Профилактика неврозов у детей

Неврозы у детей: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Невроз у детей – психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

Невроз у детей – заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

  • невроз страхов;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • неврастения;
  • ипохондрический тип невротических реакций;
  • нервная анорексия;
  • заикание;
  • тики;
  • расстройства сна;
  • энурез и энкопрез;
  • невротические расстройства аппетита;
  • патологические привычные действия.

Общие неврозы – самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях – с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность – 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

Отмечается наличие особой формы неврозов страха – “школьный невроз”. Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.

У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях – у подростков.

Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи – логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

Невротические тики – различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты ). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции – 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

Энурез – недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

Энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Профилактика неврозов у детей

ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС
медицинский психолог второй квалификационной категории
Симукова Татьяна Сергеевна

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие мамы и папы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и стать причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что же представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, который провоцирует возникновение невроза.

Главной причиной появления неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Основными провоцирующими факторами развития детских неврозов являются внутрисемейные конфликтные ситуации, резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другое место, развод родителей, рождение брата или сестры), проблемы в детском коллективе, несоразмерная физическая нагрузка, травма, затяжная болезнь или сильный испуг. Благоприятным фактором для развития детского невроза является наличие патологий и осложнений во время беременности матери и во время родов. Гипоксия, внутриутробные инфекции, родовые травмы — все это может спровоцировать развитие невротического состояния у детей.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но,в основном, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Так как ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Даже если невроз впервые проявился во взрослом возрасте, истоки заболевания, как правило, уходят корнями в детство. В большинстве случаев ответственность лежит на тех родителях, которые не воспринимают маленького человечка как личность и стараются «слепить» из него некий идеал, которым, в свое время, не смогли стать сами. Ребенок подсознательно понимает родительское недовольство и всеми силами старается доказать, что он достоин их любви. Но, не встречая понимания со стороны взрослых, он зачастую замыкается в себе или, наоборот, сопротивляется, что и порождает множество конфликтов в семье.

Существует множество причин, вызывающих неврозы у детей, но родителям жизненно необходимо понять то, что в большинстве случаев виновными оказываются ошибки воспитания: прежде чем винить ребенка, нужно внимательно проанализировать свое поведение и при обнаружении проблем обратиться к специалисту.

Проявления невротических состояний у детей, выражаются по-разному. Внимательные родители, у которых установлен хороший психологический контакт с малышом, способны заметить эти признаки на самом раннем этапе. Особенностью неврозов у детей является то, что они не могут описать свое состояние и обратиться за помощью.

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну.

У детей школьного возраста может необоснованно снижаться самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.

Дошкольники часто демонстрируют собственную беспомощность – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Читайте также:  Складная полка своими руками

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных дополнительными учебными занятиями, классными и домашними заданиями. Бывает и такое, что девочки этом возрасте буквально «сходят с ума» по своему здоровью, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, чрезмерно заботятся о своем самочувствии.

Основные виды детских неврозов:

  • Невроз навязчивых движений – включаетв себя фобии и обсессивные движения, к которым относится нервный тик (мигания, облизывание губ, подергивание головой и плечами).
  • Истерия – сопровождается рыданиями, криками и падением на пол.
  • Ипохондрия – проявляется в виде болезненного страха за свое здоровье, страдать ей могут подростки.
  • Неврастения– характеризуется тем, что больные не переносят даже малейшее психическое напряжение и имеют невротические расстройства сна.
  • Невроз страха – боязнь смерти, темноты, одиночества, пожара и др.
  • Депрессивный невроз – подавленное состояние и жажда одиночества, характерен больше для подростков.
  • Заикание(логоневроз) определяется судорогами мышц речевого аппарата.
  • Энурез, энкопрез – проявляется в неосознанном упускании мочи, кала.
  • Невротические расстройства сна– лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон.
  • Невротические расстройства аппетита (анорексия)– пониженное настроение во время еды, частые срыгивания (вплоть до рвоты).

Лечение детских неврозов не может обойтись без помощи опытного психолога и невролога. Подход должен быть исключительно комплексный: проведение обследования,медикаментозная терапия, а со стороны психолога — выявление причины, породившей этот недуг, и коррекция поведения с помощью различных игровых методов.

При необходимости обследование и лечение детей с подобными нарушениями проводятся в дневном стационаре детского неврологического отделения ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”.

Главное в лечении — устранение ситуаций, являющихся пусковыми механизмами патологических отклонений в психике, поэтому необходимо уделить вниманиеизменению жизни ребенка: радость и смех должны прийти на смену страхам и агрессии.Следует не забывать о том, что для такого заболевания не существует универсального лекарства. Только с помощью любви, терпения и создания в семье благоприятной психологической обстановки возможно лечение неврозов у детей и полное преодоление невротического состояния.

Ранняя профилактика неврозов у детей имеет неоценимое значение. Уже в ходе первичного обследования неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, общаться с родителями, играть со сверстниками, ходить, бегать. Поэтомуважно вовремя обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Профилактика неврозов у детей сводится к тому, чтобы создать для них благоприятную, душевную семейную атмосферу и по возможности уменьшить негативное влияние внешней среды. Да, взрослые не в силах совершенно изолировать свое чадо от социума и всех его проявлений. Однако же им под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя в безопасности, под защитой «семейной крепости». Поддержка, хорошая семейная атмосфера помогут ребенку адекватно реагировать на различные события без ущерба для своего психологического здоровья.

Помните о том, что самое важное в жизни детей – это семейный микроклимат, ведь именно он ответственен за их способность преодолевать любые жизненные трудности и в более зрелом возрасте!

Неврозы у детей: энурез, лунатизм, онихофагия — чего ещё ожидать от этого диагноза и как от него избавиться?

Непомерная нагрузка в школе, дополнительные секции и кружки, вечно занятые родители, увлечённость «ужастиками» и кровавыми компьютерными играми — в таком мире приходится жить современному ребёнку. Поэтому нет ничего удивительного в статистике, согласно которой, к окончанию начального звена только 50% младших школьников являются психически и неврологически здоровыми. У остальных наблюдаются различного рода расстройства.

Особенно часто диагностируются неврозы. Причём их жертвами становятся как малыши, которые ещё только в детский сад ходят, так и подростки на пороге выхода во взрослую жизнь.

Что это такое

Детский невроз — это целая группа нервно-психических расстройств, возникающих из-за постоянных стрессовых ситуаций и психотравм. Проявляет себя астенией, навязчивыми состояниями и истерией. Может сопровождаться временным снижением интеллекта и физической работоспособности. Однако при таком диагнозе отсутствуют качественные изменения психической деятельности. Поэтому данное заболевание именно в детском возрасте не отличается глубиной и относится к быстро излечимым при надлежащей психотерапевтической помощи.

Другие термины для обозначения диагноза: психоневроз, невротическое расстройство.

Впервые диагноз «невроз» был введён в психотерапевтическую практику в 1776 году шотландским врачом-химиком Уильямом Калленом. С тех пор содержание термина неоднократно подвергалось критике и пересматривалось. Так, в биологии это собирательное название для всевозможных функциональных нарушений высшей нервной деятельности. В США, начиная с 1980 года, его и вовсе не употребляют.

У детей нередко диагностируется неврозоподобный синдром, и родители ошибочно полагают, что это то же самое, что и невроз. Да, у них много общего, но есть и существенные отличия. Невроз — следствие затяжной стрессовой ситуации, которая не отпускает ребёнка. Она обусловлена внешними факторами: нехваткой родительской любви, проблемами в школе. Тогда как неврозоподобное состояние — результат внутреннего сбоя организма. Причиной становится врождённая или приобретённая патология. Это могут быть:

  • шизофрения;
  • органические поражения головного мозга;
  • хронический тонзиллит;
  • эпилепсия;
  • порок сердца;
  • следствия родовых травм и патологий беременности;
  • хронические заболевания ЖКТ, печени.

Если первое заболевание успешно и быстро лечится, то со вторым, как правило, приходится бороться всю жизнь.

Происхождение термина. Слово «невроз» восходит к древнегреческому «νεῦρον», что переводится как «нерв».

Причины

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.

Тревожный

Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.

Невроз навязчивых состояний

Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.

Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.

Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.

Депрессивный

Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.

Истерический

Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.

Астенический

Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.

Ипохондрический

Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.

Пищевой

В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.

Дыхательный

Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.

Возрастные особенности

Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

У детей дошкольного возраста

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

У детей младшего школьного возраста

7 лет

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

У подростков

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Диагностика

Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:

  • из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
  • проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
  • назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
  • создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.

Для подтверждения диагноза может быть проведено психологическое тестирование ребёнка на уровень тревожности. Часто используются проективная диагностика «Выбери нужное лицо» (авторы — Тэммл, Дорки, Амен), тест Филлипса (работает для учащихся 3-7 классов), CMAS (Шкала явной тревожности).

На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.

Лечение

Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.

Медикаментозное лечение

Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.

Читайте также:  Пасхальные свечи своими руками, мастер - класс с пошаговыми фото

Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.

Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).

Психотерапия

Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:

  • психодинамика;
  • экзистенционализм;
  • гештальт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
  • системная;
  • интегративная.

Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:

Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.

Работа с родителями

Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.

Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:

  • набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
  • оказывать ему всяческую поддержку;
  • вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
  • окружить заботой и вниманием;
  • проводить больше времени вместе;
  • наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
  • исключить психотравмирующие ситуации.

Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.

Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.

Профилактика

Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:

  1. С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
  3. Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
  4. Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
  5. Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.
  7. Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
  8. Регулярно проходить врачебные осмотры.
  9. Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.

Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:

  1. Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
  2. Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
  3. Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
  4. Своевременно лечить любые заболевания.
  5. Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
  6. Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
  7. Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.

Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.

Профилактика неврозов у детей

Невроз является функциональным нарушением в работе нервной системы, которое формируется на фоне длительного эмоционального перенапряжения. Болезнь проявляется в виде неустойчивого настроения, повышенной тревожности, быстрой утомляемости и вегетативных нарушений. Специалисты отмечают, что основную группу пациентов с невротическими расстройствами составляют дети в возрасте от четырех до пятнадцати лет. Многие родители уделяют критически мало внимания проявлению заболевания, что приводит к появлению более серьезных психических заболеваний. В данной статье мы предлагаем обсудить причины и виды неврозов у детей.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы

Разновидности неврастенических расстройств

Тревожное невротическое расстройство проявляется в виде патологического чувства страха. В некоторых случаях, эта форма заболевания может сопровождаться приступами галлюцинаций. Выраженность страха имеет тесную взаимосвязь с возрастом ребенка. Большинство детей дошкольного возраста испытывают страх одиночества и темноты. Причиной возникновения этой боязни может быть просмотренный фильм или услышанная история. Некоторые дети боятся мифических персонажей, которых родители используют в воспитательных целях.

В школьном возрасте, причиной страха выступают строгие учителя, необходимостью придерживаться дисциплины и трудности в учебе. Под влиянием невроза дети совершают различные необдуманные поступки, сбегают с уроков или из дома. Эта форма неврастенического расстройства проявляется в виде частых перемен в настроении. В некоторых случаях, у детей наблюдается дневной энурез. По мнению специалистов, с подобными трудностями чаще всего сталкиваются дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения или детские сады.

Невротические реакции могут проявляться в виде навязчивых состояний. Данная форма заболевания подразделяется на две подгруппы:

  1. Навязчивые действия – обсессивное невротическое расстройство.
  2. Фобический невроз.

В редких случаях, у маленьких пациентов наблюдается наличие симптомов, характерных как для первого, так и второго типа навязчивых состояний. Навязчивые действия проявляются в виде рефлекторных движений, которые производятся с определенной периодичностью. К таким действиям относится подмигивание, кашель, хлопки по различным поверхностям и тики, имеющие разную форму выраженности. Термин «тик» означает мышечные спазмы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

Фобическая форма невроза может быть выражена в виде навязчивого страха замкнутых помещений, различных действий, ситуаций и объектов. Дети, приближающиеся к подростковому возрасту, испытывают патологическую боязнь смерти, различных заболеваний и других негативных ситуаций. Довольно часто в сознании ребенка появляются мысли, которые противоречат общественным ценностям. Появление таких мыслей может лишь усилить тревожность и эмоциональные переживания.

Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей

Неврозы у детей и подростков часто имеют депрессивную форму выраженности. Развитие болезни приводит к снижению самооценки, повышенной эмоциональной чувствительности и резким перепадам в настроении. Депрессивный невроз проявляется в виде бессонницы, снижения физической активности и аппетита, а также стремления к социальной изоляции.

Истерическая форма невротических расстройств более характерна для дошкольников. Подобное состояние проявляется в виде криков и воплей, что сопровождаются ударами конечностей или головы об твердые предметы. Значительно реже у детей наблюдаются приступы удушья. Причиной их появления лежит отказ исполнения требований малыша или наказание за его поведение. В более взрослом возрасте, у детей с истерическими неврозами наблюдаются изменения в чувствительности слизистых оболочек и кожных покровов. В редких случаях, одним из осложнений заболевания может стать истерическая слепота.

Неврастения у детей, более известная как астеническая форма невротического расстройства, чаще всего проявляется в подростковом возрасте. По мнению психологов, причиной развития этой формы заболевания является трудность усвоения школьной программы. Чаще всего этот недуг диагностируется у детей со слабым здоровьем. Детская неврастения проявляется в виде:

  • высокой эмоциональной чувствительности;
  • беспочвенной раздражительности;
  • бессонницы и потери аппетита;
  • синдрома хронической усталости и дефицита внимания.

Ипохондрическая форма невроза так же, как и предыдущая, распространена среди подростков. Этот тип заболевания проявляется в виде патологической заботы за состоянием собственного здоровья, и беспричинной боязни возникновения болезней, не поддающихся лечению.

Признаки невротических расстройств

В большинстве случаев, невротические реакции у детей проявляются в виде заикания. Этот признак нарушений деятельности нервной системы характерен для детей в возрасте от двух до пяти лет. Возникновение симптома связано с острыми психотравмирующими обстоятельствами, результатом которых стал сильный испуг. В некоторых случаях, причиной неполадок в работе речевого аппарата может стать неправильный подход к воспитательному процессу, когда родители намеренно перегружают сознание ребенка различной информацией.

По мнению врачей, нервные тики являются специфическим симптомом невротических расстройств. Этот симптом более характерен для представителей сильного пола. Причины возникновения нервных подергиваний связаны с негативным влиянием как психических, так и физиологических факторов. Конъюнктивит, блефарит и другие соматические заболевания могут спровоцировать появление различных навязчивых движений. На ранних этапах развития патологии, данные движения имеют целесообразность и обоснованность, однако в определенный промежуток времени они приобретают характер рефлексов.

Родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка

Проблемы, связанные со сном, проявляются в виде ночных кошмаров, приступов сомнамбулизма, нарушений качества сна, тревожности и трудностей, связанных с засыпанием. По мнению специалистов, причина появления сомнамбулизма тесно связана со сценарием сновидений. Данная невротическая реакция более характерна для детей в возрасте от трех до десяти лет. На сегодняшний день, отсутствуют точные сведения, касаемо причин развития лунатизма.

Анорексия, как одно из проявлений отсутствия аппетита, более характерна для девочек в возрасте от семи до пятнадцати лет. По мнению психологов, причиной нарушения аппетита могут быть настойчивые попытки родителей оказать физическое воздействие для того, чтобы заставить ребенка есть. Значительно реже, причиной развития анорексии является влияние различных событий, имеющих негативную окраску, тесно взаимосвязанных с процессом приема пищи. Данная невротическая реакция может проявляться в виде избирательного или полного отказа от приема пищи. Попытка насильно накормить ребенка может привести к перемене настроения, истерическому приступу и развитию приступов рвоты.

Типичными проявлениями невротических реакций принято считать сосание пальцев, обгрызание ногтей, хаотичные или целенаправленные движения конечностями, постоянное внимание к своей прическе. Большинство подобных признаков более характерны для малышей двухлетнего возраста, однако по мере взросления, эта психологическая установка может закрепиться в сознании ребенка.

Симптомы невроза у детей в виде следующих психологических и физиологических признаков:

  1. Увеличение тревожности и высокая эмоциональна чувствительность.
  2. Склонность к плаксивости и подвластность влиянию стрессовых факторов.
  3. Беспричинное агрессивное поведение и чувство отчаяния.
  4. Нарушения в интеллектуальной сфере, снижение уровня концентрации внимания.
  5. Повышенная восприимчивость к громким звукам и яркому свету.
  6. Бессонница и нарушения качества сна, дневная сонливость.
  7. Повышенное потоотделение, завышенные показатели артериального давления, тахикардия.

Провоцирующие факторы

Причины возникновения невроза тесно связаны с формой выраженности заболевания. По словам специалистов, провоцирующие факторы можно разделить на три условных группы:

  1. Биологические причины – различные нарушения в период внутриутробного развития, проблемы со сном, чрезмерная физическая активность, эмоциональное перенапряжение, генетическая предрасположенность и осложнения перенесенных болезней.
  2. Психологические факторы – особенности темперамента и личности ребенка, а также психотравмирующие обстоятельства, с которыми ребенок столкнулся в возрасте от нескольких месяцев до пяти лет.
  3. Социальная группа факторов: частые конфликты и ссоры между родителями, жесткий подход к процессу воспитания.

Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения

По мнению психологов, именно психотравмирующие обстоятельства являются основной почвой для развития невротических расстройств. Важно отметить, что однократное влияние подобных негативных событий в жизни ребенка редко приводит к формированию невротической реакции. В большинстве случаев, психотравмирующие факторы воздействуют на сознание малыша на протяжении длительного промежутка времени. Именно неспособность сопротивляться стрессу является первопричиной появления патологии.

Также следует отметить, что далеко не всегда психотравмирующие обстоятельства должны обладать масштабностью. Наличие склонности к тревожным расстройствам может способствовать возникновению невроза даже при самых незначительных конфликтных ситуациях.

Несправедливое отношение педагога, испуг, вызванный лаем уличной собаки или сигналом автомобиля — могут способствовать развитию болезни. По мнению психологов, склонность к невротическим расстройствам имеет взаимосвязь с возрастом ребенка. В возрасте от нескольких месяцев до двух лет, даже короткая разлука с родителями может вызвать невротическую реакцию. Ученые говорят о том, что критические промежутки в детском развитии наблюдаются в возрасте от двух до семи лет. Чаще всего рассматриваемый недуг формируется у детей пятилетнего возраста.

Психологические травмы, что получены в детском возрасте, оставляют четкий отпечаток на сознании ребенка. Всего одного эпизода достаточно для того, чтобы в голове ребенка закрепилась четкая установка. Невротические расстройства, возникшие в детском возрасте, являются следствием сложных внутрисемейных отношений, неправильного подхода к воспитанию и несостоятельности ЦНС. Конфликты внутри семьи, развод родителей или уход одного из них тяжело воспринимаются детьми, поскольку у них отсутствует возможность повлиять на развитие событий.

Профилактические мероприятия и терапия

Лечение невроза у детей основывается на терапевтическом воздействии, направленном на устранение факторов, спровоцировавших развитие болезни. Среди психотерапевтических методик следует выделить эффективность гомеопатических средств, гипноза, игрового лечения и сказка-терапии. Методы психотерапевтического воздействия подбираются на основе индивидуальных особенностей темперамента малыша.

Чрезмерная забота о состоянии ребенка может создать благоприятную почву для формирования негативных черт в характере и ипохондрии.

Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость

Родителям ребенка, страдающего неврозом, следует избегать паники. Профилактика неврозов у детей полностью лежит на плечах родителей.

Для того чтобы устранить тревогу и страх у малыша, следует оказывать ему как можно больше внимания. Психологии не рекомендуют культивировать образ своего ребенка и считать его исключительным. Подобное отношение к малышу может стать причиной эмоционального перенапряжения. Появление этого симптома говорит о начале развития истерической формы невроза.

В задачу психолога входит поиск решения внутрисемейных конфликтов и обучение родителей правилам воспитания детей. Лечение невротических расстройств основывается, в первую очередь, на психотерапевтической коррекции и устранении установок в сознании ребенка, вызванных ошибками в процессе воспитания личности.

Как распознать неврозы у детей дошкольного возраста и подростков

Описание основных видов неврозов у детей

Невротические расстройства в детском возрасте зачастую воспринимаются как капризы, но внимательно присмотревшись к ребенку, можно отметить резкие перепады настроения, быстро нарастающую усталость, тревожность, повышенную потливость, учащенное сердцебиение. Эти симптомы должны насторожить родителей и стать поводом для обращения за помощью к специалистам.

Читайте также:  Поделки из спичек

Основные виды неврозов:

  • страх, тревога. Характеризуется приступами испуга, преимущественно в моменты засыпания. Может проявляться боязнью темноты, одиночества, выдуманных или сказочных персонажей, мифических существ.
  • навязчивые состояния. Может проявляться обсессией – навязчивыми движениями – или фобиями. Реже встречается смешанная форма. Первая форма невроза навязчивых состояний – обсессивная – характеризуется наличием у ребенка навязчивых движений, совершаемых помимо своего желания: подмигивания глазами, тики, вздрагивания, шмыганье носом. При фобической форме невроза возникают чрезмерные страхи определенных предметов, замкнутых пространств, грязи, бактерий, публичных выступлений, болезней, собственных мыслей.
  • истерический. Проявляется ярко, имеет выраженную симптоматику в виде истерик с произвольными ударами головой об стену, падением на пол, криками. Иногда сопровождается респираторными приступами, которые могут быть спровоцированы неудовлетворением желаемого. Истерический невроз характерен преимущественно для раннего возраста;
  • депрессивный. Чаще встречается у подростков. Характеризуется тягой к одиночеству, заниженной самооценкой, негромкой речью, нежеланием общаться и заводить знакомства, плохим аппетитом, печальным выражением лица, пассивным образом жизни;
  • ипохондрический. Характерен для подростков. Проявляется чрезмерным страхом болезней. Ребенок озабочен своим здоровьем, прислушивается к каждому неприятному ощущению в организме, ищет у себя симптомы страшных заболеваний;
  • неврастения. Проявляется у ребенка в школьные годы. Характерна преимущественно для физически ослабленных подростков. Провоцируется чрезмерными умственными и физическими нагрузками, вызывает нарушения сна и аппетита, раздражительность, утомляемость, плаксивость.
  • анорексия. Проявляется в раннем возрасте при насильственном кормлении, перекармливании. Негативная установка на еду может быть спровоцирована неприятным событием во время приема пищи. Невротическое нарушение аппетита сопровождается отказом от любой или некоторой пищи, рвотой, истерикой при виде еды, снижением массы тела;
  • нарушения сна. Встречаются в возрасте до 10 лет. Сопровождаются ночными кошмарами, лунатизмом, бессонницей, тревожностью. Ребенок может ходить, разговаривать, плакать во сне, постоянно просыпаться, трудно засыпать;
  • патологические действия. При таком неврозе ребенок, чаще раннего возраста, грызет ногти, сосет палец, накручивает на палец или выдергивает волосы, раскачивается из стороны в сторону. Без лечение его действия фиксируются, становятся привычными и проявляются в дальнейшей жизни.

Симптомы расстройства могут меняться в зависимости от его вида, но для всех детей при неврозе характерны следующие особенности: ребенок часто обижается, его легко ранить даже незначительным словом или поступком. Настроение изменчивое, преобладает тревожность, плаксивость, раздражительность при малейшей психотравмирующей или дискомфортной ситуации. Он замыкается на ситуации, уходит в себя. Его сон нарушается, появляется быстрая утомляемость, страдает память, мыслительные функции, внимание. Присоединяются вегетативные проявления, гипергидроз, тахикардия, скачки давления.

Отметив подобные симптомы у ребенка, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам.

Причины расстройства

К провоцирующим невроз факторам относят:

  • генетическую предрасположенность;
  • внутриутробные патологии, тяжелую беременность;
  • осложненный анамнез;
  • хронический недосып, усталость, перегрузки;
  • психотравмирующие ситуации;
  • индивидуальные особенности психики;
  • неправильное воспитание;
  • негативная обстановка в семье.

Основные причины расстройств у детей – психологические травмы, которые оказывают длительное негативное воздействие на психику ребенка и являются сложными для адаптации.

Каждый ребенок индивидуален. Для одного произошедшая ситуация пройдет без последствий, для другого же она покажется масштабной трагедией, и, при наличии других факторов, спровоцирует развитие невроза.

Чем больше провоцирующих факторов, тем выше риск развития расстройства психики. В таком случае даже небольшая психотравма может привести к серьезным последствиям.

У детей из группы риска спровоцировать невроз могут даже самые незначительные причины: резкий звук, неожиданное действие извне, плохая оценка в школе.

Ошибки в воспитании и негативная обстановка в семье – еще одна основная причина. Дети тяжело переживают развод родителей, постоянные ссоры и конфликты, отсутствие любви, понимания, ласки и общения.

Лечение

Первоочередная задача терапии невроза – устранение провоцирующих факторов. Лечение должно проходить под строгим контролем психотерапевта, который подберет индивидуальные корректирующие методики. Как правило, для работы с детьми используют сказкотерапию, игротерапию, песочную и музыкальную терапию.

Основное правило, которое ускорит лечение – заинтересованность родителей и создание благоприятного микроклимата в семье. Следует окружить ребенка любовью, вниманием, заботой, добром, исключить конфликты, жестокие наказания. В воспитании детей следует придерживаться четкой позиции, устанавливать границы дозволенного, учитывать интересы ребенка, договариваться, находить компромиссы.

Золотая середина между вседозволенностью и тотальным диктатом, гиперопекой и гипоопекой – лучший вариант воспитательной стратегии.

Немаловажно наличие в жизни ребенка режима дня, правильного, полноценного питания, активных физических занятий, прогулок на свежем воздухе, общения со сверстниками, животными, путешествий, хобби.

В некоторых случаях ребенку может понадобиться медикаментозное лечение, но назначать терапию в таком случае должен только врач.

Профилактика

Самое главное правило в воспитании здорового и успешного ребенка – внимание и любовь в семье.

Семьи, где каждый сам за себя, где родители постоянно спорят, выясняют отношения, не могут договориться и выработать единую тактику воспитания – находятся в группе риска. Дети в них испытывают дискомфорт, находятся в постоянном стрессе, им присущи тревожность, мнительность, неуверенность в себе.

Хорошим профилактическим потенциалом обладают занятия музыкой, посещение бассейна, спортивных секций, общение с животными, дельфинами, совместный отдых с родителями, путешествия.

Чтобы избежать ослабления организма следует придерживаться сбалансированного питания, укреплять иммунитет, получать достаточное количество витаминов и микроэлементов, закаляться.

Хорошим общеукрепляющим и оздоравливающим действием обладает массаж.

Здоровье детей, как физическое, так и психическое, в большей степени зависит от родителей. От их тактики воспитания, умения сглаживать конфликты, терпимости, доброты, мудрости и внимания.

Если ребенок дошкольного возраста или школьник начал проявлять тревожную симптоматику, у него появились навязчивые состояния, неоправданные истерики, частые смены настроения, рекомендуется обратиться за консультацией к детским специалистам: педиатру, психологу, неврологу. В тяжелых случаях может понадобиться помощь психиатра и назначение лекарственных препаратов.


Неврозы у детей

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Ссылка на основную публикацию