Юбка в технике узелковый батик

Узелковый батик: особенности и техника выполнения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).


Пошив и роспись в технике холодного и узелкового батика летнего платья из хлопка.

В этом мастер-класс хочу поделиться с вами своим опытом пошива и росписи летнего платья, которое я сшила в прошлом году, готовясь к летней поездке на море. Сшила я его из натуральной ткани и украсила моими любимыми цветами — ирисами, расписанными в технике холодного батика. Отдельные элементы были покрашены в технике узелкового батика.

Инструменты и материалы: эскизы ирисов, ткань в данном случае 100% хлопок, краски для батика акриловые — термозакрепляемые, резерв — прозрачный, трубочка для резерва, рамы для ткани, кнопки, кисти (синтетика №3 №1, белка №5), исчезающий маркер, кнопки, шприцы для краски, резинки, утюг, вода, калька, ножницы, нитки и иголка, швейная машинка.

Для начала схематично рисуем эскиз платья, затем наносим предполагаемый рисунок. Потом достаем ранее нарисованную выкройку основу платья-футляр.

Эскиз росписи платья

верх выкройки основы

Возьмем из нее только верхнюю часть, которую я перевела на кальку и вырезала. Затем перенесла нагрудную выточку в низ.

калька верха платья

перенос выточки 1

перенос выточки 2

После этого я приступаем к выкраиванию платья из ткани, напомню, используется 100% хлопок.
Калька накалывается булавками, обводится исчезающим маркером.

перенос выкройки на ткань

вырезание выкройки из ткани

вырезанная полочка переда

Далее сшиваются вытачки на полочке.

Строчка по выточке

Проводятся те же операции со спинкой платья.

перенос выкройки на ткань

вырезание выкройки из ткани

Читайте также:  Как сделать джинсы клеш

вырезанная полочка спины

Рисуется схема складок для юбки. Спереди полотно для юбки должно получиться шире, сзади поуже, т.к. у меня пока нет 2 одинаковых рам для натягивания ткани и ее последующей росписи в технике холодный батик. Поэтому приходиться выкручиваться.Отдельно сшиваются перед и спинка платья, но широкими стежками, чтобы легко было распороть, т.к. окрашивать ткань необходимо в 2 этапа.

Схема складок переднего полотна юбки

Схема складок заднего полотна юбки

Наметки для сшивания переда платья

Первый этап окраски платья делается в технике узелкового батика. Широкими стежками в ручную, достаточно крепкой нитью, прошиваем отдельно перед и спинку платья по поясу и крепко затягиваем шов. Получается «гармошка». Можно проложить еще несколько швов поперек платья, я сделала еще один чуть ниже талии, но не стала его сильно затягивать, чтобы краска лучше его пропитала.
Теперь подготовим части платья к окраске – равномерно увлажним ткань по всей поверхности, чтобы краске легче было затечь в складки, но воды не должно быть очень много. Тогда под платьем появются лужи и волокна ткани насыщенные водой уже не смогут впитать в себя краску.

Прошивание ткани по талии для окраски

Стягивание шва на талии для окраски

Подготовка ткани к окраске, увлажнение

Расписывать пояс, я предпочитаю 3 оттенками синего. Начать стоит с самого светлого. Его стоит наносить шире остальных, по краям от стянутых швов, стараясь хорошо пропитать ткань. Чем ближе к центру стянутых швов, тем оттенки должны быть темнее. После окраски оставьте сохнуть заготовки платья на ночь до полного высыхания.

окраска голубым цветом

окраска томно синем цветом

расширение зоны окраски

Повтор окраски для спинки платья

Повтор окраски для спинки платья

Повтор окраски для спинки платья

После того, как перед и спинка платья хорошо высохли, стянутые швы можно распустить. Затем необходимо отпороть нижние части платья от верхних. Потом хорошенько все прогладить, закрепляя тем самым краску. Так же надо распустить складки на обоих частях юбки.

распускаем вспомогательный шов

Отпарываем верхнюю части платья от нижних

Проглаживаем части платья закрепляя краску

Аккуратно стараясь не повредить ткань, особенно ту часть, что непосредственно под поясом, натягиваем ее на раму.

натягиваем полотно на раму

натягиваем полотно на раму

натягиваем полотно на раму

Берем эскиз и подкладываем его под ткань, предварительно подложив что-нибудь твердое и высокое, чтобы рисунок эскиза просвечивался сквозь ткань. Я брала книжку в качестве подставки, а эскиз у меня состоял из нескольких элементов. Рисунок на ткань я наносила исчезающим маркером.Далее необходимо обвести все контуры-резервирующем составом, в моем случае, прозрачным резервом.

Эскизы ирисов для росписи ткани в технике холодный батик

Рисунок ирисов целиком на ткани готовы для росписи

Наведение резерва для росписи в технике холодный батик

Роспись ведется от светлых оттенков к темными. Самым светлым в данной работе предполагается фон. Поэтому, для лучшей растекаемости красок увлажним весь фон, после чего начнем роспись самым светлым оттенком голубого. За тем вводятся остальные цвета.

контур обведен резервом

влажный фон и ввод голубого

добавление оттенков синего

Практически вся роспись данного платья ведется по увлажненной ткани, в том числе и роспись самих ирисов.

роспись ириса в технике холодного батика

роспись ириса в технике холодного батика

роспись ириса в технике холодного батика

роспись ириса в технике холодного батика

роспись ириса в технике холодного батика

роспись ириса в технике холодного батика

Травку расписываем в последнюю очередь.

заднее полотнище юбки расписанное в технике холодный батик

заднее полотнище юбки расписанное в технике холодный батик

заднее полотнище юбки расписанное в технике холодный батик

Перед платья расписывается в технике холодного батика в точно такой же последовательности, что и спинка.

перенос эскиза для холодного батика на ткань

Увлажнение фона для росписи по мокрому

Роспись фона светлыми оттенками и прорисовка травки

Роспись переднего полотна юбки в технике холодный батик

Роспись переднего полотна юбки в технике холодный батик

Два полотна нижний части платья на рамах

Когда обе детали юбки хорошо высохли, снимаем их с рам и хорошенько проглаживаем утюгом для закрепления красок. После чего стираем в ручную, удаляя лишнюю краску, и выпрямляем деформированные от кнопок участки ткани. Хорошо отжав еще раз, проглаживаем до полного высыхания деталей юбки.

закрепление акриловых красок для батика на ткани

закрепление акриловых красок для батика на ткани

закрепление акриловых красок для батика на ткани

закрепление акриловых красок для батика на ткани

закрепление акриловых красок для батика на ткани

закрепление акриловых красок для батика на ткани

Пришло время полностью сшить платье из готовых кусочков. Сначала снова закладываем складки на спинке и переде юбки и пришиваем их спинке и полочки платья.

Складываем детали переда платья вместе

Складываем детали спинки платья вместе

закладываем складки на задней части юбки

Вшиваем молнию, прошиваем бока и плечи.

Примерив платье, я пришла к выводу, что прямоугольный вырез будет смотреться лучше, и поэтому подкорректировала горловину.

Для обработки краев платья, используем косую бейку собственного производства. Для чего отрезаем часть ткани по диагонали. ( Лучше брать угол 45 градусов, но я немного сэкономила и заложила угол меньше) Складываем гармошкой поперек, прикрепив в нескольких местах резинкой.

разметка косой бейки

складывание заготовки гармошкой

закрепление резинками гармошки

После чего набираем в шприц краски и хорошенько пропитываем ткань в разных местах.

окраска фиолетовым цветом

добавление голубого цвета

добавление розового цвета

Когда «гармошка» высохнет, разрезаем резинки, закрепив краски утюгом, постираем и еще раз прогладим ткань.Разлинуем ее примерно по 4 сантиметра и разрежем.

узелковый батик косая бейка

узелковый батик косая бейка

узелковый батик косая бейка

Ленту сложим пополам — погладим, а затем каждую половинку сложим еще раз по полам и прогладим.

изготовление косой бейки

изготовление косой бейки

изготовление косой бейки

Получим косую бейку, которой обработаем горловину и проймы рукавов платья.

отделка платья косой бейки

отделка платья косой бейки

отделка платья косой бейки

Низ платья подогнем и прошьем отделочной строчкой. Вот и все…

подшиваем низ платья

подшиваем низ платья

подшиваем низ платья

Носила я это платье все прошлое и это лето, неоднократно стирала в машинке на деликатной стирке, оно не выцвело и прекрасно сохранилось.

Техника узелкового батика

Техника узелкового батика

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Читайте также:  Техника свинг-вязания: мастер-класс со схемами

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками – с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Батик, ч. 5, “Узелковый батик”

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает “обвяжи-окрась”. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит “пробел, пятно”. На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии – бусинами, в Африке – вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Создание рисунка способом прошивания ткани – более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка – одни, для шелка и шерсти – другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Основной прием в узелковом крашении – завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

(1) (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

(3) (4) (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5).

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).

(6) (7)

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.

Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой – не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры – в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.

Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Читайте также:  Оригинальные Идеи Декора

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Техника узелкового батика: мастер-класс для начинающих

Роспись тканей считается довольно популярным видом искусства — ею можно заниматься как самостоятельно, так и вместе с ребенком. Весьма увлекательным является процесс изготовления узелкового батика, техника выполнения которого весьма проста. Мастер-класс для начинающих поможет новичкам овладеть азами это ремесла.

Что такое узелковый батик

Узелковая техника батика считается одним из самых простых видов росписи ткани, который отлично подойдет для новичков. Не нужно заранее подготавливать эскизы. Главное — это желание, ткань, краситель, а также дополнительные элементы: различные веревочки, камушки, пуговицы и тому подобное.

Способы складывания узелкового батика подразумевают последовательное совмещение и связывание ткани. После этого наносится специальный краситель. На некоторые узлы он не будет попадать, в связи с чем образуются красивые узоры.

Изготовление батика по схеме позволяет понять, каким образом различные красители смешиваются друг с другом, как взаимодействуют с различными материалами. Эти знания пригодятся в более сложных видах росписи.

На первый раз можно взять какую-нибудь ненужную майку или футболку и потренироваться на ней.

Чаще всего используются анилиновые краски, которые подходят к большинству видов тканей, используемых при изготовлении батиков. Краситель можно приобрести в специализированном магазине. Рекомендуется уточнять у продавца о том, какая краска подойдет к тому или иному виду материала.

Некоторые умелые художники совмещают техники узелкового и холодного батика. Первым делом они окрашивают фон с помощью узлов и перевязок, после чего наносят необходимые узоры на уже готовый фон. Такие изделия выглядят красиво и оригинально.

Простой мастер-класс

Первым делом необходимо подготовить все необходимые материалы. Для работы потребуются:

  • Шприц для инъекций.
  • Иголка.
  • Красители.
  • Сода.
  • Простой карандаш.
  • Прочные нитки для шитья.
  • Ткань из хлопка — примерно 40 на 40 сантиметров.

Весь процесс выполнения узелкового батика можно разделить на семь этапов:

  1. ​Для начала нужно приготовить раствор соды. Для этого полтора стакана соды размешивается в одном литре воды. Получившуюся смесь необходимо тщательно перемешивать до того момента, пока вся сода не растворится. Теперь с помощью карандаша необходимо начертить три геометрические линии на куске подготовленной ткани.
  2. Вдоль размеченных линий необходимо проложить различные стежки. Узлы завязывать на конце нитки. Это позволит избежать распускания строчки.
  3. Аккуратными движениями нужно стянуть все строчки до максимального предела, после чего закрепить конструкцию узлами. На этом этапе должен получиться определенный узор.
  4. Полученный узел необходимо поместить в раствор соды примерно на 30 минут.
  5. Через полчаса конструкция вынимается из раствора. Нужно аккуратно отжать весь материал от лишней жидкости и разложить его на полиэтилене.
  6. Теперь можно перейти к красителям. Он загоняется в шприц для инъекций. Необходимо аккуратно поливать картину краской. После этого нужно поместить ткань в полиэтиленовый пакет и оставить для полной окраски на сутки.
  7. По истечении суток необходимо убедиться, что краска полностью высохла, и тщательно прополоскать изделие под потоком холодной воды, а потом под теплой. Теперь нужно медленно распустить все строчки и простирнуть ткань в теплой воде с мылом.

Остается лишь высушить изделие и тщательно прогладить. На этом процесс изготовления узелкового батика своими руками можно считать завершенным.

Открытка «Букет цветов»

При желании можно изготовить открытку «Букет цветов». Ее можно подарить кому-нибудь или украсит ею интерьер. Для выполнения понадобятся следующие материалы:

  • Специальный клей.
  • Подходящие красители.
  • Кисточка номер 4.
  • Нитки.
  • Разная ткань, бязь, ситец.
  • Стакан и вода.
  • Хорошие ножницы.

Размер ткани подбирается на усмотрение рукодельницы.

С помощью специального маркера для ткани нужно пометить места, в которых будут располагаться цветы. В этих местах нужно вытянуть ткань с помощью пальцев и закрепить ниткой. Завязывать ничего не нужно.

Отрезается еще одна нить и заматывается немного ниже. Так получается первый узел. Эту процедуру нужно проделать со всеми цветами.

Теперь ткань помещается на полиэтилен. Каждый краситель предназначается для разной части рисунка: верхней, центральной и нижней. После этого нужно окрасить сами узлы.

На следующем этапе можно развязать узлы и развернуть весь материал. С помощью кисточки нужно дорисовать цветам стебельки и листочки.

Фон можно докрасить по своему вкусу и усмотрению.

С помощью фена ткань тщательно просушивается, после чего проглаживается утюгом. Обрезаются уголки ткани. На этом работу можно считать завершенной. При желании можно приклеить картон в подходящих местах, а также разместить изделие под прессом, чтобы узоры сохранили свою форму.

Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Светлана Большакова
Узелковый батик. Мастер-класс с детьми

Как мне хотелось попробовать сделать роспись по ткани. Смотрела работы у Тани Кирюшатовой, Лены Ивановой, восторгалась, а сама взяться боялась – вдруг не получится, да и красок по ткани нет. Но недавно младшей внучке подарили набор для росписи наволочки. Вот я и позаимствовала краски у Маши. Взяла лоскутки от старых списанных пододеяльников, которые когда-то выпросила у кастелянши. Краски развела водой в пластиковых стаканчиках

Намочив и хорошо выжав ткань, мы принялись завязывать узелки, то есть каждый ребенок завязал на своем лоскутке один узелок. Мне в количественном плане, конечно, работать было не трудно. С утра было пятеро детей

На столе была расстелена клеенка, на нее поставили пластиковые стаканчики кверху дном, положили на них лоскутки так, чтобы узелок находился на самой верхушке стакана

Краски наносили кисточками. Для каждой краски взята своя кисть. Сначала на узелок, затем другой краской вокруг узелка и т. д. На ткани х/б краски не растекаются, как хотелось бы

Дети очень увлеклись, им понравилось творить в этой технике

Так на стаканчиках и поставили сушить свои лоскутки

Когда все дети закончили, пришел еще один мальчик, сделали и с ним

А я решила сделать батик в виде спирали. Видела в интернете. Намочила лоскуток, поставила в середину кисточку и начала закручивать

Я закручивала не очень правильно, надо поправлять складки, чтобы было поровнее

Должна получится вот такая улиточка, которую нужно крепко перевязать нитками

А потом раскрасить по секторам сначала с одной, а потом с другой стороны

И оставить сушить

Пока мы гуляли, наши работы сохли на подоконнике

А к концу сон-часа высохли и я их погладила в прачечной. Краски после высыхания побледнели, но все-равно получилось красиво. И каждый ребенок унес домой свой шедевр

Я не дождалась высыхания своей работы, да и сохнуть ей надо было сутки, наверное. Аккуратно разрезала и убрала нитки

Поскольку это не шелк, то и краски не текут и сильно не смешиваются

Вот что у меня получилось

А это уже после полного высыхания и проглаживания

Представление опыта работы в технике «батик» на районном методическом объединении. Мастер-класс «Елочная игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида поселка Фряново Щелковского.

Картина в технике «Батик». Мастер-класс с пошаговыми фото. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Назначение: сувенир может.

Мастер-класс для родителей с детьми Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие.

Мастер-класс «Платок в технике узелковый батик» Здравствуйте, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, мастер-класс по батику, в узелковой технике. Мастер-класс проводили несколько.

Мастер-класс «Салфетка для мамы» (техника «батик») Скоро наступит праздник и всегда задумываешься о подарках для мам. Хочется сделать всегда что-то необычное,что-бы порадовать мам. Мы решили.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик» Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

НОД в старшей группе «Цветы для феи» с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» Тема:«Цветы для феи» Интеграция образовательных областей: ОО «Познание» ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация». Цель: • Закрепить.

Поделка, мастер-класс. Мастерим с детьми Шляпка игольница мастер класс Скоро весна и наступит всеми любимый праздник Международный Женский день 8 Марта. Всегда, подготавливая с.

Узелковый батик или превращение пятен В технике “узелковый батик” мы с ребятами расписывали лоскутки для новой Скатерти-Самобранки. Когда я рассказала, что лоскутки станут частью.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Ссылка на основную публикацию