Ложки с историей: серебряные столовые приборы

История и ценность старинных серебренных ложек с клеймом

Серебряные ложки старинные с клеймом — предмет коллекционирования, выгодная инвестиция в будущее семьи. Многие из них выглядят настоящими произведениями искусства. Вряд ли кто откажется иметь в доме столовые приборы из серебра.

История

Серебряные ложки появились в античности — в Древней Греции и Риме. В Средневековье приборами из серебра пользовалась в основном знать и двор короля. Более широкое распространение они получили в эпоху Возрождения. Тогда появился интересный обычай дарить на крестины так называемые апостольские ложки. Черенки ложек были украшены изображением святых, Иисуса и Богородицы.

Серебряные чайные ложки

Крёстные побогаче дарили пару ложечек, а именитые и знатные именинники получали полный столовый гарнитур на 12 предметов.

Ребёнку обычно вручалась ложка с именем апостола, в честь которого он был назван.

Такой подарок могли позволить себе далеко не все. Поэтому появилась пословица: «Он родился с серебряной ложкой во рту».

Обычай украшать приборы декором распространился в эпоху барокко, когда ложечки стали украшать сложными узорами, на них стали наносить пейзажи и другие изображения.

На Руси ложки из серебра появились на исходе первого тысячелетия. В 998 году дружина князя Владимира получила ложки в качестве подарка за переход в христианскую веру и отказ от язычества.

В России ложечка являлась хорошим подарком. Её дарили не только на «зубок», но и в честь поступления ребёнка в гимназию, молодожёнам на свадьбу. Обеспеченная семья запасала столовые приборы дочери в приданое. Обычно оно передавалось из поколения в поколение.

Какие ложки ценятся?

В первую очередь ценятся наборы, а не разрозненные экземпляры. Конечно, ложка мастера с именем, украшенная монограммой, также имеет высокую стоимость. Но купить их могут себе позволить не только миллионеры. Стоимость приборов исчисляется тысячами, а не миллионами долларов.

В 1912 году на аукционе Кристи пара ложечек Фаберже ушла за 8 тысяч долларов. Ложечку, которую изготовил Федор Рюккерт, продали за 12 500 долларов.

В мире ценится столовое серебро ювелиров Германии. Фирма Robbe&Berking поставляет приборы во дворцы нефтяных шейхов и ко двору королевы Великобритании. Получили известность фирмы Robert Freund, Franz Schnell Halle, Herbert Zeitner.

Ценится английская столовая посуда William Suckling, Ridley&Hayes и многих других мастеров. Ювелиры из Дании также прославились изделиями из серебра.

Среди мастеров из России известны фирмы братьев Грачёвых, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и, конечно, Фаберже.

Многие из них были поставщиками императорского двора. Это было почетно и престижно, обычно изделия этих фирм клеймились специальным знаком.

Сколько стоят в Европе приборы этих мастеров? Цены нельзя назвать заоблачными. К примеру, ложечка с позолотой, черенок которой украшен изображением Богородицы с младенцем, известного мастера A. Michelsen (Дания) оценена в 230 долларов. Изготовлена она в 1916 году. Цены на приборы этого мастера колеблются от 50 до 600 долларов за единицу.

Старинные серебряные ложки XIX-XVIII веков работы именитых мастеров могут стоить чуть дороже. Например, набор столового серебра (шесть вилок и ложек) — 1855 год изготовления — ювелира Hippolyte Thomas в одном из интернет-магазинов антиквариата предлагается за полторы тысячи долларов. Приборы украшены монограммой владельца, имеют отличный вид; их вес больше килограмма.

Пробы и клейма

В наше время дороже всего ценятся ложки из стерлингового серебра. Так называют металл 925-й пробы. Приборы 999-й пробы не встречаются, так как чистый металл легко подвергается деформации: гнётся, ломается, царапается.

Ложки 925-й пробы часто покрывают позолотой, эмалью. Они имеют прекрасную сохранность и вид. Во Франции изготавливали изделия 900-й и 950-й пробы. Серебро, которое украшали эмалью, часто имеет 916 пробу в метрическом измерении.

Что такое 84-я проба серебра? На старинных ложках из России, часто можно встретить эту пробу. Старинная золотниковая мера драгметаллов применялась вплоть до 1927 года. Эта проба соответствует 854-й в метрическом измерении.

Клеймо на серебряных столовых приборах

Клейма на старинных ложках

Клейм — российских и европейских — известно великое множество. В каждой стране была принята своя cистема атрибуции, она менялись, вводилась другие законы. В Германии до 1988 года ходила лотовая система проб, в США до сих пор принята каратная.

Как правило, на старинных приборах имеются три-четыре и больше клейма.

Ложка, которую изготовили в России во второй половине XX века, имеет пять знаков.

  • цифровое клеймо, которое удостоверяет содержание серебра в золотниках (чаще всего можно встретить пробы 84, 88, 91);
  • год, когда изделие было апробировано (например, 1876);
  • знак мастера, который клеймил (чаще всего проставлялись его инициалы);
  • знак пробирной палаты (например, для Московской — это был Георгий Победоносец);
  • клеймо мастера, который изготовил прибор (инициалы и другие знаки).

С 1899 года вводится новый пробирный устав. Новое клеймо пробирных палат выглядело, как женская головка в профиль.

Выпуклые по форме клейма ставились почти до конца XIX века, а вогнутые начали использовать с 1897 года до настоящего времени.

Старинные европейские изделия из драгметаллов имеют свою систему клеймения.

На английских ложках можно увидеть льва с поднятой лапой — знак того, что изделие изготовлено из чистого стерлингового серебра. На ложках, которые изготавливались с 1783 года по 1890 год, проставляли ещё знак пошлины. Оттиск представляет профиль головы правящего на тот момент монарха.

Кроме того, на приборах из серебра ставились:

  • Клеймо года (не в годах, а в буквенных инициалах!).
  • Клеймо города.
  • Клеймо мастера.

Чтобы детально разобраться в этом вопросе, лучше изучить специальную литературу. Издаются специальные справочники, где имеется все виды проб, имевшие хождение в России и других странах.

Ложки с историей: серебряные столовые приборы

За все время, что люди добывали серебро, тонны этого металла были переплавлены в монеты, драгоценности и простые бытовые и столовые предметы — вилки, ложки, ножи и соусники, ковши и братины. Но немногие из старинных вещей дошли до наших времен. Древние войны заставляли королей и императоров обращать в монеты все попадавшиеся под руку серебряные изделия. Ситуация изменилась после 1870 года, когда в США открыли многочисленные месторождения серебра. Постепенно цены на «белое золото» снизились, и уже к началу ХХ века изделия из этого металла стали доступны многим.

Семейная реликвия

Сейчас немногие могут похвастать серебряными ложками или другими предметами из белого металла, доставшимися в наследство от бабушки. Сложная история нашей страны перепутала и смешала судьбы людей и вещей.

Серебряные столовые приборы всегда были показателем благосостояния семьи. Их годами собирали, тщательно хранили и обязательно передавали следующему поколению. Словосочетание «столовое серебро» настолько прочно соединилось с понятием обеспеченной буржуазной семьи, что в литературе возник устойчивый образ дворецкого, пересчитывающего на досуге серебряные предметы в хозяйской столовой. По количеству и разнообразию изделий из блестящего металла в домашнем обиходе судили не только о благосостоянии их владельца, но и о его положении в обществе.

Всевозможная утварь (подносы и блюда, кувшины и вазы, чашки и подстаканники, подсвечники), серебряные столовые приборы (ложки, вилки, ножи, лопаточки для тортов и щипчики для сахара), а также другие мелочи были не просто предметами первой необходимости, а гордостью хозяев. Они позволяли без явного хвастовства продемонстрировать гостям свое материальное положение. Цены на белый металл традиционно были довольно высокими, поэтому столовое серебро приравнивали к банковскому вкладу, которым можно ежедневно пользоваться, не опасаясь обесценивания.

Антикварные изделия из серебра ценны не только возрастом — по ним можно изучать стилевые особенности разных периодов. Интересны предметы XVI века, когда в Европе царила мода на восточные и мавританские мотивы. Более позднее барокко, а затем и рококо добавили в отделку вещей из белого металла вычурность и множество мелких изысканных деталей.

В начале ХХ века любовь к народному или псевдорусскому стилю в России способствовала не только развитию стилизованных орнаментов в отделке, но и созданию самих предметов в виде деревенских избушек и теремков.

В советское время серебро — это дорогой и ценный подарок, который многим был не по карману. Производилось очень много изделий из мельхиора и посеребренных вещей. Дарили небольшие комплекты чайных ложечек. Большой популярностью пользовались столовые приборы, выполненные в технике черненого серебра.

Серебряные имена первой величины

Приобретая сегодня в антикварных магазинах или на блошиных рынках посуду и серебряные столовые приборы, вы скорее всего купите экземпляры работы русских мастеров. В конце XIX —начале ХХ века предприятия основных производителей серебряных изделий были сконцентрированы в Москве и Петербурге. Несмотря на близкое расположение, на каждой фабрике сложился собственный художественный стиль и почерк. Петербуржские мастера ориентировались на западноевропейскую культуру и моду, московской же школе был присущ новаторский и авангардный дух. Для всех предметов, выполненных русскими мастерами, характерно самобытное использование различных видов техники обработки металла: гравировка, чеканка, эмаль.

В России изначально в моде на серебро господствовал западный стиль (как и в других видах искусства). Со временем классические традиции уступили место народным орнаментам и стилизации. Ювелиры многих фабрик в начале ХХ века следовали царившей в России моде на русский стиль. Посуду и серебряные столовые приборы они украшали стилизованными народными орнаментами, фигурками былинных героев или сказочных животных.

Собирание столовых приборов из серебра считается одним из элитных видов коллекционирования. Даже не самую редкую и не особо старинную ложку или вилку из этого дорогого металла ценят в первую очередь по весу. Затем уже определяют стоимость работы и сохранность изделия. Кстати, последнее свойство для антиквариата играет большую роль. К счастью, серебряные столовые приборы долговечны и устойчивы к воздействию времени.

Сейчас обзавестись серебряной утварью несложно. Можно купить серебряные столовые приборы по отдельности, подбирая похожие или одинаковые предметы, либо собрать в полноценный комплект (например, ложки фабрики Хлебникова). А можно приобрести сразу столовый набор, правда, найти его несколько сложнее. В полном составе комплекты встречаются редко и, безусловно, представляют собой впечатляющее зрелище. Причем не только сами приборы, играющие мягким блеском, но и обитые атласом и бархатом футляры.

Читайте также:  Инструкции как штробить стену под проводку

Статья в тему: Как почистить каменную сковородку

Подводные камни

Столовые приборы из серебра — дорогое приобретение, поэтому выбирать предмет и оценивать перспективы покупки нужно осторожно. Особенно это касается антикварных вещиц. Если на руках есть письменная экспертиза или вы уже покупали серебряные вещи для коллекции, тогда сделать выбор несложно. Однако в первый раз будьте предельно внимательны. Покупая серебряную посуду, обращайте внимание на наличие вмятин, потертостей и следов деформации на предмете. Серебряные соусники, блюда и вилки бывают смяты при ударе или падении. Реставрация изделий из серебра — довольно сложный процесс, выпрямление вмятин нередко приводит к повреждению металла. В результате он может просто лопнуть.

Клеймо (отпечаток, выдавленный на металле, как правило, на дне или обратной стороне предмета) — непременный атрибут изделий из драгоценных металлов, в том числе серебра. Обычно им обозначают пробу, а также имя автора или название фабрики-производителя, например, на серебряных столовых приборах vivo изображен соответствующий товарный знак и проба. По клейму можно определить время создания произведения искусства (разные авторы или фабрики в различные промежутки времени меняли очертания своих клейм). Оно расскажет также о подлинности вещи не хуже чем химический анализ о ее составе. Но и здесь вероятен подвох — клейма бывают поддельные. Выбитые на предметах современными умельцами, они превращают работу неизвестного мастера в творение знаменитости, например Фаберже.

Столовое серебро – необычная история обычных вещей

Серебряные столовые приборы – ложки, вилки, ножи – желанные предметы практически для всех. Блеск столового серебра за обедом или ужином доставляет массу удовольствия, вызывает восторженные взгляды, а то и зависть гостей. Сегодня есть масса серебряных ложек, вилок, ножей различного дизайна и предназначения. Ценители винтажных и антикварных изделий могут приобрести столовое серебро советского периода, XIX века и более ранние. Весьма широкий выбор, что говорить!

Широкое распространение и уверенную популярность привычные нам столовые приборы получили лишь в XVIII веке. До этого периода продолжалась история их трансформации и преображения.

Нож является самым древним «столовым прибором», точнее, его прародителем.. Материалами изначально были камни, кости, рога, позднее различные металлы. Ножи использовались для охоты, собирательства, для разделывания и приготовления различной пищи.

Со временем нож принимал все новые формы и назначения. Различные формы и размеры клинка и рукояток рождали массу разновидностей. Хорошим современным примером такого разнообразия служит набор ножей шеф-повара. А ведь это только «бытовые» ножи. Что уж и говорить о количестве видов холодного оружия.

Ножи служили оружием, и параллельно использовалась как столовые приборы в Европе вплоть до начала XVII века. Помимо ножей чаще всего пищу брали руками, в том числе и в высшем обществе. Каждый кусочек еды элегантно брали тремя пальцами, а в паузах омывали руки в специально стоящей для этого на столе чаше. Традиция эта еще античная, хотя в Древнем Риме существовали также специальные перчатки или наконечники для пальцев, чтобы накалывать еду.

Со столовыми приборами связано немало легенд, традиций и поверий. Несколько из них связано и со столовым ножом. Точнее, с его округлой формой. По одной из легенд, приказ закруглить все столовые ножи отдал Кардинал Ришелье. Легенда хранит несколько возможных причин этому: потому что его раздражала привычка многих придворных во время трапезы ковыряться в зубах ножом и есть с ножа. Другая версия этой легенды гласит, что Кардинал распорядился так в целях безопасности. Существует и другая легенда с практически таким же содержанием, меняется лишь главный герой. В некоторых источниках это Людовик XIV.

Среди современных столовых ножей самую необычную форму имеют, пожалуй, ножи для сыра и нож для устриц. Их внешний вид далеко не всем открывает их истинное предназначение.

Ложка

Ложка заслуженно считается самым древним столовым прибором. В отличии от многофункциональных ножей, назначение ложки всегда было однозначным.

История ложки уходит глубоко в Античность. Однако, в Древней Греции и Риме ложки уже изготавливались из металла, в том числе и серебра, и были весьма распространены в обиходе. А самые первые «ложки» изготавливались из подручных природных материалов – скорлупы, раковин, костей. Позднее ложки стали вырезаться из рога, кости, дерева. Также первые ложки лепились и обжигались из глины. Изначально более крупный предмет, ложка была ближе к черпаку. Однако с течением времени форма и размеры ее изменялись.

Ложка всегда считалась истинно русским предметом. Она прочно вошла в обиход на Руси гораздо раньше, чем в Европе. Это был самый популярный и единственный столовый предмет вплоть до начала ХХ века. Особенно в сельской местности. Носить собственную деревянную ложку с собой в гости было принято у крестьян вплоть до XIX века.

Вилка

Безусловно, вилка самый молодой столовый прибор. Вилка как таковая также была известна в древних цивилизациях, но никогда не использовалась для трапезы. Крупные вилки с двумя или тремя зубцами использовались на кухне в процессе готовки. Как вспомогательный предмет для ножа при нарезании и накалывании продуктов. Но к XI веку вилка просочилась к столу, и тут тоже не обошлось без легенд. Так, впервые воспользовалась вилкой за столом Византийская принцесса Мария Иверская. По слухам, весьма чопорная особа испытывала крайние неудобства во время трапезы, когда приходилось брать пищу руками или накалывать на нож. Утонченная женская душа требовала не менее утонченного предмета. По специальному заказу для нее изготовили персональную вилочку из драгоценных металлов, и она с удовольствием ей орудовала за столом. Но принцесса значительно опередила свое время и придворные не поняли такого чудачества. Однако, время брало свое. Появлялись новые рецепты, блюда, способы приготовления пищи. И мода в этом случае была двигателем прогресса. Новые кулинарные изыски требовали новых столовых приборов и способов подачи. Уже с XIV века вилка с попеременным успехом присутствовала среди приборов знати и аристократии.

Нельзя не упомянуть еще одну историческую легенду, связанную с вилкой. Но это уже более достоверная история. Именно вилка в начале XVII века разоблачила и погубила Лжедмитрия. На свадебном званом обеде после женитьбы на Марии Мнишек появилась вилка – предмет ранее невиданный русской знатью и диковинный на то время. Традиционным и классическим русским столовым прибором – от высшей знати до крестьян – всегда считалась ложка. Этот предмет и выдал нерусское происхождение самозванца.

В постоянный обиход вилку в России ввел Петр I. Он не только сам демонстративно пользовался вилкой, но еще и всюду брал с собой собственный набор столовых предметов, в который она входила. Не было никаких гарантий, что в гостях ему подадут все необходимое.

Итак, XVIII века вилка, последней, плотно закрепилась среди столовых приборов. Изначально присутствуя в наборах высочайшей знати, со временем вилка просочилась в народ. И сейчас уже никто не может себе представить набор столовых предметов без вилок. Однако, среди сельского населения вилка игнорировалась до начала ХХ века.

А среди английских джентльменов к вилке относились предосудительно чуть ли не до начала XVIII века. Они продолжали есть руками и ножами. Сейчас это нелегко себе представить. Также вилка терпела гонения, запреты и критику со стороны Церкви. Этот предмет считался дьявольским и непотребным среди богоугодного общества долгое время. Но удобство и практичность применения, как и изящество жестов использования в итоге сделали свое дело. И теперь мы берем вилку в руки каждый день.

Общие трансформации

После того, как каждый из вышеперечисленных предметов появился в обиходе, каждый из них подвергся изменениям и трансформации. Как мы уже говорили, нож менял форму лезвий и рукоятки. Позднее он утратил остроту. Ложка появилась из черпачка и со временем выровнялась и стала меньше. Вилка из крупного предмета с двумя-тремя зубцами превратилась в миниатюрный и изящный предмет с четырьмя зубцами. Но все эти приборы изменялись одинаково относительно ручки, её длины и формы.

Изначально ручки на всех столовых приборах были широкие и короткие. Лишь с развитием галантной моды – с появлением обилия кружев, в том числе на рукавах и жабо, ручки у приборов вытянулись. Чем больше кружев и оборок – тем длиннее и изящнее ручки. Помимо визуальной утонченности, вытянутая длина имела и практическое предназначение. Приборами с вытянутыми ручками можно было смело трапезничать и не бояться запачкать и испортить дорогое платье.

Не только длина, но и формы ручек подвергалась изменениям и веянием моды. Основными законодателями моды в случае столовых приборов выступили англичане.

Изначальная форма металлических рукояток – «ганноверская». Была популярна в период 1710-1770 годов. Время правления ганноверских королей – Георга I и Георга II. Имеет складку-рубчик вдоль черенка. Общий дизайн минималистичный.

Приблизительно с 1760-х годов становится популярна модель рукоятки «староанглийская». Она очень похожа на ганноверскую, но без черенка по середине, а кончик чуть загибается вниз. На гладкой поверхности часто располагались фамильные вензеля или другие резные узоры.

С 1775 года входит в обиход модель «скрипка» – очертания рукоятки остаются без разительных изменений, но обретают очертания скрипки. Тут также есть много места для нанесения фамильных вензелей.

Самая шикарная и широкая форма ручки, покрытая богатым узором с вензелями, называется «Король». Эта форма стала популярной в Англии в период Регенства – (1811 – 1820) и популярна и в наше время. Форма «король» давно уже стала классикой. Также предусмотрена более изящная ее форма – «королева». Оба дизайна очень похожи и украшены богатым узором.

Традиции и этикет

Законодателями моды на столовое серебро изначально были монаршие семьи. Полный набор столовых предметов из серебра насчитывал по 12 каждого – по числу апостолов. Именно поэтому количество гостей на званых обедах и ужинах должно было быть либо 12, либо кратное этому числу. Тринадцатые гость за столом был недопустим, это считалось дурной приметой и этого по возможности избегали.

Читайте также:  Посреди контрастов – дизайн интерьер квартиры

Набор столового серебра из предметов, объединенных общим дизайном и стилем, а часто и фамильными вензелями, свидетельствовал о принадлежности к высшему обществу и почету. Со временем подобные наборы предметов появились и у нижестоящей аристократии, тщательно береглись и передавались по наследству. «Фамильное серебро» – именно это сочетание чаще всего относится именно к столовым приборам, а не к украшениям. По понятным причинам столовые приборы из серебра долго время были доступны только аристократии и зажиточным чиновникам. Появление даже самой крошечной серебряной ложечки среди крестьян вызывало восторг. Помимо серебра, для изготовления столовых приборов для королевских семей использовалось также золото. Однако оно слишком мягкое и сильно окисляется. Его практические качества во многом уступают серебру при постоянном взаимодействии с различными приправами и соусами.

Также уже с XIX века широко использовался мельхиор. Столовые приборы из мельхиора отличная альтернатива серебру, к тому же их дизайн нередко повторяет королевскую классику прошлых веков. Позднее его заменила нержавеющая сталь.

Весьма примечательным является тот факт, что после открытия алюминия этот металл считался очень дорогим и редким. Практически на вес золота. И на званых приемах у Наполеона III среди прочих драгоценных приборов были приборы из алюминия. Они подавались только самому Наполеону, членам его семьи и самым почетным гостям, как проявление высочайшего положения. Сейчас эта подробность может показаться забавной, так как у современных людей алюминиевые столовые приборы вызовут ассоциации лишь с советским или пост-советским общепитом. Но никак не с Императорским званым приемом.

Также серебряные столовые приборы входили в обязательное «приданное» для воспитанниц Институтов благородных девиц. Отправляя девицу в такое заведение, подавался не только определенный пакет документов и денежные взносы. Для оформления новой воспитанницы необходимо было предоставить администрации полный набор серебряных столовых предметов в двух экземплярах.

Военные офицеры имели при себе в походах набор столового серебра. Хоть и не такой полный и роскошный, как у благородных девиц. Благородное происхождение выдавал не дизайн и вычурность предметов, а сам тот факт, что они серебряные. Во многом именно отсюда в отношении серебра и закрепилось название «благородный металл».

Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР

Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.

За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен “Дубок” и “Рисунок Фаберже” ранней и поздней разновидности.

Два других, “Каштан” и “Киев”, были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, “Киев”, оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – “Московский завод Спецсплавов”) в качестве основного. Достаточно большую редкость в наше время представляют комплекты из 24-х предметов 50-х годов выпуска «Дубок» и «Киев».

Таллиннский ювелирный завод.

Второй по объему выпускавшейся в СССР продукции столового серебра, завод выпускал изделия четырех разновидностей дизайна. Наиболее удачными и востребованными до наших дней являются две из них – «Централь» и «Чиппендейл».

До конца 60-х годов 20 века выпускались в основном изделия 875 пробы; с начала 70-х завод перешёл на выпуск столового серебра 916 пробы, сохранив дизайн изделий. На часть тиража из серебра 916 пробы, предназначавшуюся для экпорта, ставились клейма “Made in USSR”.

Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.

Платиноприбор (Московский платиновый завод).

Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание “Поставщик Его Императорского Величества” (“Поставщик российского императорского двора”) и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в “Московский платиновый завод”, основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.

Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.

Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).

Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.

Вольнянский завод им. Шевченко.

Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых “изделий мельхиора и накладного серебра”. В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.

В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название “Сельскохозяйственный Машиностроительный Завод “Металлист” №10″; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в “Завод им. Шевченко”. Изделия завода клеймились знаком “ЗiШ”. И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня завод называется «ООО “ВМЗ” Вольнянский Машиностроительный Завод» и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).

Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе

Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.

Режевский механический завод (Завод Реж)

Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.

«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.

Cеребряные ложки по низким ценам! Ждем Вас

Веками традиции складывались так, что именно серебряная посуда олицетворяла роскошь и ценилась во многих семьях. Сегодня подобные приборы также пользуются популярностью у людей, которые привыкли получать лучшее, ценят комфорт и домашний уют. В частности, серебряные чайные ложки — это всегда интересный элемент на столе. Указанные приборы подчеркивают, что хозяин дома является приверженцем классических традиций.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПРЕДПОЧЕСТЬ СЕРЕБРО?

Сегодня многие хозяева приобретают именно серебряные чайные ложки. Но почему именно данный металл так ценится?

Столовые приборы из серебра :

· обладают антибактериальными характеристиками;

· являются одним из вариантов выгодных финансовых инвестиций.

Что касается антибактериальных свойств изделий из серебра, то ионы указанного металла превращают абсолютно любую жидкость в полезный продукт. Не зря воду освещают именно серебряными крестами. Современные исследования говорят о том, что предметы из серебра способны уничтожить более шестисот видов разнообразных бактерий, огромное количество разновидностей грибков. Как видите, серебряные изделия — это не только красивые традиции, но и забота о здоровье близких вам людей.

Почему так выгодно вкладываться в подобные изделия? Серебро постоянно дорожает. Если речь идет про серебряные кофейные ложки или иные подобные изделия, то, в зависимости от производителя и дизайна, данные товары со временем могут существенно подрасти в цене. С данной точки зрения, можно рассматривать указанные столовые приборы в качестве отличных инвестиций.

Подобные столовые приборы — это уникальные предметы роскоши, цена которых с годами только возрастает. Соответственно, наличие подобных серебряных вещей в доме подчеркивает определенную значимость хозяев данной посуды. Помимо прочего, любой торжественный стол существенно преображается, когда на нем появляются предметы, произведенные из серебра. Как видите, все вышеуказанные причины служат главной основой неизменного покупательского спроса. Это отличные изделия из благородного металла.

Г ДЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ДАННЫЕ ТОВАРЫ?

Серебряные десертные ложки и иные изделия подобного типа можно приобрести в специализированных магазинах. Однако не каждая торговая точка реализует действительно качественную продукцию. Поэтому стоит обязательно обратиться к нам за помощью! Здесь вы сможете приобрести серебряные столовые ложки и иные изделия из данного благородного металла. Абсолютно все столовые приборы, которые мы реализуем, соответствуют высочайшим стандартам качества.

И если вы желаете приобрести качественную продукцию по приемлемым расценкам, обязательно необходимо воспользоваться нашей помощью! Собственно, многочисленные рачительные хозяева, которые ценят классический стиль и являются приверженцами лучших семейных традиций, уже сделали свой выбор и остались довольны нашим сервисом.

Читайте также:  Как выполняется самовыравнивающаяся стяжка пола своими руками?

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ

Вы желаете приобрести серебряную ложку в Москве? Вам интересны изделия из указанного благородного металла? В данном случае стоит обязательно обратиться за помощью к нашим специалистам, которые уже далеко не первый год успешно трудятся в этой отрасли. Мы являемся лидерами соответствующего сектора рынка и можем предоставить клиентам наилучшее обслуживание. Нашими неоспоримыми преимуществами являются:

· персонифицированный подход к каждому клиенту;

· высокие стандарты обслуживания;

· оперативность обработки заказов;

Мы ценим каждого клиента и стараемся предоставить ему наилучшие услуги и товары. Вам обязательно понравятся условия сотрудничества с компанией, а также обслуживание. Специалисты организации при необходимости порекомендуют вам интересные и актуальные в вашем случае варианты изделий из серебра. Вы можете доверять нашим специалистам, поскольку они являются настоящими профессионалами.

Вы желаете подобрать и купить серебряную ложку? Смело обращайтесь к нам прямо сейчас. Наши сотрудники подберут для вас качественные варианты, исходя из ваших интересов и пожеланий. Стоит грамотно распорядиться собственными денежными средствами и вложить их в изделия, которые со временем будут только дорожать. Благородный металл обязательно украсит ваш стол и подарит множество ярких и приятных впечатлений.

Как видите, следует обратиться в нашу компанию, если вам необходимы серебряные изделия, вы ищете утонченные и незаурядные варианты, вам нужны качественные товары. Сотрудники компании обязательно предоставят вам лучшие изделия из серебра, помогут определиться с выбором. Пусть благородный металл будет вас неизменно радовать и восхищать!

История ложки

Ложка – это столовый прибор, которым пользуются люди по всему миру.

Этимологически слово «ложка» скорее всего уходит в корень «лог» (овраг, углубление), хотя это достаточно спорный вопрос. Многие предполагают, что происхождение слова «ложка» связано с глаголом «лизать», «елозить». В Киевской Руси термин «ложка» был известен уже в 10-ом веке.

Ложка напоминает собой лопаточку с ручкой, с помощью которой легко зачерпывать как жидкую, так и густую пищу.

Ложка появилась на свет намного раньше вилки. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры. Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.

В общем-то всё, что напоминало форму черпачка, могло пойти в качестве материала или основы для ложки.

В Древнем Риме и Греции ложки начали изготовлять из серебра и бронзы. Самое интересное, что они не являлись тогда предметами сервировки стола. Пищу из блюд ели руками, а чтобы подцепить кусочки еды, использовали хлеб. Ложки же служили, как правило, на кухне в качестве мешалок и черпаков.

Когда в Европе ещё ели руками в Древней Руси уже появилась деревянная ложка. Она упоминается в летописи 12 века «Повесть временных лет». Ложки, как и ножи, в старину носили при себе. Очень интересным изобретением на то время была вилка, зубчики которой при необходимости входили в пазы съёмного черпачка, и вилка превращалась в ложку.

Ложки, которые вы видите на картинке, относятся к началу 17 века. Бурлаки носили свои ложки за ленточкой шляпы на лбу. По примеру Петра I на Руси было принято ходить в гости со своими собственными столовыми приборами. Было даже такое понятие, как складная ложка.

В Средние века начали делать ложки из олова, латуни, меди. При этом аристократы предпочитали есть сугубо серебряными или золотыми ложками. Самое раннее упоминание о ложках из драгоценных металлов относится к 1259 году. В 18-ом веке престижными и ценными считались ложки из алюминия. Этот металл был только открыт, поэтому был достаточно дорогим на то время. Например, при Наполеоне на торжественных приёмах императора самым почётным гостям подавались именно столовые приборы из алюминия. Другие же гости при этом пользовались приборами из более традиционных металлов – серебра или золота. Внешне алюминий отдалённо напоминал серебро, однако в будущем стал уделом дешёвого общепита.

Именно в 18-ом столетии ложки обрели форму эллипса и стали похожими на современные и знакомые нам модели. В это же столетие интерес к китайской культуре и огромное количество привезённых вещей и продуктов из этой загадочной страны познакомило Европу с чаем и культурой чаепития. Это время можно определить как начало эры чайной ложки. А для кофе понадобились и кофейные ложки. Таким образом, применение ложки, а соответственно и её формы и материалы сильно разнообразились.

В эпоху Барокко у ложек при этом ещё и вытянулась ручка. Скорее всего это было связано с появлением в одежде таких элементов, как длинный и широкий рукав и пышные жабо.

Ведь чуть ли не до 18-ого века ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Поэтому и ручки у них были короткими, массивными и несколько закругленными.

В 1825 году немецкий врач Э. Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентана (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро, материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентана, который называли по-разному: альфенид, мельхиор. Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».

В начале 20-ого века открытие нержавеющей стали стало важным событием для развития столовых ложек. Добавление хрома снизило риск коррозии металла и повысило его стойкость и долговечность. В настоящее время ложки изготовляются из разнообразных металлов и их соединений, однако, как и раньше наиболее красивыми, ценными, дорогими, качественными и безопасными остаются серебряные ложки.

Вокруг ложки ходит много интересных фактов и историй, примет и поверий.

Интересно, что ложка на протяжении всей своей истории рассматривалась как один из самых популярных и ценных подарков. В Европе, например, в эпоху Возрождения на религиозные праздники дарили ложки с изображением Христа и его учениками. Такие ложки назывались апостольскими.

Издавна на Руси было принято дарить серебряную ложечку на первый зубок младенца. В царские времена серебряную десертную ложку дарили при поступлении ребёнка в гимназию, а столовую – после окончания учёбы.

Традиционным подарком на Руси считалась деревянная расписная ложка на свадьбу. В последствии такую ложку использовали для определения пола будущего ребёнка в семье. Ожидающая малыша беременная мама кидала подаренную ложку через плечо – если она падала вверх углублением – ждали девочку, если выпуклостью – мальчика.

Стоит вспомнить, что на Руси в 18 веке появились первые музыкальные коллективы, играющие на ложках – до сих пор понятие музыкального инструмента «ложки» не изжило себя.

Ложка обогатила свой образ и благодаря многим приметам, связанным с ней. Например, в Кембридже студенту, получившему на экзамене по математике самый низкий балл, дарили огромную ложку. Такая традиция просуществовала вплоть до 1910 года.

А истоки свои она берёт из английской известной древней традиции дарить ложки в качестве утешительного приза участнику с худшим результатом в конкурсах любого типа.

Это не единственный университет, который связывал некоторые свои традиции с этим столовым предметом. В Казани в 19 веке у студентов для успешной сдачи экзаменов было принято все имеющиеся в доме чайные ложки в ночь перед экзаменом складывать под книжный шкаф.

Неповторимый чудак Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника, помогающего вовремя проснуться художнику и изобразить увиденное им во сне, ведь именно там он черпал своё вдохновение. Перед сном Дали брал ложку в руку, а на пол ставил жестяную тарелку. Когда он впадал в состояние дрёмы, ложка в какой-то момент выпадала из руки и стукалась об тарелку – он просыпался от получавшегося звука и успевал запомнить свой сон. Именно тогда из-под его кисти выходили самые знаменитые полотна. Кстати, Сальвадор Дали посвятил ложкам несколько своих работ и создал целую коллекцию столовых предметов.

Выражение «бить баклуши» имеет прямую связь с ложками, а именно с их изготовлением. Баклушами называли заготовки для деревянных ложек.

Разбивать полено на баклуши всегда считалось самым лёгким этапом, самой простой работой , не требующей особых навыков и практики. В результате появилось данное выражение, которое относилось к людям, которые занимаются ерундой или вообще ничего не делают. Оно стало синонимом к праздному времяпрепровождению.

Столовая ложка

  • Такая ложка является классической для всех первых горячих блюд.
  • 21 см.
  • По размеру она является чуть больше столовой вилки и чуть меньше столового ножа. Конец черпачка немного вытянут и сужен.
  • Кладётся при сервировке справа от тарелки рядом с ножом для рыбы черпачком вверх.

Десертная ложка

  • Предназначена для десертов, которые не требуют разрезания (пудинг, мус, фрукты в сиропе, ягоды со сливками и др.)
  • 18 см.
  • По размеру чуть больше десертной вилки.
  • Кладётся при сервировке над тарелкой ручкой направо черпачком вверх.

Чайная ложка

  • Предназначена для размешивания сахара в чае, горячем шоколаде, какао, кофе с молоком.
  • Около 15 см.
  • Похожа на столовую и десертную по форме, только гораздо короче.

Кофейная ложка

  • Используется для сервировки завтраков. Предназначена для размешивания сахара в чёрном кофе, капучино и др.
  • 13 см.
  • Похожа на чайную ложку, только короче.
  • Подаётся к столу, если частью трапезы является кофе.

Ложка для кофе Мокко

  • Предназначена для кофе, которое подают в маленьких чашечках (например, кофе эспрессо).
  • 10-11 см.
  • Похожа на кофейную ложку, только короче.
  • Подаётся отдельно.

Ложка для мороженого

  • Форма черпачка более круглая. Иногда ложка для мороженого выглядит как лопаточка со слегка изогнутыми краями.
  • 14.8 см.
  • Такая ложка подаётся отдельно вместе с мороженым.

Видов ложек существует невероятное количество, поскольку ложка является очень удобным столовым прибором. Большое их разнообразие применяется при сервировке блюд. (ссылка на статью «сервировочные предметы»)

Ссылка на основную публикацию