Что за ткань дюшес: состав, свойства, применение и уход

Дюшес – шелк для высокопоставленных особ

Французское слово duchesse в переводе означает «герцогиня». Таким эпитетом, подразумевающим превосходное качество, называют не только старинную разновидность груш, но также и красивую шелковую ткань. Своим блеском она напоминает атлас, а фактурой – тафту, выглядит изысканно и роскошно и используется преимущественно для дорогой одежды.

Особенности шелкового материала

Традиционно ткань дюшес изготовлялась из натурального шелка методом атласного переплетения и была однотонной. В настоящее время для этого материала используют не только шелковые, но и вискозные и ацетатные волокна, а его поверхность часто украшают орнаментом. Вне зависимости от состава, эта разновидность текстиля отличается такими свойствами:

  • высокая плотность и прочность;
  • долговечность;
  • красивый блеск;
  • способность к формообразованию;
  • воздухопроницаемость;
  • комфортные ощущения;
  • малая сминаемость, обусловленная повышенной плотностью;
  • элегантность и нарядность.

Дюшес из настоящего шелка обладает еще и высокими гигиеническими свойствами, присущими этим волокнам. Он регулирует температурные ощущения в холод и в жару, хорошо впитывает влагу, обладает антибактериальными свойствами, однако его цена очень высока. Искусственный шелк является более доступным материалом, но при этом он выглядит не столь изысканно, сильнее сминается и быстрее изнашивается. К недостаткам всех этих разновидностей текстиля следует отнести ухудшение прочности в мокром состоянии, а также при длительном воздействии солнечных лучей.

Для чего используют дюшес?

Блестящая плотная ткань из натуральных волокон относится к изысканным материалам, которые применяют в основном для вечерних и свадебных туалетов. Ее упругость и способность держать объем позволяют осуществлять самые оригинальные идеи дизайнеров, а благородный блеск делает наряды изысканными и роскошными. Такие модели постоянно демонстрируются в коллекциях ведущих дизайнеров одежды и часто относятся к разряду эксклюзивных.

Добавка к волокну шелкопряда вискозы и ацетата удешевляет дюшес, хотя при этом его внешний вид и фактура несколько ухудшаются. Тем не менее платья, костюмы, легкие пальто из такого материала выглядят очень стильно, позволяют создать эффектный запоминающийся образ и при этом чувствовать себя вполне комфортно. Ткань, состоящую из искусственных волокон, используют для подкладки в дорогой верхней одежде, покрывал, занавесей, эффектных халатов и пижам, красивых летних платьев и костюмов, а также различных декоративных изделий.

Основные правила ухода

Шелк, как искусственный, так и натуральный, требует осторожности в эксплуатации, а особенно в стирке.

Поэтому если у вас есть дорогое изделие из настоящего шелка, то его нужно периодически сдавать в профессиональную чистку. Если же вы решились постирать его самостоятельно, то это можно осуществить таким образом:

  • замочить шелковую вещь в прохладной воде с растворенным в ней мягким моющим препаратом, желательно предназначенным специально для таких волокон;
  • через некоторое время, не отжимая, осмотреть ткань и осторожно потереть руками оставшиеся пятна;
  • не выкручивая, переместить изделие в чистую воду и хорошо выполоскать, при необходимости – несколько раз;
  • изделие небольшого размера можно закатать в полотенце, чтобы удалить лишнюю влагу;
  • сушить, аккуратно разложив на впитывающей подкладке, избегая попадания солнечных лучей;
  • гладить с изнанки, установив утюг в положение «Шелк».

Изделия из искусственных волокон можно постирать в щадящем режиме без отжима, а высушить в вертикальном положении. Чтобы избежать заломов, мокрую ткань хорошо расправляют. Таким же образом нужно поступать и складывая вещи на хранение.

Ткани. Краткий справочник.

Ткани

Ажурные ткани – ткани с тонким, напоминающим кружево сквозным рисунком. Были очень актуальны для зимы 1998-го в коллекциях Миссони и Джульен Макдональд.
Aleoutienne – жесткий блестящий шелковый материал.
Бархат – ткань (обычно хлопчатобумажная) с мягким гладким и густым ворсом.
Велюр – ткань с мягким, бархатистым ворсом или начесом, а также кожа, выделанная под бархат.
Верблюжий драп (от Kamelhaar) – легкая мягкая и пушистая ткань, производимая из верблюжьей шерсти; особенно ценится как ткань для пальто.
Ветлук (Wet-Look) – эффект мокрой поверхности некоторых современных высокоглянцевых материалов.
Вуаль – прозрачная легкая ткань.
Выгоревшие – общее название для группы смесовых тканей, при изготовлении которых в результате обработки специальной едкой жидкостью вытравливается часть составляющих полотно волокон, благодаря чему на ткани получается специфический рисунок. Например: бархат Devore.
Даблфейс – двухлицевые ткани, которые можно использовать с двух сторон, без изнанки.
Джерси – общее название для плотных трикотажных материалов; джерси отличается эластичностью, но не вытягивается, на ощупь мягкое и шероховатое; благодаря Коко Шанель с 1916/17 – предмет моды «от кутюр».

Дюшес – род дорогого, блестящего атласа из натурального шелка, вискозы или ацетата.
Дюффель – род полушерстяной байки или поплина с начесом.
Changeant – ткань, в которой основные и уточные нити имеют разный цвет, благодаря чему цвет самой ткани меняется в зависимости от угла падения света.
Irise – перламутровый блеск на поверхности ткани.
Кашемир – мягкая, легкая шерсть, получаемая из шерсти и, прежде всего, особо тонкого подшерстка кашемировых коз.
Креп – ткань с шероховатой, слегка жатой поверхностью, получаемая путем применения нитей с очень большой (креповой) круткой, а также в некоторых случаях специальным ткацким (креповым) переплетением.
Крепдешин – тонкий, полупрозрачный полукреповый материал из натурального или искусственного шелка.
Креп-жоржет – тонкий, полупрозрачный, хорошо сохраняющий форму креповый материал.
Crystal-Mesh – материал из тончайших кристаллических частиц, придуман Даниэлем Сваровски.
Ламе (Lame) – ткань с вотканными в нее металлическими нитями.
Либерти (Liberty) – обозначение для плательных и подкладочных тканей из сильно блестящего натурального или искусственного сатина.

Лоден – грубая шерстяная или смесовая непромокаемая ткань со спаржевым или полотняным переплетением, обычно зеленого, серого или коричневого цветов.
Люрекс – эффектная декоративная ткань с металлическим блеском, изобретена в США после Второй мировой войны.
Муар – плотная тонкая ткань с волнообразными или напоминающими древесные разводы матовыми переливами; раньше изготавливалась из шелка, теперь также и из ацетата; из муара шьют в основном выходные и вечерние наряды.
Муслин – легкая ткань полотняного переплетения из хлопка или шерсти; названа по названию города Мосул в Ираке.
Ники (Nicky) – обозначение для трикотажного плюша, а также для свитеров и пуловеров из такого плюша, популярных в 50-е и 60-е годы.
Органди – тонкая, прозрачная кисейная ткань жесткой отделки из хлопка или искусственных волок, как правило, в пастельных тонах.
Органза – похожая на органди тонкая прозрачная жесткая ткань из шелка или вискозы.
Панбархат – разновидность бархата с наклонно расположенным ворсом на мягкой ткани из шелка.
Пашмина (Pashmina) – легкая, мягкая смесь кашемировой шерсти с шелком, из которой традиционно делают одеяла и шали.

Пике – рубчатая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, обычно с «вафельным» или «сотовым» рельефом.
Пэчворк (Patchwork) – ткань, составленная из кусочков различных материалов (возможно, кожи и замши) разнообразных цветов и рисунков; также расцветка ткани, имитирующая такую технику; используется преимущественно для изготовления одеял и занавесок; в одежде стал популярен с 60-х годов благодаря возросшей популярности цыганского стиля.
Reversible – ткань, у которой одна сторона глянцевая, а другая матовая.
Сатин – легкий и плотный атласный материал с гладкой блестящей поверхностью.
Стрейч – хорошо растягивающаяся ткань, сделанная из эластичного волокна.
Тафта – тонкая, но жесткая глянцевитая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
Твид – пестротканая или с мелким рисунком шерстяная ткань с диагональным неплотным переплетением нитей, используется, прежде всего, для пальто и костюмов.
Трикотаж – текстильное полотно, вырабатываемое из нитей путем образования петель и их переплетения.
Туаль – тонкая прозрачная материя из натурального или искусственного шелка, используемая для пошива блузок и белья.
Тюль – тонкая сетчатая или кружевная ткань.
Flamme – материал, с вотканными фасонными (кручеными) нитями.

Фланель – общее обозначение для тканей с пушистым мягким начесом (иногда двухлицевым); бывает из хлопка, шерсти или вискозы.
Фэнси (Fancy) – плотная фланель с двусторонним ворсом.
Фэнси-Корд (Fancy-Cord) – рубчатый бархат или вельвет с различными видами рубчика (например, широким и узким или бархатистым и гладким).
Чесуча – плотная шелковая ткань, вырабатываемая из неравномерных по толщине нитей натурального шелка, чередование заметных утолщений с более тонкими участками создает своеобразный менее глянцевый рисунок ткани.
Шантильи кружева (Chantilly) – ценные черные кружева ручной работы, часто на тюлевой основе, как правило, с растительным рисунком в стиле барокко или рококо.
Shatush – шерсть гималайских козлов очень тонкой выделки; ее продажа ограничена законом о защите редких видов животных; ткани из этой шерсти можно продеть сквозь кольцо с пальца.
Шелк – ткань из тонких нитей, изготовляемых из коконов гусениц шелкопряда; в Китае шелк делали еще в третьем тысячелетии до нашей эры.
Шифон – тонкая, мягкая, полупрозрачная ткань из натуральных шелковых или искусственных волокон.

Что за ткань дюшес: состав, свойства, применение и уход

Часто в Бурде представлены модели из тканей, о которых в нашим магазинах слыхом не слыхивали никогда. Спрашиваю, есть у вас валяный лоден? а мне в ответ: чтоооо?? а дюшес? конфеты что ли?
С названиями у нас не парятся особенно: “ткань блузочная”, “ткань плательная”. Главное, чтобы состав был указан.
Я вот хотела костюм сшить, а там на отделку нужен этот самый дюшес. По фото не понятно, прозрачный он или нет , атлас брать или шифон??
Чем можно заменить лоден? флисом?
а муар? жаккардом?
а дюшес?
а бурдовский поплин – это как наш классический хэ/бэ?
а шелк тусса – это такой грубоватый натуарльный шелк? сырец, его еще называют
а вискозно-льняное полотно у нас вообще бывает в природе? ни разу не видела такого названия в магазине. “лен блузочный”, “лен плательный”, “лен + состав”, “лен + страна производитель”, но никакого “вискозно-льняного” полотна.
а чесуча? название какое-то знакомое, но в магазинах то ли не видела никогда, то ли внимания не обращала.
а саржа? типа облегченной джинсы?
а пике? это хлопок такой с негладкой поверхностью?
а что такое “ткань из волокна рами”? на что больше похожа?

и еще вопросик, второй год смотрю в магазине на белое вафельное полотно, 150 см шириной, с красивыми большими яркими цветами. Вот бы, думаю, из него короткое платье-футляр без рукавов сшить! ткань – пр-во Германии. В Бурде бы точно как-нибудь красиво обозвали, а у нас народ решит, что я из вафельного полотенца платье сшила . У нас такое только на даче носить . Каково мнение общественности по этому поводу? рисковать – не рисковать?

igol

и еще, до кучи : а что шьют из спандекса? это такой материиал синтетический, к которому все прилипает, типа тонюсенькой замши, обычно темных оттенков? когда вижу его, мну в руке и думаю: что из него можно сшить??
– брюки? лосниться будут
– костюм? юбку? та же песня + ткань – чистая синтетика, значит электризоваться будет и пух на себя собирать.
так что не могу ничего придумать, а в магазинах часто вижу. Значит пользуется популярностью? иначе не закупали бы ведь
и еще! : что шьют из ткани “мадонна”. Тоже синтетика, типа костюмная, но тяжеленная!! обычно темно-синяя и тонкими белыми полосками. Причем, часто одни остатки висят по 0,6 – 0,7 м. По расцветке можно брюки сшить, но это как брюки из пальтовой ткани соорудить, красоты не прибавят и худобы тоже .

Читайте также:  Вязание спицами для детей: схема безрукавки и сарафана

Короче, поняла я, что учиться мне еще и учиться ткани выбирать . То, что я покупаю, мало кто еще покупает, а то, что покупают другие, я не могу никак приспособить подо что-то.

igol

и еще! тик – это бязь?

Kalinka

и еще! тик – это бязь?

Нет, тик – это тик
Это очень плотная х/б ткань для наматрасников или подушек, гораздо плотнее бязи.

igol

и еще! тик – это бязь?

Нет, тик – это тик
Это очень плотная х/б ткань для наматрасников или подушек, гораздо плотнее бязи.

пасиб! а то бы так и жила всю жизнь, дума что же такое “тик”. Я серьезно

Во! еще вспомнила! а что такое “штапель”?
тик и штапель – это так моя бабушка некоторые ткани называла, мне тогда безразлично было, чем они отличаются, а теперь вот интересно стало.

Ялоо

Дюшес – очень плотная (тяжелая) шелковая ткань атласного вида, использовала для отделки.
Лоден – чистая шерсть (вареная), края не осыпаются. Очень легкая, несмотря на натуральность. Резать очень приятно, шить приятно. Фактура слегка шершавая, но очень приятно для прикосновения. И красиво стоит. Без дублерина делала жакет. Но никак не сошью, второй год лежит, плачет. С флисом у лодена ничего общего.
Шелк тусса – он не грубый, он благородный (если от нормального производителя – Индия, Италия). Он плотный, местами прядение как бы сбивается, и мы имеем как бы слегка бугристое, неровное прядение. И еще от красиво отливает, переливается всеми тонами основного цвета. В общем, моя любовь.

Пеппи

из штапеля я шила лет 20 назад Описать могу, хотя точно приметы не скажу. Вроде полу-х/б, похоже на ситец с особым плетением. Ткань легкая, стромкая, умеренно мнущаяся. Пожалуй, мужские семейные трусы из нее распространенно шили. А я удачно сшила себе костюм на лето из купонной расцветки, и носила не один год
. Вспомнила, чуть шелковистая наощупь.

Женщина Надя

Муа́ровый узор (муар, от фр. moiré) — узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок. Происхождение термина так же обязано названию ткани, при отделке которой использовалось данное явление.

Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала

Муар – плотная тонкая ткань с волнообразными или напоминающими древесные разводы матовыми переливами; раньше изготавливалась из шелка, теперь также и из .

Муар, муаре, 1) плотная шёлковая или полушёлковая ткань с разводами, переливающаяся разными оттенками. Служит для шитья платьев, отделки, изготовления.

Муар
1) плотная шёлковая или полушёлковая ткань с волнообразными разводами, переливающаяся различными оттенками. Для изготовления муара применяются специальные прессы, сдвигающие нити так, чтобы на поверхности остались волнистые разводы. Муаровой обработки можно добиться на ткани любого переплетения и из любого сырья, но особую игру оттенков цвета дают шелка полотняного переплетения. Муар идёт на платья, орденские ленты, применяется для отделки интерьера;
2) сорт бумаги с тиснёным узором на поверхности;
3) постороннее изображение в виде сетки или волнистых линий на фотоотпечатке (при случайном наложении нескольких изображений, неправильной проявке или сушке), типографском оттиске с клише (при неправильном его изготовлении), экране монитора, телевизора (при сбоях по различным причинам).

Дюшес ткань что это такое

Состав и особенности материала

Старинные ткани под названием дюшес изготавливались из нитей шелкопряда. Достоинствами натурального шелка являются приятные тактильные ощущения, способность сохранять тепло в холод и охлаждать в жару, проницаемость для воздуха и поглощение влаги. В определенной степени эти свойства присущи и искусственным волокнам, таким как ацетат и вискоза. Однако они уступают шелку в прочности и красоте, быстрее изнашиваются. Что же касается синтетических материалов, то они не мнутся, очень прочны, но плохо пропускают воздух, не впитывают влагу, не очень подходят как для холодной, так и для жаркой погоды.

Дюшес любого состава обладает следующими характеристиками:

  • долговечность;
  • плотность и упругость, позволяющие создавать объем складок, драпировок и т.п.;
  • прочность;
  • благородный сдержанный блеск;
  • элегантный и престижный вид.

Области применения

Структура и внешние характеристики дюшеса определяют и его основное предназначение. Из него шьют красивые платья, в основном для свадеб и торжественных событий, а также эффектные костюмы, нарядные плащи и накидки. Чаще всего эта ткань бывает однотонной, хотя в последнее время выпускают и набивной дюшес, преимущественно из искусственных или синтетических волокон.

Упругие блестящие полотна из натурального шелка относятся к категории элитных и используются для дорогих дизайнерских нарядов. Их можно увидеть на показах моды ведущих мировых брендов одежды. Очень красивыми выглядят и туалеты из менее дорогих тканей с добавлением вискозы и ацетата, они имеют изысканный и элегантный вид, к тому же удобны в носке. Искусственный дюшес подходит для эффектной домашней одежды, красивой подкладки, нарядных платьев, аксессуаров. Синтетическая ткань используется для занавесей, покрывал, чехлов, а также для театральных и танцевальных костюмов.

Как правильно ухаживать

Для того, чтобы блеск и упругость дюшеса сохранялись как можно дольше, с ним нужно обращаться бережно. Если вы являетесь счастливой обладательницей дорогого шелкового наряда, рекомендуется освежать его профессиональной чисткой. Можно также замочить изделие в прохладном растворе мягкого моющего средства, а затем тщательно выполоскать и дать стечь воде. Небольшую вещь закатывают в махровое полотенце. Окончательную сушку производят в тени, тщательно расправив ткань и разложив ее на горизонтальной поверхности. Гладить дюшес следует с изнаночной стороны в режиме «Шелк». Для вещей из смесовых, искусственных и синтетических волокон применяют бережную машинную стирку, при глажении выбирают соответствующую составу температуру утюга.

Французское слово duchesse в переводе означает «герцогиня». Таким эпитетом, подразумевающим превосходное качество, называют не только старинную разновидность груш, но также и красивую шелковую ткань. Своим блеском она напоминает атлас, а фактурой – тафту, выглядит изысканно и роскошно и используется преимущественно для дорогой одежды.

Особенности шелкового материала

Традиционно ткань дюшес изготовлялась из натурального шелка методом атласного переплетения и была однотонной. В настоящее время для этого материала используют не только шелковые, но и вискозные и ацетатные волокна, а его поверхность часто украшают орнаментом. Вне зависимости от состава, эта разновидность текстиля отличается такими свойствами:

  • высокая плотность и прочность;
  • долговечность;
  • красивый блеск;
  • способность к формообразованию;
  • воздухопроницаемость;
  • комфортные ощущения;
  • малая сминаемость, обусловленная повышенной плотностью;
  • элегантность и нарядность.

Дюшес из настоящего шелка обладает еще и высокими гигиеническими свойствами, присущими этим волокнам. Он регулирует температурные ощущения в холод и в жару, хорошо впитывает влагу, обладает антибактериальными свойствами, однако его цена очень высока. Искусственный шелк является более доступным материалом, но при этом он выглядит не столь изысканно, сильнее сминается и быстрее изнашивается. К недостаткам всех этих разновидностей текстиля следует отнести ухудшение прочности в мокром состоянии, а также при длительном воздействии солнечных лучей.

Для чего используют дюшес?

Блестящая плотная ткань из натуральных волокон относится к изысканным материалам, которые применяют в основном для вечерних и свадебных туалетов. Ее упругость и способность держать объем позволяют осуществлять самые оригинальные идеи дизайнеров, а благородный блеск делает наряды изысканными и роскошными. Такие модели постоянно демонстрируются в коллекциях ведущих дизайнеров одежды и часто относятся к разряду эксклюзивных.

Добавка к волокну шелкопряда вискозы и ацетата удешевляет дюшес, хотя при этом его внешний вид и фактура несколько ухудшаются. Тем не менее платья, костюмы, легкие пальто из такого материала выглядят очень стильно, позволяют создать эффектный запоминающийся образ и при этом чувствовать себя вполне комфортно. Ткань, состоящую из искусственных волокон, используют для подкладки в дорогой верхней одежде, покрывал, занавесей, эффектных халатов и пижам, красивых летних платьев и костюмов, а также различных декоративных изделий.

Основные правила ухода

Шелк, как искусственный, так и натуральный, требует осторожности в эксплуатации, а особенно в стирке.

Поэтому если у вас есть дорогое изделие из настоящего шелка, то его нужно периодически сдавать в профессиональную чистку. Если же вы решились постирать его самостоятельно, то это можно осуществить таким образом:

  • замочить шелковую вещь в прохладной воде с растворенным в ней мягким моющим препаратом, желательно предназначенным специально для таких волокон;
  • через некоторое время, не отжимая, осмотреть ткань и осторожно потереть руками оставшиеся пятна;
  • не выкручивая, переместить изделие в чистую воду и хорошо выполоскать, при необходимости — несколько раз;
  • изделие небольшого размера можно закатать в полотенце, чтобы удалить лишнюю влагу;
  • сушить, аккуратно разложив на впитывающей подкладке, избегая попадания солнечных лучей;
  • гладить с изнанки, установив утюг в положение «Шелк».

Изделия из искусственных волокон можно постирать в щадящем режиме без отжима, а высушить в вертикальном положении. Чтобы избежать заломов, мокрую ткань хорошо расправляют. Таким же образом нужно поступать и складывая вещи на хранение.

Увидели в магазине или прочитали в журнале про ткань с неизвестным названием? Поищите ее здесь! Наверняка вам станет ясно , как с ней обращаться!

Ажурная ткань: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

Бархат: ткань с густым, длинным (2−3 мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

Батист: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

Бельсет: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

Букле: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

Читайте также:  Вязание спицами: схема болеро для детей с описанием

Велсофт: трикотажное полотно из полиэстера с мягкой ворсованной стороной, в основном используется для пошива домашней одежды (халатов, пижам), а также для постельного белья, пледов и пр. Называется также микрофиброй.

Вельвет, бархат в рубчик: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких.

Велюр: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

Виши: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

Ворсовый эластик: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

Вуаль: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

Вязаное полотно: материал, имитирующий ручное вязание.

Габардин: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх. Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску.

Гленчек: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон­в­тон.

Гобелен: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

Двухсторонняя ткань: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

Деним: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить — белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная — белая.

Джерси: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси­поло до толстого шерстяного джерси.

Джинсовые ткани: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

Драп: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

Дюветин: так называемый фальшивый бархат — ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

Дюшес: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

Жаккард: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект.

Жоржет и креп-­жоржет: ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь — «песчаная».

Искусственный мех: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

Клоке: креповая двухслойная ткань с «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

Кожа: натуральные шкуры животных. Различают наппа-­кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр (замшу) с ворсистой поверхностью.

Креп: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

Креп с продольными складками: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

Крепдешин: тонкая ткань с неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

Кринкл, крэш: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кружево: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

Лавабль: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

Ламе: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Лоден: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден — покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-­лоден — ткань с матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую. Лоден часто путают с варёной шерстью: трикотажем, валяным с одной стороны, оптически напоминающий лоден. (Путают, вероятнее всего, потому, что в магазинах его так часто обозначают.) От лодена он отличается более рыхлой структурой и, конечно, он не такой тяжёлый и плотный.

Матлассе: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

Махровая ткань: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

Мокрый шелк: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

Муар: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

Муслин: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

Органза: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

Палет: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

Панбархат: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

Папийон: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

Пепита: ткань в мелкую светло­темную клетку.

Перкаль: тонкая, но плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Шелковистая, мягкая, напоминающая батист. Используется в основном для шитья постельного белья, идеально подходит для печати и окрашивания текстильными красками.

Пике: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

Плотная тафта: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

Подкладочная саржа: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая — блестящая, гладкая.

Поплин: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

Репс: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

«Римское джерси»: тяжелый малоэластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

Саржа: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

Сатин: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

Сирсакер: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» — благодаря отделке (химической обработке) ткани.

Сукно: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

Трикотаж с махровой/ворсованной изнаночной стороной: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами.

Тафта: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость
приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

Твид: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

Термовелюр: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

Ткань «в елочку»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками.

Ткань «куриная лапка»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток.

Трикотаж в рубчик: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

Тюль: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

Фасонная: ткань с мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-­блестящим эффектом.

Фил­-а-­фил: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

Фланель: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно-­ или двухсторонним начесом.

Флис: см. термовелюр.

Чинц: лощеная хлопчатобумажная ткань, поверхность которой производит впечатление натертой воском. Благодаря импрегнированию не пачкается и не смачивается водой.

Шанжан: ткань с разноцветными нитями основы и утка, которые создают переливчатый эффект.

Шелковая парча: жаккардовая ткань, часто из лощеной пряжи. Другое название «брокат» — итальянское, означает «вышитая».

Шениль: тяжелая, напоминающая бархат ткань с двухсторонним ворсом.

Шифон: очень тонкая, нежная струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, состоящей из шелковых или синтетических волокон. Шифон имеет на ощупь неровную поверхность, напоминающую «песчаную».

Фото : Ян Шмидель ; getti images (4), dpa, clip dealer.
Материал подготовила Елена Карпова

Атлас — что за ткань: состав, виды, свойства и уход

Роскошь и блеск дарит атласная ткань. Сияющий материал приятен на ощупь и напоминает прохладную воду. Он нежно касается кожи и мягко струится вниз, подчеркивая контуры фигуры.

Атлас на арабском языке означает гладкий. Ведь основное свойство ткани – это идеальная гладкость и шелковый блеск. Материал обладает хорошей прочностью. Атлас придает изделиям изысканность и привлекательный вид, привносит в интерьер шик, аристократизм и праздничность.

Историческая справка

Китайские мастера создали атлас более 2 тыс. тому назад. Технология получения долгое время держалась в секрете. Только к королевским дворам и очень богатым вельможам поставлялся атлас. Что это за ткань такая мало кто знал. Постепенно материал распространился по миру и технологией завладели и в других странах. Тем не менее по ту сторону производство не было массовым по причине дефицита шелковых нитей и дороговизны. Долгие века ткань использовали только знатные и состоятельные люди. Атласом украшали дворцы монархов, священнослужителей и представителей высшего сословия.

Материал получил массовое распространение и доступность лишь в XX веке с началом производства синтетики, заменившей редкостный и ценный шелк.

В Россию материал попал в XV веке. Популярными атласные одежды стали при дворе Екатерины II. Благодаря развитию шелкоткачества ленты и блестящие корсеты начали носить городские модницы.

Как производят материал

Для получения атласа используется атласное либо сатиновое переплетение. Принцип состоит в том, что большая часть нитей основы выпускается на внешнюю сторону, перекрывая нити утка. Так получается материал с блеском и гладкостью на одну сторону и матовой, слегка шероховатой на другую.

Красивый двусторонний атлас глянцевый с двух сторон создается за счет применения нитей основы их двух пучков, с размещением уточной структуры между ними. Плетение обеспечивает декоративность и сияние тканям из смесовых волокон. Основа у них остается из шелковых нитей, а для утка применяются синтетические либо хлопковые.

Что в составе

Сырьем для первых образцов ткани служила натуральная шелковая нить. Такой материал относится к дорогостоящим и элитным. Он приятный, мягкий и комфортный в носке. Обладает терморегуляцией и эффектно смотрится.

Для массового производства и удешевления ткани стали добавлять другие волокна натурального, искусственного и синтетического происхождения. Это отразилось и на свойствах материала – он стал более прочным и эластичным.

Современный атлас производится с такими добавками:

Включение в состав вискозы или ацетата позволяет сохранить привлекательность и снизить стоимость. Но эксплуатационные характеристики от этого ухудшаются: ткань получается менее прочной, сильнее мнется, терморегуляция снижается.

Универсальным и практичным считается атлас из синтетических нитей. Полностью синтетическая основа позволяет производить ткань без применения шелка. Стоит отметить стрейч-атлас, который легко шить и не нужно подгонять. Детали кроя хорошо соединяются американским либо французским швом. Однако, воздухопроницаемости и гигроскопичности у синтетики мало, что делает носку в жаркую погоду некомфортной.

Разнообразие узоров

Современные виды атласа производятся гладкокрашеными с гладкой, однотонной структурой и узорчатыми и жаккардовыми.

По способу окрашивания различают ткань:

  • Ментенон с узором в виде оттиска на однотонном полотне.
  • Трианон, который выделяется контрастностью: на темном поле светлый узор или наоборот.
  • Помпадур с тканым золотом орнаментом по темному фону.
Читайте также:  Рейтинг самых эффективных средств для мытья ванны

В зависимости от способа нанесения орнамента узорчатый атлас бывает:

  • Печатный, когда на готовое полотно наносится краситель с помощью принтера или вала.
  • Вышитый – его особенность в нанесении узора из нитей на специальных машинах.
  • Жаккардовый атлас, у которого на лицевой стороне плетением нитей получается однотонный или цветной узор.
  • Тисненый – рисунок на него наносит гравированный термовал методом выдавливания.

Какие бывают виды

Существует большое разнообразие атласной ткани. К наиболее популярным относится:

  • Креп атлас, представляющий собой двусторонний материал, немного жесткий, блестящий и слегка шероховатый. Получается он за счет туго скрученных поперечных нитей.
  • Сатин – натуральный материал из волокон шелка и хлопка.
  • Дюшес с плотным плетением нитей, что придает ему жесткость.
  • Корсетный атлас, хорошо держит форму, применяется для пошива свадебных платьев.
  • Атлас Дюпон с сильным блеском и высокой плотностью.
  • Тафта – легкая и плотная ткань отличающим ее переливом.
  • Антик с текстурной поверхностью. Для получения используется технология чередования тонких и толстых участков из нитей утка.
  • Русский атлас с мелким плетением нитей. Сырьем для него является шелк-сырец.
  • Крэш – материал с жатой структурой и блестящей поверхностью.
  • Стрейч с добавлением лайкрового волокна. Ткань мало мнется и превосходно садится по фигуре.
  • Портьерный атлас, обладающий повышенной прочностью и плотностью, поэтому самый тяжелый.

Любой из представленных видов может отличаться по составу от указанных основ.

Достоинства и недостатки

Плюсы нарядной ткани:

  • Красивый и праздничный внешний вид.
  • Прочность, превышающая креп.
  • Плотность и эластичность.
  • Непрозрачность, что очень удобно в носке. Ведь одежда не требует дополнительного чехла, а шторы надежно защищают комнату от света;
  • Прекрасная драпируемость и податливость при создании различных моделей.
  • Мало мнется.
  • Гигроскопичность, благодаря которой ткань поглощает влагу.
  • Антистатичность, благодаря которой изделия из атласа не накапливают электричество.
  • Материал не притягивает пыль и грязь.
  • Гипоаллергенный атлас не раздражает кожу.
  • Долговечность. Производитель гарантирует длительную эксплуатацию при правильном уходе.

Минусы материала

  • Атлас из натуральных, или искусственных волокон дает усадку под действием высоких температур.
  • Способность тянуться приводит к деформации вещей, особенно из ацетатного шелка.
  • Его трудно кроить и шить, потому что он скользкий и тяжелый.
  • Сыпучесть материала вызывает сложности в работе и при разрыве вещи устранить проблему очень сложно.
  • Портьерный атлас имеет большой вес и требует особого подхода при эксплуатации и уходе.

Где применяется благородная ткань

Атласная ткань используется для пошива одежды, текстиля и не только:

  • Для взрослого и детского белья, ночных пижам и рубашек.
  • Нарядной и праздничной одежды: свадебных и вечерних платьев, костюмов и брюк для мужчин.
  • Платьев, пиджаков, блузок и юбок для повседневной носки.
  • Для мужских жилетов, рубашек и смокингов для торжественного выхода.
  • В качестве подкладки для пальто, жакетов и другой верхней одежды.
  • В красивом домашнем текстиле: шторах, покрывалах, постельных комплектах, праздничных скатертях и салфетках. Из атласа получаются великолепные занавеси с драпировками, красиво переливающиеся при свете.
  • Для элементов отделки и декора.
  • Для театральных и карнавальных нарядов.
  • В производстве аксессуаров и украшений, например, галстуков, шейных платков, перчаток, бантов, лент, шляпок.
  • Прикладное применение в оформлении подарочной упаковки, букетов и композиций.
  • Для декоративной обивки пуфов, стульев, кресел.
  • Обувной атлас применяется для пошива изящных пуантов и танцевальных туфелек. Такой тканью обтягивают вечерние и свадебные туфли.

Как ухаживать правильно

Изделия из атласа требуют деликатного обращения и строго выполнения рекомендаций производителя, указанных на ярлыке. Уход будет зависеть от состава атласной ткани.

Перечень базовых правил:

  1. Для атласа рекомендована ручная стирка. Предварительное замачивание в прохладной воде с порошком поможет лучше снять загрязнения.
  2. Интенсивный отжим, трение и выкручивание при стирке запрещены.
  3. Для стирки выбирать мягкие моющие составы для нежных тканей, предпочтительно жидкие;
  4. Режим машинной стирки – деликатный с минимальным подогревом и без отжима. Лучше от нее вовсе отказаться, чтобы не потерять форму и привлекательность изделия;
  5. Усилить яркость цвета поможет добавление уксуса при полоскании.
  6. Для некоторых видов блестящей ткани используется только сухая чистка, например, для ацетата.
  7. Сушить в машинном агрегате или с применением нагрева запрещено.
  8. Для сушки изделия раскладывают на горизонтальной поверхности, предварительно промокнув влагу полотенцем.
  9. Гладить при минимальном нагреве утюга с изнаночной стороны с проутюжильником. Парообработку применять не рекомендуется.
  10. Для хранения атласных вещей использовать специальные чехлы. Избегать влажных и жарких помещений.

Атлас: свойства и состав ткани, плюсы и минусы материала, уход за атласными изделиями

Атласная ткань имеет достаточно высокую стоимость. Это объясняется красивым внешним видом и износостойкостью атласа. При этом материал достаточно капризен в уходе. Чтобы атласные вещи как можно дольше сохраняли свой первозданный вид, нужно уметь правильно ухаживать за ними. Каков состав атласа? Какими свойствами обладает эта ткань? Какие разновидности материала существуют? Какими преимуществами и недостатками наделены атласные изделия? Как правильно их стирать, сушить и гладить?

Что такое атлас, какова история его происхождения?

Слово «атлас» имеет арабское происхождение и переводится как «гладкий». Это плотное шелковое или полушелковое полотно атласного переплетения, имеющее гладкую поверхность с выраженным блеском. При таком способе плетения нитей уток выходит на лицевую сторону через 5 и более ниток основы. Благодаря этому методу переплетения ткани придается особая гладкость. При этом изнаночная сторона остается матовой и слегка шершавой на ощупь.

Внешне атласное полотно похоже на шелк, однако в отличие от него атлас более плотный. Ткань может быть как абсолютно гладкой, так и иметь рельефный рисунок. Как выглядит этот вид текстильной продукции, можно увидеть на фото.

История атласа началась более 2 тыс. лет назад в Китае. Местные мастера долгое время держали в строжайшем секрете способ изготовления ткани, из которой шили одежду исключительно для членов королевской семьи. Постепенно информация о тонкостях производства атласа распространилась за пределы Китая. Несмотря на это, дефицит ткани не позволял сделать ее использование массовым. Только в прошлом веке благодаря открытию синтетики, сумевшей заменить более ценный и редкий материал, атлас приобрел широкую доступность.

Состав и свойства ткани

Каков сырьевой состав этого вида продукции текстильной промышленности? Изначально при изготовлении ткани использовалась исключительно натуральная шелковая нить. Сегодня данный материал считается самым дорогим. Впоследствии для экономии средств и увеличения эксплуатационных качеств атласного полотна при его производстве стали применять следующие волокна:

  • хлопковые;
  • полиэстеровые;
  • вискозные;
  • нейлоновые;
  • ацетатные.

Ацетатный атлас

С помощью современных технологий сегодня такую ткань можно создавать исключительно из синтетического сырья без использования шелковых нитей. Для атласной ткани характерны следующие свойства:

  • прочность;
  • гигроскопичность (при нормальной влажности воздуха уровень этого показателя полотна с шелком в составе равен 11%, при повышенной влажности он повышается до 40%);
  • гипоаллергенность и экологичность – речь идет о натуральной ткани;
  • драпируемость;
  • воздухопроницаемость;
  • износостойкость.

Атласное платье

Разновидности атласа и их описание

Существует много видов ткани. Она бывает гладкокрашеной (полотно имеет однотонную гладкую структуру) и узорчатой. По способу нанесения рисунка второй вариант материала делится на:

  • вышитый – при нанесении узора используется специальное оборудование;
  • печатный – красящее вещество наносится с помощью принтера или вала;
  • тисненый – предполагает выдавливание рисунка гравированным термовалом;
  • жаккардовый – при нанесении узора применяется метод плетения нитей.

Атласный жаккард

В зависимости от технологии окрашивания ткань делится на следующие виды:

  • ментенон – имеет рисунок в форме оттиска на однотонном полотне;
  • трианон – при изготовлении применяется контрастный метод, когда на темную поверхность наносится светлый узор, или наоборот;
  • помпадур – на темном фоне золотой нитью вышивается орнамент.

Ткань также делится на:

Креп-атлас

  • Креп-атлас. Двустороннее мягкое полотно с выраженным блеском. Имеет умеренную жесткость и шероховатость. Креп получается в результате тугого скручивания поперечных волокон.
  • Сатин. Натуральный материал, содержащий хлопковое и шелковое сырье.
  • Дюшес. Плотное и жесткое полотно.
  • Корсетный атлас. Благодаря формоустойчивости используется для пошива свадебных платьев.
  • Дюпон. Отличается высокой плотностью и сильно выраженным блеском.
  • Тафта. Легкое, но прочное полотно, обладающее своеобразным переливающимся блеском.
  • Антик. Имеет текстурную структуру. Получается в результате поочередного переплетения толстых и тонких участков из уточных нитей.
  • Русский атлас. Изготавливается из шелка-сырца и обладает мелким переплетением ниток.
  • Крэш. Представляет собой жатое полотно с выраженным блеском.
  • Стрейч. Содержит лайкру. При описании этого вида ткани отмечается, что она не мнется и прекрасно садится по фигуре.
  • Портьерный атлас. Эта ткань плотнее и прочнее остальных разновидностей атласа.

Портьерный атлас

Области применения ткани

В каких сферах применяется данная ткань? Благодаря превосходным характеристикам атлас используется для пошива:

В чем плюсы и минусы материала?

К преимуществам ткани относятся:

  • высокие эстетические свойства;
  • гипоаллергенность – обладает пылеотталкивающей способностью;
  • гигроскопичность – превосходно впитывает и удерживает в волокнах влагу;
  • воздухопроницаемость – пропускает воздух, позволяя коже свободно дышать;
  • антистатичность – не электризуется;
  • износостойкость – долго не изнашивается, позволяя изделию сохранять первоначальные свойства в течение всего срока эксплуатации вещи;
  • непросвечиваемость – одежду из атласа можно носить без подклада;
  • драпируемость – создает естественные мягкие складки.

Юбка из атласа синего цвета

Какая бы вещь ни была сшита из этой ткани, она обладает некоторыми недостатками:

  • поддается усадке при воздействии высоких температур;
  • имеет «сыпучую» структуру, поэтому при нарушении целостности полотна починить его не представляется возможным;
  • предрасположенность к деформации из-за способности растягиваться по длине и ширине;
  • из-за скользкой поверхности и сыпучести затрудняет раскрой и пошив;
  • тяжесть портьерного материала, создающая трудности в процессе эксплуатации.

Уход за атласными изделиями

Чтобы изделия из этого материала как можно дольше сохраняли свои первоначальные качества, за ними нужно правильно ухаживать. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  • Стирать руками, предварительно замочив в холодной воде. Стирка в стиральной машине не возбраняется только при условии применения деликатного режима. При последнем полоскании в воду можно добавить немного уксуса. Полоскание в слабоконцентрированном уксусном растворе поможет усилить яркость цвета.
  • При стирке использовать только мягкие моющие средства. Запрещено применять хлорсодержащие и отбеливающие гели и порошки.
  • Не тереть и не отжимать. Рекомендуется дать воде стечь с вещи естественным путем, после чего разложить ее на горизонтальной поверхности, тщательно разгладив. Перед этим следует с обеих сторон осторожно промокнуть ее чистым полотенцем.
  • Гладить теплым утюгом с изнаночной стороны. При глажке таких деликатных изделий лучше использовать проутюжильник. Чтобы погладить изделие из атласа, рекомендуется выбрать режим «шелк» или «шерсть». Отпаривать этот материал нельзя.
  • Хранить в специальных отдельных чехлах в сухом прохладном помещении. Влажная и слишком теплая среда пагубно влияет на изделия из этого материала.
  • Изделия из полотна, содержащего синтетические волокна, чистить исключительно сухим способом. Их чистку лучше доверить профессионалам.


Ссылка на основную публикацию