Как научить ребенка обращаться с деньгами

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Чтобы дети выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет.

Какие качества определяют успех ребёнка в будущем

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Отличать потребности от желаний

1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект — продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, — обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

Тратить деньги с умом

1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

Не только брать, но и отдавать

1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Отличать потребности от желаний

1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

Тратить деньги с умом

1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».

2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

Не только брать, но и отдавать

1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Отличать потребности от желаний

1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

Тратить деньги с умом

1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

Не только брать, но и отдавать

1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей.

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Читайте также:  Реставрация стула своими руками — мастер-класс

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру – детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный – питание, зеленый – плата за квартиру, желтый – покупка игрушек, синий – домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку – выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках – в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения. Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы – 100
  • Получено от папы – 200
  • Заработано за выгул соседской собаки – 20
  • Получено от дедушки – 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение – просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие нельзя купить.

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми.

Принеси хорошую оценку и получи 50 – этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах. Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько – сколько захочет сам. опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как научить ребенка обращаться с деньгами: советы для любого возраста

Всем большой привет! Воспитание детей подразумевает, что родители подготовят их к самостоятельной жизни. Старшему поколению приходится быть примером, в том числе в вопросах планирования бюджета. Потребуется и доступно объяснить, что деньги нужно зарабатывать, а хорошие вещи можно купить только благодаря разумному подходу. Но достаточно ли этого, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами правильно?

Первое знакомство

Согласно исследованиям британского агентства Money Advise Service, привычки, связанные с финансами, формируются до 7 лет. Специалисты советуют начинать уроки с 4 лет, но задачи должны быть доступными:

Угощая сынишку или дочь печеньем, пообещайте дать 1 лакомство сейчас или 2 позже. Предоставьте решить самостоятельно, но мягко подтолкните к варианту с ожиданием — вы познакомите чадо с принципами долгосрочного планирования.

  • Сопровождайте отказы объяснениями.

Оказавшись в магазине, отпрыск умоляет подарить новую игрушку: у приятеля на детской площадке есть такая же! Объясните, что на все не хватит денег, поэтому сейчас вы выберете самое нужное. Говорить «нет» сложно, но необходимо: малыш узнает, что для получения желаемого приходится подождать.

Даже в возрасте 4 лет кроха усвоит, что такое деньги и по какому принципу их можно обменять на игрушки или сладости. Не упускайте времени, ведь вы облегчите дальнейшие задачи.

5—6 лет: пора планировать бюджет

Когда малышу исполняется 5—6 лет, переходите на новый уровень уроков «экономики». Чтобы добиться результата, прибегните к следующим мерам:

Конечно, вы будете баловать малыша подарками, сделанными без повода. Но подобные сюрпризы похожи на премии: хотя они поднимают настроение, для формирования бюджета нужна стабильная прибыль. Выберите дело, за которое ребенок получит карманные деньги, и предоставьте ему возможность зарабатывать!

Нет причин платить за любую помощь по дому, но в обилии домашних хлопот родители найдут занятие, которое им не по душе: если вы не любите мыть посуду или подметать пол, отпрыск возьмет работу на себя. Пусть кроха справляется неидеально — вы исправите промахи, зато ребенок научится понимать связь между трудом и заработком.

  • Помогайте планировать и копить.

Малышу важно понять, что он распоряжается деньгами по своему усмотрению. Хотя покупку сладостей или вредных чипсов надо обсуждать с мамой, он волен порадовать себя новыми стикерами, альбомами, игрушками. Но после первых трат начинаются мечты о крупных приобретениях: велосипеде или приставке. На этом этапе важно объяснить, что деньги нужно не тратить сразу, а сберегать.

Вместе заведите 2 копилки, причем средства из первой пойдут на текущие расходы — покупку наклеек или раскрасок. Зато во 2-й будут храниться финансы, нужные для приобретения желанной вещи. Задача же родителей состоит в том, чтобы убедиться в реальности поставленной цели и напоминать о ней, когда отпрыск поддается искушениям.

Если вы расплачиваетесь на кассе купюрами, то процесс будет понятен для чада. Зато использование кредитных или дебетовых карт поставит в тупик: родители показывают волшебную вещицу, с помощью которой получают все! Объяснить принцип малышу не всегда удается, поскольку он не воспринимает абстрактных идей.

Руководствуйтесь этими правилами, и база для разумного обращения с деньгами будет заложена.

5 шагов по методу Трента Хамма

Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов The Simple Dollar, поделился методами, которые использовал для обучения 6-летней дочери. Возможно, способ пригодится и вам!

Трент усовершенствовал вариант с 2-мя копилками, используя 3 банки: кроме денег на текущие расходы и накоплений, он советует откладывать на благотворительность. Ребенок учится делиться с теми, кто нуждается в помощи, и строить долгосрочные планы.

  1. Установление понятной системы.

Хамм советует выдавать карманные деньги еженедельно, причем система должна быть понятной. Он руководствуется принципом «1 $ за 1 год», следовательно, девочка получает 6 $ в неделю. Деньги даются мелочью, чтобы их было проще разложить по копилкам. Благодаря системе малышке удается представить, сколько нужно собирать на крупную покупку, но по необходимости старшие помогают произвести подсчеты.

Отправляясь в магазин, Хамм разрешает дочери взять любую сумму из банки с надписью «На текущие расходы». Потом девочка выбирает вещь, которую хочет купить, и подсчитывает, достаточно ли у нее средств. Поскольку дети присматривают дорогие игрушки, денег обычно не хватает. Трент не советует добавлять: отпрыск сам накопит на приглянувшуюся вещицу.

  1. Осознанное принятие решений.

Если девочка видит игрушку, которая оказывается по карману, Трент напоминает о желании собрать сумму для покупки конструктора «Лего» или дорогой куклы. Но окончательное решение остается за малышкой, поэтому она учится нести ответственность.

Трент в доступной форме объясняет, что папе и маме нужно работать, обеспечивая семью продуктами, одеждой и жильем. Он утверждает, что дети в этом возрасте понимают больше, чем думают родители: если старшее поколение склонно к спонтанным покупкам, то и малыши не будут разумно распоряжаться своими скромными средствами.

Благодаря подобному подходу Трент не сталкивается с капризами дочери. Ведь вы наверняка видели, как маленькие дети разражаются слезами в магазине, требуя купить игрушку! Возможно, и ваши чада устраивали сцены, но непослушание не связано с дурным нравом: они не видят другого способа получить желанную вещь. Объясните, что на игрушку можно накопить, и походы в супермаркет не будут сопровождаться огорчениями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами в подростковом возрасте

Когда чаду исполняется 12 лет, оно готово к новому уровню ответственности. В этот период отпрыски ведут себя следующим образом:

  • проявляют большую тягу к самостоятельности;
  • выражают недовольство материальным положением;
  • могут просить взаймы у друзей без ведома старших;
  • проявляют способность оперировать абстрактными понятиями и понимать чужую точку зрения;
  • лучше осознают последствия своих решений.

Иметь дело с 12-летками бывает сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста. Увы, перемены не всегда оказываются приятными, но они остаются частью жизни. Ваша задача — сделать поправку на возрастные особенности и помочь освоиться в новой ситуации.

Позвольте принять участие в формировании бюджета

Дети должны знать, что ресурсы семьи не бесконечны. Включайте их в разговоры о планировании бюджета: обсуждайте, что приобрести в первую очередь, а с чем подождать. Стоит ли немедленно покупать новые ролики? Нет ли более важных потребностей? Позволяйте младшему поколению высказываться, чтобы оно чувствовало ответственность.

Читайте также:  Кровать для кукол в технике оригами

Готовьтесь, что подросток со вздохом заметит: «А родители Пети подарили ему новую игровую приставку…» Дабы не слышать упреков, держите сына или дочь в курсе финансовой ситуации. Объясните, что траты распределяются в зависимости от дохода и важных потребностей, поэтому ориентироваться на образ жизни других не стоит.

Проводите семейные советы в спокойной обстановке, чтобы дети были уверены: к их мнению прислушаются. Возможно, стоит выделить дочери недостающую сумму, чтобы она посетила концерт с подругами? Но в следующем месяце ее траты придется уменьшить. Может, сын, копящий на новый телефон, просит занять немного денег? Вы вольны сделать уступку или продемонстрировать, что не каждое желание выполняется незамедлительно: мальчик получит гаджет, но позже. Главное, не забывайте, что разговариваете с детьми, а не с банковскими клерками, поэтому им необходимы одобрение и разумный совет.

Следите за своим поведением

Когда дело касается умения распоряжаться финансами, подростки подражают старшим. Если вы умеете копить и инвестировать средства, то младшее поколение охотно последует примеру. Но не думайте, будто отпрыски не замечают привычки без необходимости брать кредиты: с большой вероятностью они научатся жить в долг.

Чтобы привить основы правильного обращения с деньгами, берите детей в магазин и рассказывайте, как сделать выгодные покупки. Не забудьте позвать их, когда откроете на ноутбуке таблицу для планирования ежемесячных расходов или начнете делать подсчеты в блокноте. А в заключение дайте сыну или дочери список и отправьте в ближайший супермаркет, вручив ограниченную сумму: правда, вы рискуете получить много конфет и чипсов!

Помогите понять последствия жизни в долг

Родители допускают ошибку, нарушая финансовую дисциплину. Допустим, сын копит на модный гаджет, но до достижения цели остается пара месяцев. Он обещает сократить будущие расходы, поэтому вы решаете дать деньги в долг. Мальчик делает покупку, но в следующем месяце ему не хватает на привычные развлечения. Родительское сердце не выдерживает, вы открываете кошелек… Но какой вывод сделает сын?

Демонстрируя, что долги просто прощаются, вы совершаете ошибку. Прежде всего не давайте взаймы сумм, которые подросток не сможет вернуть, ведь сами спровоцируете нарушения договора. Затем расскажите о собственном опыте долгов и кредитов: объясните, что иногда без них не обойтись, но подход должен быть разумным. Убедитесь, что отпрыск строит обдуманные планы, и только затем давайте нужную сумму.

Как поступить, если подросток неразумно тратит деньги

Когда вы имеете дело с 10- или 12-летним чадом, решить проблему проще: вы вольны сказать, что приобретение огромной коробки конфет — не лучший способ потратить средства, полученные на день рождения. Хотя вы почувствуете себя домашним тираном, вопрос решится. Когда же речь идет о 15-летнем подростке, ставки оказываются выше: во-первых, он тратит больше, во-вторых, мнение друзей теперь важнее родительского.

Можно заявить, что в вашем доме придется жить по установленным правилам, но желательно действовать тактичнее. Если вам не нравится, как подросток тратит деньги, помогите ему найти работу: в 15 лет можно посидеть с соседскими детьми, раздать флаеры, расклеить объявления. Хотя первая зарплата будет потрачена на развлечения, вскоре отпрыск начнет ценить результаты своего труда.

Если чадо подрабатывает, попросите его помочь с расходами. Конечно, подростку не придется оплачивать счета за электричество или покупать продукты! Но вместо того чтобы просить денег на посиделки с друзьями в кафе, сын или дочь выделит часть собственной зарплаты. Это поможет осознать цену деньгам, и проблема решится.

В некоторых случаях важно придержать недовольство: пусть вам не нравится, что отпрыск потратился на посещение концерта или эксклюзивный комикс, но подросткам важно почувствовать собственную независимость. Дайте распорядиться заработанным согласно желанию, иначе стимул стараться пропадет.

Теперь вы знаете, как научить ребенка обращаться с деньгами. Главное проявите терпение и благоразумие. Будьте последовательны, подкрепляйте наставления примером, и результат не вызовет нареканий. До новых встреч!

14 способов научить ребенка обращаться с деньгами

Если вы не научите детей, как правильно обращаться с деньгами, их обязательно научит кто-нибудь другой!

Это явно не тот случай, когда стоит положиться на его окружение, улицу или телевизор. Мы покажем несколько простых способов, которые помогут ребенку разобраться, что же такое деньги и что с ними делать, чтобы достичь независимости и успеха.

Знакомим дошкольников с понятием денег

1. Используйте стеклянную банку в качестве копилки

Копилка в виде свинки – это, конечно, очень красиво и мило, но она не позволяет ребенку увидеть прогресс в накоплении. В прозрачной банке очень легко можно увидеть, как растет кучка монет – вчера там были только 50-копеечные монеты и пара рублей, а сегодня там уже есть 5-рублевые и даже одна десятирублевая монета! Обсудите с ребенком накопление денег – уделите внимание тому, что деньги могут расти.

2. Будьте примером

Исследование Кембриджского университета установило, что привычки обращения с деньгами формируются у ребенка уже к 7-летнему возрасту. Маленькие глазки следят за вами! Если вы разбрасываетесь деньгами в магазинах и кафе, они обязательно это заметят. Также они заметят, если папа и мама часто ругаются из-за денег. Покажите им адекватное отношение к финансам на собственном примере – это поможет им в жизни вести себя рационально.

3. Покажите ребенку, что все вещи в мире имеют свою ценность

Здесь недостаточно будет просто сказать: «Эта машинка стоит 350 рублей, сынок». Позвольте ребенку взять деньги из его копилки (желательно, чтобы они накопили к этому моменту хотя бы 100 рублей), сходите вместе с ним в магазин, найдите игрушку подходящей цены и позвольте ребенку самостоятельно расплатиться за неё на кассе. Такое упражнение будет куда эффективнее пятиминутной лекции от отца.

Как научить детей из начальной школы обращению с деньгами

4. Покажите им цену выбора

Необходим разговор, вроде такого: «Если ты купишь эту видеоигру, у тебя не будет денег на новую обувь». В этом возрасте ребенок уже должен уметь взвешивать свое решение и отмечать возможные последствия.

5. Давайте детям деньги в поощрение, а не просто так

Никогда не давайте детям деньги на мелкие расходы просто так. Платите им «зарплату» за работу по дому: вынос мусора, уборку в комнате или мытье посуды. Так дети поймут, что деньги необходимо заработать, а не просто сидеть и ждать, когда их дадут тебе просто так.

6. Избегайте импульсивных покупок

«Мама, я увидела такое красивое платье. Оно идеально! Давай купим его?» — Звучит знакомо? Дети этого возраста особенно подвержены импульсивным покупкам – особенно за чужой счет.

Не давайте ребенку денег, попросите его использовать собственные накопления. Правда, с одним условие: перед тем, как купить что-нибудь дороже 1000 рублей, пусть ребенок подождет один день. Завтра вещь все еще будет в магазине, а ребенок сможет в спокойствии оценить, так ли уж она ему нужна.

7. Научите детей делиться

Как только ребенок научится откладывать деньги, расскажите ему, что делиться ими тоже важно. Выберите вместе церковь, благотворительный фонд или найдите среди знакомых того, кому нужна помощь. Так дети увидят, что пожертвования хорошо влияют не только на тех, кому адресована помощь, но и на тех, то эту помощь оказывает.

Учим подростков правильно обращаться с деньгами

8. Научите их довольствоваться тем, что они имеют

Наверняка, ваш ребенок проводит кучу времени в социальных сетях. И там они буквально каждый день могут увидеть красивую жизнь их друзей, одноклассников или и вовсе незнакомых людей! Конечно, они начинают сравнивать себя с ними. Результатом, как правило, становятся такие жалобы:

  • «Папа, родители Игоря подарили ему новую машину! Почему я должен водить Тойоту начала девяностых?» (вариант для 18-летнего парня)
  • «Мам, одна девочка в школе потратила полмиллиона на вечеринку в честь её 16-летия! Я тоже хочу такую крутую тусу!» (вариант для девочки-подростка)

Удовлетворенность собой рождается глубоко внутри нас. Расскажите сыну, что его Тойота (пусть не самая новая машина во дворе) отлично работает и справляется со своей главной функцией – доставить его из точки А в точку Б. Также расскажите дочери, что можно устроить запоминающуюся вечеринку на день рождения без траты всех накоплений на её образование впустую.

9. Заведите ребенку собственный банковский счет (даже если он и привязан к родительскому)

Этот шаг выведет обучение обращению с деньгами на абсолютно новый уровень, а также поможет лучше ориентироваться в банковских продуктах в будущем.

10. Научить их работать на будущее

Самый простой вариант – накопления на учебу в вузе. Студентам всегда нужны деньги, даже если они поступят на бюджет. Заведите отдельный счет для накоплений (надеемся, что у вас он давно есть и вы откладываете туда деньги хотя бы изредка).

Планирует ли ваш ребенок работать летом на каникулах? Отлично! Возьмите часть заработанных им денег и положите на счет. Это укрепит их уверенность в себе и своем будущем.

11. Расскажите ребенку об опасности кредитных карт

Как только ребенку исполнится 18, его начнут забрасывать предложениями завести кредитную карту – особенно, если он станет студентом и будет получать стипендию на карту. Если вы не расскажите заранее, почему долг – это плохая идея, он рискует стать очередной жертвой кредиток.

12. Научите ребенка планировать бюджет

Раз уж подростки и так большую часть времени проводят онлайн, пусть они проводят его с пользой! Установите ему одно из приложений для планирования личного бюджета. Сейчас самое лучшее время научить ребенка привычке планировать свой бюджет – не имеет значения, какой он величины. Они должны понять, как важно планировать траты заранее, пока деньги еще греют кошелек.

13. Познакомьте ребенка с миром инвестиций

Мы знаем, о чем вы подумали. Я едва научил его причесываться по утрам, как сделать из него эксперта по инвестициям? Лучше, чтобы ребенок научился инвестировать, как можно раньше. Это довольно интересное занятие, которое со временем позволит ребенку уверенно стоять на ногах.

14. Помогите им понять, как можно зарабатывать деньги

У подростков довольно много свободного времени — каникулы осенью, зимой, весной и летом. Если ваш ребенок хочет денег (а какой подросток не хочет денег?), помогите ему найти хорошую работу. Так же отличным вариантом будет помочь ему стать самозанятым и выполнять работу в интернете. Заодно он получит хороший опыт в предпринимательстве (только не бросайте его ни на одном из этапов!).

Помогите детям увереннее чувствовать себя в взрослой жизни

Обучить ребенка правильному отношению к деньгам – очень сложная задача, которой, к сожалению, так мало времени уделяют в школах. На это вам придется потратить немало сил и времени. Но это определенно стоит того, если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, как эффективно управлять своими финансами в будущем!

Как научить ребенка бережно обращаться с деньгами

Как познакомить ребенка с темой личных финансов и стоит ли платить своим же детям за успехи? Ищем ответы на сложные вопросы.

Вспомните наше детство. Мы мечтали о сладостях, футбольных мячах и куклах, чуть позже – о приставках и даже компьютерах (хотя для большинства это так и оставалось мечтой). Нынешние дети другие. Это видно во всем, в том числе и по подаркам, которые они просят.

Планшеты, дорогие смартфоны, третье кигуруми и путешествие в Дубаи. Они просят, просят и, кажется, никогда не бывают довольны. Однако ситуация меняется, когда ребенок начинает зарабатывать сам.

Чтобы привить ребенку ответственное отношение к деньгам, стоит как можно раньше начать привлекать ребенка к планированию бюджета, даже если речь пока идет только о карманных деньгах. Как это сделать? Вот несколько важных советов.

1. Начиная лет с трех детям можно начать объяснять, что нельзя постоянно просить у родителей что-то им купить. Если вчера была куплена машинка, то сегодня у него не появится очередная. Даже если сильно заплакать и закричать. Для убедительности можете показать пустой кошелек и сказать, что денег на новую игрушку нет.

2. Пользуясь местами, в которых можно расплачиваться бумажными деньгами, привлекайте ребенка к помощи: пусть он передаст деньги кондуктору за проезд, заплатит за мармеладки в магазине или молочный коктейль в кафе и т.д.

3. Рассказывайте о том, откуда берутся деньги: о том, что родителям (равно как и остальным взрослым) нужно ходить на работу, прикладывать усилия, тратить свое время для получения денег.

4. Когда ребенок достигнет 7-8 лет, разрешайте ему самому покупать в магазине что-то несложное: хлеб, сок, сладости. Так у него появится представление о ценах. Предложите ребенку самому оценить сколько денег потребуется на список продуктов, который вы написали.

5. С этого же возраста можно начинать давать детям карманные деньги и учить ими пользоваться, рассказав о том, что их можно тратить на что-то небольшое, на какие-то сиюминутные желания, а можно покопить и приобрести что-то более весомое.

Читайте также:  Ткань мемори: описание, применение и уход

6. Читайте ребенку истории, в которых его ровесники сталкиваются с деньгами. Например, в книге «Конни и карманные деньги» главная героиня просит у родителей новую игрушку, и это приводит к знакомству с деньгами. На примере Конни можно разобрать с малышом, какие у нас в России есть деньги, что такое банковские карты и как с их помощью можно откладывать деньги на новые игрушки.

7. Детей постарше учите вести бюджет. Если вы даете ребенку деньги на какие-то покупки (сладости, игрушки, аттракционы), посчитайте, сколько примерно уходит на это за неделю, и договоритесь, что будете давать всю сумму сразу на оговоренный период, а не понемногу ежедневно. Начните с недели, как только ребенок научится распоряжаться деньгами, увеличивайте период до двух недель, а потом и до месяца.

Что дети любят больше всего? Правильно: игры. Вот как можно поиграть, чтобы выучить и закрепить с ребенком навык обращения с деньгами. Играть в финансовые игры можно лет с пяти или тогда, когда ребенок умеет считать хотя бы в пределах 20.

1. Разумеется, это игра в магазин. С игрушками, конфетами, игрушечными или настоящими деньгами. Пусть ребенок побудет в разных ролях – и покупателем, и продавцом.

2. С детьми постарше можно играть в настольные финансовые игры – классические «Монополию», «Биржа» и современные настолки, в которых можно покупать «обувку», «оружие» персонажам или тратить монетки на «покупку» аксессуаров.

3. Сыграйте в денежный конструктор. Положите перед ребенком монеты разного номинала и попросите из них собрать нужную сумму – 3 рубля, 12 рублей… Постепенно усложняйте задачу – 37 рублей 60 копеек, 85 рублей 40 копеек. И покажите, что чаще всего одну и ту же сумму можно собирать разными монетками.

4. Когда дети научатся самостоятельно писать, сделайте игры максимально приближенными к реальности. Составьте дома список покупок (начинайте с небольшого) и отправляйтесь в магазин. Пусть ребенок сам пройдет со списком и посчитает, сколько нужно денег, чтобы купить все, что требуется.

Кроме игр, хорошо смотреть мультфильмы и читать разные книги на тему финансовой грамотности. Мы сделали для вас подборку о том, что читать и смотреть

  1. «Конни и карманные деньги» Лианы Шнайдер (4-6 лет).
  2. «Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера (8-12 лет).
  3. «Богатый папа, бедный папа для подростков» Роберт Кийосаки (от 12 лет).
  4. Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы» (от 5 лет).
  5. Мультсериал «Фиксики», серии «Деньги», «Как делают деньги», «История вещей – деньги» (8-12 лет).
  6. Мультсериал «Три кота», серия «Поход в магазин». (4-6 лет).

Не важно, будете ли вы смотреть мультфильмы или читать книги на тему денег, не оставляйте детей один на один с вопросами, которые могут возникнуть. Обсуждайте с ними сюжет, то, почему герои поступают тем или иным образом.

Не критикуйте ребенка: он только узнает то, что вам и так понятно. Поэтому позволяйте ошибаться и отвечать неправильно. И не переборщите: одну и ту же книгу можно растянуть на несколько прочтений, чтобы ребенок не устал и хорошо воспринимал информацию, а больше 2-3 серий за раз смотреть тоже не имеет смысла, иначе у ребенка притупится внимание, и он не упустит из виду важные детали.

Тройка акций для инвестиций на долгий срок

Но как найти такие фирмы и не прогадать с выбором? Эксперты Investor’s Business Daily определили тройку компаний, которые, судя по данным ключевых характеристик, должны радовать своих акционеров в течение многих лет.

Читайте дальше, чтобы узнать, почему вам стоит добавить акции Mastercard, UnitedHealth и Costco Wholesale в свой портфель.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Финансовая грамотность — важная часть воспитания. Чтобы у ребёнка не возникало проблем с деньгами во взрослом возрасте, надо как можно раньше объяснить ему, зачем нужны деньги и как ими пользоваться. Наш блогер, мама Анастасия Ситина, делится опытом и рассказывает, как учит дочь грамотно обращаться с деньгами.

Недавно мне пожаловалась подруга, что её пятилетний ребёнок залез в кошелёк и порвал пятитысячную купюру. Удивляться тут нечему. Многие взрослые не умеют бережно относиться к деньгам и постоянно занимают «до зарплаты». Дети лишь копируют поведение родителей.

Научить обращаться с деньгами можно даже дошкольника. Например, моя дочь в детстве аккуратно относилась к деньгам, сейчас, в 14 лет, вдумчиво тратит карманные деньги, ведь основам финансовой грамотности мы стали учить её «с пелёнок».

Основы обучения, которые я для себя сформулировала за 12 лет:

1. Раннее знакомство с деньгами. Начинать обучение нужно как можно раньше, как только появится хоть малейший интерес к теме. Тогда детям будет гораздо проще принимать взвешенные решения о покупках, когда появятся карманные деньги.

2. Игры и общение. Ребёнку не нужны длинные лекции о финансовых инструментах. Лучше подавать информацию в виде игры, подходящей возрасту ребёнка.

3. Деньги нужно заработать. Если дать возможность ребёнку самостоятельно заработать деньги на понравившуюся вещь, он получит от покупки гораздо больше удовольствия, чем если бы её купили по первому требованию.

4. Учиться вместе с ребёнком. Нет ничего страшного, если вы не можете объяснить какой-то финансовый термин. Отличное времяпрепровождение — выяснить всё вместе. Прочитайте книжку или посмотрите образовательные мультфильмы.

5. Бюджет — это не табу. Дошкольников вполне можно привлекать к пассивному обсуждению семейного бюджета и особенно к празднованию, если удалось достичь поставленной цели (закрыть кредит или накопить на новый телевизор). Как только у ребёнка появятся свои карманные деньги, нужно ему помочь сформировать личный бюджет. Сначала это можно сделать в виде картинок в тетрадке, а когда он подрастёт, установить специальное приложение на мобильный.

6. Ставьте простые цели. Детям в силу психологических особенностей тяжело думать о будущем. Их больше волнует, что мама приготовит на ужин. Детские финансовые цели нужно устанавливать так, чтобы их можно было достичь за короткое время.

7. Будьте терпеливы и не придирайтесь.

Теперь подробнее о том, как всё было у нас.

Первое знакомство с деньгами

Когда дочь была совсем маленькой, её не с кем было оставить дома, поэтому приходилось брать с собой в магазин. Мы ездили по рядам с товарами, и я рассказывала про продукты и кассиров. Ничего особенного, но пятым словом, которое сказал ребёнок после стандартных «мама», «папа», «на» и «дай», было «деньга». С этого началось обучение правильному обращению с деньгами.

В два с половиной года она самостоятельно брала себе йогурты в магазине, а на кассе гордо протягивала деньги. Тогда же мы купили ей первую игрушечную кассу. Сейчас такие продают в любом детском магазине.

Сначала игра заключалась в бездумном сканировании всех игрушек. Со временем на продукты мы повесили ценники, и ребёнок стал делать покупки только на строго определённую сумму. Для начала поставили «целые» цены: 5, 10, 20 рублей. Потом добавили копейки. Когда в школе прошли таблицу умножения, цену стали указывать не за штуку, а за килограмм.

После четырёх начали знакомить с настоящими деньгами: из монет строили башни, сравнивали их по размеру и номиналу.

Бумажные деньги особого интереса не вызывали, пока дедушка не показал коллекцию купюр из разных стран. Конечно, наибольший восторг вызвали белорусские «зайчики». Заодно удалось рассказать о курсах валют и как расплачивались в древние времена.

Как научить ребёнка копить и тратить деньги

Когда дочка пошла в первый класс, рассказали, что деньги можно хранить в банке и зарабатывать на этом. Решили создать банк у себя дома и копить на развлечения в дни школьных каникул. Для этого купили большую копилку, а дочку назначили банкиром.

В конце каждой недели мы с мужем складывали в копилку всю мелочь, которая была в кошельке. Напомнить и собрать деньги было обязанностью дочери. К концу четверти к накопившейся сумме добавили 10%, которые отдали ребёнку «за труды».

Тогда же привлекли её к обсуждению, на что можно потратить накопления: покататься на аттракционах, купить куклу или пойти в кино. Для ребёнка это трудный выбор. В конце концов она выбрала последнее. Денег хватило на билеты на утренний сеанс.

Тут во мне долго боролись «воспитательный процесс» и желание добавить денег и поспать подольше. Всё-таки решила не вмешиваться. Так дочка поняла, что рано или поздно деньги закончатся и покупать всё, что хочется, нельзя, нужно выбирать. После этого постепенно стали привлекать дочку к планированию настоящего семейного бюджета. Поначалу она, правда, больше сидела и слушала.

Большим подспорьем в разъяснении основных финансовых понятий стали обучающие мультфильмы. Всё просто, интересно, ребёнок смотрит с большим удовольствием. Особенно нравился мультсериал «Азбука денег», но и у «Фиксиков» есть интересные серии на эту тему.

Первые карманные деньги

Карманные деньги стали давать во втором классе. Тогда же объяснили, что, если не удается накопить на нужную игрушку, деньги можно заработать, спросив у родителей, как это можно сделать. Тут мы были единодушны и решили, что за дела по хозяйству и хорошую учёбу платить не будем. У ребёнка есть свои обязанности, и она их должна выполнять в любом случае.

Варианты заработка были разные:

  • собрать гербарий из растений, которые растут на даче;
  • украсить квартиру к Новому году;
  • рассортировать пуговицы.

Скажу честно, иногда чувствовала себя мачехой из сказки про Золушку. Главное, что нам удалось привить дочке понимание, что деньги просто так ниоткуда не берутся, их нужно заработать. При этом важно не отбить желание трудиться.

Хороший способ объяснить ребёнку, что всё имеет свою цену, — набирающие популярность детские пространства, которые имитируют взрослую жизнь

Мы часто ходили в такое пространство кататься на машинках. Чтобы взять машину, ребёнок должен заплатить местную валюту, чтобы её заработать, нужно выполнить задания Бабы-яги. В зависимости от сложности она выплачивала разные суммы. В конце дня оставшиеся деньги можно или взять с собой, или положить в местный банк под проценты.

Если поначалу дочка не понимала, почему она должна что-то делать, если родители уже купили входной билет, то потом она сознательно стала выбирать сложные задания, чтобы полученных денег хватило не только на машинку, но и на автоматы, и на карусели.

Как научить ребёнка вести учёт своих расходов

В 12 лет завели дочке банковскую карту. Это была скорее необходимость: она часто ездила на соревнования. Оформили обычную неименную и раз в месяц переводили на неё фиксированную сумму.

Конечно, первое время дочь тратила всё очень быстро. Тогда решили более вдумчиво подойти к планированию её расходов и установить специальное приложение на мобильный, у которого были следующие преимущества:

1. Общий аккаунт для всей семьи — очень удобно: и свои финансы под контролем (программа позволяет работать и с наличными, и с картами, и с кредитами, и с вкладами), и одновременно избавляешься от паранойи, куда же ребёнок тратит деньги.

2. Наглядность — детям тяжело оперировать большими цифрами. Они понимают, что 5000 рублей больше, чем 500, но оценить, на сколько, им трудно. Если данные представить в виде гистограмм или частей диаграммы разного цвета, становится сразу всё понятно.

3. Автоматизация — дети легко отвлекаются. Моя дочка, например, в конце дня не всегда может вспомнить, на что и сколько она потратила. В приложении можно автоматизировать внесение ежедневных трат вроде проезда на автобусе в школу или стоимости комплексного обеда. Кроме того, программа распознает СМС от банков и QR-коды, поэтому такие платежи тоже легко учитывать.

4. Взвешенное решение — приложение показывает, сколько ещё можно потратить в день с учётом общего остатка до конца месяца. Как-то мы были в магазине, и дочка захотела купить игрушку на свои деньги. До конца месяца оставалось три дня, а у неё на карте было ещё 400 рублей. Игрушка стоила 200 рублей. Вместо спонтанной покупки мы вместе полезли в приложение и начали думать: денег хватает, но программа подсказывает, что сегодня можно потратить только 133 рубля, а нужно ещё два дня пообедать в школе. Не без слёз решили всё-таки отложить покупку и чуть-чуть поэкономить (брать обед из дома). Зато потом дочка ещё долго всем хвасталась, какая она молодец.

Понимаю, что основные трудности ещё впереди. Года через два дочке вместо игрушек захочется купить платье как у Маши, или сумочку как у Вики. Надеюсь, наше обучение не пройдёт даром и она будет грамотно распоряжаться деньгами.

В конечном счёте как учить ребёнка обращению с деньгами, каждый родитель решает сам. То, что сработало у нас, может не подойти вам, поэтому не бойтесь проб и ошибок. Важно научить детей тому, что они сами несут ответственность за свои финансы и не всегда должны полагаться на маму и папу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылка на основную публикацию