Аксамит, что за ткань: свойства и состав

Ткань аксамит: роскошь Византии в наше время

Аксамитами называли все тяжелые плотные ткани, выполненные из шелка и дополненные вышитым золотыми или серебряными нитями орнаментом. Относятся к роду парчовых. Они могут быть гладкими, ворсистыми или петельчатыми, но обязательно ткутся из двух основных и четырех уточных нитей, откуда и происходит такое название: hex на греческом означает «шесть», mitos — «нити», вместе hexamitos — «шестинитка». Этот способ переплетения позволяет выдерживать металлические нити.

История Аксамита

Такой материал появился еще в древние времена, тогда производство было ручным, использовались исключительно натуральные волокна. В Византии до 10 века была монополия на производство аксамитовых тканей, также их запрещали вывозить. С 11-12 веков их стали продавать, но в ограниченном количестве. В Древнюю Русь они попали через Польшу в качестве даров.

Вместе с арабским владычеством этот роскошный материал распространился по всей средиземноморской Европе. Знаменитыми стали и венецианские аксамиты с драгоценной металлической нитью.

На изготовление метра такого материала уходило несколько месяцев, поэтому он был дорогим и использовался для пошива одежды царских особ и духовенства, князей и бояр и убранства дворцовых комнат. Говоря о стоимости аксамитов, вполне применимо выражение «цена на вес золота».

На Руси ткань пользовалась популярностью вплоть до 18 века, затем интерес к ней угас и временно возродился в конце 19 столетия. Тогда было приказано изготовить аксамит для церемоний коронования Николая II. Торгово-промышленный дом «А. и В. Сапожниковы» (Москва) являлся лучшей мануфактурой того времени. Они соткали прекрасный петельчатый аксамит, из которого сшили одежды для иерархов православной церкви, принимавших участие в церемонии. На нем были изображения двуглавых орлов. До этого в России такую ткань лишь имитировали.

Виды и особенности производства

Существует два вида аксамитов: византийский и венецианский (итальянский, флорентийский).

Византийский

Ткачество в Византии было хорошо развито еще в 5-6 веках. Там ткали двустороннее полотно сложносаржевого переплетения. Его особенностью было наличие двух основ. Одна основа переплетается с утком лица и изнанки и создает структуру ткани. Вторая же основа не переплеталась с утками, а свободно лежала между ними. Она делала ткань более прочной и тяжелой.

Такие ткани не содержали золотые нити, но были украшены вышивкой с изображениями животных, растений, ангелов и святых.

Венецианский

С 15 века популярность приобрели дорогие шелковые аксамиты, произведенные лучшими мастерами Флоренции и Венеции (к тому времени византийский шелк уже не производили). Характерной чертой этих полотен было наличие рельефного орнамента из золотой или серебряной нити.

Гладкой основой (землей) был плотный шелк, скреплявший три сквозных утка:

    толстый пучок из нескольких десятков невыделанных нитей шелка-полусырца. Он образует вместе с основой плотную ткань саржевого переплетения; тонкие нити желтого шелка. Служит фоном для третьего; третий — нити пряденого золота (очень тонкие шелковые или льняные нити, обвитые золотой проволокой).

Орнамент мог быть плоским или петельчатым. Считалось, что чем он объемнее, тем роскошнее и богаче ткань. Петельчатый узор создавался при помощи гладкого скользящего прута (булавки, спицы). Сначала прут оплетался драгоценной нитью, а когда ряд был закончен, вытаскивался, и оставался объемный узор. Чаще всего объемным (петельчатым) был только контур. Над созданием узоров трудились лучшие художники. Основа могла быть любого цвета, но в основном это были зеленый, темно-красный или желтый. Преобладали растительные и животные орнаменты: крупные цветы и листья, львы, грифоны, геральдические элементы.

Свойства

Главным достоинством аксамита, безусловно, является его красота и оригинальность, особенно, если на нем присутствует рельефный золотой узор, создающий неповторимую игру светотени.

Основные характеристики ткани:

    прочность. Саржевое переплетение обеспечивает аксамиту очень высокую степень прочности на разрыв; износостойкость и долговечность. Аксамит — ткань, практически не поддающаяся истиранию благодаря наличию ворса. До наших дней сохранились многочисленные наряды 15 и 17 веков. Они хранятся в музеях и все так же прекрасны; большой вес. Весили изделия из этого материала очень много. Иногда их было тяжело даже поднять; жесткость и одновременно гибкость. Ткань позволяла кроить и шить одежду и головные уборы, при этом хорошо держала форму, не сминалась и не образовывала подвижные складки, благодаря чему такая одежда считалась символом величия и твердости.

Применение

    Из аксамита шили церковные убранства для духовенства, одежду для царских особ, великих князей и знатных бояр. В царских покоях и в казне всегда хранилось несколько готовых одежд из этого материала, для того чтобы их можно было надевать во время торжественных церемоний. Также одежду из аксамита шили для послов и других важных людей, представлявших страну в чужих землях.

В наше время ткут имитацию аксамита. Используются натуральный или искусственный шелк и нити, имитирующие золотые. Из таких тканей шьют дорогие портьеры для роскошных интерьеров особняков, музеев и театров.

Аксамит — ткань с богатой историей и настоящее произведение искусства, признанное во всем мире.


divanna

СОДЕРЖИМОСТЬ

Оплечье саккоса. Бархат аксамиченный. Италия, XVI в.

Аксамит. Загадочное слово, таинственный смысл которого неясен до сего дня. Ученые спорят о происхождении, названии и способах выделки драгоценной ткани. Одни исследователи связывают аксамит с греческим examiton (что переводится как ткани из 6 нитей). Другие относят этот термин к латинскому слову, обозначающему то бархат, то атлас, то парчу.

В полумраке музейного хранилища аксамит тускло мерцает золотом на красном шелке. В ярко освещенных выставочных залах золотое узорочье блистает, притягивает взгляды любопытных. Кажется, что перед нами работа злато-кузнеца или искусное шитье. Однако это ткань, выполненная ручным способом из шелковых, золотых и серебряных нитей.

История аксамита, его появления в Киевской Руси и Московском государстве очень занимательна. В давние языческие времена восточные славяне, обитавшие по берегам великих рек, на пути из Варяг в Греки, не раз сталкивались с богатыми купеческими караванами. Уже тогда их внимание привлекали драгоценное оружие, украшения и великолепные узорные ткани. В Х веке, после принятия князем Владимиром христианства по греческому обряду, связи с Византией усилились и окрепли. Киев стал спорить с Константинополем в роскоши убранства. Вместе с греческими священниками в русские земли приходили строители, художники, книжники, ювелиры. Драгоценные ткани играли далеко не последнюю роль в торжественном православном обряде.

Среди многочисленных узорных шелков, привозимых иноземными купцами из стран Востока и Запада, аксамит ценился особенно высоко. Документы, датированные 1164 годом, сообщают, что князю Ростиславу греческий царь прислал «дары многие: аксамиты и поволоки и вся узорочья разноличныя». Аксамитами в Византии назывались лучшие сорта шелковых тканей. В их узорах золотом вытканы геральдические орлы и грифоны, симметричные, размещенные в кругах с растительным и геометрическим орнаментом. Куски подобной ткани были извлечены из гробницы князя Андрея Боголюбского и хранились в Успенском Соборе города Владимира.

К XV веку техника изготовления этих византийских тканей была забыта, но название «аксамиты» сохранилось и перешло в Италию. Мастера из Флоренции и других центров ткали очень сложные в техническом отношении и замечательные по художественному впечатлению материи. Итальянский аксамит настолько высоко ценился, что из него шили (раньше употребляли более емкое и точное слово – строили) самые парадные царские одежды и облачения высших иерархов церкви. Знаменитый саккос патриарха Тихона (хранится в Оружейной палате) датируется 1654 годом. Стан саккоса из итальянского аксамита покрывают великолепные украшения. Вес облачения достигает 24 килограмм, из них половина приходится на ткань.

Аксамит петельчатый. Италия, XVII в.

Аксамит напоминает тонкий металлический лист. В его основе – очень плотный цветной шелк. Чаще других встречаются зеленый или темно-красный (червчатый) цвет, реже желтый. Эта основа служит скреплением для трех сквозных утков. Первый уток из шелка-полусырца пробрасывается толстым пучком в несколько десятков несученых нитей и саржевым переплетением образует с основой очень плотную ткань. На нее наложено еще два утка: один из тонкого желтого шелка, редким слоем, служащим фоном для третьего утка из нитей пряденого золота. Аксамиты бывают гладкими, с особой плоской выработкой узоров. Но чем лучше, чем богаче аксамит, тем значительнее и пышнее его орнамент. Образуется он из петель различной величины. При изготовлении петельчатого аксамита пряденое золото оплетает металлический прут (булавку). Когда ряд петель закончен, зёв ткацкого стана закрывают, и прут вытаскивают. Выделка аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности. Орнамент для этих ткачей создавали художники, безупречно владеющие искусством сложного плоскостного растительного орнамента, с массивными цветами и листьями, с геральдическими элементами – коронами, вазонами и т.д.


Саккос. Аксамит петельчатый. Россия, 1896 г.

На Руси аксамиты воспринимали как образы высокого искусства. В Царицыной мастерской палате вышивальщицы подражали аксамиту, имитируя иглой не только мотивы великолепных узоров, но и строение ткани, воспроизводя петли и «землю». Возникло выражение «шитьё на аксамитовое дело», вошедшее в язык официальных описей XVII века. В XVIII столетии аксамит уходит из церковного и царского быта. Последний всплеск интереса к аксамиту возник в конце XIX века в связи с коронацией Николая II этому событию лучшая парчовая мануфактура России, принадлежавшая купцам Сапожниковым, выткала ткань, повторяющую древний «петельчатый аксамит» с изображением двуглавых орлов. Ткань шла на церковные облачения православных иерархов, участвующих в коронации. Сделано это было с неподражаемым мастерством и блеском.

Ольга Гордеева

На иллюстрациях вещи из собрания ГМИ, фото: В.Мочуговский
«ТекСтиль», октябрь-декабрь 2000 г.

Ткани на А

Авизент
тяжелая хлопчатобумажная техническая ткань для оснащения парашютов.

Ажур
(франц. ajour, от ajourer — делать сквозным), тонкая кружевная ткань (например, ажурные чулки)

Аксамит
устаревшее название драгоценных тканей ручной выработки. В словарных изданиях, причем в столь авторитетных, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля (М., 1978. Т. 1. С. 8) и «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера (М., 1987. Т. 1. С. 66), можно встретить более узкое толкование термина «аксамит» как синонима слову бархат. Действительно, в описях наследственного имущества или приданого в XVIII веке, например, под аксамитом понимали ткани в технике петельчатого бархата. До нашего времени дошло в хорошей сохранности много старинных тканей и костюмов из них. Одной из лучших коллекций мирового значения является собрание костюмов и тканей XVI–XVIII вв. из Государственной Оружейной палаты Московского Кремля.

Читайте также:  Кленовый лист из бумаги: мастер-класс по технике оригами

В 1884–1893 гг. была издана «Опись Московской Оружейной палаты» (ч. I–VII), которая включала сведения из архивных документов XVI–XVII вв., донесших до нас записи, сделанные приказными дьяками при поступлении в царскую казну тканей из Ирана и Турции, Франции и Италии. Из этих записей явствует, что ворс бархатов-аксамитов сделан из пряденого (т.е. уплощенного) серебра и золота. Был и термин «аксамиченый» – под ним подразумевали ткани в парчовой технике. Вероятнее всего, различие между аксамитом и алтабасом заключается в том, что последний изготавливался с применением волоченой (т.е. круглой в срезе, проволокоподобной) металлической нити (такое определение использовано в работах сотрудников Государственных музеев Московского Кремля). Эту тяжелую, негнущуюся ткань употребляли только для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам и алтабасам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали, – шелк и драгоценные металлы. Аксамит известен на Руси не позднее XII века. Упоминание о нем есть еще в «Слове о полку Игореве» в написании «оксамит». До начала XVIII века все драгоценные ткани ввозились в Россию в качестве посольских даров, закупок для нужд царского двора и духовенства сначала из Византии, затем из Ирана и Турции, позднее – из Италии и Франции.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 19-20.

Активные красители
органические красители (моноазокрасители, фталоцианиновые, антихиноновые и другие), молекулы которых содержат атомы или атомные группировки, взаимодействующие с функциональными группами волокна с образованием прочных ковальных связей. Образуют яркие окраски, устойчивые к мокрым обработкам. Применяются для крашения целлюлозных волокон, шерсти, натур. Шелка, реже – полиамидных волокон.

Александрийка
или Александрейка, Александровка, Ксандрейка, Касандровка – хлопчатобумажная ткань красного цвета. Основным местом производства александрийки в XIX веке была Александровская мануфактура близ Петербурга, основанная в 1798 году. Изготовлялись здесь главным образом дешевые хлопчатобумажные ткани, предназначавшиеся для сбыта среди крестьянской и городской бедноты. Однако название ткани появилось в России много раньше организации Александровской мануфактуры. Скорее всего, название связано с первоначальным местом производства – г.Александрией в Египте, широко известным своим развитым текстильным производством. В XIX веке существовала также ткань французского происхождения – александрин – из смеси льна и хлопка, обычно полосатая, которая имела хождение у более состоятельных людей даже после того, как было налажено ее производство в России. Кроме того, в первое десятилетие XIX века модным украшением для дамских платьев и причесок был букет, называемый «александровским».
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 20-21.

Амины
органические соединения, продукты замещения атомов водорода в аммиаке на органические радикалы. По числу замещенных атомов водорода подразделяются на первичные RNH2, вторичные R2NH и третичные R3N(R=CH3-, C6H5 – и др.), по числу аминогрупп (-NH2) в молекуле А. – на моно-, ди-, три-, тетраи полиамины. Обладают свойствами оснований: с к-тами образуют соли. Применяются в производстве красителей, лекарственных средств, пластмасс, химических волокон. См. Анилин, Бензидин, Гексаметилендиамин, Дифениламин, Толуидины.

Анилин
(франц. Aniline, через португ.anil, от араб. Ан-нил – индиго: впервые Анилин был получен из индиго) С6Н5NH2вязкая бесцветная жидкость, темнеющая на свету и воздухе; t кипения 184,4оС. применяется в производстве красителей, фармацевтических препаратов, ВВ, синтетических смол, ускорителей вулканизации и т.д.

Анилиновый черный
краситель, который образуется в результате окисления анилина непосредственно на волоке в кислой среде. Таким способом окрашивают хлопок, шерсть, мех. Окислением анилина получают также пигмент глубоко – черный, используемый для крашения пластмасс, при изготовлении копировальной бумаги, лент для пишущих машин и т.д.

Армяк
(тюрк.), 1) верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, употреблявшаяся в прошлом (с 15—16 вв.) русскими крестьянами (особенно Урала и Поволжья); в 19 веке армяк — преимущественно кучерская одежда. 2) Армяк, или армячина, — различного качества ткани из верблюжьей шерсти, изготовлявшиеся некоторыми тюркоязычными народами (татары, казахи), монголами и др. 3) Особая шерстяная ткань, употреблявшаяся в России (до 1866 года) для изготовления мешков для артиллерийских зарядов.
Источник: Большая советская энциклопедия

Атлас
(буквально гладкий) – шелковая или полушелковая (с введением шерстяного или льняного утка) ткань атласного переплетения с глянцевитой лицевой поверхностью. Позднее появился хлопчатобумажный атлас. Соотношение одного хода утка к основе начинается от 1:5, т.е. уток выходит на поверхность не менее, чем через пять нитей основы, а затем снова исчезает, чем и достигается особая гладкость ткани. Атласное переплетение, как предполагают многие специалисты, было первоначально достижением китайских ткачей, работавших с шелком. Необычная тонкость шелковых нитей делала почти невидимыми места пересечения утка с нитью основы.

Позднее вместе с технологией выращивания и обработки тутового шелкопряда по Великому шелковому пути атласная техника распространилась и в другие страны – через Среднюю Азию на Ближний Восток и Европу. Особого расцвета атласное производство достигло в Иране в XVI–XVII вв., откуда и шли на Русь посольские дары – знаменитые «лицевые» ткани (так называли на Руси шелковые атласы и другие материи с изображением человеческого лица, с орнаментом в виде человеческих фигур и жанровых композиций). Во времена Бориса Годунова ткани атласного переплетения были известны под названием «отлас». Известны атласы гладкие – без узоров; узорчатые, муаре, тяжелые, легкие и т.д. Атлас использовали для изготовления одежды, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. В первое десятилетие XIX века атлас почти не носили женщины, хотя в мужской одежде того времени он находил применение. Но начиная с 20-х гг. вплоть до конца XX столетия атлас не выходил из моды, появляясь то в одном, то в другом качестве.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 29-30.

Атласное переплетение
один из видов переплетения нитей в тканях.

Ацетатные волокна
один из основных видов искусственных волокон; получают из ацетилцеллюлозы. В зависимости от типа исходного сырья различают триацетатное волокно (из триацетилцеллюлозы) и собственно ацетатные волокна (из частично омыленной, т. н. вторичной, ацетилцеллюлозы). Ацетатные волокна формуют из растворов ацетилцеллюлозы в органических растворителях (триацетилцеллюлозу — в смеси метиленхлорида и спирта, вторичную ацетилцеллюлозу — в ацетоне), обычно по так называемому сухому методу.

По этому методу получают филаментные нити, так называемый ацетатный шёлк. При получении ацетатного штапельного волокна формование ведут по сухому или мокрому методу (о методах формования волокон см. Волокна химические). Ацетатные волокна вдвое превосходят вискозные и медноаммиачные волокна по эластичности; поэтому ткани из них отличаются пониженной сминаемостью. Кроме того, ацетатные волокна приятны на ощупь, мягки, обладают способностью пропускать ультрафиолетовые лучи. Окрашиваются ацетатные волокна только специальными типами красителей, которые непригодны для большинства других волокон.

Это даёт возможность получать разнообразные колористические эффекты на изделиях из смеси ацетатных волокон и волокон других типов. Триацетатное волокно характеризуется более низкой гигроскопичностью, но большей эластичностью и меньшей сминаемостью, чем изделия из ацетатных волокон. При 65%-ной относительной влажности триацетатное волокно сорбирует 2,5—3% влаги, а ацетатное 6—7% . Прочность при разрыве ацетатных волокон невысока (разрывная длина 11—13 км). Потеря прочности при испытании в мокром состоянии для ацетатных волокон составляет 40—45%, а для триацетатного 15—20%.

Ацетатные волокна характеризуются недостаточно высокой термостабильностью: выше 160—170°C изменяется форма изделий из этого волокна, при 210°C начинается его термический распад. Поэтому изделия из ацетатных волокон можно гладить только через влажную ткань. Ацетатные волокна малоустойчивы к действию даже разбавленных растворов щелочей. К недостаткам изделий из ацетатных волокон относятся также низкая устойчивость к истиранию и высокая электризуемость. Для устранения этих недостатков используют методы химические модификации ацетилцеллюлозы. Основные области применения ацетатных волокон — изготовление изделий широкого потребления (верхней одежды, дамского нижнего белья, подкладочных и плательных тканей). Ацетатное штапельное волокно применяют для частичной замены шерсти при изготовлении тонких сукон и некоторых трикотажных изделий. Использование ацетатных волокон позволяет снижать сминаемость изделий. Триацетатные гидрофобные нити применяют как электроизоляционный материал.

Производство ацетатных волокон до 1957 года бурно развивалось благодаря безвредности и простоте производства, ценным свойствам этих волокон, а также дешевизне исходного сырья. В дальнейшем развитие производства ацетатных волокон замедлилось в связи с появлением новых ценных типов синтетических волокон. Лит.: Роговин З.А. Основы химии и технологии производства химических волокон. 3-е изд. Т. 1. М.—Л., 1964. С. 573; Костров Ю.А. Химия и технология производства ацетатного волокна. М., 1967 (библ.). З.А.Роговин.
Источник: Большая советская энциклопедия

nickfilin

Исторические записки

Аксамит (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) – а) в древней Руси до XV века, самый дорогой сорт многоцветного византийского шелка, производимый на основе саржевого (диагонального) плетения в шесть нитей (2 нити основы – 4 цветных нити утка). б) В XV-XVII веках – получившие это имя дорогие итальянские шелка, вытканные золотыми и серебряными нитями, украшенные сложным растительным узором из золотого и серебряного ворса (петельчатый аксамит).

а) Византийские аксамиты

Аксамиты известны на Руси не позднее XII века. Этот редкий вид ткани служил для убранства храмовых и дворцовых зал, покровов гробниц, изготовления парадной одежды.

На Руси такие ткани были редки. Производство аксамитов в Византии было монополией государства. В X веке вывоз их был запрещен, а в XI-XII вв. они вывозились в ограниченных масштабах. Одним из важных источников поступления этих дорогих тканей на Русь были посольские подарки. Так под 1164 г. Ипатьевская летопись сообщает: «и присла цесарь дары многы Ростиславу: оксамиты и паволокы, и вся узорочь разноличная».

В XII веке парадные одеяния из аксамитов использовались не только князьями, но и боярством. Так в Лаврентьевской летописи под 1175 г. убийцу Андрея Боголюбского, ключника Амбала, упрекают в том, что стараниями убитого им господина, наряжен был в аксамиты:

«И рече Амбалъ: Иди прочь, мы хочем выверечи псомъ [выбросить тело князя Андрея псам – Н.Ф.]. И рече Кузмище: О еретиче, уже псомъ выверечи. Помнишь ли, жидовине, въ которыхъ порътѣхъ пришелъ бяшеть [язычник, в какой одежде пришел – Н.Ф.]? Ты нынѣ в оксамитѣ стоиши, а князь нагъ лежить».

Читайте также:  Подборка идей и советов по декорированию дома

Рис. Благовещение. Аксамит. Византия. 7-8 век.

О них известно автору «Слова о полку Игореве», как о дорогой ткани, захваченной у половцев: «помчаша (русичи) красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты».

При изготовлении аксамитов использовалась сложносаржевая техника. В отличие от обычного, полотняного плетения, когда уток и основа пересекаются через раз (рис. а), и простой саржевой техникой, когда основные и уточные перекрытия располагаются со сдвигом на одну нить и образуют на поверхности ткани диагональные полосы (рис. б), в Византии уже в V—VI вв. приступили к выработке плотных двусторонних материй сложносаржевого переплетения. Характерной особенностью этого сорта тканей (рис. в) является наличие двух основ, из которых одна, коренная, создает структуру ткани, переплетаясь как с лицевым, так и с изнаночным утком, а вторая, внутренняя, не участвует в переплетении и свободно лежит между двумя утками: назначение ее состоит главным образом в том, чтобы уплотнить ткань, сделать ее более тяжелой и прочной.

То что византийские аксамиты, поставлявшиеся в Древнюю Русь не имели вид парчи (сплошь шитой золотом ткани) показывают как исследования византийских образцов (золотая нить в утке отсутствует, золотые кайма и узоры представлены вышивкой), так и описания аксамитов, сохранившиеся в древнерусских источниках. Так в духовной грамоте 1486 г. князя Михаила Верейского перечисляются аксамиты разных цветов: «аксамит синь, аксамит черн, аксамит зелен, аксамит червчат».
Византийские аксамиты в большинстве своем представлены тканями с узорами и рисунками. Значительную часть их составляли ткани со звериными рисунками. Главные мотивы звериных рисунков заимствованы видимо из Персии; таковы: грифы, львы, орлы, расположенные или в одиночку, или попарно, на сплошном фоне или в кругах с растительным орнаментом. Встречаются также изображения Богородицы, ангелов, святых и цветов (лилий).

Сохранившиеся образцы аксамита этого времени из Древней Руси представлены к сожалению истлевшими фрагментами ткани их кладов и гробниц.

б) Итальянские аксамиты

После гибели Византии и прекращения там производства шелка, в XV веке название аксамит перешло на дорогие шелка, изготовление которых было налажено во Флоренции, Венеции и других городах Италии. Так уже в 1437 году, например, инок Симеон Суздальский, в своем описании путешествия в Италию, между прочим замечает, что во Флоренции «делают камки и аксамиты со златом» (Сахаров. Путешествия русских людей. Спб., 1839, ч. II, cтр. 5).


Рис. Петельчатый аксамит. Фрагмент петельчатого рисунка. Фелонь из петельчатого аксамита. Начало XVII века

В отличие от византийских, итальянские аксамиты ткались с использованием золотых и серебряных нитей. Основу ткани составлял цветной шелк темно-красного, зеленого или желтого цвета. По ней саржевым (диагональным) плетением накладывались утки желтого цвета, которые служили фоном идущему вслед за ними утку с пряденой золотной нитью (т.е. металлической уплощенной проволокой, перевитой с шелковой ниткой). Так готовился золотистый гладкий фон (земля) с плоскими травными узорами.

Важнейшие рельефные части узора (цветы, короны, венцы, вазоны, листья) создавались из золотого или серебряного петельчатого ворса (петельчатый аксамит). При изготовлении петельчатого аксамита в плетение с золотной или серебряной нитью вставлялась булавка. Когда ряд петель закончен, ее вытаскивали, оставляя незатянутые петли. Выделка такого сорта аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности и мастерства. Говорили: «Без матери младенца не утешишь, без мастера аксамит не уложишь» (пословица XVII в.).

Получалась тяжелая, негнущаяся и чрезвычайно дорогая ткань, употреблялась в основном для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали – шелк и драгоценные металлы. Так, например, саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) патри­арха Никона, шитый в 1654 г. из петельчатого итальянского аксамита из-за тяжести ткани и нашитых на нее золотых пластинок и драгоценного камня весил 24 килограм­ма и стоил, по словам Павла Алеппского 30 000 динаров.

Набольшее распространение изделия из итальянского аксамита получают в России в XVII веке. В это время их убранство достигает наибольшей пышности. В XVIII веке употребление их постепенно сходит на нет.

Аксамит – ткань для пошива роскошной одежды

Под аксамитом (с греч. шесть + нить) понимается тяжелая шелковая ткань, расшитая металлизированной нитью. Название считается устаревшим и практически не используется в современном языке. Ткань аксамит относилась к дорогим и шла для изготовления нарядной одежды. Носить подобные вещи могли церковные лица и представители знати, но только по особым случаям.

Что такое аксамит

Определимся, что такое аксамит – это ткань, сотканная из 4 уточных и двух основных нитей. Дословное значение слова «аксамит» – шестинитка. Такая редчайшая ткань упоминается в тексте «О полку Игореве». В прежние времена она считалась признаком роскоши и избранности. Со временем значение аксамита изменилось – так стали называть всякий плотный материал с металлизированным расшитым узором. Многие путают аксамит с бархатом, но это разные ткани, несмотря на некоторое внешнее сходство.

Сейчас аксамит в продаже не встречается, но в швейном деле используют аналоги этого материала – расшитую парчу и плотный шелк с вышивкой.

Виды и техника расшивки аксамита

Плотный шелк часто имел темный фон и золотистые либо серебристые узоры. Пурпурный аксамит выбирали коронованные особы, а цвет церковного одеяния был приглушенным. Тяжелый шелк, используемый в интерьере, мог иметь богатую палитру. Но главное отличие между разновидностями крылось в ткацкой технике. В этой связи выделяют византийский и венецианский стиль.

Аксамит использовался для церковного одеяния

Византийский

Сложносаржевое плетение с двумя основами было распространено в Византии еще в V – VI вв. Шестинитки, изготовленные подобным образом, шли на пошив облачения священников, императоров. Первоначально золотые нити в состав материала не входили, но использовались для отделки. Византийский шелк украшала сложная вышивка с изображениями флористической и животной тематики. Одеяния для священников расшивались ангелами и святыми, что соответствовало назначению.

Венецианский

На смену византийскому шелку пришел венецианский, он же флорентийский. Его также украшала вышивка растительной тематики, но не менее популярными были виньетки и геральдические элементы. Шестинитки подобного рода набрали популярность в XV – XVI вв.

Венецианский материал был представлен двумя видами: гладкий и петельчатый. Первый относился к простым. Второй могли себе позволить только богатые и влиятельные люди. Полностью петельчатая материя встречалась редко, что было обусловлено не только высокой стоимостью, но и целесообразностью – объемные узоры эффектно смотрелись на гладком фоне и выглядели выразительно.

Современный

Нынешние варианты шестинитки имеют в своем составе полиэфирные волокна и вискозу, хотя также выглядят благородно, дорого и отличаются завидным весом. В Москве удастся приобрести узорчатую ткань из Италии. Можно заказать образцы по индивидуальному дизайну.

Свойства

Материал на основе натурального шелка обладал уникальными характеристиками. В отличие от современных разновидностей шелковых тканей, он поражал фантастической устойчивостью к истиранию. Этому способствовали особое переплетение нитей и наличие ворса.

Среди прочих свойств материала:

  • прочность на разрыв – достигается за счет усиленного саржевого переплетения;
  • долговечность – ткань не портится от времени, что доказывают музейные образцы 500-летней давности;
  • жесткость – аксамит держит форму, не сминается;
  • громоздкость – аксамит весит много, что не позволяет долго носить из него одежду. Иногда массивные вещи трудно бывает даже поднять;
  • гибкость – благодаря этой особенности, из ткани получаются изделия сложной формы, например, головные уборы.

Применение

Что можно сшить из аксамита – платье, верхнюю одежду, предметы интерьера? Да все, что угодно! Но только удобством подобные вещи отличаться не будут. Платье из аксамита выйдет тяжелым и жестким, хотя раньше шили одежду для духовенства, коронованных особ и знати.

Можно ли сшить из аксамита портьеры или шторы? Ткань годна и для этого, но в современном варианте используют аналоги шелковой шестинитки, которые легче, дешевле и проще в уходе. Подобные изделия подходят для декорирования театральных залов, интерьеров элитных домов.

Аксамит, что за ткань: свойства и состав

искусственное волокно из синтетического полимера

золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей – двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити

1) натуральное шерстяное волокно из альпаки; 2) животное, из которого получают шерсть

Шерсть или пух живущего в неволе ангорского кролика. Разводят во Франции, Англии, Германи и

по-арабски “гладкий”. искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне

волокно, полученное в результате синтеза натурального полимера эфира целлюлозы

мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом
(велюр – французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка
очень тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, хлопчатобумажная, льняная или шелковая, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Высокая прочность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью достигается за счет скрупулезного соблюдения одинаковой толщины основы и утка при использовании любого сырья
легкая ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи
капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань
грубая, плотная, непромокаемая ткань, пропитанная особым составом, применяется при изготовлении непромокаемой одежды
преимущественно шерстяная, тканаяиз буклированной нити пальтовая или костюмная ткань. Буклированная нить сузелками и петлями разной величины придает ткани характерную рельефность.Встречаются буклированные ткани из хлопчатобумажных и синтетических волокон
мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани – бумажная. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами. Ворсованная сторона напоминает фланель

толстая хлопчатобумажная тканьполотняного переплетения, отбеленная, гладкокрашенная или набивная. Широкая бязь называется “полотно”. Используется в основном для изготовления постельного белья

Читайте также:  Как отстирать кровь с одежды и любой поверхности

ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен

общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет. Велюр – ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом

подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет

вязкая масса, получаемая из древесной целлюлозы при обработке ее сероуглеродом и едким натром; применяется для изготовления искусственного вискозного шелка, искусственной шерсти и т.д. Вискоза – самое натуральное из всех химических волокон. В зависимости от назначения вискоза изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность

длинная, тонкая, гибкая цельная структура, у которой длина значительно превышает толщину

прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка

шаблон для раскроя ткани. Во времена существования цехов ремесленников являлась цеховой собственностью и тщательно оберегалась от копирования

шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная, непромокаемая ткань саржевого переплетения со специальной пропиткой. Для нее характерен резко выраженный диагональный рубчик, образуемый очень частым переплетением основных и уточных нитей. Применяется для пошива костюмов и легких пальто

шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонко скрученного хлопка, в которой две нити основы переплетаются с одной нитью утка и не уплотняются при этом. За счет пространства между нитями газ вырабатывается легким и полупрозрачным

кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. Изготавливался из тончайших хлопчатобумажных или шелковых ниток. Сейчас гипюр производят машинным способом

художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов – мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями. Для орнаментов используются разнообразные мотивы, подражающие коврам-картинам XV-XIX века

мелкие, поставленные на ребро складки на ткани, полученные путем специальной термической обработки

первоначальное название хлопчатобумажной джинсовой ткани, плотной и прочной. Ее производство было начато в конце XIX века в г. во Франции. У денима окрашена только нить основы, а уточная нить – белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная – белая

название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее

плотное тяжелое двойное сукно, сильно увалянное, с односторонним или двусторонним ворсом, как из чистошерстяной пряжи, так и с утком из хлопчатобумажных нитей. Тяжелые сукна из двойной основы и утка использовались только для верхней мужской и женской одежды, в частности пальто

ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем

мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды

тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки

прореженная ткань для вышивания шелками и шерстью

синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью

мягкая полушерстяная или полушерстяная камвольная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Наиболее популярным изделием из нее являются шали

очень тонкая редко тканая полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, цветная, узорчатая или с вышитым орнаментом

хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Нити основы и утка довольно толстые, что отличает коленкор от подобных тканей. Коленкор выпускали одноцветным, белым или цветным , а клей или крахмал, используемые для пропитки, придавали ему глянец

для изготовления крепа основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток – из слабо скрученной пряжи, благодаря чему поверхность ткани получалась неровной, шероховатой, покрытой небольшими бугорками или морщинистой

синтетическое волокно, которое используется в производстве чулок, колготок, лосин. Оно обеспечивает идеальное облегание изделий

из стеблей растения добывают волокна, из которых прядут льняную пряжу для льняного полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела иособенно подходит для ношения летом и в тропических условиях. сильно мнется, пропускает воздух и кажется прохладным при прикосновении к коже

недорогая блестящая тягучая ткань из металлизированных нитей. Блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки

хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях

шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно однотонная, пряжу для которой изготавливали из шерсти тонкорунных овец – мериносов

толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения с начесом на внутренней поверхности ткани. Название произошло от английских слов mole – “крот” и skin – “кожа”. Из него шьют рабочую, спортивную, специальную, домашнюю, форменную одежду, верх обуви

шерсть ангорских и мохеровых коз из области Ангора в Малой Азии. Он придает трикотажу типичный пушистый вид, более прочный, чем другие виды шерсти

шелковая ткань полотняного переплетения с волнообразным отливом, полученным за счет обработки специальными валиками-каландрами, однотонная, переливающаяся. Использовалась для пошива женского платья, отделки мужской одежды, орденских лент

синтетическое волокно, легко стирается, быстро сохнет, не нуждается в глажений, не рвется

легкая прозрачная ткань с мягким скромным блеском. Сначала была только шелковой, теперь ее изготавливают из полиэстер а

тяжелая шелковая ткань с богатым узором, тканным золотой или серебряной нитью. В настоящее время парчу ткут на жаккардовых машинах, а название распространилось и на подобного типа ткани из искусственных шелковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Металлическая нить люрекс имитирует золото и серебро

индийский огурец, турецкий боб, восточный огурец — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия

шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с более длинным ворсом, чем у бархата

полиэфирное волокно – самое разнообразное изо всех синтетических волокон. Полиэстер очень прочен, хорошо закрепляет форму при нагревании, благодаря чему у юбок из полиэфирной ткани хорошо держатся складки и плиссе

ткань полотняного переплетения из различных видов пряжи. Сейчас производят льняной равендук под названием льняной холст. Для нее характерен серый фон с рисунком цветочных гирлянд из роз и других цветов или с мережкой

плотная и прочная ткань, на которой при изготовлении с обеих сторон образуются квадраты, расположенные в шахматном порядке

грубая хлопчатобумажная, шелковая или штапельная ткань с диагональным расположением полосок на лицевой стороне

мерсеризированная, то есть блестящая ткань из хлопка, вытканная под атлас, различных сортов

хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из отбеленной пряжи. Нити утка и основы одинаковой толщины. Орнамент наносится набойкой

ткань из эластана – эластичного искусственного волокна. Уже небольшого количества этого эластичного волокна (лайкры) достаточно, чтобы придать ткани особую тягучесть

гладкокрашеная шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, сильно увалянная. В зависимости от используемого сырья различают грубосуконные и тонкосуконные ткани. Процесс изготовления сукна сложен и включает одиннадцать операций

глянцевая шелковая, а позднее хлопчатобумажная ткань из очень туго скрученных нитей утка и основы полотняного переплетения. За счет тугой закрутки пряжи тафта была достаточно жесткой, несмотря на тонкость, и при пошиве топорщилась, создавая характерные складки драпировок

ткань из грубой пестрой узловатой пряжи, имеющей вид ручной выделки. Основа и уток часто бывают разной окраски. Твид обычно бывает сдержанных тонов. Первоначально грубая шерстяная красная ткань, гладкая или в виде саржи, часто клетчатая

машинная вязаная ткань, а также изделия из такой ткани

ткань или прозрачное плетение из тонких ниток в виде равномерных мелких круглых ячеек. Сочетание ячеек, заполненных плетением и незаполненных, образует узор, чаще всего геометрический или растительный орнамент

нетканая материя, получаемая валянием пуха кролика, зайца, реже – отходов меха пушных зверей ценных пород, овечьей шерсти. Применяется для изготовления шляп, беретов, обуви

мягкая хлопчатобумажная или шерстяная ткань с двусторонним ворсом. Шерстяная фланель используется для женских и мужских костюмов

прозрачная тонкая шелковая или шерстяная ткань

нетканая клеевая прокладка. Различается по толщине, мягкости

натуральное растительное волокно из плодов хлопчатника

льняная ткань полотняного переплетения. Из нее изготовляли рубахи, порты. Ее отбеливали, покрывали орнаментом или сохраняли белизну

натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда, сырье для изготовления пряжи для ткачества. Длина нити одного кокона – приблизительно две тысячи метров

тяжелая, напоминающая бархат, ткань с двусторонним ворсом

натуральное волокно животного происхождения из овечьей шерсти

очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи креповой крутки, из шелковых или химических волокон с неровной поверхностью. На ощупь напоминает песчаную

ткань с симметричными клетками из узких и широких полос узора, многоцветными или тон в тон. Еще в эпоху появления железа кельты ткали клетчатые узоры из высококачественной шерсти. Причем у каждого клана был свой рисунок ткани

искусственное волокно из синтетического полимера, обладающее высокой эластичностью

Ссылка на основную публикацию
Вельвет