Организация строительного контроля

Организация строительного контроля

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 июня 2010 года N 468

О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте “а” настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно – продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее – скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой “Строительный контроль”.

Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, .

Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)

Строительный контроль

Контроль качества в строительстве многогранен. Строительный контроль – его часть. Он распространяется на этап строительства – от начала работ, до приемки объекта в эксплуатацию. Контроль проводится в отношении всех видов деятельности. Результаты и порядок выполнения работ проверяют на соответствие требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации, инженерным изысканиям.

На законодательном уровне этот вид контроля регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 53) и Постановлением Правительства Российской Федерации № 468 (от 21 июня 2010г) . В соответствии с этими документами строительный контроль является обязательным элементом работ. Он необходим для гарантии безопасности зданий и сооружений.

Рекомендуем приобрести :

Строительный контроль – это организационная форма обеспечения качества. Он включает в себя ряд других видов контроля. В результате получается многоуровневая система проверки. Виды контроля взаимосвязаны между собой. Состав определяется работами, которые выполняют на объекте.

Цель и задачи строительного контроля

Под контролем понимается создание замкнутой цепи обратной связи между заданными характеристиками строительной продукции и процессами их получения. Характеристики продукции установлены в проектных решениях и нормативно-технической документации. Проверка дает информацию о реальных значениях. Основная цель строительного контроля – обеспечить соответствие объекта принятым проектным решениям и нормативам.

Достижение этой цели возможно за счет решения задач контроля. Задачи распределяются по видам деятельности.

На этапе строительства выделяют следующие виды деятельности:

  • управление работами;
  • поставки материалов, оборудования и комплектующих;
  • выполнение строительно-монтажных работ;
  • проведение приемо-сдаточных мероприятий;
  • документирование работ.

В ходе управления работами строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • координировать деятельность всех участников строительства. В строительстве участвует множество организаций. Каждая из них выполняет определенные виды контроля. Они должны дополнять друг друга. Для этого необходима координация деятельности по контролю;
  • оценивать влияние организационных, технических и экономических факторов на результаты работ. В ходе строительства происходит большое количество изменений. Они влияют на исходные проектные решения. Такие изменения вызваны организационными, техническими и экономическими факторами. Строительный контроль должен оценивать влияние изменений на технические характеристики и характеристики безопасности строительного объекта;
  • повышать эффективность работы. Для получения одного и того же результата подходят разные строительные технологии. Каждая технология требует применения своего метода контроля. В таких ситуациях необходимо обеспечить эффективное использование методов и средств контроля.

В отношении поставок материалов, оборудования и комплектующих строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • оценивать качество поставляемых материалов, оборудования, комплектующих. От качества поставок напрямую зависит качество выполняемых работ и конечный результат – законченный строительством объект. Материалы, оборудование и комплектующие должны полностью соответствовать требованиям нормативной и проектной документации;
  • проверять условия транспортировки и перемещения материалов, оборудования и комплектующих. Отдельные виды поставок требуют особых условий перемещения и транспортировки. Свойства материалов могут изменяться, если эти условия нарушены. Строительный контроль необходим для выявления таких случаев до начала применения материалов, оборудования или комплектующих;
  • проверять условия хранения и обработки материалов. Условия хранения и обработки материалов являются одной из составляющих качества и безопасности строительства. Решение этой задачи снижает вероятность порчи материалов и их пересортицы.

В отношении строительно-монтажных работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять соблюдение технологической дисциплины. Каждый вид работ имеет определенный порядок действий и правила выполнения. Для производства работ требуется наличие подготовленного персонала, соответствующего оборудования, соблюдение внешних условий и режимов работы. Эти элементы относятся к технологической дисциплине. Задача строительного контроля – проверка соблюдения требований нормативной и проектной документации в отношении этих элементов;
  • оценивать выполнение технологических процессов. Ход и последовательность работ необходимо отслеживать. Строительные процессы сильно влияют друг на друга. Отступление от установленного порядка действий в одном процессе сказывается на результатах работы по другим процессам.

В отношении приемо-сдаточных меропритяий строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • учитывать несоответствия по качеству работ, поставок, технологической дисциплине. Приемо-сдаточные мероприятия проводятся по: видам работ, элементам строительного объекта, процессам, системам, строительному объекту в целом. Каждый вид приемо-сдаточных мероприятий подводит «итог» за определенный период времени. Строительный контроль необходим для анализа статистических данных по несоответствиям;
  • проверять объем и сроки выполнения работ. Законченный строительством объект должен соответствовать требованиям проекта, техническим регламентам и нормативной документации. Для этого строительные работы необходимо выполнить в полном объеме, в установленные сроки и с заданным качеством. В ходе приемо-сдаточных мероприятий одной из задач контроля является проверка этих составляющих.

В отношении документирования работ строительный контроль должен решать следующие задачи:

  • проверять наличие и правильность ведения документации. Все виды строительных работ обеспечены документацией. Одна из задач контроля – проверка наличия и правильности проектной и исполнительной документации, документации по закупкам, сметной документации и пр.;
  • предоставлять достоверную и актуальную отчетную документацию. Контроль сопровождается регистрацией данных и оформлением отчетных документов. Для эффективного контроля они должны быть достоверными и актуальными. Отступление от данной задачи делает мероприятия по контролю бесполезными.

Конкретный перечень задач зависит от организационно-технических условий на объекте строительства. Задачи имеют привязку к объектам контроля.

Объекты строительного контроля

Контроль не может существовать в отрыве от конкретных объектов. В проектной и действующей нормативно-технической документации для каждого объекта устанавливается: круг контролируемых параметров, периодичность проверки, методы контроля, состав измерительного оборудования.

В обобщенном виде объектами строительного контроля являются:

  • технологические процессы. Проверяется соответствие процессов установленным требованиям к производству работ. Определяющими факторами контроля являются: масштаб строительного производства, виды работ, разнообразие состава и сложность оборудования, технология работ;
  • материалы и оборудование. Проверяется соответствие материалов и оборудования требованиям по качеству, количеству и составу. Исходными данными для проверки служат: проектно-сметная документация, сертификаты и паспорта качества на материалы и оборудование, накладные. В ходе проверки оценивают условия хранения, складирования и обращения с материальными ресурсами;
  • производственный персонал. Проверяется квалификация и подготовка персонала, наличие допусков и аттестация кадров. Строительный контроль необходим для гарантии того, что к выполнению работ привлекаются специалисты, квалификация которых не ниже требований, предъявляемых к данному виду работ;
  • приемы и методы работы. Проверяется последовательность и состав выполняемых действий. Один и тот же результат можно получить разными методами. В каждом случае стоимость результата будет своя. Проверка приемов и методов работы выявляет эффективные способы выполнения работ;
  • условия окружающей среды. Для выполнения процессов хранения и обработки материалов, применения технологий требуются определенные условия окружающей среды. Нарушение этих условий может привести к несоответствиям. В ходе строительного контроля проверяется соблюдение допустимых норм по условиям окружающей среды;
  • документация. Выполняется проверка документации, сопровождающей строительство. Документацию проверяют на предмет: наличия, правильности ведения, регистрации, внесения изменений, актуальности.

Строительный контроль характеризуется одновременной проверкой нескольких объектов. Для каждого из них применяются свои виды контроля. Проводить контроль могут разные участники строительного процесса.

Кто проводит строительный контроль

Строительный контроль могут проводить разные участники процесса. Каждый из них решает свои задачи и выполняет свой набор мероприятий по проверке соответствия строительного объекта требованиям проектной и нормативной документации.

Строительный контроль должны проводить:

  • лицо, осуществляющее строительство (подрядчик). Проводит оперативный (текущий контроль) на строительном объекте. К задачам подрядчика относятся: проверка поступающих материалов и оборудования, контроль условий хранения и обработки материальных ресурсов, проверка правильности выполнения технологических процессов. Эти задачи подрядчик решает самостоятельно (т. е. выполняет самоконтроль). Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями он решает совместно с заказчиком. К таким задачам относятся: освидетельствование скрытых работ, приемка отдельных видов работ и этапов строительства, проверка соответствия законченного строительством объекта;
  • застройщик. Осуществляет периодический контроль подрядчика. К задачам застройщика относятся: проверка сроков и объемов работ, ведение подрядчиком документации по контролю, оценка объемов и сроков проверки подрядчиком технологических процессов. Совместно с подрядчиком застройщик выполняет: приемку отдельных видов работ и этапов строительства, приемку скрытых работ, проверку соответствия проектной и нормативной документации законченного строительством объекта;
  • заказчик (технический заказчик). Застройщик может выступать в роли заказчика и технического заказчика. Строительный контроль со стороны заказчика включает в себя те же задачи, что и задачи застройщика. Только в данном случае проверка выполняется детальнее. Она может быть постоянной (ежедневное присутствие представителя заказчика на объекте строительства) или периодической;
  • проектировщик. Проводит авторский надзор за процессом строительства. Наличие такого контроля зависит от желания заказчика (или застройщика). К задачам проектировщика относятся: оценка соответствия объекта проектным решениям, контроль соблюдения технологии производства работ, контроль применения материалов и конструкций, установленных проектом. Проектировщик выполняет контроль от имени заказчика или застройщика;
  • надзорная организация. Это внешняя организация, которая специализируется на проведении строительного контроля. Она действует только от имени заказчика или застройщика. Её привлекают в случае, если застройщик (заказчик) не может решать возложенные на него задачи строительного контроля на должном профессиональном уровне.

Как правило, контроль осуществляют все из перечисленных выше участников строительства, но только в разных объемах и с разной периодичностью. Организация строительного контроля должна осуществляться таким образом, чтобы максимально использовать возможности взаимодействия всех участников (совместная оценка качества, взаимоконтроль, обмен информацией, согласование действий и пр.).

Чем отличается технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ от контроля? Определение понятий

В современной сфере строительства понятия «технический надзор» и «строительный контроль» часто принимают за синонимы. Но между ними есть существенная разница. Стоит подробнее рассмотреть каждое из этих словосочетаний и определить их особенности и различия.

Понятие и законодательное регулирование технического надзора в строительстве

Технический надзор – это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, которые направлены на поддержку качественного строительства объектов в соответствии с установленными в нормативных документах сроками, стоимостью и объемами материалов. Он является составной частью стройконтроля.

Нормативно-правовое регламентирование технадзора в строительстве обеспечивается такими основными документами:

Различают несколько видов технического надзора в строительстве.

Государственный

Строительный технадзор, осуществляемый государственными органами власти, федерального или местного значения. Проводится согласно нормам действующего законодательства.

Административно-технический

Это надзор за строительством с целью ограничения возможных неблагоприятных воздействий строительно-монтажных работ на близлежащие территории, население и окружающий природный ландшафт. Проводится органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Финансовый

Представляет собой аудиторскую проверку соответствия стоимости строительства или реконструкции сооружений утвержденным сметам и проектам и подтверждения обоснованности произведенных затрат.

Кто проводит госнадзор объекта?

Они проверяют качество возводимых объектов:

  • во время их приемки;
  • перед дальнейшей сдачей в эксплуатацию;
  • в процессе строительства в порядке плановых надзорных мероприятиях и при возникновении аварийных ситуаций.

Технический надзор строительства также могут проводить подрядные организации, сам заказчик и автор проекта, в законодательно предусмотренных случаях.

Разрешения на застройку выдают специализированные некоммерческие саморегулируемые организации – СРО. Они определяют допуски, но при этом не обладают обязанностями технадзора.

Функции и задачи

Строительный технический надзор выполняет ряд основных функций и задач:

  • оценка соответствия завершенных объектов нормам действующего законодательства и проектной документации;
  • проверка строительных элементов на отсутствие брака и дефектов;
  • вынесение подтверждающего заключения о соответствии конструкции и проекта требованиям, указанным в соответствующих СНИПах и ГОСТах;
  • контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением их сроков и правильным использованием применяемых материалов, оборудования и транспортных средств;
  • предупреждение, выявление и предотвращение нарушений во время проведения строительных работ;
  • анализ качества используемых материалов и технических устройств;
  • участие в экспертизе аварийных ситуаций;
  • выдача необходимых лицензий и разрешающих документов при условии наличия соответствия нормативам.

Организация и порядок проведения

Основная поэтапность выполнения госнадзора:

  1. поступление извещения от застройщика или его представителя в государственную инспекцию стройнадзора о завершении строительства или заявления от граждан, сигнализирующие о замеченных нарушениях при возведении зданий;
  2. выезд инспектора на место и проведение проверки в соответствии с установленным порядком;
  3. составление акта по результатам осуществления проверочных мероприятий, на основании которого могут быть выданы предписания об устранении выявленных нарушений в четко обозначенные сроки;
  4. повторный надзорный контроль за исправлением обнаруженных недочетов;
  5. составление окончательного акта приемки строительного объекта в эксплуатацию;
  6. выдача застройщику свидетельства, подтверждающего соответствие законченных сооружений всем требованиям нормативно-технической документации.

Схожий порядок действий характерен и для других случаев проведения государственного стройконтроля:

  • в аварийных ситуациях на строительных объектах;
  • в периоды плановых контрольных мероприятий;
  • при наличии жалоб от физических или юридических лиц.

Понятие и законодательное регулирование строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс проводимых мероприятий по поддержке необходимого качества строительства на протяжении всего процесса его выполнения. Основой его законодательного регулирования служат:

  • Ст. 53 главы №6 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ № 468 от 21 июня 2010 г. «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Существует несколько видов строительного контроля.

Операционный

Он представляет собой основной вид контроля за всем процессом выполнения строительно-монтажных работ.

Операционный контроль проводится на отдельных предварительных, текущих и завершенных технологических этапах и операциях и способствует своевременному выявлению и устранению допущенных нарушений.

Внешний

Этот вид строительного контроля осуществляется застройщиком, государственным надзорным предприятием и проектировщиком, выполняющим авторский надзор.

Внутренний

Это самоконтрольные, входные или промежуточные, проверочные мероприятия, проводимые специально назначенной группой из персонала строительной компании.

Другие

Возможно контролировать любую часть работ во время строительства по отдельности:

  • документальную;
  • финансовую;
  • монтажную;
  • технологическую.

Кто проводит?

Стройконтроль проводит сам застройщик, выполняющий работы, или привлеченные заказчиком независимые специалисты уполномоченных организаций. Представители государственных органов его не осуществляют.

Для проведения эффективного и грамотного стройконтроля необходимо привлечение широкого круга высококвалифицированных профессионалов различных направленностей – геодезистов, конструкторов, архитекторов, проектировщиков, сметчиков и других.

Функции и задачи

Основная цель строительного контроля заключается в максимальном достижении соответствия фактического качества и характеристик возводимого объекта всем требованиям, которые заложены в проектной и сметной документации. Его главными функциями являются:

  • обеспечение строительства соответствующими всем необходимым нормам материалами и оборудованием (из чего и чем строят);
  • проверка квалификации и готовности подрядной организации к работе (тех, кто строит).

Специалисты по строительному контролю решают следующие задачи:

  • полный цикл проверки всех подготовительных работ перед началом застройки;
  • стремление к соблюдению заложенных в смете сумм на строительство, в том числе, контроль цены применяемых материалов и установленного уровня оплаты труда сотрудников;
  • постоянная оценка качества выполненных работ в соответствии со СНИПами, ГОСТами и проектно-технической документацией на всех этапах стройдеятельности;
  • подбор оптимальных проектных решений и методов эффективной организации труда, способных снизить стоимость и продолжительность строительных работ;
  • поддержка непрерывных взаимоотношений с подрядными организациями в целях защиты интересов застройщика;
  • освидетельствование скрытых работ совместно с заказчиком;
  • регулярное информирование застройщика или его ответственных представителей о приемке завершенных объемов труда;
  • своевременное извещение заказчика о случаях возникновения проблемных или аварийных ситуаций;
  • подготовка и выполнение сотрудниками контролирующей организации совместно с заказчиком сдачи объекта в эксплуатацию представителям государственного технадзора.

Порядок выполнения

Строительный контроль включает этапы:

  1. выбор ответственных лиц за проведение контрольных мероприятий;
  2. осуществление контроля на каждом этапе строительства;
  3. составление актов проверочных работ с предоставлением результатов заказчику;
  4. оформление замечаний, выявленных в ходе контрольно-проверочных действий в письменной форме и предоставление застройщику;
  5. устранение выявленных недостатков с последующей повторной проверкой;
  6. совместная с заказчиком проверка завершенного строительства перед проведением технадзорных мероприятий государственными органами.

Отличия

Можно определить следующие отличия в этих понятиях:

  • Строительный контроль осуществляется в течение всего процесса возведения сооружений, а стройнадзор проводится после завершения работ или в определенных обстоятельствах.
  • Стройконтроль обеспечивает качество работ, а технический надзор его проверяет.
  • Государственный надзор за строительством выполняется только в законодательно предусмотренных случаях. В остальных ситуациях все работы проводятся лишь под строительным контролем заказчика.

Два рассмотренных понятия имеют между собой существенные различия и, по сути, дополняют друг друга. Технический надзор в строительстве является завершающим этапом всего процесса строительного контроля, длительность которого соответствует продолжительности полного цикла проектных и строительно-монтажных работ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О строительном контроле и организации строительства

Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:

– входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

– приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

– входной контроль применяемых материалов, изделий;

– операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

– оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.

Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).

Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.

Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей

Организация строительного контроля

Качество выполнения строительно-монтажных работ является объектом пристального внимания инженеров строительного контроля. Учитывая тенденцию практически всех строительных компаний привлекать для производства работ неквалифицированную рабочую силу, данный вопрос стоит особо остро. Используя опыт, знания и специализированное оборудование, инженеры строительного контроля компании DMSTR могут гарантировать исключение фактов нарушения технологии производства работ с целью предотвращения снижения эксплуатационных характеристик здания, исключения гарантийных случаев после завершения строительства и минимизации затрат на проведение плановых ремонтных работ в будущем.

Требуется постоянный контроль за поступаемыми материалами на строительную площадку.

Одной из главных целей строительного контроля является гарантия для Заказчика того, что на строительной площадке оказываются именно те материалы, оборудование и конструкции, что указаны в проектной документации. К сожалению, вопрос снабжения строительными материалами и оборудованием строительной площадки зачастую ложится на подрядную организацию, для которой намного легче принять материалы любого качества, чем начинать претензионную работу с поставщиками, с которыми зачастую их связывает не один год работы. Служба строительного контроля остается стороной, абсолютно не заинтересованной в приемке некачественных материалов, и не только не допустит их приемку, но и поможет подрядчику подготовить официальную претензию на основании данных лаборатории, полученных в результате входного контроля.

Нужно получить от Подрядчика полный комплект Исполнительной документации.

Комплект исполнительной документации необходим на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Исполнительная документация включает в себя все исполнительные схемы, акты скрытых работ, паспорта и сертификаты на поставляемое оборудование и много другое, и формируется на протяжении всего строительного процесса. Без предоставления полного комплекта ввод объекта в эксплуатацию законным, коротким и быстрым путем просто невозможен. Важным является то, что отсутствие исполнительной документации затрудняет будущую эксплуатацию здания и усложняет процедуру будущих сделок с объектом недвижимости. Инженеры строительного контроля берут на себя контроль за формированием исполнительной документации: без полного комплекта ИД за отчетный период строительный контроль компании DMSTR не примет у подрядчика выполненные работы.

Финансирование не должно опережать фактическое выполнение.

Очень большое внимание уделяется ситуациям, при которых подрядчиком освоен весь бюджет, а фактически строительные работы далеки от завершения, при этом часть средств инвестора, выделенная на реализацию данного проекта, ушла на покрытие обязательств подрядчика по иным объектам. Ежедневный контроль за выполнением работ на строительной площадке позволит избежать вышеописанной ситуации. Помимо этого задачей инженерной команды DMSTR является предотвращение возникновения необоснованных дополнительных соглашений со стороны подрядчика и невозможность получения подрядчиком оплаты по работам, которые фактически не выполнялись.

Объект должен быть построен в срок и введен в эксплуатацию.

Увеличение срока строительства пропорционально затратам инвестора на реализацию проекта. Контроль за отставанием и опережением выполнения работ от графика производства строительно-монтажных работ имеет свое отображение в каждом отчете по результатам осуществления строительного контроля, позволяя заказчику либо инвестору здраво оценивать ситуацию о ходе строительства. Основным стремлением компании DMSTR является не просто завершение строительства в срок, но и возможное сокращение сроков строительства без потери качества.

Предоставляем полный пакет документации для приемочной комиссии в процессе строительства для ввода объекта в эксплуатацию в срок

Реализованные проекты

Завод по производству серной кислоты «ЩекиноАзот»

Мощность 200 000 тонн в год.

Цех по производству препрегов

Нефтебаза в г. Норильск

Холодильные камеры садоводческого хозяйства

В среднем урожайность 20 тыс. тонн в год.

Город-спутник «Новое Ступино»

Аэропорт Алыкель

Аудит рабочей документации Оценка и утверждение полноты и качества рабочей документации.

Контроль качества материалов Входной контроль качества материалов, конструкций и изделий.

Контроль качества работ Подтверждение объемов и качества скрытых работ

Идентифицирование скрытых работ Подтверждение объемов и качества скрытых работ.

Лабораторный и геодезический контроль Инструментарный, лабораторный и геодезический контроль качества строительства.

Еженедельный и ежемесячный отчет перед Заказчиком Своевременное информирование обо всех выявленных нарушениях и участие в технических и организационных совещаниях.

Аудит исполнительной документации Контроль полноты и правильности оформления исполнительной документации.

Сдача объекта Участие в рабочих и приемочных комиссиях.

Аудит рабочей документации Оценка и утверждение полноты и качества рабочей документации.

Контроль качества материалов Входной контроль качества материалов, конструкций и изделий.

Контроль качества работ Подтверждение объемов и качества скрытых работ

Идентифицирование скрытых работ Подтверждение объемов и качества скрытых работ.

Лабораторный и геодезический контроль Инструментарный, лабораторный и геодезический контроль качества строительства.

Еженедельный и ежемесячный отчет перед Заказчиком Своевременное информирование обо всех выявленных нарушениях и участие в технических и организационных совещаниях.

Аудит исполнительной документации Контроль полноты и правильности оформления исполнительной документации.

Сдача объекта Участие в рабочих и приемочных комиссиях.

Кто может осуществлять строительный контроль?

Строительный контроль проводится в процессе возведения, реконструкции и капремонта объектов любого назначения. Он представляет собой комплекс проверок, цель которых – контроль соответствия качества строительно-монтажных работ требованиям проектной документации и градостроительного плана, техрегламентов и результатов изысканий. Необходимость в строительном контроле устанавливает статья 53 ГрК РФ.

Кто осуществляет строительный контроль

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ №468 обязанность по ведению стройконтроля накладывается на лицо, осуществляющее строительство. При наличии договора подряда по п.2 ст. 53 ГрК РФ в актуальной редакции с изменениями ФЗ-372 правом проводить строительный контроль наделены:

  • застройщик;
  • технический заказчик, выполняющий функции застройщика и действующий от его имени;
  • эксплуатант здания или сооружения;
  • региональный оператор;
  • компания или ИП, которые привлечены ими на основании договора.

Требования к лицу, проводящему стройконтроль

Обеспечение строительного контроля – обязательная функция застройщика, для выполнения которой он может привлекать специализированную организацию – технического заказчика. В соответствии со ст.1 п. 22 ГрК РФ технический заказчик должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Исходя из этого, стройконтроль может выполняться уполномоченной профессиональной организацией, которая состоит в СРО в области строительства, и за счет застройщика.

Исключение из правил предусмотрено в ч.2.1 ст.52 ГрК РФ. Оно распространяется на юридических лиц и ИП, осуществляющим стройконтроль по договору подряда с размером обязательств менее 3 млн рублей.

Строительный контроль генподрядчика

Генподрядчик организует процессы возведения объекта и отвечает за выполнение полного комплекса работ. К его функциям относится стройконтроль лица, осуществляющего строительство – последовательности и состава технологических операций, качества законченных строительных работ, материалов и изделий.

Может ли генподрядчик осуществлять строительный контроль заказчика

В соответствии с п. 5.2 СП 47.13300.2011 застройщик (технический заказчик) назначает ответственного представителя стройконтроля застройщика (заказчика), а генподрядчик – ответственного производителя работ.

Стройконтроль застройщика (заказчика) проводится в виде контроля и надзора за выполнением работ по договору строительного подряда. Генподрядчик осуществляет контроль качества работ непосредственных исполнителей, соответствия строительных материалов и изделий требованиям документации и техрегламентов.

Контрольные проверки, которые проводит в рамках стройконтроля застройщик (заказчик) в отношении генподрядчика, не могут осуществляться непосредственно генподрядчиком.

Одна специализированная организация может совмещать функции технического заказчика и генерального подрядчика. Однако совмещение функций ответственного представителя стройконтроля и ответственного производителя работ одним должностным лицом или подразделением этой организации невозможно.

Может ли проектная организация осуществлять строительный контроль

В соответствии с ч.2 ст.53 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может привлекать к строительному контролю проектную организацию. Ее специалисты проверяют строительно-монтажные работы на соответствие проектной документации.

Обязательный авторский надзор проектировщика входит в состав стройконтроля при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений.

Читайте также:  Трубы для водопровода
Ссылка на основную публикацию