Необычный проект японского дома в Окадзаки, Япония

Традиционные японские домики: проекты

Во все времена существовала мода на жилища, построенные в необычном стиле. Но японские домики сильно отличаются от вариантов подражания голландской, итальянской или французской архитектуре. Западные проекты всегда направлены на воплощение практичности и всех современных удобств. Японские же дома – это визитная карточка, продолжение традиций семьи и мировоззрений древней культуры.

Планируем проект

Даже далекий от восточной культуры человек, единожды взглянув на японское жилище, подтвердит, что это очень красиво и необычно. Почему бы не построить себе такой дом? При планировании нужно лишь учесть несколько нюансов.

Постройка должна иметь классические элементы и черты, характерные для японской архитектуры. Придомовое пространство обязательно оформляют в соответствии с требованиями восточной традиции и стиля. Ландшафт и окружающая растительность являются как бы продолжением жилища.

Также проекты японских домов предполагают наличие особых стен, крыши и пола. Конечно, самому сложно будет соблюсти все архитектурные каноны Страны восходящего солнца, особенно если поверхностно знаком с ее культурой. Поэтому, возможно, имеет смысл обратиться к специалистам, которые помогут разработать правильный проект.

На самом деле настоящие японские дома сложно воссоздать из-за огромного количества нюансов и деталей. Поэтому при постройке жилища стоит копировать не сами элементы, а стиль оформления. Да и скорее всего, придется что-то переделать на западный лад под свои нужды.

Особенности планировки

Традиционный японский домик называют «минка». Это слово переводится как «жилище для людей». Внутри дом поделен на две части: зону с утрамбованным земляным покрытием и секцию с высоким полом, который поднимается на полметра с помощью деревянных опор такаюка.

Обычно жилище имеет четыре комнаты: две жилые, гостиную и спальню. Ванную и туалет выносили за пределы основной части дома. Часто жилище в Японии дополнительно используется как магазин или мастерская, и это накладывает отпечаток на будущий проект.

Традиционно выделяют два вида планировок: нока и матия. Первая характерна для сельской местности, вторая – для городской. Они хоть и имеют различия, но выражают схожую концепцию. Рассмотрим обе планировки по отдельности более подробно.

В сельской местности обычно нет плотной застройки, как это случается в городах. Поэтому японские домики имеют более свободную планировку, выполненную в форме квадрата. Комнат чаще всего четыре, но встречаются варианты, где их вообще шесть или только одна. Все зависит от потребности хозяев.

В проект обязательно закладывают большой двор, расположенный сбоку от основной части дома. Он часто выполняет функцию мастерской и кухни, поскольку там размещают специальную печь камадо. Исторически всегда выделяли комнату с очагом, которая одновременно могла исполнять роль столовой и гостиной. На плане-схеме всегда условно отмечают комнаты: общую, обеденную и спальню. Но одно помещение могло выполнять разные функции, поскольку мебель у японцев компактная и при необходимости может складываться и убираться.

Матия

Проекты матия могут быть самыми разнообразными, поскольку выполняются в соответствии с занятиями жильцов и особенностями местности.

В условиях тесной застройки городов или в горах комнаты выстраивают в ряд. А двор приобретает узкую форму и вытягивается вдоль длинной части дома. Также существуют изогнутые планировки. Они обычно появляются, когда к малогабаритному жилищу на небольшом участке пристраивают дополнительные помещения. Стесненные условия просто вынуждают строить там, где осталось место. Поэтому очень часто в больших городах имеют вид буквы «Т» или «Г» японские домики.

Фото наглядно демонстрирует, как могут располагаться комнаты. Планировка имеет вытянутую форму. В зоне высокого пола находятся две жилые комнаты: гостиная (дзасики) и столовая (има), а также торговое помещение (мисэ). Перед ними в секции земляного покрытия располагается двор (тоори-нива). В нем будет установлена печь, колодец и раковина. Двор поделен на две части: жилое и торговое пространство.

Также особенностью городского жилища являются примыкающие постройки: склады и санузлы. На схеме они не отображены. Проекты «матия» часто предполагают наличие нежилого второго этажа, который используется для хранения чего-либо. К нему ведет крутая лестница, скрытая за деревянными перегородками, или шкаф, выполненный в виде ступенек без перил.

Типичный проект

Современный японский дом, расположенный поближе к столице, традиционно имеет пять комнат. Это гостиная, кухня со столовой и три спальни. Общая площадь такого жилища составляет примерно 90 квадратных метров. Дома сельской местности, в которой цены меньше, по размеру чуть более габаритные. Площадь достигает 120 квадратных метров. Поэтому в сельских жилищах на одно помещение больше. Также перед созданием проекта учитывается количество детей. Каждый ребенок должен иметь свою комнату.

Площадь помещения в Японии измеряется татами. Это примерно метр в ширину и два в длину. Самый распространенный размер комнаты составляет шесть татами. На такой скромной площади легко все умещается. Ведь в Стране восходящего солнца минимум мебели: шкафы и полки встроены в стены, а роль кроватей исполняют матрасы, которые легко убираются.

Учитываем особенности отопления

Что нужно знать про японские дома перед созданием своего проекта? Традиционно они рассчитаны только на теплое время года. Благодаря особой конструкции помещения хорошо вентилируются, спасая жильцов от жары. Это будет являться и минусом, поскольку зимой будет довольно холодно.

В японских домах нет привычных систем отопления, есть лишь местное обогревание. Оно производится переносными керамическими или глиняными хи-бати, которые наполнены древесным тлеющим углем. То есть получается, что обогреваются только отдельные квадратные метры.

Конечно, можно грамотно подойти к выбору материалов для отопления и построить дом, стилизованный под японский. Например, отличной заменой станет теплый пол или обогревательные элементы, встроенные в стены.

Выбор материала

Японский домик всегда строился из дерева, бумаги и тканей. Внешние стены изготавливают из глины и бамбука. Каркас жилища возводится из дерева. Для укрепления или создания фундамента часто используют камень. Внутренние стены как таковые отсутствуют. Их прекрасно заменяют скользящие легкие перегородки из бумаги или ткани – ширмы-фусума.

Вполне можно воссоздать японский домик своими руками, подобрав материалы, которые больше подходят для холодного климата. Это может быть брус, пластик или синтетическое сырье. Главное, чтобы материалы были стилизованы под дерево и камень. Ширмы внутри дома можно успешно заменить декоративными панелями из ПВХ или МДФ с текстурой бамбука или шелка.

Проектируем кровлю

Первое, что делает японский домик узнаваемым, – это крыша. Ее конструкция похожа на вычурную китайскую кровлю. Но японские крыши практичнее и более упрощенные. На них больше всего похожи голландские и датские вальмовые конструкции, которые рассчитаны на обильные осадки и сильные ветра.

Японские домики всегда имеют кровлю, которая имеет отрицательную кривизну скатов и сходится под углом 60°, как сложенные руки при молитве. Также для восточного стиля характерно несколько ярусов крыши и длинные большие свесы, особенно над входом и на углах. Такая конструкция позволяет подальше отвести талую и дождевую воду от стен и фундамента дома.

Внешние и внутренние стены

Роль внешних стен выполняют седзи – бамбуковые или деревянные каркасы из тонких реечек, которые собираются как решетка. Промежутки между ними раньше оклеивали плотной бумагой и частично обивали деревом. Со временем, особенно в местах с холодным климатом, предпочтение стали отдавать стеклу и другим более технологичным материалам.

Окон и дверей в традиционном понимании в японских домах нет. Их заменяют тонкие стены на шарнирах. При необходимости они легко снимаются, чем обеспечивают естественную вентиляцию или просто создают большое пространство. Однако двигаются только три стены, поскольку одна все-таки должна оставаться несущей. Также домики в японском стиле изнутри часто разделяют занавесями и ширмами. Они позволяют легко и быстро сделать перепланировку, если понадобится большее или меньшее количество комнат.

Проектируем пол

Как уже упоминалось, в восточной стране пол поднимают на полметра над землей. Это обеспечивает некоторую вентиляцию, оберегает от гниения и спасает от затопления. Пол традиционно делают из дерева, поскольку в жару оно меньше нагревается, а зимой дольше охлаждается. Также пол покрывают татами – прямоугольными матами из прессованной соломы. Перед входом в дом ниже уровня пола должна быть сделана специальная приступочка – гэнкан. На ней принято оставлять всю уличную обувь.

В современных помещениях на пол можно уложить материал, который напоминает природную текстуру – бамбук или речную гальку. Это могут быть натуральные породы кедра, дуба, ламинат или ковровые покрытия, имитирующие традиционные циновки.

Придомовая территория

Спроектировать ландшафт будущего жилища – это не менее важная задача. Японские домики всегда имеют очень красивую придомовую территорию.

Вдоль дорожек и у входа в дом можно посадить декоративные деревья, кустарники необычной формы, сосну Тунберга. Также ландшафт прекрасно украсит причудливый сад камней и небольшой прудик с водопадом.

По периметру территории устанавливается высокая ограда с воротами, которая чаще всего изготовлена из тонких стальных трубок и плотно закрыта кустарниками. Бюджетные варианты восточных домов просто обносятся большой каменной стеной.

Планировка настоящего японского домика – это целое искусство, которое познается годами. И в некоторых случаях имеет смысл скопировать только отдельные элементы восточного жилища.

Современная японская архитектура: семеро смелых

Удивительно, но крошечный и предельно лаконичный дом рядового японца — самое смелое, что творится в современной жилой архитектуре. Мы выбрали семь вдохновляющих примеров.

Токио, 2010

Читайте также:  Стульчик для кормления своими руками: пошаговые инструкции

Стоящий в плотно застроенном жилом квартале дом с забавным названием RoomRoom архитектор Такеши Хосака построил для семьи с двумя маленькими детьми и глухонемыми родителями. Снаружи и изнутри весь дом, словно кусок сыра, пронизан крошечными окошками 20×20 см. Окошки асимметрично заполонили весь фасад, есть в крыше и даже в межэтажных проемах, они заливают дом светом и создают красивую игру светотени на стенах. Точно такие же проемы проделаны в перекрытиях между этажами: так члены семьи могут переговариваться с помощью языка жестов из разных комнат, а детям веселее играть и баловаться.

Такое беспечное отношение к окнам вполне характерно для современной японской архитектуры, ведь в традиционном доме окон не было вообще. В прошлом свет проникал в дом через раздвижные перегородки сёдзи, состоящие из прозрачной или полупрозрачной бумаги, крепящейся к деревянной раме. Они по периметру огораживали весь дом и были одновременно и стеной, и дверью, и окнами. В плохую погоду сёдзи закрывали деревянными ставнями, а в хорошую — раздвигали, открывая дом саду, без которого немыслимо ни одно японское жилище.

В RoomRoom символический сад растет прямо сквозь дом, благо многочисленные проемы позволяют узким, растущим в кадках, деревцам пронизать сразу два этажа, добавив немного цвета белоснежному интерьеру.

Дом «убежище от дождя» / Y+M /

Йонаго, 2014

В Японии самое большое количество дипломированных архитекторов на душу населения. Лучший способ для молодежи заявить о себе — построить что-то выдающееся, пусть не в плане масштабов, так хоть в плане форм.

В Японии почти не принято покупать старые дома, так что семья, как правило, строит строго под свои нужны, не воспринимая дом как инвестицию. Пример — этот дом для большой семьи из трех поколений, так похожий на маленькую деревушку, целиком поместившуюся под одной большой крышей. Дом расположен в городке Йонато рядом с национальным парком, в красивых, но довольно суровых местах: летом палит солнце, зимой много осадков, часто дуют сильнейшие ветра. Поэтому металлическая крыша с большими выносами, под которой ютятся небольшие деревянные домики, не просто выразительный архитектурный ход, но и исключительно практичное решение.

У каждого из членов семьи есть свое подчеркнуто приватное пространство для сна и учебы или работы, и при этом есть возможность собираться всем вместе.

Sumiou Mizumoto и Yoshitaka Kuga, / Alts Design /

Киото, 2003

Киото — бывшая столица — один из самых древних и в то же время один из самых дизайнерски продвинутых городов Японии. Здесь с удовольствием ставят архитектурные эксперименты.

Дизайнеры Sumiou Mizumoto и Yoshitaka Kuga из местного бюро Alts Design придумали стометровый дом-квартиру для небольшой семьи и пятачка площадью 30 метров в пригороде. Два этажа, три спальни, гостиная, столовая и кухня, перетекающие друг в друга, второй свет, открытая планировка — стандартный функциональный набор они превратили в харизматичное пространство.

Из-за малой площади дом кажется непропорционально высоким, этот эффект решили не маскировать, а подчеркнуть с помощью силуэтов внутри. Дверные и оконные проемы сделали в форме здания — прямоугольник плюс треугольник. Так маленькие дети рисуют дом.

Вторая его притягательная сторона — деревянные фактуры. Их много: лестницы, перегородки, столешницы, перила, шкафы. Чтобы дом не выглядел деревянной коробочкой, архитекторы разбавили дерево бетонными поверхностями, кирпичными стенами, кафельными фартуками.

Токио, 2011

У вас в доме идет дождь? А у семьи, живущей в Токио, это нормальное природное явление. В этом странном доме живет семья с двумя кошками: не люди и кошки, а именно четыре полноправных члена семьи. Поскольку кошки любят гулять сами по себе, ценят природу и обожают греться на солнышке, архитектор Такеши Осака решил не отказывать им в этих радостях и впустил в дом немного улицы, назвав его Inside Out, то есть «Наизнанку».

Снаружи дом выглядит аккуратным белоснежным кубом с асимметрично размещенными окнами. Внутри все сложнее: он состоит из отдельных многоуровневых объемов кухни, спален, кабинета и гостиной. А в коридоре, их всех соединяющем, в потолке проделаны проемы, под которыми растут деревья. Деревья довольны: много солнца и регулярный полив, кошки тоже. Да и хозяевам такая планировка приносит много радости: в хорошую погоду можно раздвинуть внутренние стеклянные перегородки и жить практически на свежем воздухе. При этом планировка продумана так, что и в плохую погоду из любого помещения можно попасть в другое, вполне обходясь без зонтика.

Кстати, раздвижные двери — чисто японское изобретение, пользуются ими уже несколько веков, а традиция объединять дом с садом в одно целое тоже родом из Средневековья.

Оказаки, 2014

Японцы не только прародители минимализма в архитектуре (пусть они никогда его так и не называли), но и первые создатели многофункциональных интерьеров. В традиционном японском доме, как правило, не было внутренних стен, а пространство разгораживалось мобильными перегородками на нужное количество комнат, по текущей необходимости.

Этот немногословный и очень геометричный дом-конструктор в Оказаки, при всей своей современности, прямой наследник этих традиций. В доме проживает семья с детьми, и при том, что места в нем мало, но нужно было заложить много функциональных зон.

Первый этаж отведен под кухню, просторную полупустую столовую и место для игр, а на втором — площадью около 50 кв. м, из которых часть отдана под проемы верхнего света, — вписались 13 функциональных зон, в том числе холл, 2 спальни, 2 санузла, гостиная с диваном, телевизионная зона и два мини-садика. Чтобы не делить это все на клетушки, пространство оставлено цельным, а зоны намечены с помощью невысоких перегородок, разделивших второй этаж на одинаковые прямоугольники, как в свое время их размечали на полу с помощью циновок татами.

Дом с провисшими полами / Takeshi Hosaka /

Йокогама, 2012

Этот дом с закругляющимися полами поражает воображение, и что самое удивительное — это не просто блажь архитектора и желание удивить всех вокруг, а остроумное решение вполне объективных проблем. Все знают, что цены на землю в Японии — одни из самых высоких в мире. Особенно это справедливо для крупных городов, в частности портовой Йокогамы.

Владельцам дома, о котором пойдет речь, удалось накопить лишь на участок площадью 60 кв. м., причем справа и слева от него уже стояли двухэтажные дома соседей, а с третьей стороны возвышалась трехметровой высоты стена. Поскольку в районе действует ограничение по высоте застройки, можно было построить максимум двухэтажное здание, зажатое со всех сторон: темное и душное. А владельцы настаивали на трех полноценных этажах.

Когда нельзя, но очень хочется, то можно, особенно если достался талантливый архитектор. Такеши предложил использовать цокольный этаж, а чтобы каждый из этажей был полноценным, то есть светлым и хорошо проветриваемым, он использовал такой необычный ход, как плавно «проваливающиеся» от окна полы. Мебель по высоте чуть ниже верхних бортиков пола. Благодаря этому все помещения идеально вентилируются, дом залит светом, да и жить в таком пространстве не скучно.

Хиросима, 2014

О дороговизне земли в Японии и умении местных мастеров строить в любых самых неудобных и непригодных для жизни местах уже слагают легенды. Владельцам этого дома в Хиросиме повезло, им достался просто огромный по японским меркам участок — 300 кв. м. Правда, есть одно «но»: через него проходит 4-метровая бетонная подпорная стенка, трогать которую нельзя.

Архитектор Йошио Оно мог постараться вписать дом на одной из частей участка, но он решил действовать строго наоборот и объединить с помощью постройки участок в одно целое. Так появился необычный проект, в котором одна часть дома твердо стоит на земле, а вторая — висит в воздухе, опираясь на сваи. Два входа позволяют попасть в дом с разных частей участка, соединяя его воедино.

Особенно удивителен вход с нижнего уровня — узкая черная лесенка поднимается внутрь дома, у которого есть стены и крыша, но в этой части совсем нет пола. Вечерами оттуда льются потоки света, падающего прямо из комнаты, а дом становится похожим на зависший низко над землей НЛО. Под «парящим» этажом разместилась аккуратно забетонированная площадка, которую скоро должен окружить непременный сад.

К слову, строительство на сваях — тоже давняя японская традиция.

текст Марина Юшкевич, Катерина Дронова

30 самых впечатляющих японских проектов ‒ архитектурный хит-парад страны Восходящего Солнца

Сегодняшний обзор на Музее Дизайна мы решили посвятить множеству потрясающих примеров изящной японской архитектуры.

Собранные здесь лучшие дизайнерские проекты, как нельзя лучше отражают стиль и фантазию разработчиков страны восходящего солнца.

Большинство из представленных современных домов, кажется, бросают вызов природным законам физики, играя со зрительным восприятием пространства.

В числе фаворитов зданий находятся не те, которые отличаются обширными интерьерами, а те, которые ловко и неожиданно адаптируются к требованиям небольшого участка.

Странные многоугольные, прямоугольные и в форме куба конструкции с небольшими окнами, а также консольные объёмы, скромного размера внутренние дворы характеризуют эти удивительные архитекторские проекты и производят необычное впечатление.

Они возведены в самых непредсказуемых местах, поэтому многие их них являются выдающимися и неповторимыми.

Читайте также:  Инструкция по покраске стен водоэмульсионной краской

1. Современный японский дом Shigeru от Fuse Architects в Abiko

В большинстве резиденций используется стиль с признаками минимализма. Функциональность является основным атрибутом в архитектуре японских зданий, которая демонстрирует интересное разделение каждого пространства.

Украшение и декорирование помещений были сведены к минимуму, создавая чувство умеренности и особо уделяя внимание использованию прекрасных деревянных акцентов.

Мы приглашаем вас посмотреть фотографии этих проектов, и если какой-нибудь вас особо заинтересует, нам бы очень хотелось узнать, что вы думаете о современной японской архитектуре. Делитесь своими мыслями в комментариях!

2. Минималистский дом в Kashiba-Shi от Horibe Naoko Architect

3. Неправильной формы дом BB от Yo Yamagata Architects в Tokyo

4. Резиденция Mishima House от компании Keiji Ashizawa Design в Tokyo

5. Проект дома Outside, разработанный Takeshi Hosaka Architects в Yamanashi

6. Резиденция KKC House от архитектурной фирмы № 555 в Fukushima

7. Дом над землей Toda от Kimihiko Okada в Hiroshima

8. Maruyama House по проекту Atelier Sano в Sapporo

9. U3 House от компании Masahiko Sato of Architect Show в Fukuoka

10. Pojagi House студии Kiyotoshi Mori & Natsuko Kawamura MDS в Yokohama

11. Минималистский Nomura 24 House от Antonino Cardillo в Hyōgo

12. Многофункциональное здание PORT Residence от Nico Architects в Fukuoka city

13. Современная резиденция в Nabari City от Matsunami Mitsutomo & Associates

14. Изобретательная архитектура House I от Yoshichika Takagi в Akita City

15. Резиденция Airhole House от компании Masahiro Kinoshita в Shiga

16. Белый минималистский дом Ido от студии Kenji Architectural Studio в Osaka

17. Элегантный Y-House от компании IDEAoffice в Saitama

18. Удивительный «Reflection of Mineral» дом, созданный Yamashi в Tokyo

19. Красивый Cedar House от архитектора Tetsuya Nakazono в Hiroshima

20. Минималистский дом H в Tokyo от Sou Fujimoto Architects

21. Современная резиденция от студии Suppose Design Office в Sakuragawa

22. Дом Niu House с японскими аксессуарами от Yashihiro Yahomoto Architect в Nara

23. Современный Tube House2, разработанный Hideki Iwahori в Outskirts

24. Дом в горах Mountain house в провинции Karuizawa

25. Дом из стекла Glass Home в Hiroshima от Naf architect & design

26. Прозрачная резиденция Takehiko Nez Architects в Yamanashi

27. Резиденция Kofunaki House от бюро ALTS Design Office в Shiga

28. Резиденция F от студии Edward Suzuki Architecture в Kamakura

29. Объемный особняк K5 от компании Masahiko Sato в Kurume

30. Современный дом Kyobate от Naoko Horibe в Nara

8 необычных зданий Японии

1. Gate Tower Building

Это 16-этажное офисное здание, главной особенностью которого является то, что через него проходит дорожное шоссе. Оно проходит на уровне с четвёртого по седьмой этажи. Лифты в здании идут без остановки с четвёртого на восьмой.

В 1989-м году в Японии в городе Осака было принято решение строить многоуровневые автомобильные шоссе для того, чтобы разгрузить крупные города от пробок.

На этом же месте было запланировано строительство офисного здания, которое начали строить уже после того, как дорога была построена. Чтобы не терять доход от земли, её владельцами было решено пропустить шоссе прямо сквозь Gate Tower Building.

2. Школа из стекла в Канагаве

Это филиал технологического института Канагавы. Стеклянная школа была спроектирована японским дизайнером Джунией Ишигами. По ее словам, “главной идеей при разработке школы явилось создание среды, в которой каждый почувствует свободу образовательного процесса, и где не будет никаких правил”

3. Банк Sugamo Shinkin

Японская архитектурная студия Emmanuelle Moureaux architecture + design завершила работу над осуществлением проекта одного из многочисленных филиалов банка Sugamo shinkin bank, расположенного в Токио. Динамичная архитектура объекта представляет собой смещенные «слои радуги», только на этот раз их не семь, а целых двенадцать.

Двенадцать плит со встроенной подсветкой выполнены в жизнерадостных насыщенных цветах и имеют белый торец, который взаимодействует с общей визуальной концепцией здания, декорированного гладкими белоснежными панелями.

4. Коммерческий центр Mikimoto House

Это оригинальный коммерческий центр, спроектированный архитектором Тойо Ито. 24-этажный комплекс был построен вот таким вот оригинальным образом в 2005 году в токийском экономическом районе Джинза из железобетона и стали.

5. Жилой дом House Na

Этот жилой дом был построен в 2012 году по проекту известного японского архитектора Соу Фудзимото.

Здесь нет традиционных версий стен, потолков и полов. Простая структура собрана из полностью застекленных стен (лишь задний фасад частично состоит из легкий бетонных панелей), стальных стержней и 21 бетонной платформы. Здание построено на маленьком участке земли и состоит из трех этажей, каждый из которых не имеет единого пола, а находится на разных уровнях.

Этот дом находится в жилом квартале в центре Токио. По своей структуре напоминает дерево, хотя внешне мало на него похож. Настоящее дерево используется частично в отделке интерьера (тонированная белая береза).

6. Дом-капсула “Накагин”

Это здание спроектировано японским архитектором Кисе Курокавой. Капсульная башня, состоящая из 140 модулей, была построена в 1972 году. Модули размером 2,3×3,8×2,1 метра крепятся к двум несущим столбам при помощи 4 болтов.

В 2007 году жильцы дома согласились на его снос, однако Курокава предложил проект реконструкции, чтобы спасти свое творение, ставшее одной из достопримечательностей Токио. Из-за больших затрат работы так и не начались, а сама башня оказалась наполовину заброшенной, так как многие жильцы покинули свои квартиры.японского

7. Бумажная церковь в Кобе

Бумажная церковь была построена вместо сгоревшей церкви Такатори вскоре после разрушительного землетрясения, которое обрушилось на окрестности Кобе в 1995 году. Основной целью автора проекта Шигеру Бана было создание легко возводимой конструкции при наименьших финансовых затратах на материалы. Изначально автор расценивал структуру из картонных труб в качестве временной постройки, однако церковь и сегодня радует своих посетителей.

8. Кондитерский магазин SunnyHills at Minami-Aoyama в Токио

Японский архитектор Кенго Кума и его команда из Kengo Kuma and Associates создали необычный проект кондитерского магазина в одном из районов Токио.

Стены и потолок трехэтажного здания окутаны причудливой трехмерной решеткой из узких деревянных планок, которая выглядит словно воздушное облако.

Архитекторы использовали планки разнкой длины, накладывая их под углами 30 и 60 градусов. При строительстве была применена старинная техника jiigokugumi из арсенала плотников-ремесленников, которая позволяет соединять рейки без использования клея и гвоздей

На этом всё. Спасибо за внимание

Кстати говоря, по хештегу #МояЭстетика можно найти ещё много чего интересного 😉

Японская кухня | Суши | Роллы | Сашими

Как выглядит японский дом внутри и снаружи

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка. В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

Основные особенности

Элемент Минка
Материал
Особенности
Основные материалыдерево, бамбук, глина, трава, соломаЛегкодоступные и недорогие материалы.Крышасолома, черепицаОпирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.Стеныглина, деревоВнутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.ФундаменткаменьТолько это предназначение.Полземляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см)Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.МебельдеревоМебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.Окна и дверидерево и бумага васиВсе окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.Декоркаллиграфия, картины, икебанаВсе очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Читайте также:  Подготовка пола под стяжку своими руками

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

Фото: Внутри жилья

Отдельно следует выделить японский сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город. Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

Сельская местность. Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.
  • Сад.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Дом семьи Okazaki в японском стиле

Популярное

Конфликт поколений стал большой проблемой в Японии в последние годы.

Этот дом представляет собой здание с односкатной крышей, которая уменьшает высоту стены со стороны родительского дома, и в результате чего кажется, что крыша находится просто под открытым небом и поддерживается облаками. Такая форма крыши выставлена на показ, а две скошенных стены расположены так, что выходят в открытое пространство двора. Этот простой дизайн создает разноплановые интерьеры как внутри, так и снаружи помещения.


Место строительства наклонено с севера на юг, и западная часть, где расположены комнаты родителей, находится на нижнем уровне. Основная спальня расположена в самой высшей точке пространства, северо-восточной части. Начиная от центрального внутреннего дворика, уровень понемногу снижается по направлению к югу, от гостиной к столовой и кухне.
Каркас крыши создан из кедрового лесоматериала размером, которые обычно продается на рынке.

Вместо того, чтобы использовать стандартный размер многослойной древесины, использовались пиломатериалы уложенные на балки, с максимальным размером 6 метров. Они скрещиваются в верхней части скошенных стен, что резко делит интерьер на части.Основанная в Токио студия MDS использовала традиционную технику обжига дерева, известную также как Yakisugi, чтобы затемнять кедровые обшивные доски для использования их с внешней стороны дома. Такая техника помогает защитить здание от разрушения.

Место строительства имеет крутой наклон, и поэтому архитекторы создали одноэтажное здание, состоящее из нескольких ярусов. Вход ведет нас прямо в дом и в самый верхний ярус, где расположена гостиная. Затем верхний ярус идет под уклон, создавая столовую в центре комнаты и кухню на первом ярусе. «Это дает возможность людям зрительно поддерживать один и тот же уровень и сохранять чувство дистанции», – говорят архитекторы, объясняя то, что таким образом они хотели поддержать атмосферу открытого пространства. Подвешенные лампы свисают вниз между потолочными балками и столовой зоной. Встроенная мебель одновременно является и стеллажами и рабочим пространством.


Маленький внутренний двор с деревом в центре разделяет пространство здания, отделяя гостиную зону от спальни хозяев. Вторая спальня и ванная комната спрятаны немного в стороне, и домочадцам необходимо снова спуститься вниз, чтобы попасть туда. Напольное покрытие, сделанное из полированного дуба, покрывает всю территорию, решетчатые деревянные ширмы используются, чтобы разделить пространство, когда это необходимо.

Ссылка на основную публикацию