Установка байпаса: описание с фото, отзывы, советы

Как настроить байпас смесительного узла TIM JH-1036

Насосно-смесительная группа TIM JH-1036 имеет регулируемый байпас. Есть шкала с градацией от 0 до 5, но что означают эти цифры уже невозможно узнать после установки байпаса. Сложно понять и зачем он нужен, ведь в других смесительных узлах для теплого пола нет подобного приспособления.

Мне же пришлось очень подробно изучить работу байпаса смесительного узла в результате неправильного подключения его ввода и вывода к системе отопления.

После предыдущей установки смесительного узла TIM JH-1036 настроить байпас не было возможности, поскольку нет инструкции по его настройке, а конструкцию перед установкой не изучил – не снимать же его. Теперь перед установкой изучил и сфоткал внутреннее устройство смесительного узла.

Что регулирует байпас смесительного узла TIM JH-1036.

Смесительный узел имеет условную камеру смешивания, через которую проходит контур отопления теплых полов и контур отопления котла.

Обычно смесительный узел теплого пола имеет один параметр регулировки – температура воды в контуре теплых полов. У смесительного узла TIM JH-1036 есть еще какой-то байпас, да еще и с возможностью регулировки. И это не тот перепускной балансировочный байпас, который срабатывает по излишнему напору, развиваемому насосом.

балансировочный байпас по давлению можно увидеть на фото – самая правая причиндаль.

Он мне нужен, поскольку возможно перекрытие всех направлений отопления теплого пола в результате автоматического регулирования. Кстати, как регулировать балансировочный байпас TIM M307-4 я так и не выяснил – может кто подскажет.

Что же касается байпаса камеры смешивания, то можно найти такое графическое пояснение работы байпаса смесительного узла:

Мало что понятно из этих схем.

Тем более не понятно что означают цифры на шкале и к чему привязано текущее значение. Все это можно выяснить только держа смесительный узел TIM JH-1036 в руках:

Оказывается, регулировочный винт крутит цилиндр, в котором есть прорезь, перекрываемая при повороте. Через эту прорезь вода может прокачиваться циркуляционным насосом, минуя условную камеру смешивания.

Нужно учитывать, что наклейка со шкалой от 0 до 5, может быть наклеена произвольно.

Максимальному открытию прорези (на фото выше) соответствует установка регулировочного винта в положение 5 (на фото ниже).

За условную точку считывания значения шкалы можно принять технологический уступ на корпусе камеры смешивания. При значении шкалы 0 щель максимально закрыта. В этом положении вся вода, прокачиваемая циркуляционным насосом по контурам теплого пола, проходит через камеру смешивания.

При полностью закрытом байпасе тепловая мощность отбора энергии смесительным узлом из системы отопления максимальна.

Если байпас полностью открыт, то часть воды циркулирует по контурам отопления, не попадая в камеру смешивания – и тепловая мощность отбора минимальна.

Но на практике выяснилось, что байпасом регулируется не только тепловая мощность.

Экспериментальное выяснение значения, установленное байпасом.

Перед установкой байпаса не мешало бы убедится какому значению соответствует полное открытие и закрытие байпаса.

Только осторожно – края щели острые, как лезвия.

Если смесительный узел уже установлен, а наклейка со шкалой 0-5 наклеена иначе – можно произвести эксперимент.

Вращая регулировочный винт ключом на 10 выяснить в каком положении шкалы максимальный и минимальный расход воды на расходомерах коллектора теплого пола.

Если нет коллектора или расходомеров, что очень зря, можно найти максимальную и минимальные температуры при ограниченной температуре теплоносителя в основной системе (на входе в смесительный узел) и максимально возможной установке термостатической головки смесителя.

Температуру теплоносителя на котле ограничивается так, чтобы смеситель не справлялся с установленной температурой.

Как работает байпас смесительного узла TIM JH-1036.

Казалось бы: устанавливаем тепловую мощность смесительного узла на максимум, полностью закрывая прорезь байпаса – и все.

Но расходомеры коллектора теплого пола позволяют узнать, что байпасом регулируется не только тепловая мощность. При закрытии байпаса полностью поплавки расходомеров резко всплывают.

Оказывается, что расход воды через контура отопления при полностью открытом байпасе более чем в два раза больше, чем при полностью закрытом.

Это не удивительно – прокачивание воды сквозь камеру смешения требует затрат мощности насоса, что сказывается на скорости потока воды.

При максимальной тепловой мощности смесительного узла скорость потока воды по контурам теплого пола минимальна. Для равномерного прогрева всего контура теплого пола может быть потребуется включение насоса на вторую скорость,что увеличит шум системы отопления.

Выяснилось, что в моей системе достаточно минимальной тепловой мощности смесительного узла, чтобы обеспечить на подающем коллекторе температуры теплоносителя 32 градуса при открытых всех направлениях отопления теплым полом даже при старте холодного теплого пола.

Но в других случаях может оказаться что потребуется увеличение мощности отбора.

Как влияет на систему отопления установка байпаса смесительного узла TIM JH-1036.

Внимательно изучить работу смесительного узла пришлось в результате неправильного подключения смесительного узла к системе отопления.

Разное положение регулировки байпаса приводило к тому, что теплым был разный из патрубков присоединения смесительного узла к контуру отопления.

То-есть подача и обратка смесительного узла менялась местами при изменении положения регулировки байпаса. Мистика.

Так я выяснил что подключение осуществил не правильно, перепутав подачу и обратку в смесительный узел.

Теоретически, циркуляционный насос смесительного узла теплого пола никак не должен был влиять на контур котла отопления – насос смесительного узла отдает воду в той же точке, откуда и берет. Цркуляционный насос смесительного узла качает воду по контурам теплого пола, а циркуляционный насос котла прокачивает воду через камеру смешивания смесительного узла.

Но невольные эксперименты позволили выяснить, что даже минимальной мощности насоса смесительного узла при закрытом байпасе достаточно, чтобы осуществлять дополнительную циркуляцию еще и в основном контуре отопления.

Это возможно, если предположить что эквивалентная схема (по аналогии с задачами по электротехнике) системы отопления со смесительным узлом TIM JH-1036 получается такая:

Где “R1” и “R2” – сопротивления в камере смешивания, регулируемые байпасом.

“Контур котла” – старая система отопления с батареями и котлом.

Не зря на смесительном узле четко указано – какой патрубок должен быть подающим. На фото уже правильно подключенный смесительный узел.

Тут я решил, что все-таки не мешало бы ознакомиться с теоретическими основами работы водяных теплых полов в результате чего завел страницу со ссылками на теорию.

В качестве шутки.

Материала еще много, поэтому предлагаю отдохнуть и развлечься – узел, подобный TIM JH-1036, на AliExpress по цене намного дороже, чем в местных магазинах.

Два насосно-смесительных узла теплого пола в одной системе отопления.

У меня получилось в одной системе отопления два смесителя теплого пола.

Один я сделал сразу на первом этапе ремонта и установил его временно.

Пока это смеситель управлял одной веткой теплого пола. Потом предполагал перенести его по окончанию ремонта в других комнатах. Заложил трубы в пол, чтобы к смесителю в новом месте подключить эту ветку.

Но ничего не бывает более постоянного, чем временное.

И в новом месте установил еще один такой же смеситель.

Когда нибудь первый смесительный узел уберу – у коллектора второго смесительного узла присутствуют штуцера для подключения этой ветки и уже проложены трубы.

Обратите внимание на то, что смеситель на первом фото не способен обеспечить температуру подачи теплоносителя больше 25 градусов при температуре, установленной на котле, 50 градусов.

На фото видна температура теплоносителя 30 градусов, достигаемая при температуре на котле 60 градусов и установке термостатической головки смесителя на 40 градусов.

Это как раз понятно при таком то подключении.

Парадокс заключается в том, что этого (25 градусов) хватает, чтобы относительно быстро нагревать помещение на пару градусов, поддерживая установленную температуру.

Выбор значения 0-5 ргулировки байпаса в зависимости от ситуации.

На примере этих двух смесителей теперь можно показать в чем разница между разными регулировками байпаса смесительного узла TIM JH-1036.

Значение установки байпаса 0.

Первый смеситель работает в условиях, когда узким местом системы является подача тепла из системы.

Он подключен, как радиатор в однотрубную систему.

На всякий случай на участке подключения сделал утолщение с 25 до 32 диаметра и поставил кран, поскольку сомневался в затекании достаточного кол-ва воды и обеспечения достаточной мощности.

Эта локальная подсистема отопления построена, понятно, на одном смесительном узле без коллекторной группы.

Проблем же с циркуляцией по одному контуру быть не должно.

Поэтому значение болта регулировки байпаса устанавливаем в 0.

Мы циркуляцию сквозь контур теплого пола делаем минимальной, а циркуляцию сквозь камеру смешивания максимальной.

Выше было показано, что тут насос смесителя будет еще немного помогать циркуляции по системе отопления.

Значение установки байпаса 5.

В этом случае наоборот – смеситель теплого пола подключен сразу к котлу параллельно однотрубной системе с батареями.

Проблем с обеспечением подачи требуемой тепловой мощности на смеситель нет.

А вот крутить 4 контура отопления будет уже не так легко, как один.

Поэтому значение регулировки байпаса ставим в 5.

Мы циркуляцию сквозь контур теплого пола делаем максимальной, а циркуляцию сквозь камеру смешивания минимальной.

Кроме того, такой установкой мы еще ограничиваем влияние этого циркуляционного насоса на основную систему.

Варианты применения байпаса в отопительной системе

Обустройство уютного жилья, комфортного для жизни практически невозможно без отопительной системы. Для сохранения здоровья членов семьи, а также домашних животных, проживающих в доме, температура внутри жилых помещений поддерживается на уровне, комфортном для жизни. Однако если в доме высокая или низкая температура, о комфорте думать не стоит. Для регуляции микроклимата в жилье инженерами было разработано специальное устройство, именуемое байпасом.

Определение приспособления и функция

Байпас – перемычка, выполненная в форме обрезка трубы, устанавливаемая между прямой, а также обратной отводкой простого отопительного радиатора. С помощью рассматриваемого приспособления становится возможным регулирование подачи теплоносителя в радиаторные батареи (в случае с водяной системой отопления). Байпас может использоваться в системе отопления в различных вариантах, относительно которых стоит поговорить.

Варианты применения байпаса в системе отопления

Байпас может использоваться в отопительной системе в нескольких случаях. Все основные вариации использования данного элемента отопительной системы заслуживают внимания.

Варианты использования:

  1. Элемент регулирования теплоносителя около радиаторов отопления;
  2. Элемент обеспечения функционирования системы во время отключения электрической энергии;
  3. При однотрубном отоплении.

Приспособления для регуляции теплоносителя около радиаторов отопления

Функция байпаса заключается в возвращении избытка теплоносителя из радиаторов отопления в стояк в то время, когда с помощью автоматического или ручного терморегулятора производится смена его количества. Если лаконичнее, то через байпас производится транспортировка теплоносителя параллельно регулирующей и запорной арматуре.

Если данное приспособление будет отсутствовать фактически невозможно производство ремонта радиаторной батареи во время функционирования отопительной системы. Еще одной полезной стороной данного элемента является ускорение процесса наполнения, а также опорожнения системы.

Элемент обеспечения функционирования отопительной системы в случае отключения электроэнергии

Монтаж байпаса особенно важен в том случае, если в доме применяется современная отопительная система, подразумевающая применение циркуляционные насосы. Многие люди, в домах которых установлена отопительная система во главе с газовым котлом, не задают вопросы относительно применения байпаса в случае отключения электроэнергии, чего не скажешь о тех, в чьих жилищах установлена система с циркуляционным насосом. В последнем случае система является энергозависимой, а поэтому вопрос относительно использования байпаса считается целесообразным в этом случае.

Роль данного приспособления в случае отключения электричества заключается в предоставлении возможности человеку перекрытия крана подачи теплоносителя в насос, открыть кран на центральной трубе. Стоит обратить внимание на то, что байпас может выполнять данные функции в автоматическом режиме, если приспособление будет оснащено клапаном.

Данные простые действия в силах перевести систему отопления дома в режим естественной циркуляции теплоносителя. Монтаж приборов на рассматриваемом приспособлении должен осуществляться относительно теплоносителя в определенном порядке: фильтр, обратный клапан, циркуляционный насос.

Важно помнить! Введение приспособления в стояк около циркуляционного насоса отопительной системы должно осуществляться с задействованием запорных клапанов, в т время как сам элемент предпочтительнее установить горизонтально. Таким образом, удастся предостеречь систему от аккумуляции воздуха.

Однотрубная отопительная система

Разумеется, однотрубная отопительная система в настоящий момент уже технологически устарела, утратила свою актуальность. Однако однотрубное отопление можно встретить в зданиях эпохи СССР. В данном случае установка байпаса в такую отопительную систему должно производиться с учетом некоторых условий, которые стоит рассмотреть более детально.

Условия монтажа в однотрубную систему:

  1. Обводная труба может изготавливаться на смете установки, для чего потребуется тройник, труба, сварочные приспособления и немного работы. Доступна альтернатива – приобретение готового элемента, после чего произвести монтаж на резьбовых соединениях;
  2. Байпас нужно располагать на максимально возможном расстоянии от вертикального участка трубы;
  3. Входное отверстие батареи, а также само приспособление должны разделяться регулировочным вентилем, либо посредством радиаторного регулятора.

Полезные советы или что еще нужно знать о монтаже байпаса?

Байпас рекомендуется устанавливать в случае, если естественная циркуляция отопления недостаточная. Подобное выполняется при неудачном, либо неправильном монтаже системы. В таком случае в конструкция входит приспособление перемычки, выполненной из отрезка трубы, соединяющей между собой подающий трубопровод радиатора с обратным. Между радиатором байпасом и радиатором отопления на подающем и обратном трубопроводе производится установка шаровых кранов, при помощи которых выполняется регулировка температурного режима в помещении.

На этапе монтажа данного устройства в систему придерживаться стоит некоторых требований. Таким образом, диаметр трубы приспособления необходимо подобрать на размер меньшей диаметра подающей и обратной труб. В таком случае законы гидравлики будут производить подачу воды путем наименьшего сопротивления, обходя при этом батареи отопления. Монтаж байпаса должен выполняться так, чтобы он был установлен насколько только возможно ближе к радиатору, при этом находиться на расстоянии максимального удаления от стояка.

Приспособление можно собирать самостоятельно, но лучше приобрести в готовом виде. Для обеспечения автоматической регулировки температурного режима в жилье альтернативой шаровым кранам служит терморегулятор. Более точная циркуляция теплой воды с системы достигается за счет того, что в середине рассматриваемого регулятора имеется регулировочный шаровый кран.

Читайте также:  Подключение кухонной мойки

Прислушиваясь к советам опытных профессионалов, исследуя интересующую информацию самостоятельно, становится возможным надежный и качественный монтаж системы отопления жилья.

Audi A4 Welcome Baby 😉 280 Nm.. › Бортжурнал › Все о байпасе…или какой тюнинг делать не стоит!

Назначение, устройство, неисправности, диагностика, тюнинг

Часть I . Устройство, назначение, методы диагностики.

Байпас, или перепускной клапан, является одной из самых важных и тюнингуемых деталей турбированного двигателя. На схеме — №14

Месторасположения байпас в двигательном отсеке Пассат (байпас обозначен красной стрелкой)

Байпас обозначен красной стрелкой :

Вид спереди (со снятой мордой)

Зачем же нужен этот самый байпас ? Всё очень просто — в момент резкого закрытия дросселя (при отпускании педали газа), избыток, наддутый турбиной, остается в буферной зоне — на отрезке между холодной крыльчаткой и дроссельной заслонкой; лопатки холодной крыльчатки в этот момент продолжают вращаться по инерции с высокой угловой скоростью, а избыток, которому некуда деваться, идет в противоход вращению крыльчатки, в результате чего возможно повреждение элементов ротора турбины. Это может проявляться, например, в резких толчках, в момент отпускания педали газа, особенно на моторах с чип-тюнингом, у которых избыток, наддутой турбиной, иногда имеет значение, превышающее стоковое в два раза (0.9-1.2 против 0.5-0.7). Этот эффект принято называть

Помпаж (фр. pompage) — срывной режим работы динамического компрессора вызывающий пульсации давления на его выходе и ударные нагрузки на лопатки. Помпаж компрессора в турбореактивном двигателе приводит к его неустойчивой работе или остановке. Помпаж турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания приводит к неустойчивой работе, детонации (в бензиновом двигателе) или дымлению (в дизельном двигателе), падению мощности.

На слух это проявляется часто так :


Для предотвращения этого эффекта и был разработан байпас — перепускной клапан, задача которого сбросить наддутый турбиной избыток в момент резкого закрытия дросселя — на её вход — перед холодной крыльчаткой, в результате чего этот избыток как-бы закольцовывается с выхода холодной крыльчатки турбины на её вход, делая, кстати, достаточно полезную работу — подкручивает крыльчатку в момент, когда движение выхлопных газов практически отсутствует (в случае полного отпускания педали форсунки впрыск не осуществляют) или снижается; тем самым уменьшается некоторый лаг при последующем нажатии на акселератор. Открытие байпаса осуществляется за счет разрежения, создаваемого во впускном коллекторе в момент резкого закрытия дроссельной заслонки (за счет вакуума преодолевается сопротивление возвратной пружины клапана), а так же, на более поздних моторах 1.8t, c помощью клапана №249, открывающим доступ к вакуумному бачку системы управления клапанами Байпаса и CВВ. Как грамотно обойти этот клапан и сделать электронную педаль более отзывчивой — есть в моей статье

Основные режимы работы байпасного клапана :

ХХ — приоткрыт разрежением, создаваемым во впускном коллекторе

Наддув — закрыт, за счет избытка во впускном коллекторе, создающим воздействие на диафрагму, а так же силой возвратной пружины.

Принудительный ХХ (резкое закрытие дросселя в момент движения на передаче. Для механики — без выжима сцепления) — клапан открыт полностью за счет высокого разрежения во впускном коллекторе.

Здоровье байпаса — очень важный момент. Если резиновая диафрагма внутри байпаса имеет негерметичность, то это приводит к лагу в начальный момент ускорения, сваливанию буста, как и оверспину турбины, причем — чем больше негерметичность (площадь и количество отверстий в диафрагме) — тем выше эти моменты. Для проверки этого достаточно попытаться создать разрежение ртом через управляющий шланг байпаса №16 на схеме (шланг малого диаметра, который идет на впускной коллектор или 249 клапан — в зависимости от двигателя) — если разрежение создается — значит клапан живой, если же нет (воздух проходит в момент всасывания), то диафрагма клапана негерметична, и клапан требуется заменить. Этот способ проверки справедлив только в случае целостности управляющего шланга и мест его соединений — целостность шланга выявляется в момент опрессовки двигателя через создание избыточного давления в воздухоподающей системе и системе ВКГ. После чего, исключив опрессовкой негерметичность управляющего шланга, можно преступить к проверке клапана методом вакуумизации через него. Имейте в виду, что состояние этого шланга имеет огромное значение, ибо, при его негерметичности вы получаете не только прямой подсос воздуха в коллектор, в обход расходомера, но и отсутствие управление клапана разряжением в коллекторе, в результате чего клапан будет закрыт постоянно, а ротор турбины будет жестко получать по зубам.
Есть еще один негативный момент — подтравливание уплотнения центральной поршневой части байпаса — проще говоря негерметичность основной “затычки” между штуцерами клапана. Эффект от этого очень сходен с эффектом от дырявой мембраны клапана. Проверить это можно только при полном демонтаже клапана и созданию давления в боковом штуцере (желательно равным фактическому давлению наддува вашего мотора, или несколько его превышающим. Проверка созданием давления ртом — это минимум, не всегда объективный, особенно на чипованных двигателях) — если при создании требуемого избытка в боковом штуцере клапан не продувается, значит он герметичен и не будет подспускать в момент создания давления наддува, так что величина создаваемого давления при проверке должна несколько превышать величину пикового давления наддува, создаваемого турбокомпрессором, установленным на двигателе Вашего автомобиля.

На фотографиях ниже показано внутреннее устройство байпасного клапана и его составные части, а так же дырявые диафрагмы, вычислить которые возможно путем создания вакуума ртом через управляющий шланг тонкого штуцера, при условии, что шланг и элементы его крепления целы.

Часть II . Тюнинг.

В первой части статьи было рассмотрены основы, чтобы, так сказать, приступить к самому важному процессу — так всеми любимому ТЮНИНГУ.

Основной уязвимостью в надёжности стокового (заводского) байпаса является наличие резиновой диафрагмы, которая со временем от воздействия температурных, ударных нагрузок и нагрузок, вызванных воздействием давления наддува, начинает терять упругость и разрушается, о чем было сказано в первой части; тем более, когда давление наддува превышает стоковое — в результате выполнения чип-тюнинга, на которое заводской клапан вообще не рассчитан.
Кроме того, когда давление наддува превышает стоковое в два раза — 1.2 против 0.6 , может происходить стравливание буста через уплотнение центральной поршневой части байпаса — основную “затычку” между штуцерами клапана.
Естественно, что производители тюнинга не упустили случая внести коррективы в устройство клапана, за которые придется расплатиться весьма существенной суммой. Что же такого они там нахимичили ?
При всём многообразии изделий этого рода — принцип у них где-то общий — диафрагму заменили на алюминиевый поршень с конической “пробкой” на конце, с соответствующей формой ответной части корпуса клапана. Поршень — хорошо, а как же с герметизацией вакуумного управления? Тут все просто — в корпусе клапана (естественно — металлическом ) делают две параллельные кольцевые канавки, в которые вставляются резиновые кольца соответствующего диаметра, густо смазанные для обеспечения наилучшего скольжения пары резина-алюминий — густой силиконовой смазкой, чем-то напоминающей шрусную . А как же возвратная пружина ? И тут всё в порядке — жесткость пружины увеличина для обеспечения более быстрого закрытия клапана и более медленного его открытия под воздействием вакуума, что по идее должно уменьшить сваливание буста в момент переключений, удержание более высокого буста, а так же уменьшить лаг в момент резкого старта за счет более быстрого закрытия клапана. В передовых версиях этих клапанов, корпус делают разборным — для ухода за клапаном(чистки и смазывания), а так же установки различных по жесткости пружин и шайб, чтобы подогнать усилие под требуемое для конкретного частного случая или желания владельца авто. От слов — к делу. Рассмотрим внешний вид подобного клапана и довески, которые можно приобрести отдельно — набор шайб и возвратных пружин различной жесткости.

Что такое байпас и зачем его устанавливать в систему отопления

Байпасом называется перемычка, устанавливаемая на тепловой трассе параллельно основной линии. Эта незамысловатая деталь в виде куска трубы помогает решать разноплановые задачи и потому считается важным элементом любой схемы. Для чего нужен байпас в системе отопления квартиры и частного дома, подробно описывается в нашем материале.

Варианты установки байпаса

Когда мы определили, что такое байпасная линия, рассмотрим вопрос, зачем она нужна и где устанавливается. В зависимости от решаемой задачи элемент принимает вид обводного трубопровода либо прямого участка, соединяющего подающую магистраль с обратной.

Справка. Английское слово bypass в буквальном переводе означает «обход», «перепуск».

Существует несколько вариантов установки байпасов в системах отопления:

  1. На радиаторах закрытых и открытых однотрубных систем.
  2. Параллельно циркуляционному насосу, работающему в самотечной (иначе – гравитационной) теплосети.
  3. Перемычка между подачей и обраткой, образующая малый контур циркуляции для нагрева твердотопливного котла.
  4. В различных смесительных узлах.

В многоквартирных домах, где полотенцесушители подключены к общему стояку горячего водопровода, тоже применяется байпасная линия, действующая по аналогии с радиаторной (пункт 1 перечня). Для чего она там нужна, мы расскажем далее.

Трубы полотенцесушителей имеют большой диаметр и пропускную способность, перемычка нужна только для удобного снятия змеевика

Первые два варианта хорошо знакомы владельцам частных домов и квартир. К сожалению, некоторые хозяева, считающие себя крупными специалистами, «усовершенствуют» байпасы либо ставят перемычки там, где они мешают нормальной работе системы отопления. Случайные и намеренные ошибки мы также рассмотрим.

Радиаторные перемычки однотрубной схемы

В большинстве многоэтажных зданий советской постройки отопление организовано с помощью однотрубных вертикальных стояков, проходящих через все квартиры. Принцип работы схемы заключается в распределении теплоносителя по батареям на 5—16 этажах за счет большой скорости протока и повышенного давления.

Для справки. Старые чугунные батареи и стальные ребристые конвекторы отличались большими диаметрами внутренних каналов, чье подключение к стояку проектировалось без всяких байпасов. Мы ведем речь о приборах нового поколения с высокой теплоотдачей и меньшей пропускной способностью.

Заметьте, радиаторы подключены к единственной магистрали обеими подводками, между которыми врезан байпас. Трубная перемычка специально смещена в сторону от оси стояка, иначе вода не затечет в батарею, а двинется по прямому пути вниз либо вверх в зависимости от направления подачи. В идеале схема функционирует так:

  1. Дойдя до развилки первого отопительного прибора, поток горячего теплоносителя делится приблизительно пополам – одна часть затекает в радиатор, вторая устремляется в байпас.
  2. Охладившись на 1—2 °С, первый поток смешивается с байпасным и возвращается в основную магистраль. Температура получившейся смеси становится на 0.5—1 °С ниже начальной.
  3. Процесс повторяется аналогично на следующих отопительных приборах. Чтобы тепла хватило всем потребителям, насосы централизованного теплоснабжения прокачивают по магистралям большое количество теплоносителя, уменьшая перепад температур между первой и последней батареей.

В частном двухэтажном коттедже прямой участок ставится на верхних батареях

Примечание. Подобные схемы встречаются в двухэтажных частных домах. И хотя вертикальный стояк снабжает всего пару радиаторов, на верхнем обогревателе желательно ставить байпас, поскольку производительность бытового циркуляционного насоса гораздо ниже, чем у промышленного «собрата».

Если убрать прямую байпасную линию, то весь объем воды протечет через отопительный прибор и остынет на 1—3 °С. Из-за большой разницы температур каждая последующая квартира получит значительно меньше тепла. В комнате с последним радиатором станет холодно, как в собачьей будке.

Вот почему при вертикальной однотрубной схеме незамысловатый кусок трубы на батарее играет важную роль. В двухтрубных разводках горячий и остывший теплоноситель идет по разным магистралям, поэтому байпас не требуется.

Здесь роль обводной линии играет сам раздающий трубопровод

В загородных домах малая производительность циркуляционного насоса компенсируется увеличением диаметра и пропускной способности трубопроводов. Так сделано в горизонтальной однотрубной системе, изображенной на фото. Байпасом выступает основная линия, где протекает примерно 2/3 теплоносителя, а третья часть попадает в батареи.

Обводная линия циркуляционного насоса

В большинстве современных систем водяного отопления насосный агрегат врезается прямо в подающий либо обратный трубопровод, что подробно описывается в другой публикации. Устанавливать байпас в данном случае не нужно:

  • при отключении электроэнергии и остановке насоса теплоноситель все равно не сможет циркулировать самостоятельно из-за малых диаметров труб;
  • чтобы снять перекачивающий агрегат с целью ремонта или замены, достаточно перекрыть 2 крана и открутить две американки при условии, что узел собран правильно;
  • поскольку вода неспособна двигаться по магистралям без принудительного побуждения, то обводная перемычка не поможет сохранить работоспособность системы на время обслуживания насоса.

Эта схема может работать в принудительном и самотечном режиме

Единственный случай, когда нужно сделать байпасную ветку для циркуляционного насоса, – самотечная отопительная система. Во-первых, агрегат с патрубками подключения DN 25—32 нельзя врезать в трубу Ø50 мм, применяемую в гравитационной тепловой сети частных жилищ. Такое сужение диаметра остановит любой самотек.

Во-вторых, теплоснабжение должно работать по универсальной схеме. Основной режим – принудительный от насоса, в случае отключения электричества – переход на естественный самотек теплоносителя за счет конвекции. Чтобы организовать такую работу отопления, насосный агрегат необходимо установить на байпас.

Практикуется 2 способа монтажа данного узла:

  1. В прямую магистраль врезается шаровой кран, а насос отопления выносится на обводную линию вместе с сетчатым фильтром – грязевиком и запорной арматурой.
  2. В разрыв магистрали ставится готовый байпасный узел с перекачивающим агрегатом и обратным клапаном.

Устройство насосного узла с отсекающим краном на прямой магистрали

В первом варианте переход на самотечный режим производится вручную. Когда подача электроэнергии прекратилась, кто-то из домочадцев должен пойти в котельную и открыть большой кран на прямом участке. Иначе без циркуляции воды котел прекратит нагрев, здание выстынет и вы замерзнете.

Во втором случае после отключения энергии откроется автоматический обратный клапан, находящийся в закрытом положении во время работы насоса. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд:

  1. Устройство некоторых моделей шаровых клапанов не предусматривает разборки. Если элемент загрязнится, заржавеет и станет заедать, придется выбросить весь узел (кроме насосного агрегата и фильтра).
  2. Изделия в виде U-образной петли, изображенные на фото, служат дополнительным воздухосборником. Они оснащаются ручным краном сброса воздуха, который надо периодически использовать. Вдобавок грязевик стоит вертикально, это неправильно.

Конструкция U-образного готового узла с неразборным клапаном

Отсюда вывод: не устанавливайте готовые автоматические байпасы с клапаном и насосом. Лучше своими руками соберите узел с отсекающим краном. Ощутимо выхолаживаться дом начнет через 30—40 минут после отключения, чего вполне достаточно для открытия основной магистрали.

Резиновый шарик свободно перекатывается внутри камеры и закрывает проход под напором воды

Вариант второй: смонтируйте байпасный узел из отдельных деталей, применив латунный обратный клапан со свободным резиновым шариком, не придавленным пружиной. Как выглядит такой элемент, смотрите на фото и в видеосюжете:

Смешивающие узлы

Эти элементы систем отопления состоят из трехходового термостатического клапана и байпаса, связывающего обратный трубопровод с подачей. Суть такова: байпасная ветка помогает собрать в камере клапана теплоноситель из двух магистралей, а на выходе получить воду требуемой температуры.

Принцип спешивания с применением перемычки и 3-ходового крана используется на различных участках отопительной сети:

  • малый контур циркуляции дровяного котла;
  • обвязка буферной емкости либо теплоаккумулятора;
  • коллектор, распределяющий теплоноситель по греющим контурам водяного теплого пола.

Для справки. Сфера применения узлов подмеса довольно широка. Регулируемое понижение температуры воды путем перемешивания используется в агрегатах воздушного отопления (калориферах) и прочих климатических установках.

Показанный на схеме байпас с трехходовым краном, образующий малый контур циркуляции, предохраняет твердотопливный котел от выделения конденсата на этапе разогрева. Алгоритм процесса выглядит так:

  1. При розжиге дров и включении насоса клапан остается закрытым со стороны системы отопления. Выходя из рубашки теплогенератора, вода поворачивает в байпасную линию и возвращается в котел.
  2. По мере нагрева температура закольцованного теплоносителя повышается. Когда она достигнет пороговой отметки 50—60 °С (зависит от настройки), срабатывает термоэлемент клапана, постепенно открывающий проток со стороны радиаторов.
  3. Чем сильнее нагревается вода в котловом контуре, тем шире открывается проход холодному теплоносителю из системы. В камере клапана происходит смешивание, но температура потока на выходе не опустится ниже установленного порога, пока топливо не сгорит.

В обвязке ТТ-котлов с чугунным теплообменником байпасный узел подмешивания играет роль элемента безопасности. Ситуация: обогрев работает на всю катушку, дрова пылают, и вдруг гаснет свет. Если нет подстраховки в виде ИБП либо электрогенератора, а подача энергии возобновляется спустя 30 минут, вода в батареях успевает остыть.

Разгрузочная линия с перепускным клапаном встречается на заводских коллекторах не всегда, но она продлевает срок службы насоса

Заметьте, что в течение получаса котел остыть не успеет – топка полна жара и дров. Стоит включиться насосу, как холодный теплоноситель нагнетается в котловую рубашку и от температурного шока чугунная секция лопается. Поэтому без байпаса в данном случае не обойтись.

Аналогичный принцип смешивания посредством перемычки и клапана задействован в распределительной гребенке теплых полов. Когда температура в греющих контурах достигла нормы (35—45 °С), 3-ходовой кран закрывает сторону подачи от котла, а насос гоняет теплоноситель через байпас по внутреннему кольцу.

Примечание. На случай если автоматически регулируемые контуры дружно закроются, гребенка оснащается разгрузочным байпасом. Благодаря ему насос «крутит» воду по двум коллекторам, а не перемешивает внутри себя, что снижает ресурс агрегата.

Применение соединительной перемычки в обвязке буферной емкости идентично предыдущим вариантам и показано на схеме.

При обвязке буферной емкости с твердотопливным котлом применяется 2 байпаса

Ошибки при монтаже

Некоторые домашние, а точнее, квартирные умельцы при замене старых чугунных радиаторов на новые алюминиевые преднамеренно допускают две тупые ошибки:

  • монтируют на прямой байпасной трубе шаровой кран с целью направлять весь теплоноситель в собственную батарею;
  • наслушавшись советов «умных» людей, собирают смесительный узел с трехходовым краном, дабы регулировать теплоотдачу отопительного прибора.

Сразу оговоримся, что подобный монтаж в частном доме ошибкой не считается: там вы проживаете единолично и сами распоряжаетесь отоплением. В «многоэтажке» такие действия вредят соседям, поскольку вы разбалансируете систему и отбираете большее количество тепла. Значит, смежные квартиры получают меньше. Как это происходит, смотрите на видео:

Вместо дальнейшего перечисления ошибок, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, как правильно устанавливать байпас своими силами:

  1. Перемычка на батарее многоквартирного дома – это труба без всякой запорной арматуры и клапанов. Максимум, что допускается — уменьшить диаметр на 1 типоразмер (стояк DN 20 — соединитель DN 15);
  2. Хотите регулировать теплоотдачу радиаторов – ставьте, пожалуйста, ручные либо автоматические термостаты. Есть специальные полнопроходные модели для централизованных сетей.

В многоэтажных домах с общими стояками монтировать арматуру на обводной трубопровод недопустимо

  • Если в загородном доме организовано энергонезависимое гравитационное отопление, насос монтируйте только на байпасе. Самотек не предусмотрен – перемычка не нужна.
  • При самостоятельной сборке смесительных узлов следите, чтобы циркуляционный насос оказался со стороны открытого выхода клапана. Другие варианты неработоспособны.
  • Трехходовой вентиль, оснащенный термоголовкой, функционирует от выносного датчика температуры. Последний ставьте на трубу за клапаном, куда выходит смешанный теплоноситель. Тогда элемент сможет ориентироваться по его температуре.
  • Пункт №3 требует пояснения. У 3-ходовых кранов один патрубок всегда открыт – тот, откуда выходит результирующая смесь. С той же стороны ставится насос. Если агрегат расположить на любом входном патрубке, то дальнейшие события пойдут по одному из двух сценариев: прекратится циркуляция либо теплоноситель пойдет через байпас, замкнется в котловом контуре и не попадет в радиаторы.

    В заключение кратко о ГВС

    Поскольку все основные выводы мы сделали по ходу описания, дополним информационную картину установкой байпаса на полотенцесушитель. Это единственный случай, когда кусок трубы ставится только для удобства обслуживания или замены обогревателя. На теплоотдачу элемент практически не влияет благодаря скорости течения и давлению в водопроводе. Принцип действия аналогичен работе байпаса на батареях отопления, только здесь мы распределяем горячую воду.

    Расположение байпаса. Нужен совет.

    Здравствуйте. Нужен совет.
    В квартире новостройке с центральным отоплением установлен радиатор, который крепится к одному стояку. Между трубами установлен байпас.
    Стояк отопления находится на одной стене, а радиатор на соседней. Угол между ними 90*. Байпас установлен рядом с радиатором.
    Вопрос: могу ли перенести байпас ближе к стояку на соседнюю стену.
    На картинке синим отмечено куда надо перенести байпас.
    Какие проблемы могут быть или это нормальная практика?

    Будет чуть хуже затекание в радиатор (увеличится сопротивление радиатора за счет двух доп углов), но пойдет.
    Желательно байпас поставить подальше от вертикали стояка, тк эта конструкция обеспечивает еще температурную компенсацию подвижек стояка.

    evgenii33 , одного меня волнует вопрос «зачем»??
    Зачем за собственные деньги вмешиваться в нормально смонтированную систему отопления, рискуя потом протечками или заменой проектной стали на «любимый» бракоделами полипропилен.

    Mazayac , раньше радиатор стоял на стене где стояк(слева от него). Эта стена будет убираться, поэтому нужно было перенести радиатор на другую стену. Но нужно было максимально близко расположить радиатор к углу комнаты, чтобы не пропадало место на стене. На картинке результат работы. Радиатор слишком далеко от угла. На вопрос почему так – сказали – для того чтобы уместить байпас. Я спросил, а нельзя его было сделать на стене где стояк и тем самым выиграть место для радиатора? Мне сказали нет, так нельзя делать, радиатор должен быть на одной оси с байпасом. Я спросил у разных других сантехников, все говорят можно. В том чисел и здесь.

    BV ,
    Как вы считаете, это нормальное качество работы? Сварочные работы были выполнены начиная от стояка. На одном только изгибе 3 на мой взгляд не качественных сварочных шва

    evgenii33 написал:
    BV ,
    Как вы считаете, это нормальное качество работы? Сварочные работы были выполнены начиная от стояка. На одном только изгибе 3 на мой взгляд не качественных сварочных шва

    evgenii33 , просто не аккуратные, и плохо видно – может не везде окалина сбита. Зачистить – пойдет

    evgenii33 написал:
    Как вы считаете, это нормальное качество работы?

    1) Подозреваю, что на однотрубный стояк установили радиаторный термоклапан и запорный клапан для двухтрубных систем.
    2) Подозреваю, что заузили сечение труб подводки от байпаса до радиатора по сравнению с тем, что было ранее от застройщика.
    3) Заузили сечение байпаса, поэтому при регулировке термоклапаном теплоотдачи радиатора, будет “регулироваться” теплоотдача всего стояка.

    Гидравлический расчёт систем отопления. Теплорасчёт (расчёт утепления) домов и квартир.Контакты в профиле.

    Inch1964 , всё верно, и байпас чрезмерно заужен, и запорная арматура дрянная.

    Интересно какое целеуказание давали сантехникам.

    AndyMirror , неважно. Верю, что выбор арматуры и труб был за ними.

    Очень важно. Может было сказано нам подешевле, да попроще, главное чтоб работало. Отсюда

    AndyMirror написал:
    Может было сказано нам подешевле, да попроще, главное чтоб работало.

    Напрашивается аналогия с врачом. Чтобы было подешевле, попроще, и чтоб сразу избавило от всех болезней – принимайте цианистый калий.

    И что? Все-ли врачи выписывают цианистый калий, или всё-таки некоторые пытаются лечить? Вы лично к какому из этих врачей пойдёте?

    Гидравлический расчёт систем отопления. Теплорасчёт (расчёт утепления) домов и квартир.Контакты в профиле.

    Inch1964 написал:
    Напрашивается аналогия с врачом.

    Не надо натягивать сову на глобус.

    Рад, что вы работаете за деньги и хорошо разбираетесь в проблеме. Не у всех так получается.

    Очень важно. Может было сказано нам подешевле, да попроще, главное чтоб работало. Отсюда

    AndyMirror , Вы сами себе противоречите. «Чтобы работало» – сразу же исключает применение вентилей, что на фото. Потому что они для двухтрубной СО, с повышенным гидравлическим сопротивлением и в однотрубке радиатор с ними будет работать плохо.
    «Подешевле» – ну полметра трубы 1/2” «подешевле», чем 3/4” на целых 10 (. ) рублей, но и эта супер-экономия противоречит первому пункту, потому что убивает циркуляцию в стояке.

    Так что нет, всё просто – у «мастеров» руки из жопы растут и в черепной коробке звенящая пустота. Поэтому они искалечили стояк и испортили отопление как локально на этом радиаторе, так и во всех комнатах выше и ниже топикстартера. Тупые ублюдки.

    Подешевле, попроще и чтоб работало – это байпас 3/4” и два шаровых крана Валтек Бэйс. Всё.

    AndyMirror написал:
    Рад, что вы . хорошо разбираетесь в проблеме. Не у всех так получается.

    Ничего и Вам (кстати, должны писать с большой буквы, иначе и вы будете в моих постах с МАЛЕНЬКОЙ буквы) не мешает разобраться в гидравлике.

    Всего лишь пол-вечера потратить, вместо того, чтобы например, пивасика напиться.

    Понятно, что заказчику гидравлика не интересна (но, он в своём праве, так как надеется нанять грамотного специалиста).
    Но, если вы (с маленькой буквы) позиционируете себя как профессионал или хотя бы как монтажник, то не знать вам (с маленькой буквы) основы гидравлики – постыдно.

    Гидравлический расчёт систем отопления. Теплорасчёт (расчёт утепления) домов и квартир.Контакты в профиле.

    Особого противоречия не вижу. Про сто вы ищите в моих словах одни смыслы, а я вкладывал другие. Это всего лишь трактовки.

    Почитайте тему сначала, сплошь недопонимание.

    Inch1964 написал:
    чтобы например, пивасика напиться.

    Вас понял. Спасибо за чёткое донесения до меня вашего уровня понимания.

    Развею ваши сомнения по поводу экономии или указаний с моей стороны. Моё пожелание было такое – радиатор как можно ближе к стене. Всю техническую часть я оставил на специалистов.Про экономию речи вообще не было. Как оказалось в итоге – уровень мастеров не очень.

    Inch1964 написал:
    ) Подозреваю, что на однотрубный стояк установили радиаторный термоклапан и запорный клапан для двухтрубных систем.

    Вот это весьма существенно.

    Inch1964 написал:
    2) Подозреваю, что заузили сечение труб подводки от байпаса до радиатора по сравнению с тем, что было ранее от застройщика.
    3) Заузили сечение байпаса, поэтому при регулировке термоклапаном теплоотдачи радиатора, будет “регулироваться” теплоотдача всего стояка

    Не факт что заузили байпас. Если нет, то на коротких участках заужения не большие и не столь существенно.

    evgenii33 написал:
    Развею ваши сомнения по поводу экономии или указаний с моей стороны. Моё пожелание было такое – радиатор как можно ближе к стене. Всю техническую часть я оставил на специалистов.Про экономию речи вообще не было. Как оказалось в итоге – уровень мастеров не очень.

    Т.е. положились на мастеров. Не очень повезло. Но могло быть и хуже.

    Компания, в которой заказывал данные работы согласились, что выполнено не качественно. Будут переделывать. Я так понял краны мне тоже нужно менять? Могу ли я использовать угловые краны для экономии места, (отобразил на картинке):

    Вообще в целом, технически возможно то, что я нарисовал?

    evgenii33 , на ЦО лучше бы конечно не использовать угловые краны.
    Если не собираетесь регулировать температуру – два обычных полнопроходных шаровых.

    Диаметр байпаса пусть приведут в норму, демоны.

    Mazayac , понял, спасибо! Итого поменять байпас и если не делать угловые краны, а как сейчас, то поменять краны на подходящие для данного типа системы отопления. И я так понял нужно привести в соответствие диаметр труб, которые входят в сам радиатор. Все верно?

    Тогда рисуйте им полный чертеж со спецификацией, какие краны и какие термоголовки будут, а лучше их закупите..
    Это чтобы было полное взимопонимание

    evgenii33 написал:
    то поменять краны на подходящие для данного типа системы отопления.

    Термоклапан (для однотрубных систем, например Валтек) лучше поставить, не только запорные шаровые.

    evgenii33 написал:
    Вопрос: могу ли перенести байпас ближе к стояку на соседнюю стену.

    зачем? это не в ваших интересах. как по прогреву радиатора так и по компенсации температурных расширений

    evgenii33 написал:
    Я спросил у разных других сантехников, все говорят можно

    я бы на месте исполнителей, отправил бы вас к разным другим сантехникам не только за советом, как после монтажа, так и до.

    а тут прям все 100% пользователей эталонные спецы

    evgenii33 написал:
    На одном только изгибе 3 на мой взгляд не качественных сварочных шва

    ребята ищут себе лишнюю работу, но на качеств это не отражается, просто проще согнуть на трубогибе чем варить, а никакой разницы 1 шов или 15 по качеств унет при условии что швы нормальные, но маленький минус по эстетике, но по окончании ремонта вы последнее о чем будте думать так это о количестве швов, тем более что лучше всегда закрывать трубы в короб до кранов если внутри только сварка.

    и как вы определили что они не качественные, систему запустили и отовсюду потекло?

    а я предположу что заказчик ее сам приобрел в рознице

    evgenii33 написал:
    Моё пожелание было такое – радиатор как можно ближе к стене.

    указывается в сантиметрах до выполнения работ, исполнитель либо соглашается либо пакует кейсы, имхо он у вас не далеко, а если вы не присутствовали-ваше личное дело.

    evgenii33 написал:
    Компания, в которой заказывал данные работы согласились, что выполнено не качественно.

    evgenii33 , мы еще не посоветовали вам уточнить направление подачи. а то вероятность 50% что в начале октября вы нам расскажете о новой проблеме)

    Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

    Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

    Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

    Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. В дополнение подобраны видоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводного участка.

    Что представляет собой байпас?

    Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

    Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

    Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

    Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

    Разновидности байпасов системы отопления

    Запорная арматура устанавливается не только на входном и выходном патрубке, но и на самом байпасе.

    В зависимости от вида используемого устройства различают три вида обходных труб:

    • нерегулируемые;
    • с ручным управлением;
    • автоматические.

    Каждый из видов имеет свои особенности конструкции и применения.

    Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

    Неуправляемый байпас в системе отопления представляет собой обычную обходную трубу без какого-либо дополнительного оборудования.

    Просвет трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Основное применение такие байпасы находят при подключении радиаторов.

    При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость пройдет по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

    Поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше, чем диаметр проходного сечения основной магистрали. Иначе под действием силы тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

    В горизонтальной разводке отопления действуют другие законы. Горячая среда стремится подняться вверх, так как имеет меньший удельный вес.

    Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным основной магистрали, а отходящий к радиатору патрубок – меньше.

    Вид #2 — управляемый вручную байпас

    Обходной патрубок с установленным шаровым краном называется ручным байпасом. Кран такого типа является наиболее подходящим для обходного пути, поскольку в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.

    Следовательно, он не создает дополнительное гидравлическое сопротивление движению жидкости.

    Применение запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через обвод. Если кран закрыть полностью, то весь поток пойдет по основному пути.

    Следует учитывать, что если рабочие элементы шаровых кранов имеют свойство прикипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

    Сфера применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – подключение радиаторов однотрубной магистрали и обвязка гидравлических насосов.

    Вид #3 — автоматический вариант байпаса

    Автоматический байпас устанавливается в обвязке насоса гравитационной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без перекачивающего агрегата.

    Электрический нагнетатель устанавливается в систему для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим теплопотерям, равномерному прогреву помещений, увеличению КПД системы.

    Перенаправление потока жидкости в насосной обвязке с автоматическим байпасом происходит без участия человека. При работе насоса теплоноситель идет через агрегат, а байпас перекрывается.

    Если же насос останавливается, вследствие поломки или отключения электроэнергии, то теплоноситель идет через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

    Автоматические байпасы бывают двух видов:

    В первом случае в обходной патрубок монтируют обратный шаровой клапан, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.

    При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выходной трубы поступает в магистраль и расходится в обоих направлениях.

    Дальше по контуру он движется беспрепятственно, а при перемещении в обратную сторону натыкается на обратный клапан.

    Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

    Недостатком клапанного байпаса является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – хлопьев накипи, ржавчины, окалины – приводит к его выходу из строя.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В основную магистраль большого диаметра вваривается насосный узел, устроенный на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.

    При включении насоса часть потока поступает в диффузор входного патрубка, проходит через агрегат и ускоряется.

    Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в основную магистраль с большой скоростью.

    Позади среза выходного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается область разряжения. За счет этого затягивается жидкость из байпаса. Вылетающая под напором струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

    Таким образом весь поток с ускорением устремляется дальше по магистрали. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

    Если насос не работает, то теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.

    Любой прибор, подключенный через байпас, можно отсоединить от гидравлической магистрали простым перекрытием двух кранов – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет по обходной трубе.

    Прибор, отключенный от магистрали, спокойно ремонтируют или выполняют плановое обслуживание. Можно полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не понадобится останавливать работу системы и сливать весь теплоноситель.

    [adinserter name=”desktop: вставка в тексте – 3″]

    В системе индивидуального отопления байпас применяют в следующих случаях:

    1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
    2. Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
    3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
    4. Организация малого контура циркуляции при использовании твердотопливного котла.

    В зависимости от места применения, байпасное подключение имеет свои особенности.

    Ситуация #1 — для радиатора отопления

    Подключение радиаторов через байпас проводят только в однотрубной системе.

    Для двухтрубной системы и коллекторной разводки врезка обводных патрубков не имеет смысла. Батареи отопления в них подключены параллельно и к каждой поступает вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.

    Выход из строя одного из отопительных контуров, при наличии отсекающих кранов, не влияет на работоспособность остальной системы.

    В однотрубной системе, вследствие последовательного подключения теплоотдающих элементов, происходит охлаждение воды по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача батареи, тем более холодной будет жидкость на выходе.

    Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет чересчур горячим, а через последний пойдет слегка теплая вода.

    Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи разделяет поток на две части. Одна идет к радиатору и отдает тепловую энергию.

    Вторая, сохраняя температуру, течет по обводу и соединяется на выходе с потоком из батареи отопления. Таким образом удается донести достаточное количество тепловой энергии даже до последних в цепи радиаторов.

    Ситуация #2 — при подключении насоса

    Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной под самотечное движение воды.

    Должен быть устроен разгонный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливается для повышения ее эффективности.

    Если же система отопления изначально задумана, как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она не сможет функционировать в любом случае.

    Теплоноситель не будет циркулировать без перегоняющего агрегата. Поэтому в такой магистрали насос устанавливают без байпаса – на прямой линии.

    Особенностью подключения насоса через обвод является возможность появления противотока в байпасе и возникновения замкнутого контура циркуляции по кругу байпас-насос.

    Поэтому в обходном патрубке должна быть вмонтирована запорная арматура – шаровой кран или обратный клапан.

    При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубы (клапан – автоматически, кран – вручную). Если насос останавливается, то байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

    Исключение составляет инжекционный байпас, конструкция и принцип действия которого исключает обратное движение жидкости.

    Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

    Обводная линия при подключении теплых полов является частью смесительного узла. Поэтому она используется постоянно, и без нее напольный обогрев не будет нормально функционировать.

    Вода в подающей магистрали может достигать 80 °C, а в контуре теплого пола – она не должна превышать 45 °C. Для подготовки теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь необходимое количество горячей воды.

    Остальной поток идет по байпасу, смешивается с выходящей из коллектора охлажденной водой и идет далее по магистрали к котлу.

    Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

    С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла формируют малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подключают к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

    Клапан смешивает охлажденную воду, идущую от теплоотдающих контуров, с горячим теплоносителем из байпаса. К котлу пропускается жидкость, температура которой не ниже 50 °C.

    Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при поступлении холодной воды в котел на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к возникновению коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

    Через байпасный обводной участок в смесительный клапан поступает горячая вода для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

    Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

    Установка байпаса разных типов в систему отопления имеет свои особенности.

    При подключении радиаторов:

    • Диаметр обводной трубы выбирается на размер меньше основного трубопровода;
    • Перемычку следует устанавливать как можно ближе к радиатору;
    • Запрещено ставить кран на байпас в многоквартирных домах.

    Монтаж байпаса радиатора можно проводить как при устройстве новой системы отопления, так и при модернизации уже существующей. Для этого подготавливаются патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорная арматура.

    На входном патрубке устанавливают один из вариантов устройств:

    • шаровой кран, который не создает сопротивления и позволяет пропускать весь проходящий поток;
    • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
    • сочетание шарового крана и автоматического терморегулятора – количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.

    На выходной патрубок устанавливают шаровой или запорный кран.

    Элементы соединяют между собой на сварку или резьбу. В любом случае следует обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести испытание и исключить протечки.

    При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной линии. Поскольку он обеспечивает течение теплоносителя в режиме естественной циркуляции, то ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.

    Насос устанавливается на обходной трубе, диаметр которой может быть меньше или равным диаметру основной магистрали. Тонкости правильной установки циркуляционного насоса рассмотрены в другой нашей статье.

    Для установки проще приобрести готовый насосный узел необходимого размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

    Однако и самостоятельное изготовление развязки перекачивающего агрегата не представляет сложности, если соблюдать некоторые правила.

    Насос следует сориентировать таким образом, чтобы ось крыльчатки располагалась горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

    Так обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключают питание, и исключают попадание жидкости на них, если возникнут протечки.

    В байпасный участок монтируют качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полное прохождение потока через насос и исключить возникновение обратного движения жидкости по обводу.

    Выводы и полезное видео по теме

    Ошибки в монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

    Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

    Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

    Несложное инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

    Поломка отдельных элементов магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

    Вы занялись самостоятельным монтажом байпаса и хотите кое-что выяснить? Можно задать свои вопросы в комментариях к этой статье.

    Или у вас имеется положительный опыт сборки? Поделитесь им, пожалуйста. Возможно кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.

    Ссылка на основную публикацию