба, 4 — шпилька, вваренная в крышку, 5 — гайка, б — фланец, приваренный к гильзе, 7 — крышка трансформатора, 8 — защитный стальной кожух

Воздухоосушитель у современных трансформаторов выглядит, как это показано на рис. 12, и поэтому, если при ремонте трансформатора окажется воздухоочиститель старой конструкции, его целесообразно модифицировать, используя заводскую техническую документацию. Воздухоочиститель вваривается в цилиндр расширителя по возможности ближе к съемному дну, где расположен и масло-указатель. В верхней части цилиндра вырезают отверстие под трубу, а в диаметрально противоположном месте, снизу цилиндра, отверстие для наружной трубы.

Наиболее сложная деталь — это прозрачный колпачок из оргстекла, через который можно наблюдать за цветом силикагеля – индикатора, изменяющегося при увлажнении. Воздух из атмосферы поступает в расширитель через масляный затвор, силикагель и внутреннюю трубу.

Ссылка на основную публикацию