Простая гравировка на ноже своими руками

Как сделать гравировку на ноже

Тема очень интересная, как и сама ее история. А на Руси она развивалась довольно стремительно. Все началось с того, что в город Златоуст на оружейную фабрику были приглашены мастера из Германии. В те времена они достигли высочайшего уровня, и им не было равных в мире мастеров этого ремесла. Для них предложили великолепные условия проживания, и они, не задумываясь, переехали в Златоуст в 1815 году.

Была построена целая улица новых домов, и каждому переселенцу было выделено немалое жалование, а также рабочее место на заводе. Чуть позже, буквально через пару лет, у них стали появляться первые ученики, немцы начали передавать свои знания и секреты гравировки. В том числе и золочение через огонь. Ученики были довольно грамотными, и уже имели небольшие определенные навыки.

И буквально за считаные месяцы переняли все методики немецкого мастерства. И начали работать самостоятельно. Один из учеников, Иван Бушуев решил попробовать свои методы нанесения гравюр, техника была изменена практически кардинально.

И со временем, ее стали называть именно златоустовской. Ивана Николаевича можно считать прародителем русской школы гравировки. Уже в 1823 году, немцы сами попросили уволить их с фабрики, признав, что новые разработки гораздо лучше, чем то, что они умеют.

Вот такие русские мужики, буквально за 5 лет, ученики превзошли своих учителей.

Были и нелегкие времена, для завода, но он никогда не прекращал свою деятельность. В 19 веке множественные награды, получаемые на мировых выставках доказательство этому.

Сегодня ручная гравировка постепенно угасает как ремесло, но еще остались последователи этого искусства.

Зачем используют гравировку

Промышленная гравировка, набирает обороты, все производители клеймят свои изделия на лезвии ножа. Но ручная работа, в которой присутствуют различные рисунки и изображения, находится сегодня, честно сказать не в лучшем положении. Но такие изделия, могут цениться очень высоко. В основном сегодня ручная гравюра, подразумевает определенный «шик» и статусность изделия.

Гравировка на ноже, придает ему уникальность и оригинальность. И такие предметы в основном оседают в руках коллекционеров. Сегодня ручную гравировку выполняет очень мало мастеров, но нужно это сделать еще и правильно. А не абы как. Лазерную гравировку можно найти в любой лавке по продаже сувениров, таким станком за приемлемую цену можно обработать клинок, типа «Дорогому другу» или «Любимому дедушке». Но ручной работы, вам не предложит никто. Поэтому настоящий ручной гравировщик сегодня «на вес золота».

Техники старой школы нанесения гравировки

На сегодняшний день ручная гравировка на хорошем клинке, выполненная старинными методами большая редкость. Такой нож, могут причислить к холодному оружию, имеющую художественную ценность.

Даже государство не осталось в стороне, и была принята поправка к закону «Об оружии». Сам принцип гравировки, нарушает целостность изделия, от этого никуда не деться.

Для этого большинство изделий после работы мастера подвергают закалке. Но это даже становится плюсом, золотые и серебряные вкрапления приобретают великолепнейший вид. Довольно часто практикуется покрытие, типографической краской, что придает гравюре насыщенность оттенков и теней. Попробуем рассмотреть три основных метода старой школы мастеров:

    Чеканка (пластинчатая гравировка). Довольно редкое имеет сегодня применение, на замену пришло литье. Ее можно назвать – лепкой грубой формы, делается с помощью молоточных резцов. После отлива грубой формы мастер принимается за дело и в результате получается идеальная фигура задуманная изначально.

Чаще всего на охотничьих ножах изображали не хищных зверей или птиц, а, наоборот, тематика была растительного происхождения, что имело свой сакральный смысл. Например, дуб – символизировал могущество, лотос – бессмертие, а пальма – мир и победу.
Резцовая. Изначально эта техника применялась для украшения огнестрельного оружия. Но мастера ножевого дела, постепенно переняли эту технику. Так сложилось, что основными изделиями такой гравировки стало именно холодное оружие. В былые времена мастера использовали основной резец под названием – bulino, итальянского происхождения. Сейчас конечно существует множество вспомогательных инструментов, но принцип действий остался прежним.

Главный принцип передачи картинки является врезание в сталь, под разными углами и разной силой. И многие мастера предпочитают работать иглой, она может передать любую фактуру, любой тематики.

Если немного углубиться, то техник существует три вида. Линейная, пунктирная и смешанная, каждый мастер выбирает для себя более подходящий вариант, но в реальности для полноценной картины они пользуются всеми видами одновременно.

Материалы, на которых выполняются гравюры, могут быть, абсолютно различны. Обычно для всех этих видов искусства мастера используют «ромбовидный» резец, стальную иглу, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями. Ну и, само собой, применяют различные красители, карандаши, лупы и множество других вспомогательных мелочей.

Современные методы гравирования

С появлением современного оборудования гравировка стала делом довольно обыденным. И не требующего множество времени, на обучение и на саму работу. Такими методами можно нанести на практически любую поверхность фото, название компании, имя, или поздравительный текст, и даже фотографию. Основных способов нанесения существует 4 типа:

Механический. Этот способ отличается, тем что специальный станок, оснащенный различными фрезами, непосредственно под контролем человека наносит на клинок заданное изображение.

По факту, это станок с ЧПУ. Фрезы применяют двух типов, алмазные для более твердой стали, а для нержавейки простые каленые. Еще один вариант механической обработки, это работа с пантографом.

Это специальный механизм, работает не на программном обеспечении, а непосредственно рука человека. Но для такой работы, нужно хорошо знать свойства и характеристики разных металлов, чтобы не испортить лезвие ножа.
Пескоструйная. Вообще, пескоструйный аппарат, это такая специальная машина, которая имеет возможность благодаря давлению воздуха, выбрасывать с ювелирной точностью мелкие частицы абразивных материалов.

Благодаря такому подходу, работа выглядит объемно. Для начала делается эскиз, на твердой поверхности и помещается на место гравировки. Затем подается мелкий песок под давлением и «вгрызаясь» в металл песок оставляет след. Глубина рисунка зависит от величины абразивных смесей. Такой способ применяют как на металле, так и на рукояти изделия.
Применение лазерной гравировки, считается одним из бюджетных вариантов. Применение инфракрасных лучей, происходит воздействие на молекулы углекислого газа, испаряя частички металла.

Для работы с более твердыми марками стали применяют алюмоиттриевое излучение. Еще один тип излучения – волоконный, считается самым мощным. По сути, принцип таков, что лазерный луч испаряет частички материала и таким образом оставляет след.

Художественное электрохимическое травление. Метод заключается в том, что нужный элемент погружают в гальваническую ванну со специальным травильным раствором. Металл покрывают специальной пленкой с рисунком, а во время химического процесса, она отслаивается и остается нужное изображение.

Для получения большей глубины мастер периодически достает, предметы из ванны и проклеивает те участки, которые уже готовы. Второе название метода – гальванический.

Современное оборудование, к сожалению, превратило былое искусство в повседневное занятие. Но печалиться не стоит.

Все современные методы, никогда не смогут превзойти ручную работу. И будем надеяться, что дело «бывалых» не угаснет.

Тематики изображений и надписей

Сегодня, благодаря широкому распространению современных методов нанесения гравировки, чаще всего ее заказывают, как дополнение к подарку. На клинках и различных других материалах просят разместить поздравительные тексты, памятные даты и слова, и даже фотографии. Бывает, что заказывают стихотворные строки на двух сторонах клинка. Также гравировку выполняют и на рукояти.

Где изображают художественную бязь или заказывают изображения различных хищных животных. Довольно распространенное явление, изображение логотипа компании, которой будет преподнесен подарок. В принципе список рисунков, картинок и текстов ничем не ограничен. Здесь главное фантазия, если есть идея, ее помогут развить в салоне по гравировальному делу.

Как сделать гравировку на ноже в домашних условиях

Довольно интересная тема, попробовать в домашних условиях выполнить гравировку. Понятно, для того чтобы сделать техникой старой школы, нужно этому учиться и не один год точно. А вот более современные варианты, например, гальванический вариант, вполне может подойти и для изготовки дома.

Травление в водном растворе, на самом деле не требует много затрат, но, для того чтобы нанести реально красивый рисунок, придется немало потренироваться.

Необходимые материалы и инструменты

Если выбор пал на химическое травление металла, то не забываем про технику безопасности при работе с химическими реагентами. Понадобятся следующие материалы:

  • емкость, желательно стеклянная;
  • 2 провода, плюс и минус, для подачи электроэнергии в воду;
  • аккумуляторная батарея от любого крупного электроприбора;
  • солевой раствор;
  • перчатки;
  • стеклянные очки;
  • лак для ногтей;
  • ложка;
  • цапонлак.

Небольшой совет, можно в интернете найти приглянувшееся изображение и распечатать на обычной бумаге. Или если хорошая фантазия, нарисуйте сами от руки. Вырежьте аккуратно трафарет, который пригодится для нанесения на металл. А можно, заказать в интернете готовые трафареты, как показано на этом видео:

Технология нанесения

Не забываем про технику безопасности. Материалы все готовы, можно приступить:

  1. Нужно приготовить электролит, разбавить соль в пропорции 2 чайных ложки на стакан воды. Хорошо размешав вылить все в приготовленную емкость. Если стакана мало, сделайте еще и добавьте.
  2. Лаком для ногтей, покрыть всю металлическую заготовку. Дождавшись, когда он высохнет, приложите приготовленный трафарет и аккуратно вырежьте из лака нужный контур.
  3. К аккумуляторной батарее нужно присоединить провода. А затем минус присоединить к ложке, а плюс к части клинка, которая погружаться в раствор не будет. Опускаем все это в раствор.
  4. По прошествии пяти минут скинуть клеммы с аккумулятора, достать клинок, промыть его под водой и содрать оставшийся лак.

На видео показано, уже более профессиональное травление, автор видимо не один день этим занимается, но смысл от этого не меняется. Результат будет сразу очевиден. Вот таким методом проб и ошибок, можно попробовать в домашних условиях сделать химическое травление. Для новичков, вполне приемлемое обучение.

Технология нанесения гравировки на нож в домашних условиях

Гравировка на холодном оружии – это простой способ сделать презент элитным. Стоимость таких изделий по умолчанию возрастает, ведь они сразу приобретают определенную статусность. Эксклюзивная гравировка на ноже позволяет оставить знак постоянного владения, подчеркнуть оригинальность режущего инструмента, придать ему привлекательный внешний вид. Коллекционеры очень трепетно относятся к таким изделиям и хранят их как зеницу ока.

Разновидности в соответствии с технологией нанесения

Технологии гравировки на ноже делятся на две разновидности:

  • старую школу;
  • современные способы.

Первая в основном представлена технологиями ручного нанесения, которые сейчас переживают медленное угасание. Это обусловлено тем, что на смену пришли более актуальные и технологичные способы.

Современные приемы нанесения рисунка на рукоять или клинок считаются бюджетными и не требуют значительных временных затрат, в их числе: лазерная гравировка и сублимация, механическая и пескоструйная техники, художественное электрохимическое травление.

Техники старой школы

К методике старой школы относятся следующие виды гравировки на лезвии ножа: резцовая, плоскостная, чеканка. Каждая из них наделена характерными отличиями.

Ручная гравировка в технологичном 21 веке – уже почти раритет. Найти хорошего гравировщика получится разве что на тематической ярмарке. Элитное холодное оружие в стране сегодня создается членами Гильдии мастеров-оружейников и причисляется Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность.

Резцовая

Bulino – это историческое название техники и одновременно наименование резца, который использовали во время процедуры. Суть гравировки проста – врезание поверхности металла нажимом различной силы и под разными углами. До сих пор принцип техники не изменился, хотя в наше время и применяют более широкий перечень инструментов для создания резцовой гравюры.

Придумали технологию мастера гравировального дела из Италии. С помощью bulino специалист передает фактуру предмета, который он хочет изобразить. При сильном надавливании на резец можно добиться эффекта «игры света и тени». Раньше такой техникой пользовались для создания рисунков на огнестрельном оружии, сейчас ее применяют только для ножей. В свою очередь, резцовая разновидность делится на три типа:

Название каждого из типов подразумевает, какими линиями будет нанесен изображаемый предмет, часто их сочетают между собой.

Плоскостная

На клинке гравировку по данной технологии почти не используют. Способ применим только для рукояти. Мастер с помощью штихелей вырезает несколько плоскостей (две или более). Разница между глубиной нанесения отдельных элементов позволяет сделать рисунок объемным.

Главными мотивами технологии плоскостной гравировки являются деревья и растительные орнаменты.

Каждое изображение имеет символическое значение:

  • лотос – бессмертие;
  • дуб – власть или могущество;
  • виноградная лоза – таинство причастия.

В основном эта методика применяется в декоративных целях. Гравированный таким способом нож может служить отличным подарком.

Чеканка

Пластинчатая гравировка или чеканка на сегодняшний день заменена литьем. Однако на территории Кавказа еще можно встретить холодное оружие с рисунком, выполненным в этой технике. Чтобы создать подобное изображение, мастер изначально готовит грубый набросок и только затем доводит его до необходимой точности. Для этих целей можно использовать любой металл или его сплав. После окончания работы изделие подвергается закалке, так как нанесение рисунка нарушает целостность оружия. Для придания эстетичности изображение покрывают типографской краской, которая делает его более четким.

Современные методы нанесения

С развитием технологий дорогая ручная работа отошла в прошлое. Сегодня при помощи современных методов можно нанести на металл любые товарные знаки, рисунки, пейзажи и портреты.

Лазерная

Лазерная сублимация – это бюджетный способ нанесения цветного рисунка на оружие с помощью лазера. Световой луч впечатывает подготовленное изображение в поверхность металла, испаряя волокна того материала, на котором он был сделан изначально. Техника используется не только на холодном оружии, но и на футболках, кружках.

При лазерной гравировке применяют инфракрасное или алюмоиттриевое излучение. Первый тип луча воздействует на молекулы углекислого газа, испаряя частички металла, – владелец получает рисунок, который он заказал. Чаще используется для гравировки на мягких металлах. Второй тип целесообразнее применять для работы с твердыми материалами. Самым мощным является волоконный лазер.

Механическая

Механическая гравировка выполняется специальной машиной по программе, которая задается оператором. Для разных сплавов металла используют свои наконечники:

  • алмазные – для твердой стали;
  • специальные фрезы – для нержавейки.

Самый дешевый вид механической гравировки – это работа с пантографом. Этим инструментом руководит не машина, а рука человека. Пантограф позволяет работать с любым металлом. Однако мастеру приходится дополнительно изучать тонкости применения техники для разных сплавов, так как сильный нажим может испортить рисунок на мягкой поверхности изделия.

Читайте также:  Как выбрать правильный цвет для интерьера спальни

Пескоструйная

Благодаря пескоструйной обработке глубина гравировки увеличивается. Работа выглядит объемно. В самом начале создается чертеж, который помещается на металл, затем абразивно-струйным аппаратом под давлением распыляется порошок.

Вид и глубина рисунка изменяются с помощью использования разной фракции песка, который распыляется по поверхности ножа или его лезвия. Для печати трафарета применяют плоттер.

Такой вид гравировки принято использовать не только на лезвии, но и на рукояти. При этом необходимо учитывать твердость материала. Для пластика такая техника не подойдет, так как под ударом струи песка он может треснуть.

Художественное электрохимическое травление

Этот вид гравировки называют также гальваническим. Для него используют следующие элементы:

  • гальваническая батарея;
  • специальная пленка;
  • соли свинца;
  • ортофосфорная или серная кислота.

Метод заключается в помещении изделия в гальваническую ванну со специальным травильным раствором. В электролит добавляют реагенты, которые предотвращают перетравливание поверхности. В результате отделения оксидной пленки от металла образуется необходимый рисунок. Контуры его более ровные и четкие в сравнении с другими химическими технологиями. Чтобы получить художественный рисунок с различной глубиной элементов, мастер периодически вынимает изделие из ванны и покрывает защитным слоем те части, которые уже готовы.

Тематики изображений и надписей

Гравировка на лезвии ножа придает ему индивидуальности, делает изделие уникальным. Можно взять самый обычный инструмент с примитивным дизайном и с помощью выбранной техники превратить его в произведение искусства. Именно этим и руководствуются люди, заказывающие выполнение гравировки для себя или на подарок.

На каждый клинок фирма-производитель уже ставит свое «клеймо». Помимо этого, существуют эксклюзивные варианты гравировки, которые адресованы человеку определенной профессии, юбиляру или тому, кто увлекается неординарным хобби. Например, на охотничьи ножи часто наносят изображения головы волка, медведя, барса. Иногда такие изделия украшают растительными орнаментами. Чтобы подчеркнуть принадлежность к определенному роду войск, оружие декорируют соответствующими надписями, символами и аббревиатурами. Это характерно и для служащих специальных подразделений – ФСБ, ОМОН, таможня.

Нож с гравировкой станет отличным подарком на юбилей организации. В таких случаях изделия обычно украшают логотипом компании. На личное торжество принято преподносить ножи с персонификациями (как вариант, это может быть имя юбиляра) или гравировками знаменательной даты. Представителям государственной службы и чиновникам часто дарят ножи с символикой страны – гербом, знаменем.

Как сделать в домашних условиях

Гравировку лезвия или рукояти ножа можно сделать в домашних условиях. Мастер должен обладать острым глазом и твердостью рук. Чтобы приобрести эти навыки, потребуется много времени. Поэтому новичкам лучше попробовать химический способ травления металла в водном растворе.

Необходимые материалы и инструменты

Для химического травления металла понадобятся:

  • стеклянная ванночка;
  • аккумуляторная батарея от автомобиля;
  • провода для присоединения и зажимы;
  • ложка;
  • солевой раствор;
  • цапонлак.

Для получения красивого рисунка можно предварительно создать заготовку в компьютерной программе или же найти на веб-ресурсах. Бумага для трафарета используется тонкая и глянцевая.

Технология нанесения

Всю работу обязательно нужно проводить в резиновых перчатках. Пошаговое выполнение:

  1. Подготовить электролит: залить воду в ванночку, добавить соль в зависимости от объема (2 чайных ложки на стакан воды).
  2. Покрыть материал лаком, подождать, пока тот затвердеет. Прорисовать острой иглой контур будущего изображения. Оголение металла нужно для контакта с электролитом.
  3. Поместить электроды в солевой раствор. Минус – приготовленная заранее ложка, плюсом будет служить лезвие ножа.
  4. Подать электричество. Спустя 5 минут отключить ток, вынуть изделие, смыть оставшийся лак, промыть под проточной водой и протереть насухо.

Методов гравировки ножей много. Вышеприведенный – один из самых распространенных и простых. Он идеально подойдет для неопытных или начинающих мастеров.

Эксклюзив своими руками: нанесение рисунка на нож с последующим травлением металла

В редакцию Homius приходят не только статьи наших читателей о различных способах ремонта. Некоторые обзоры поражают своей простотой выполнения необычных работ, на первый взгляд, невозможных для производства в домашних условиях. И сегодня представляем вашему вниманию одну из таких статей, которая была прислана в рубрику «Истории» Касатоновым Сергеем Борисовичем из города Якутск. В ней он рассказывает о простейшем способе переноса рисунка на лезвие ножа и травлении металла без каких-либо химикатов.

Недавно я увлёкся таким занятием, как травление различных рисунков на металле. Ведь даже кухонный нож можно сделать эксклюзивным, если приложить совсем немного усилий. Однако, если требуется травление высокохудожественного рисунка, не помешает опыт рисования и твёрдая рука. Первоначальное его нанесение проблем не составит, а вот подготовка к гравировке посредством электролиза для некоторых людей будет довольно проблематичным. Но, чтобы не пугать заранее тех, кто хочет понять всю технологию, начну свой отчёт о проделанной работе.

Что понадобится для нанесения рисунка на металл

Здесь всё довольно просто. Кроме самого ножа, достаточно иметь в квартире обычный лазерный принтер и некоторые другие инструменты и материалы, а именно:

  • небольшое количество спирта;
  • ледяную воду в тазу;
  • утюг.

Естественно, клинок кухонного ножа следует тщательно вымыть и высушить. Для охлаждения воды лучше всего использовать лёд.

Всё, что потребуется для нанесения рисунка на клинок

Приступаем к нанесению рисунка на стальное лезвие кухонного ножа

Для начала нужно найти в сети интернет рисунок, который можно разместить на клинке. В любом графическом редакторе его следует уменьшить до такого размера, чтобы он поместился на лезвии и распечатать. При помощи ножниц необходимо вырезать изображение.

Далее в блюдце наливается небольшое количество спирта, достаточное для того, чтобы распечатанная картинка полностью погрузилась в него. В спирте рисунок должен лежать до тех пор, пока бумага не пропитается. Это будет заметно по изображению, которое проступит на обратной стороне листка. Не стоит бояться передержать его в спирте – ничего плохого с рисунком не произойдёт, даже если он пролежит в блюдце сутки, он не потечёт и не расплывётся.

Рисунок нужно хорошенько вымочить в спирте, прежде чем приступать к его переносу на клинок

Использование утюга: здесь потребуется аккуратность

Ту часть клинка, на которое планируется перенести изображение, нужно обильно полить спиртом. После этого аккуратно берём бумажку с изображением и размещаем её на лезвии ножа распечатанным рисунком вниз. В это время его ещё можно поправить, не боясь смазать. Здесь следует учитывать то, что, начав работать нагревательным прибором, ничего подправить уже не удастся.

Размещаем рисунок в нужном месте клинка, поправляем его положение

Когда рисунок уложен так, как нужно, начинаем прогревать его утюгом, включённым на максимальную температуру. При выполнении этой работы следует быть предельно аккуратным, чтобы не сдвинуть листок. Дело в том, что даже чуть нагревшаяся бумага, если её пошевелить, смажет изображение, испортив его.

Прогрев производится в течение 3-4 минут, пока листок не высохнет полностью. При этом лучше переусердствовать, дольше прогревая клинок, чем прекратить работу утюгом, когда бумага ещё полусырая.

Прогреваем рисунок утюгом до полного высыхания спирта

Охлаждение клинка и удаление уже ненужной бумаги

Когда спирт полностью испарился, а клинок разогрелся, необходимо как можно быстрее его остудить. Именно для этого у меня и был припасён таз с водой, которая была охлаждена при помощи льда. Клинок ножа опускается в ледяную воду на 20-30 секунд. Необходимо следить за бумагой, ожидая, когда она полностью пропитается, теперь уже обычной водой. После того, как это произошло, начинаем медленно двигать по ней пальцем. Бумага скатывается и отслаивается.

Торопиться в этом случае не стоит – велика вероятность того, что клинок остыл не полностью, и рисунок будет повреждён.

Клинок охлаждается в ледяной воде, после чего с него аккуратно удаляется бумага

Что получится в итоге: насколько качественным будет рисунок

Если всё было сделано правильно, рисунок ничем не будет отличаться от того, который был на бумаге. При этом качество изображения не зависит от его сложности и количества мелких деталей. Если травление не принципиально, то можно оставить рисунок таким, каким он получился. Конечно, такое изображение не слишком устойчиво к агрессивным чистящим средствам и высоким температурам, но при отсутствии таких факторов он может продержаться до полугода. Это изображение тигра я решил оставить в виде простого рисунка.

Рисунок получился идеальным, и я решил оставить его именно в таком виде, не прибегая к травлению

Что касается травления, то для первых опытов с металлом лучше выбрать нечто более простое, особенно, если нет художественного образования или опыта гравировки по металлу. Но статья была бы неполной, если бы я не рассказал в ней о том, как произвести травление на металле, чтобы рисунок уже не стёрся никогда. Об этом я расскажу на примере другого кухонного ножа и более простого изображения – с художественным образованием у меня отношения не сложились, в отличие от технических и точных наук.

Что потребуется для травления рисунка на металле

Чтобы протравить любое изображение на металле потребуется:

  • вода с растворённой в ней поваренной солью (3-4 столовых ложки на 0,5 л) в стеклянной банке;
  • блок питания (зарядное устройство) от любого телефона или иного гаджета;
  • 2 отрезка провода;
  • лак для ногтей, желательно бесцветный;
  • обычный болт или металлическая пластина, которая поместится в банке.

Необходимо отметить, что от выходного тока зарядного устройства будет зависеть скорость электролиза, а значит и проявления рисунка на металле. Чем выше ток адаптера, тем меньшее время для работы потребуется.

Подготовка металла к нанесению рельефного рисунка

Сначала весь клинок нужно покрыть лаком. Это необязательно должен быть лак для ногтей, вполне подойдёт состав для покрытия древесины. Но здесь стоит вспомнить, что женская химия высыхает практически моментально. Учитывая то, что покрыть металл потребуется в 2 слоя, это серьёзный повод для использования быстросохнущего состава.

Рисунок, если он не слишком сложен, можно нанести после того, как лак высохнет. Но, при необходимости травления изображения, подобного тому, что я нанёс на предыдущий нож, лучше использовать метод перевода при помощи утюга и спирта, а уже после покрывать сталь бесцветным лаком.

Для травления на одном из кухонных ножей, я выбрал не слишком сложную арабскую вязь. Она была нанесена уже после высыхания лака, после чего покрытие по линиям было удалено. Иными словами, я его просто процарапал иголкой. Отмечу, что края полос нужно аккуратно подравнять – при травлении электролиз выест незащищённые места, а значит, все неровности останутся на металле без возможности последующего исправления.

Арабская вязь нанесена, лаковое покрытие процарапано по ней иголкой, можно приступать к травлению

Подключение питания: принцип травления при помощи электролиза

Питание на элементы подаётся следующим образом. В солёную воду опускается провод с болтом на конце, который подключается к минусовому выходу зарядного устройства. На сам клинок подаётся плюсовой заряд. Принцип электролиза заключается в следующем. Лаковое покрытие не пропускает электричество, а вот область металла, где оно отсутствует, под воздействием напряжения вступает в реакцию с солёной водой. В результате металл разъедается именно там, где лака нет.

Болт приматывается к проводу и опускается в воду

Многим будет интересно узнать, что подобным образом можно даже нанести рисунок медью. Для этого производится аналогичная подготовка клинка. Отличием является то, что полярность подключения будет обратной – плюс на болт, а минус на нож. Вместо соли в воде нужно растворить медный купорос. Подобным образом можно как нанести изображение, так и полностью покрыть деталь медью.

Всё подготовлено, можно подать напряжение, включив адаптер в сеть

Травление: некоторые нюансы, которые следует учесть

Когда на провода будет подано питание, станет отчётливо видно, как происходит электролиз. Из незащищённых лаком областей клинка начнут выделяться пузырьки газа. Именно этот процесс и «выгрызает» частицы металла. Необходимо внимательно следить за температурой зарядного устройства – она может резко повыситься. Во избежание выхода адаптера из строя, не стоит держать его включённым более 15-20 секунд, давая передышку не менее 10 минут. Таким образом, работа растянется, но при этом вы сохраните работоспособность зарядного устройства. В общей сложности на травление небольшого рисунка уходит около минуты постоянной работы. Получается, что за 3 захода изображение будет готово.

На фотопримере видно, как проступает надпись на металле под действием реакции электролиза. После того, как работа будет окончена, останется лишь очистить уже ненужное лаковое покрытие и отполировать клинок.

Процесс пошёл – его можно наблюдать невооружённым взглядом

В процессе работы на поверхности банки будет образовываться слой окисла грязно-бурого цвета. Это не должно вас пугать, процесс предусматривает подобные отложения.

Завершающая стадия процесса, очистка и полировка клинка

По завершении процесса, питание отключается, а провод отцепляется с ножа. Для удаления лакового покрытия можно использовать канцелярский нож или обычный ацетон, который с лёгкостью выполнит эту работу. Полировка осуществляется на заточном станке с войлочным кругом. Конечно, эту работу можно выполнить и вручную, но времени в таком случае уйдёт намного больше.

Что касается неровности штрихов рисунка, то они не всегда мешают. К примеру, при нанесении арабской вязи, как в моём случае, они даже придают некий шарм надписи, будто она сделана несколько веков назад. Но если изображение требует точности, вроде ранее перенесённого на нож тигра, следует процарапывать каждую линию предельно аккуратно. Конечно, эту работу простой назвать не получится, требуется внимательность к мелочам и усидчивость, зато владелец будет уверен, что рисунок с клинка не сотрётся, независимо от агрессивности чистящих средств или температуры.

Заключительная часть

Подобная гравировка, выполненная своими руками, придаст необычности кухонным ножам. Из обычного ширпотреба они превратятся в эксклюзивные изделия, которые удивят ваших друзей и знакомых. А учитывая то, что на выполнение подобной работы не будет затрачено ни копейки, удовлетворение от рисунков, нанесённых методом электролиза, владельцу обеспечено.

Хотелось бы надеяться, что читатели возьмут на вооружение описанные мною способы работы с металлом. Если что-то из изложенного осталось непонятным, я с удовольствием объясню. Нужно лишь написать об этом в комментариях к статье. Там же можно и высказать своё мнение о прочитанном. Буду рад любому – к критике отношусь вполне адекватно, конечно, если она обоснована. Буду стараться отвечать на каждый отзыв максимально быстро.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

Выполнение гравировки своими руками в домашних условиях

Гравировка на металле всегда притягивает взгляд. Этот промысел с давних времен кормил ремесленников. И в наши дни он не потерял актуальности. Народные умельцы могут превратить бытовые предметы в настоящие произведения высокого искусства, украсив их причудливыми миниатюрами. Иногда можно увидеть целые картины значительных размеров, выполненные художниками-граверами. И мало кто знает, что заняться этим делом может абсолютно каждый.

Читайте также:  Выбираем раздвижную ширму для ванной комнаты

Фото 1. Сувенирный гравированный охотничий нож, идеально хороший подарок который можно подарить охотникам.

Гравировка своими руками может стать прибыльным и интересным бизнесом, если этого очень захотеть.

Украшать небольшие металлические предметы методом гравировки своими руками можно в домашних условиях. Это занятие вызовет уважение и зависть друзей и знакомых. В Златоусте таким ремеслом на дому занимаются тысячи мастеров. Украшенные гравировкой вещи стоят дорого. Сабля — примерно 300 тысяч рублей, охотничий нож — до 100 тысяч (фото № 1). Согласитесь, это хорошие деньги. Как сделать гравировку на металле в домашних условиях своими руками? Для этого занятия нужно приготовить простейшее оборудование, которое найдется в любом доме, в любой квартире.

Начинаем эксперименты

Декоративные узоры методом гравировки наносятся на таблички, ножи, пистолеты, сабли, медали, кубки, номера квартир. Все узоры и надписи сохраняются практически на вечные времена и не требуют для исполнения дорогих и редких расходных материалов и особого оборудования. Рисунок можно наносить на сталь, алюминий, латунь, медь, на сплавы металлов. Метод не загрязняет окружающую среду. Смыть или стереть рисунок невозможно обычными способами и средствами.

Рекомендуется начать с нанесения простейших надписей на столовых приборах. Родные и близкие могут по достоинству оценить подобный подарок. Для работы нужно подготовить (фото №4).

Фото 2. Гравированные обручальные кольца, на них обычно пишется дата свадьбы и инициалы жениха и невесты.

  1. Лак для ногтей, который жене не очень нужен.
  2. Зубочистка с острыми кончиками.
  3. Может понадобиться обыкновенная спичка.
  4. Поваренная соль.
  5. Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Его с успехом можно заменить зарядкой от мобильного телефона.
  6. Стеклянная или фарфоровая посуда в виде стакана, кружки или банки.
  7. Жидкость для снятия лака.

Работа производится в таком порядке:

  1. Берется ложка и покрывается лаком для ногтей. Всю поверхность нужно обработать лаком очень тщательно, иначе будет брак в работе.
  2. Спичкой или зубочисткой сквозь слой лака процарапывается узор, имя, другое изображение.
  3. В стеклянный стакан или в банку насыпается 2 столовых ложки соли. Некоторые насыпают ложку соли и ложку соды.
  4. В сосуд наливается вода, соль тщательно размешивается до полного растворения.
  5. Автомобильное или иное зарядное устройство присоединяем плюсовым выводом к обрабатываемому изделию, минусом — к любому металлическому предмету, который будет помещен в сосуд с водой. Этим предметом может быть другая ложка, кусок толстой проволоки, металлическая пластина.
  6. Выпрямитель включают в сеть. Практически сразу в стакане начнется реакция травления с потемнением жидкости. Длится она 1-5 минут. Зависит это от величины тока. Изделие периодически проверяется. После достижения нужной глубины травления его вынимают из емкости.
  7. Лак смывается жидкостью для снятия лака. Результат должен выглядеть примерно так (фото № 3).

Фото 3. Именные гравированные ложки и что интересно гравировку можно сделать на различных металлических предметов в простом домашним условие.

Таким способом можно обрабатывать любые металлические предметы в домашних условиях. Если лаком сделать надпись, то она будет выпуклой на протравленном фоне. Для более качественной работы рекомендуется приобрести специальный инструмент — гравер. Он может работать от электрической сети и от встроенных батарей питания. В комплекте обычно идут буры разной формы. Ими можно работать по стеклу, пластмассам и по другим материалам. Обручальные кольца с гравировкой — это отличный подарок молодоженам (фото № 2). Но делать это самостоятельно можно только тогда, когда вы полностью уверены в результате работы.

Гравировка на стекле

Фото 4. Для домашний гравировки понадобится соль обычная, лак для ногтей, очиститель лака и стакан с водой.

Гравировка своими руками на поверхности стекла выполняется химическим и механическим способом. Механический способ предполагает использование насадки, которая приводится в движение электромотором. Порядок действий:

  1. Маркером темного цвета рисунок переводится на стекло.
  2. Влажную губку прикладывают к изображению на стекле. Делать это нужно осторожно, чтобы не смазать рисунок.
  3. При работе нужно использовать защитные очки.
  4. После выполнения рисунка его промывают и просматривают на предмет обнаружения пропусков. При необходимости пропущенные места обрабатываются еще раз.

Гравировка с помощью бормашины

Принцип гравировки своими руками можно увидеть в кабинете стоматолога. Специальный наконечник держат в руке точно так же, как обычную ручку при письме. Узор можно наносить на любой предмет: на кольцо, зеркало, мотоцикл, табличку и т.д. Можно выгравировать портрет и любое другое изображение. Не нужно забывать о том, что цвет гравировки на стекле, керамике, камне, фарфоре всегда белый. Но его можно аккуратно покрыть серебряной, золотой и любой другой водостойкой краской. Эффект может превзойти все ожидания.

Рисунки и узоры можно наносить на дерево, покрытое слоем краски, на пластмассу, серебро, пластик. Ручная работа требует терпения и определенных навыков, которые появляются со временем. Оттачивается мастерство годами.

Резцовая гравировка

Фото 5. Набор мастера комплект инструментов и материалов, который имеется всегда под рукой профессионального гравировщика.

Существует разновидность ручной гравировки, которую принято называть резцовой. Она выполняется с помощью специальных резцов — штихелей (фото № 5). Штихелей может быть различное количество. Одни позволяют делать тончайшие линии, другие — несколько параллельных нарезок одновременно. Работают этим инструментом опытные граверы. Штихели нужно уметь правильно затачивать и доводить до рабочего состояния. Начинающим граверам это может оказаться не по силам. Гравировка своими руками, особенно по металлу, является древним искусством. Холодное, а затем и огнестрельное оружие, украшенное таким образом, считается особо ценным и качественным. Попробовать выполнить гравировку на небольших предметах вроде столовых приборов и ножей может абсолютно каждый в домашних условиях.

Гравировка на металле своими руками в домашних условиях — инструкция и видео

О нанесении надписей на металле при помощи специальных красок или лаков говорить не имеет смысла. Кстати, это тоже один из способов гравировки на металлах. Но сколько продержатся на образце такие рисунки, символы, значки? Любым из растворителей они смоются довольно быстро, хотя и из-за банального истирания срок их службы будет небольшим. Существуют более эффективные технологии гравировки металлов, о которых мы и поговорим.

Только вот все ли они подходят для самостоятельного исполнения, да еще в домашних условиях? Когда о них просто читаешь, все понятно и легко. Но практическая реализация – дело другое.

Гравировка лазерным лучом

Такой способ считается самым эффективным, так как позволяет нанести на металл узор (рисунок) любой сложности, «прописать» на нем тончайшие линии, мельчайшие значки. Но с учетом того, что для гравирования образцов по такой методике понадобится дорогостоящее оборудование, она приемлема лишь для тех, кто решил это ремесло сделать своим бизнесом, то есть поставить производство «на поток».

Вряд ли кто захочет выкладывать кругленькую сумму только ради того, чтобы нанести памятные надписи на пару-тройку чайных ложечек или на лезвие охотничьего ножа. Услуги профессионалов в любой мастерской обойдутся дешевле.

Гравировка механическая

С принадлежностями здесь гораздо проще – придется приобрести лишь набор требуемых фрез и сам гравер. Часто для этих целей используется бормашина (кто хоть раз посещал стоматолога, знает, что это такое). Как вариант – нанесение изображений резцами.

Качество надписей получится высоким, но только при условии – если имеются не просто познания в этой области, но и большой практический опыт. Эта работа требует «острого глаза» и твердой руки. Многие ли из нас могут похвастать своим мастерством? Получается, от задуманного до реально исполненного пройдет довольно много времени, необходимого для приобретения навыков. Кого устраивает такая перспектива? Кроме того, нужно еще уметь и правильно затачивать резцы (штихели), если работа ведется с их помощью.

Рассмотрим методику эл/химического травления с целью нанесения надписей. Она из категории простейших, и кто занимался хромировкой металлических деталей в домашних условиях, суть схватит сразу.

Способ гравировки 1

    Стеклянная емкость (по размеру обрабатываемой заготовки). Естественно, не бутыль с узким горлышком, а банка, стакан или ванночка. Источник постоянного напряжения (до 15 В). Он должен давать ток 0,5 А, как минимум. Оптимальный вариант – зарядное устройство для АКБ личного авто. Автор именно его и использовал. Хотя некоторые умельцы для этих целей берут зарядники аккумуляторов бытового инструмента (шуруповерта и так далее), и даже сотовых тлф. Парочка проводов для присоединения и зажимов (например, типа «крокодил»). Любая металлическая заготовка (та же ложка), которая будет играть роль второго электрода. Солевой раствор. Концентрация определяется на «глазок», поэтому общая рекомендация такая: на стакан воды – 2 ложки (чайных). Лак. Он понадобится для окрашивания сегмента металла, на котором планируется нанесение гравировки. В большинстве статей, посвященных эл/химическому способу, есть советы по применению состава для ногтей. Автор, чтобы «не травмировать» жену такой расточительностью, использовал так называемый цапон-лак, который хорошо известен радиолюбителям и эл/монтажникам. Стоит копейки, не дефицит, и легко снимается растворителем.

Технология гравировки

Готовится электролит

Вода заливается в тару, загружается соль в требуемом количестве (в зависимости от объема) и тщательно перемешивается, до окончательного растворения. От этого во многом зависит качество гравировки.

Готовится деталь (изделие, образец) для нанесения чего-либо

Размеры надписи или рисунка известны, поэтому определиться с площадью покрытия металла лаком несложно. После того, как слой немного «схватится», прорисовывается требуемый контур. Чем – иголкой, тонким шилом, зубочисткой, отточенной спичкой и тому подобное – решать вам, уважаемый читатель. Как удобнее выполнять работу своими руками, так и делать. Задача – по линиям рисунка «оголить» металл основы, чтобы обеспечить его прямой контакт с электролитом.

Можно поступить и по-другому. Подождать, пока лак полностью просохнет, и только потом «процарапывать» линии. Но это уже детали, и как лучше, несложно решить самостоятельно.

Далее электроды помещаются в раствор

Один обозначен – любая металлическая болванка. Она присоединяется проводом к «–» источника тока. Второй – образец, на который наносится гравировка (к его «+»). Технология похожа на хромирование металла.

Подача напряжения

Время технологической операции определяется визуально. Если глубина травления устраивает мастера, то можно зарядное устройство отключить. Обычно для гравировки по такой методике достаточно не более 5 минут.

Остается вынуть из ванночки металлическое изделие, снять лак, хорошо промыть образец под проточной водой и насухо протереть. Все, гравировка сделана!

Рисунок, надпись можно сделать и выпуклыми.

Для этого необходимо наносить лак на предварительно начерченные (фломастером, карандашом) линии (полосы). А весь остальной, «непокрытый» металл подвергнется травлению.

Способ гравировки 2

Такая технология гравировки несколько сложнее, но для большей информированности читателя рассмотреть следует и ее. Отличие – в методике нанесения изображения на металл.

Плюс – возможность выбора любого рисунка (узора) самой витиеватой надписи независимо от личных художественных способностей. Своими руками его воспроизводить не придется.

Минусы – о них станет понятнее по ходу изложения, так же как и то, что нужно будет приготовить.

Особенности способа

Подготовка рисунка (надписи)

Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.

    Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.

После распечатки изображение аккуратно вырезается.

Внимание! Работу следует проводить в перчатках, чтобы исключить контакт пальцев с рисунком.

Подготовка металла

Он очищается от инородных фракций и обезжиривается.

Фиксация трафарета на металле

Чтобы в дальнейшем он не сползал, его желательно закрепить (по краям) липкой лентой.

Термообработка

Заключается в проглаживании трафарета утюгом. Сложность в том, что и время, и температуру нагрева придется подбирать экспериментально. Общая рекомендация – не более 2-х минут при максимальном разогреве утюга.

Охлаждение

После того, как температура металла опустится до комнатной, трафарет снимается.

Далее – травление металла. Один из вариантов этой технологии описан выше.

Остается лишь добавить, что методик гравировки своими руками достаточно много – и с помощью растворов, и без них. Ведь разговор шел о металлах, без указания, каких конкретно – сталь это, латунь или иное. Приведенные выше способы – одни из наиболее распространенных и доступных для реализации своими руками. Как правило, они используются для нанесения гравировки на стальные изделия. Кто захочет освоить буквально все практикующиеся в домашних условиях технологии, без труда найдет соответствующую информацию.

Успехов в самостоятельном гравировании!

Читают сейчас:

Кованые изделия из профильной трубы своими руками: обзор оборудования и характеристик

Основные виды термической обработки стали: отжиг, закалка, отпуск и нормализация

Металлизация отверстий печатных плат в домашних условиях — пошаговая инструкция

6 комментариев

Подскажите , пожалуйста , возможно ли протравить сталь на глубину до 1 мм и сколько для этого понадобится времени?

да возможно я протрпвил в загатовке для ножниц 2 отверстия сквозных

Конечно это возможно, а по времени определиться не сложно, время от времени проверяйте заготовку, а по достижению нужной глубины прекращайте травление.

На втором рисунке с описанием механической гравировки, гравировка выполнена не бормашинкой с фрезами а штихелем, этому надо учиться учиться и еще раз учиться. А бормашинкой можно только накарябать, хотя большинство подвальных «Ювелиров» так и делает. Небольшой совет для начинающих: травить большую глубину не нужно это создаст неровные края и ваш лак может местами не выдержать в итоге получите не ровный рисунок и кучу мелких точек там где не нужно. Если вам нужно сделать именно глубоко 0,2 мм и больше лучше воспользуйтесь фрезировкой (если есть такая возможность). Если вы решили начинать с бормашинки то сразу выкидывайте весь набор боров что шол к ней в комплект: 1 — они все кривые биение не даст вам нормально провести линии, 2 — они все толстые ни о какой маленькой надписи речь не может идти. Потому вам прямая дорога в ювелирный магазин за твердосплавными борами, они стоят в районе 50 — 100 р. за шт. нужно брать сферические самые маленькие 2 шт и пару чуть большего 1.мм размера.

Читайте также:  Советы эксперта — какой линолеум лучше выбрать

Можно не в ювелирные. Твердосплавные боры отличных диаметров есть и в стоматологических магазинах. Там дешевле.

Гравировка ножей: основные понятия, приемы и техники

У одних упоминание о гравировке на ноже вызывает ассоциации с наградным именным холодным оружием, у других – приятные воспоминания о прилавках охотничьих магазинов, где широкими рядами лежат «Медведь», «Вепрь», «Кабан» и другие ножи с искусно изображенными на клинках животными.

Ручная гравировка в начале XXI века находится на грани вымирания. Если вам хочется получить нож с гравюрой именно ручной работы, лучше всего искать мастера на тематической ярмарке. Правда, деньги придется отдать баснословные – больше, чем за рядовой кастомный нож. Ручная гравировка значительно увеличивает его стоимость.

Причем нельзя сказать, что сделанная по последнему слову техники гравировка уступает по красоте ручной – последняя, пожалуй, теперь не больше чем шик. Рассмотрим старую и новую школы гравировки по ножам.

Основными целями гравировки сегодня, как и десятки и сотни лет назад, остаются идентификация оружия (например, нанесение на клинок эмблемы фирмы-производителя или имени мастера) и персонификация (дарственные надписи, символы, узоры, рисунки, сакральные знаки и другое).

Основные архаичные техники гравировки

Резцовая гравировка

Первый из трех типов гравировки, о которых мы будем сегодня говорить. Историческое ее название – bulino, по названию основного резца, которым пользовались в итальянской школе граверов. Конечно, сейчас для ее воплощения используется большее количество инструментов, но сам принцип остался неизменным: мастер передает фактуру изображаемого предмета и игру светотени, взрезая поверхность металла нажимом различной силы и под разными углами. Причем работа тонкой иглой здесь даже предпочтительнее, чем обычным резцом: она позволяет точнее изобразить мелкие детали, обычные для охотничьей тематики – например, фактуру шкур животных.

Образец резцовой гравировки. На самом клинке она встречается нечасто

Когда-то резцовая техника применялась в основном для украшения ружей (так исторически сложилось), а затем ее освоили мастера ножевого искусства, причем до того хорошо, что ассоциируется она теперь, в первую очередь, именно с холодным, а не с огнестрельным оружием. Наносят ее преимущественно на металлические детали ножен и рукоятей: больстеры, перекрестия, заклепки и т. д. Хотя изредка этот вид гравировки используется и на самих голоменях клинков.

Существует три вида этой техники: пунктирная, линейная и смешанная – из названий ясно, как выглядит тот или иной вид. Каждый мастер решает лично для себя, в какой технике работать, но по большей части приходится их сочетать.

Плоскостная гравировка

Если вы не раз сталкивались с настоящими охотничьими ножами (особенно старого образца, да еще исполненными в единственном экземпляре), то наверняка заметили, как часто при их гравировке используется растительный орнамент. Это не случайно: когда-то у каждого изображенного растения был глубокий сакральный смысл. Лотос символизирует бессмертие, лавр – славу, дуб – могущество, пальма – мир и победу, виноградная лоза (на фото ниже) – таинство причастия. Именно такие орнаменты чаще всего исполнялись в технике плоскостной гравировки: особой нужды создавать в них фактуру той же шерсти или перьев не было.

Плоскостная гравировка с растительным орнаментом

В чем же ее отличие от предыдущего вида? Если в первом случае на поверхности вырезаются борозды (длинными линиями или пунктиром), то здесь мы создаем две или больше плоскостей, пользуясь при этом разными штихелями для достижения правильного теневого эффекта. Например, надпись или орнамент будут как бы выдаваться из окружающей поверхности или, наоборот, окажутся углублены в нее.

При производстве холодного оружия такая техника на клинках встречается реже, как правило – для декора прибора и ножен.

Пластинчатая гравировка (чеканка)

Чеканка – это наполовину лепка грубой формы, наполовину доведение заготовки до ума с помощью молоточных резцов (болхштихелей, фляхштихелей, шпицштихелей). Правда, сейчас ее почти не встретить, она практически полностью заменена литьем. К исключениям можно отнести, пожалуй, авторское оружие народов Закавказья.

На фото ниже можно увидеть, как грубо отлитая голова тигра превращается во вполне детальное изображение на навершии охотничьего ножа.

Голова тигра на навершии ножа: на первых двух фото – только что отлитая форма, на последних – обработанная резцами

Для резцовой гравировки (всех трех ее видов) мастера используют ромбовидный резец, он же грабштихель, а также шпицштихель с сечением, похожим на треугольник со скругленными гранями, стальную иглу, красители и вспомогательные инструменты – карандаши, белила, лупы и микроскопы, точильный брусок, стальную линейку. Для прочих видов – то же самое, но с более широким набором штихелей.

Что касается самих материалов, по которым делается гравировка, то подходят самые различные стали и сплавы (правда, тут нужно учитывать степень закалки покрытия, по которому делается работа), титан, алюминий, а также цветные и драгоценные металлы.

Техника исполнения

  1. Перед нанесением рисунка на поверхность мастер сначала шлифует и полирует поверхность, затем покрывает белилами.
  2. Рисунок наносится механическим карандашом с грифелем не толще 0,3 мм в сечении*.
  3. Стальными иглами мастер очерчивает контуры будущего рисунка. Теперь белила можно удалять.
  4. На этом этапе начинается, собственно, сама работа по гравировке: отточенными движениями мастер выкалывает точками или вырезает линиями нужный орнамент. Для плоскостной гравировки обрабатывается еще и фон – специальными насечками, которые визуально придают объем. Для чеканки задний план, что называется, понижается и обрабатывается жемчужным резцом.
  5. Чтобы подчеркнуть контраст, используются лаки или окислители, затемняющие вырезанные борозды, а с помощью полировальных средств высветляются не тронутые гравюрой участки.
  6. Заусенцы, возникающие в процессе работы, удаляют шлифовальными приспособлениями с самым мелким зерном, которое только можно найти.

На самом деле, конечно, существует еще несколько способов перенесения рисунка на поверхность (с помощью пластиковой пленки или кальки), но отрисовка карандашом – самый распространенный вариант, особенно для резцовой техники.

Интересное и полезное о гравировке старой школы

  • Гравировка, как ни крути, нарушает целостность изделия; если у него была защита от коррозии, следует ее восстановить. Большинство гравированных изделий подвергают закалке – это делает сталь устойчивее к коррозии; если при гравировке делались золотые и серебряные всечки, то после закалки они будут смотреться еще красивее.
  • После гравировки и закалки изделие часто покрывают типографской краской – она усиливает контрастность светотеней.
  • Большинство действительно стоящих ножей с ручной гравировкой (то есть элитное холодное оружие) создается членами Гильдии мастеров-оружейников, а сами изделия причисляются Министерством культуры к объектам, имеющим культурную ценность. Государственной Думой 1 ноября 2002 года была принята поправка к закону «Об оружии»: наряду с гражданским, служебным и боевым оружием появилась четвертая категория – оружие, имеющее художественную ценность.
  • Гравировку также делят не на три, а на два вида: штриховую (то, что в этой статье разделено на резцовую и плоскостную) и обронную (пластинчатую или чеканку).

Современный рынок услуг гравировки по холодному оружию

Из предыдущей главы, вероятно, стало понятно, что настоящая гравировка, которой еще более-менее занимались в 90-х годах и которая уже тогда стоила довольно дорого, сейчас практически сошла на нет – ввиду того, что за гораздо меньшие деньги можно получить хоть и не индивидуальные, но более техничные и доступные по цене решения.

Все современные методы позволяют за короткое время нанести на металл идеально ровные надписи, эмблемы, логотипы, товарные знаки любой сложности, а некоторые – еще и довольно сложные рисунки вроде цветных портретов и пейзажей.

Лазерная гравировка и лазерная сублимация

Такую гравировку делают повсеместно и буквально за 15–20 минут: обычно даже в небольших городах есть пара точек, где вы можете оставить нож и через полчаса получить его назад с нужными надписью, эмблемой, рисунком и так далее.

Распространенности метода способствует относительная дешевизна оборудования и небольшое количество места, необходимого для его размещения. Общий принцип действия такой: лазерный (световой) луч испаряет часть металла так, что этот след становится визуально заметен; наиболее мощные лазеры прорезают металл полностью – в этом заключается уже сверхточная и сверхтонкая лазерная резка. Правда, само это оборудование может быть как простым и ограниченным в сфере использования, так и более многофункциональным.

Лазерные граверы CO2 – это как раз бюджетная категория. Скорее всего, именно такое оборудование стоит в ближайшем к вам ТРЦ, где в числе прочего делают печать на кружках и футболках. У этих граверов не особенно сильный луч, и работают они по большей части по дереву, пластику, коже и т. д. – то есть в нашем случае по рукоятям и ножнам. Правда, по специальному покрытию, если таковое нанесено на металлические части ножа, например, по эмалированной латуни они также вполне успешно делают гравировку. Маркировку CO2 такие граверы получили за счет того, что длинное инфракрасное излучение, которым они работают, производится молекулами углекислого газа.

Совершенно иной тип излучения – у граверов категорий «алюмоиттриевый гранат» (YAG), ванадат-лазеров (vanadate laser) и волоконных лазеров (fiber laser). Их рабочая длина волны предназначена для работы с металлами, причем самой высокой прочности и твердости. Самый мощный (и при этом транспортабельный и позволяющий делать рисунки высокого разрешения) – последний тип, волоконный лазер.

Посмотрите, как сильно отличается лазерная гравировка от любой архаичной техники: здесь дарственная надпись и коловрат как будто выписаны светлой краской, а не вырезаны.

Дарственная надпись и коловрат, выполненные на вороненом металле кизлярского ножа с помощью лазера

Эти лазеры хороши в своей нише, но цветных изображений они делать не умеют, потому что работают исключительно с испарением металла. Для нанесения цвета на стальную поверхность нужен метод лазерной сублимации – на металл или материал рукояти помещается распечатанный трансфер, который испаряется лазером. В результате рисунок трансфера навсегда остается на поверхности. Собственно, это та же самая технология, с помощью которой делаются изображения на ковриках для мыши, кружках, футболках.

Цветная лазерная гравировка с использованием волоконного лазера

Механическая гравировка

Современная механическая гравировка по металлу напоминает старые техники, о которых мы говорили, правда, делается она, опять же, не руками, а машиной. Программа направляет фрезу по тому рисунку, который ей задан. По самым твердым материалам работает алмазный наконечник; для полировки или работы по нержавейке используются специальные насадки для фрез. Они не только позволяют формировать рельефные поверхности, но и выполняют на клинке прорезные художественные миниатюры.

Механическая сквозная гравировка на голомени ножа: сцена битвы двух львов

На стыке современной и архаичной гравировок есть и ручная механическая – там также используется вращающаяся фреза (сам инструмент называется пантограф), но направляет ее не компьютер, а человеческая рука. Это также не очень распространенный вид работ, хотя также более и дешевый, и быстрый, чем та же традиционная резцовая техника.

Современная механическая гравировка: металл здесь, как и в старых техниках, не испаряется, а вырезается – поэтому готовые ножи выглядят благороднее и дороже

Чем такая гравировка хороша, так это тем, что она может работать по любым видам металлов (любой твердости и чистоты), в отличие от лазера, который часто ограничен в сфере своего использования. Цена при этом остается почти той же, однако мастеру, работающему на станке механической гравировки, приходится изучать куда больше – и специфику работы с различными материалами, и нажим, и т.д.

Гравировка при помощи пескоструйной обработки

Внешне готовые изделия с пескоструйной гравировкой больше всего похожи на ножи, сделанные по старой технике плоскостной гравировки – как и предыдущий тип, она объемна (в отличие от сделанной лазером), и даже более объемна, так как металл здесь вырезается глубже.

На металл помещается трафарет, вырезанный (в зависимости от сложности и возможностей заказчика и гравировщика) вручную, на плоттере или лазером; затем абразивоструйный аппарат точно и направленно распыляет на поверхность абразивный порошок – разной фракции и с разным давлением. Меняя показатели двух последних характеристик, мы можем изменять глубину рисунка и его разрешение.

Гравировка эта делается и на других твердых материалах, из которых сделан нож – например, на пластиковой или костяной рукояти.

Художественное электрохимическое травление

Еще один способ удаления частичек металла и образования рисунков на его поверхности – это электрохимическое травление с помощью электролитной жидкости и применения электрода. Чтобы понять, как это делается, нужно вернуться на пару десятков лет назад – к тем временам, когда кислоты использовались сами по себе, а не в качестве электролита.

Старая школа травления уже умела подделывать рисунок дамасской стали – поэтому, если вам попался дешевый нож с узором, похожим на разводы дамаска, не спешите его покупать, возможно, это подделка. Делались такие узоры с помощью так называемой техники маскировки, когда лаком покрывалась часть клинка, не подлежащая травлению, а оставшаяся часть подвергалась воздействию кислот; для нержавеющей стали использовался ляпис.

После этого настала эра облучения ультрафиолетом клинка, на котором специальным консервационным лаком был выведен узор; после этого рисунок проявлялся в едком натре. Затем мастера научились пользоваться не лаком, а специально изготовленной для этого пленкой, что, конечно, делало работу чище: такие пленки можно заказать в специализированных магазинах, и именно с ними же работают и сейчас.

Все, что нужно мастеру кроме этой пленки, – электролит (ортофосфорная, солярная и серная кислоты) и источники постоянного и переменного тока. Этот способ подходит, когда рисунок на стали повторяется (например, речь идет о маркировке металла). Под действием тока электроды вырывают частички металла с его поверхности; делается такой узор с любой глубиной.

Дешевая подделка дамаска с помощью кислотного травления (слева) и современное электрохимическое травление

Электрохимическое травление называется также гальваническим, так как источником тока служит гальваническая батарея. Примечательно, что современный способ безопаснее для здоровья, так как протравка за счет гальванизации проходит быстро и вредные пары кислот просто не успевают выделяться.

Ссылка на основную публикацию