Детское пространство: описание с фото, отзывы, советы

Организация пространства: как обустроить детскую комнату

Как сделать так, чтобы детская комната отвечала всем потребностям ребенка: советы по организации пространства

Какой же должна быть детская комната с точки зрения практического и эстетического аспекта?

Ошибки при организации пространства детской комнаты

Одним из важных пунктов правильного и рационального построения пространства дома или квартиры является личное пространство для каждого из домочадцев. Психологи утверждают, что наличие такого места в квартире, где вы можете устанавливать ваши собственные правила, является одной из важных потребностей любого человека, в том числе и ребенка.

Как бы нам, перфекционисткам и суперхозяйкам, ни мозолил глаза стол мужа с завалами, странными бумагами и листочками или коробка с инструментами, болтиками и гаечками, нужно стараться себя сдерживать и наводить порядок там только с разрешения мужа. А лучше полностью доверить эту миссию мужу. Конечно, мы иногда можем подсказать, попросить, предложить помощь, но это все, что в наших силах. Ведь мы не хотим, чтобы муж стал заглядывать в нашу корзину с рукоделием или перебирал книги и документы на наших полках. И если с взрослым личным пространством все более или менее понятно, то вот про детей почему-то многие забывают, а вернее, не видят надобности в этом самом детском личном пространстве, а зря!

Задача родителей — организовать пространство в детской таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя в неё очень комфортно и уверенно. И если в какой-то части этой среды малыш сам сможет устанавливать правила хранения и организации вещей, будет еще лучше. Например, это может быть ящик сокровищ или отдельная полка, где все предметы будут подчинены только известным ребенку правилам.

Если вы увидели ошибки, которые вы допустили при организации детского пространства, то пора браться за их исправление: найти место хранения всем вещам, создать удобную систему хранения, организовать личное пространство. С мотивацией и нелюбимыми домашними делами проблем уже не возникнет!

Ошибка №1. У вещей нет своего места

Эта одна из самых распространенных и вроде бы всем понятных причин при обустройстве детской комнаты, но, зная эту причину, почему-то никто не спешит исправлять ее. Покупая очередную игрушку, задумайтесь, где она будет храниться. Даже мелочи (а именно они создают ощущение захламленности, беспорядка и не уюта) должны иметь свое собственное постоянное место. Где у вас хранятся игрушки из шоколадных яиц? Есть ли спецпарковка для машин и принадлежностей для песочницы и прогулок?

Ошибка № 2. У вещей есть место, но оно неудобное

Эта ошибка очень распространена именно в детских комнатах. При планировании детской мы часто руководствуемся своими взрослыми представлениями об эстетике, порядке, об организации пространства, а потом требуем от детей выполнения своих правил.

Как же организовать детскую комнату, чтобы малышу было удобно? Если ваш ребенок всегда складывает вещи на стул, постарайтесь понять: почему? Может быть, он не умеет вешать вещи на вешалку, может быть, вешалка высокая, неудобная. Если ваш ребенок всегда читает книги, сидя в кресле, и оставляет их там, поставьте рядом с креслом корзину или коробку для книг. Если он любит слушать музыку на кровати, поставьте рядом тумбочку и держатель для дисков.

Ошибка № 3. Вещей больше, чем мест хранения

У вас 3 кг «Лего» и одна малюсенькая коробочка для хранения этого конструктора, у вас 30 мотков пряжи и столько же спиц, крючков и т.д., но вы пользуетесь маленьким пакетиком, из которого все вываливается?

Проблема решается следующим образом:

  • выбрасываем все ненужное;
  • меняем: способ хранения;
  • меняем свое отношение к покупкам.

Ошибка № 4. Слишком сложная система хранения

При правильном обустройстве детской комнаты нужно сделать так, чтобы все системы хранения были доступны и понятны вашим домочадцам. Если вы знаете, что у вас есть корзины в прихожей — одна для перчаток, другая для шапок, третья для шарфов, — донесите это до детей и мужа, а лучше наклейте наклейки с рисунками или надписями. Если вам важно, чтобы вещи лежали на своих местах, пусть система их хранения будет понятна и другим. Не стесняйтесь писать напоминалки, объявления, записки и т.д. Помогайте и себе, и своим домашним привыкнуть к новому порядку.

Старайтесь при организации хранения вещей использовать простой принцип: то, что используется часто, ежедневно, постоянно, храним ближе всего (на полке, в шкафу). Мы должны тратить минимум усилий при поиске таких вещей. Особенно это касается одежды, кухонных принадлежностей и утвари на кухне, важных и нужных книг, документов, ручек и других канцелярских принадлежностей на вашем рабочем столе и т.д. Дальше можно расположить вещи, которыми мы пользуемся реже, и совсем далеко, высоко и глубоко в недрах шкафов и кладовок можно хранить вещи, которыми мы пользуемся один или несколько раз в год.

Какой должна быть детская комната и как она должна выглядеть

Правильная детская комната или детская зона в вашей комнате не должна становиться местом реализации самых смелых затей и самых сокровенных желаний из нашего собственного детства.

Конечно, если в детстве вы мечтали о кровати-автомобиле, а ваш малыш тоже без ума от машинок, нет ничего плохого в том, что вы реализуете свою детскую мечту в детской комнате вашего ребенка. Еще лучше, если вы мечтали о домашнем спортивном комплексе и длинных полках с книгами, и теперь у вас есть возможность воплотить эти мечты.

К сожалению, бывает и иначе. Бывает так, что наши мечты уводят нас далеко от интересов и потребностей наших собственных детей. Бывает так, что мы пытаемся сделать из комнаты реального ребенка идеальную детскую комнату, далекую от его истинных потребностей и интересов и существующую лишь на страницах рекламных каталогов.

Важный совет по обустройству детской комнаты: присмотритесь к пространству глазами маленького ребенка. Пространство детской комнаты — это не только место, где ребенок спит, играет, растет. Это еще и развивающая среда, которая может способствовать развитию ребенка и формированию определенных личностных качеств, а может и не способствовать.

Развивающая среда — это все, что окружает ребенка и, так или иначе, влияет на его развитие. Обогащенная развивающая среда, которую, собственно, можно и нужно специально создавать, если мы хотим, чтобы ребенок развивался интенсивно, но в то же время гармонично и естественно, — это такая среда, которая способствует развитию ребенка в процессе ее освоения.

Как учесть индивидуальные особенности и интересы при оформлении и наполнении детской и почему это важно? Как сделать ребенка активным участником оборудования пространства его детской комнаты? Вначале определитесь, для чего нужно уделять внимание вдумчивому оформлению пространства детской комнаты.

Во-первых, маленький ребенок значительную часть времени проводит дома. Поэтому очень большое значение имеет то, как должна выглядеть детская комната, в которой ребенок играет, творит, познает, учится. Самые продуктивные с точки зрения развития годы ребенок проводит в стенах своей детской комнаты, и именно на эти годы приходятся сензитивные периоды развития большинства высших психических функций — мышления, памяти, внимания, речи и т.д.

Во-вторых, специально продуманная и особым образом организованная развивающая среда подталкивает ребенка к самостоятельному ее освоению и познанию. Ребенок имеет возможность взять из окружения то, что ему интересно в данный момент, то, к чему готова его психика. Родителям не нужно настойчиво предлагать что-то ребенку, он сам, следуя логике своего развития, выбирает те игры и игрушки, которые ему интересны и доступны, и, таким образом, сам использует именно то, что необходимо ему в этот момент.

Создавая детскую комнату своей мечты, всю в розовых (или голубых) тонах, с плюшевыми мишками и воздушными шарами в каждом углу, мы безнадежно далеко уходим от развивающей среды в том понимании, которым ее наделяют психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, М. Монтессори и др.).

В процессе того, как обустроить детскую комнату, проанализируйте, не совершаете ли вы следующие ошибки:

  • Детская комната напоминает склад игрушек, возможности использования их в игре ограничены, имеется большое количество однообразных игрушек.
  • Игры и пособия располагаются на верхних полках — подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он ни в коем случае не мог достать все это сам, испортить, порвать, разбросать.
  • Ребенок является пассивным потребителем маминых инициатив — только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для крохи, на которые он соглашается или нет.
  • Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а то и вовсе остается статичным в течение длительного времени.

Если для вас актуальны хотя бы два из этих утверждений, вероятнее всего, и уборка в детской сейчас осуществляется вами единолично либо вам приходится постоянно напоминать ребенку о необходимости навести порядок и вам никак не удается прийти с ним к общему видению порядка в детской комнате.

Как правильно обустроить пространство детской комнаты (с фото)

Как же правильно обустроить детскую комнату, чтобы все в ней было практично и вместе с тем красиво? Постарайтесь максимально задействовать доступное вам пространство комнаты.

Взгляните критически на детскую и убедитесь, что вы действительно используете все возможности для хранения игрушек и вещей. Задействованы ли у вас стены, внутренние поверхности дверок шкафов, пространство под навесными полками, за дверью? На двери можно прикреплять крючки и размещать навесные карманы для легких книжек, карточек, мелких игрушек. Под диваном или кроватью можно размещать ящики; за дверью или в углу комнаты можно повесить сетку для игрушек или разместить штангу, на которой расположить контейнеры для игрушек или крючки для вещей.

Прямо сейчас внимательно осмотрите пространство и запишите свои идеи по поводу использования дополнительного пространства в вашей комнате. Не останавливайте свою фантазию размышлениями о доступности и возможности реализации этих идей, вы сможете проанализировать их с этой точки зрения позже, пока же постарайтесь выписать, как можно больше способов нестандартно использовать возможности пространства вашей детской.

Читайте также:  Мастер-класс «Необычный Камин»

Какие еще критерии стоит учитывать, выбирая мебель и системы хранения для детской комнаты?

Практичность — если вы хотите сберечь свои деньги и нервы, то все, что вы планируете использовать в детской, должно допускать достаточно вольное с собой обращение, в том числе легко очищаться — желательно без использования жесткой бытовой химии. Если ребенок сможет самостоятельно убирать последствия пластилиновых сражений с ковра и удалять красочную радугу с моющихся обоев, это не только позволит детской комнате дольше сохранять опрятный вид, но и быстро приучит ребенка к аккуратности.

Легкость — игрушки в старом бабушкином чемодане, большие коробки с книгами из вашего детства, тяжелые ящики комода — всему этому не место в детской.

Посмотрите на фото, как обустроить детскую комнату – предпочтение следует отдать легкому пластику, «воздушным» плетеным корзинам и текстильным коробам:

Безопасность — отсутствие острых углов, легкий вес, устойчивость, экологически чистые материалы — пожалуй, эти критерии интуитивно понятны каждой маме. Тем не менее, о безопасности детской комнаты стоит поговорить отдельно.

10 полезных советов по дизайну детской комнаты

Детская комната — одно из самых сложных помещений с точки зрения дизайна. Комната для малыша или подростка намного функциональнее родительской спальни или гостиной. В ней необходимо уместить множество различных зон от минимально необходимых до самых невообразимых. Детское пространство намного насыщеннее по цветам и деталям, чем взрослое, требует более серьезного подхода при выборе отделочных материалов и мебели.
В этой статье я поделюсь своим опытом, полученным в результате многолетней работы по дизайну интерьеров, и дам полезные советы по дизайну детских комнат.

Создавайте сразу многофункциональный интерьер с возможностью использования его в дальнейшем, хотя бы, на ближайшие десять лет. Если вы выстраиваете второй уровень, рассчитайте конструкцию так, чтобы через несколько лет туда легко поместился полноразмерный взрослый матрас, а внизу хватило места для рабочего стола или подросткового дивана. Устанавливая шкаф, заранее рассчитывайте место на гардероб взрослого человека. Оставляя место для кроватки, продумайте возможность замены ее на взрослую односпальную кровать. При расчете планировки детской комнаты очень важно предусмотреть место для еще одного или двух малышей. Дети растут быстро, а хороший ремонт сохранится надолго.

Используйте пространство «вверх» — маленьким детям даже стандартная высота потолков кажется огромной, а подниматься выше — интересно. Устанавливайте детские спортивные комплексы и скалодромы от пола до потолка, натягивайте сетки, лестницы, канаты, выстраивайте двухуровневые конструкции. Спортивные упражнения полезны для физического развития, к тому же они увлекают ребенка надолго, что дает вам время заняться делами или отдохнуть.

Обустройте ребенку уютное место для сна. Желательно, чтобы высота потолка над спальным местом была небольшой — малыши любят прятаться в «гнездышках». Двухъярусные кровати, так горячо любимые детьми, яркое тому подтверждение. Самый простой способ создать атмосферу домика — использовать полог, балдахин или шторки. Можно соорудить палатку или вигвам.

Организуйте в детской комнате много разнообразных зон, их количество и функционал зависят от интересов детей и, конечно же, площади комнаты. Самые необходимые — это спальная, игровая, спортивная, зоны для занятий и хранения. Дальше — полет вашей фантазии! Если малыш любит выступать и привлекать всеобщее внимание — организуйте зону для театральных представлений. Мальчик любит автомобили, мотоциклы и гонки — устройте трек. Если ваш ребенок путешественник по натуре — создайте атмосферу того места, которое ему понравилось. Девочка любит наряжаться — стройте мини гардеробную с красивым зеркалом и фото зону.
Различные по функционалу зоны не обязательно жестко разграничивать, они могут плавно перетекать одна в другую или даже трансформироваться. Подиум для периодических представлений ежедневно может служить местом для игр или для отдыха мамы. Чем уютнее детям в своей комнате, тем тише дома и спокойнее вам.

Раскрасьте детскую комнату ярко, спокойными интерьерами дети успеют насладиться, когда вырастут. Сочные радостные цвета развивают художественный вкус, настраивают на активность. При выборе цветов обязательно учитывайте темперамент детей — холерики и сангвиники предпочитают теплые оттенки, а флегматики и меланхолики — холодные.
Используйте крупные рисунки или орнамент на стенах, мелкие детали в большом количестве плохо улавливаются формирующимся зрением и скорее раздражают.
Украшайте интерьер фотообоями, контрастным декором, набирающими популярность декоративными наклейками. Крупные яркие детали и отдельные предметы развивают координацию движений, тренируют память, побуждают к систематизации и порядку.
Исключение сделайте для спальной зоны — она может быть также яркой, но с минимумом контрастов.

Добавьте необычные предметы декора и используйте вещи нестандартно, такие детали способствуют развитию фантазии и нестандартного мышления. Мебель-трансформер, светильники и бра из игрушек, подставки и органайзеры из ставших маленькими резиновых сапожек, столики из детских велосипедов, кресла из чемоданов и многое другое. В последнее время появилось множество магазинов и мастеров, предлагающих большой ассортимент необычных вещей и декора. А самостоятельное изготовление необычных предметов интерьера может стать увлекательным совместным занятием и значительно сэкономить бюджет. Идеи и подробные мастер-классы для этого можно найти в специализированных группах, блогах и на сайтах, посвященных «хенд мейд».

Запланируйте несколько разных сценариев света: основное потолочное освещение, подсветка различных зон, ночной свет. Для детской комнаты очень уместны разноцветные источники цвета — будь то обычные светильники с цветными плафонами, лампы с цветным стеклом или светодиодная подсветка со сменой режимов. Смена интенсивности, цвета и температуры освещения полезна для детского зрения. А возможность выбора тренирует способность легко принимать решения, выстраивать план действия и собственные сценарии.

Используйте в отделке детской комнаты прочные, безопасные и моющиеся материалы. Для отделки стен лучшим материалом послужит латексная краска, подойдут также моющиеся обои, стеновые панели, грифельная и магнитная краски.
Напольные покрытия выбирайте деревянные или пробковые, можно использовать ламинат высокого класса прочности, безворсовые плетеные ковры. Любые коврики и маты должны иметь противоскользящее основание. Исключите твердые каменные и глянцевые покрытия, шерстяные и длинноворсные ковролины как накопители пыли и аллергенов.
Потолок лучше покрасить моющейся латексной краской, натяжные и подвесные потолки легко повредить.
Текстиль для детского пространства подбирайте плотный, из натуральных тканей с качественной окраской. Любые текстильные детали в детском пространстве должны легко и быстро сниматься. Чистить и стирать детский текстиль необходимо часто — чтобы такие вещи долго сохраняли хороший вид и функциональность, при выборе внимательно изучайте этикетки.
Чем тщательнее вы подойдете к подбору материалов для детского интерьера, тем свободнее будут чувствовать себя в нем хозяева, играя и развиваясь без страха что-либо испортить.

Безопасность — основной критерий при оформлении детских зон. О безопасности дома для детей написано очень много статей и инструкций, поэтому лишь кратко напомним об основных моментах.
Окна в детской комнате могут быть самыми обычными, но с обязательным использованием специальных замков и стопоров. Вариантов много: можно заменить оконные ручки на «детские» с замочками, приобрести отдельные системы запирания и стопоры, поставить детские защитные решетки на окна. Последняя разработка — высокопрочные силиконовые решетки на окна, практически незаметны и не портят внешний вид окон.
Электроприборы — максимально защищенные: лампы и светодиодные ленты в прочных и небьющихся корпусах, розетки со шторками, проводка обязательно скрытая в стенах или специальных коробах.
Мебель, конструкции и наполнение для детской комнаты выбирайте без острых углов, с минимумом металлических и стеклянных деталей. Детские спортивные комплексы лучше выбирайте деревянные или пластиковые.

И самое главное — обязательно привлекайте самих детей к оформлению детской комнаты! Детская комната — это не только помещение для сна и учебы, это детское пространство, собственный дом, в котором должно быть уютно и комфортно. Помните — потратив время и усилия на создание лучшей комнаты для ребенка, очень скоро Вы увидите приятный результат!

Идеи для вдохновения: создаем игровое пространство для ребенка до года

Одним из самых первых и важных вопросов, который встает перед любыми родителями, является правильная организация пространства для ребенка. Причем абсолютно не важно, будет это отдельная детская комната или определенное место в одной комнате с родителями. Главное, чтобы оно было организовано по принципам безопасности и доступности всего необходимого малышу.

А еще важным принципом интерьера детской является создание для малыша таких условий, в которых он будет проявлять самостоятельность с самого раннего возраста. Подобный подход используется в технике известного итальянского ученого, врача и педагога Марии Монтессори, о чьих детских садах и развивающих программах вы наверняка слышали.

Сегодня мы предлагаем вам несколько идей по обустройству малышковой территории на основе этой техники.

Что должно быть в детском игровом пространстве

1. Теплые полы — один из самых важных моментов, на который стоит обратить внимание. И, конечно, отсутствие сквозняков, чтобы ваш маленький исследователь мог находиться на полу сколько угодно.

2. Мягкий и уютный коврик, на котором малыш сможет ползать, исследуя его узоры и принты.

© Instagram @nafani138

Или термоковрик, особенно если полы холодные.

© Instagram @termokovrikkz

3. Заглушки для розеток, чтобы защитить от электричества нежные пальчики первооткрывателя.

© Instagram @safe__for__baby, @detskiy_mir_3d

4. Картинки, принты, изображения животных или веселые аппликации, расположенные на уровне глаз малыша для развития воображения.

© Instagram @konverti26

5. Невысокая мебель из натуральных экологичных материалов, желательно без острых углов.

© Instagram @komaroff_4k >

6. Игрушки в свободном доступе, чтобы малыш мог дотянуться до них.

8 игрушек, которые понравятся малышу до года

Безусловно, не все игрушки подойдут детям до года. Рекомендуем отдавать предпочтение натуральным материалам и забыть хоть на первое время о своих амбициях по поводу вашего малыша. Конечно, как и любой нормальный родитель, вы пророчите ему блестящее будущее и головокружительный успех в карьере. Но пока он только начинает познавать мир, ему необходимы самые простые игрушки, которые будут помогать развиваться.

Читайте также:  Подсвечники своими руками

Итак, какие же игрушки и являются самыми популярными для детей до года сегодня?

Мягкие тканевые игрушки небольшого размера, о которых вы читаете ребенку книжки или рассказываете сказки

© Instagram @kharina_ludmila

простой деревянный сортер из 3-5 геометрических фигур

© Instagram @magic_k >простой пазл-вкладыш на 4-6 деталей
© Instagram @bonny_ecopony

маленькая пирамидка

© Instagram @maiorova_tv

матрешка

© Instagram @dju.mama

машинка на колесах без мелких деталей

Разговоры о личном: зачем ребёнку личное пространство

Когда в семье появляется новорождённый, в первые месяцы его жизни всеобщее внимание естественным образом вращается вокруг больших потребностей этого маленького человека. Одёжки и средства по уходу за младенцем расползаются по всей квартире; то там, то сям можно внезапно встретить погремушку или подгузник. Привыкая к такому положению вещей, многие мамы и папы не задумываются, что подрастающему наследнику необходимо предоставить его личное пространство, его собственный, пусть даже небольшой, но уютный для него уголок. Почему это так важно? «Эврика» знает!

В каком возрасте ребёнку нужно предоставить личное пространство

Личное пространство в раннем детстве

Незнакомые с квартирным вопросом молодые семьи нередко организуют отдельную детскую комнату уже в первые дни жизни малыша. Наличие современных гаджетов позволяет заботливым родителям непрестанно наблюдать за крохой удалённо, не присутствуя физически в одном с ним помещении. Если конкретно в вашей семье такой вариант организации жизни с новым членом семейства хорошо себя зарекомендовал, за вас можно только порадоваться. Но стоит отметить, что в столь юном возрасте необходимости в своей территории у ребёнка нет. Появляется она ближе к 2 годам, когда малыш уже начинает осознавать себя как отдельную личность, начинает отстаивать «своё»:

  • свои интересы;
  • свои права;
  • свои вещи;
  • свою территорию.

На этом этапе детям важно объяснять, что есть личное, а есть общее. Что нельзя брать без спроса чужое, а своё надо беречь и ухаживать за ним. Так по крупицам ребёнок формирует представление о базовых принципах взаимодействия индивидуумов в обществе. Психологически он всё более отделяется, отрывается от матери, укрепляясь в этом осознании и привыкая к самостоятельности.

Подчеркнём: внимательное отношение к ребёнку в данный период его развития — надёжная инвестиция в минимизацию проявлений пресловутого кризиса трёх лет.

Личное пространство дошкольника

К старшему дошкольному возрасту (напомним, что речь идёт о детском возрасте 6–7 лет) ребёнок уже откровенно нуждается в личном пространстве. Важно, чтобы у него была территория, где он может быть предоставлен сам себе, где он лишён давления тотального родительского контроля, где действуют его собственные правила.

Личное пространство — это не только и не столько некая территория: комната, уголок в комнате, шкаф, стол и пр. Это и личное время, часы досуга, которые ребёнок старшего дошкольного возраста заполняет по своему усмотрению. Часто в стремлении организовать детскую жизнь с максимальной эффективностью, каждую её минуту посвящая кружкам, секциям, курсам, развивалкам, родители забывают, как важно научить ребёнка занимать себя самостоятельно. Важно научить мальчишек и девчонок находить удовольствие в общении с самим собой, в одиночестве, в уединении.

6 причин организовать для ребёнка личное пространство

1. Права

На своей территории, в своё свободное время ребёнок волен заниматься тем, что ему интересно. Он сам выбирает, в какие игры и какими игрушками играть. Он выбирает удобный для него темп занятия. Он не отчитывается за каждое действие. Малыш понимает, что у него есть определённые права.

Это поможет ему в дальнейшем отстаивать их уже во внешнем мире, вне родительского дома, без подстраховки в виде заботливых и любящих родителей.

2. Обязанности

За личным пространством надо ухаживать, там надо наводить порядок и поддерживать его. И чем старше ребёнок, тем больше у него обязанностей по отношению к своей территории. Если в 2–3 года кроха вполне в состоянии убрать после игры игрушки на место, то к 6–7 годам ребёнку можно доверить и более ответственные бытовые задачи: сложить одежду, пропылесосить, протереть пыль с мебели.

Прав не может быть без обязанностей.

3. Взаимодействие

Помимо личного пространства, есть общесемейная территория, которая тоже нуждается в уходе. Все члены семьи в равной степени, с оговоркой на возможности, должны заботиться об общем доме. Осознавая степень ответственности за своё личное пространство, ребёнок серьёзнее относится к домашней работе.

Вы можете привлекать ребёнка к домашним заботам, выделив ему круг его обязанностей или назначив общесемейные дежурства.

4. Эмпатия

Понимая, как много значит для него его личное пространство, малышу проще принять, что это важно и для других людей. Ребёнок имеет право на уединение, но и другие люди, включая родителей, имеют право на свои интересы, свои занятия без него.

Имея «своё», легче уважать «чужое». И речь не только о вещах, но и об эмоциях, выборе, убеждениях.

5. Защищённость

Чем выше в семье уважение к личному пространству ребёнка, тем спокойнее и увереннее малыш. Уже с первых лет жизни он учится определять свои личные границы, находить свою зону комфорта и оберегать их от посторонних.

Эти навыки очень важны в механизме распознавания психологического и физического насилия на ранних этапах.

6. Самооценка

Наличие личного пространства является одним из важнейших факторов в формировании здоровой самооценки. Без него дети часто вырастают застенчивыми, замкнутыми, недоверчивыми. Им трудно принимать решения, заводить знакомства и поддерживать отношения с другими людьми.

Как организовать личное пространство ребёнка

Идеально, когда семья имеет возможность каждому члену семьи, будь ему хоть 5 лет, хоть 75, выделить собственную комнату. Естественно, в идеальных условиях живут не все. Но недостаток жилплощади — не повод отказывать ребёнку в личном пространстве. Такой территорией может стать его кроватка, на которую никто не вправе присесть без его разрешения, его тумбочка или даже небольшой ящик, в котором малыш хранит важные для него артефакты — подобраннее на улице камешки, пряжку от старого ремня, бусину и отшлифованное морем стёклышко из последнего отпуска. Суть ведь не в том, сколько кубометров отведено малышу в общем доме. Суть в том, насколько волен он распоряжаться «своим» по-своему.

Итак, главное в личном пространстве ребёнка не количество, а качество:

  • Не упрекайте ребёнка наличием у него его собственных вещей.
  • Не наводите порядок в вещах или комнате ребёнка без его ведома.
  • По мере взросления малыша перекладывайте на него всё больше ответственности за его личное пространство. Вплоть до того, что за вами остаётся исключительно функция контроля за чистотой.
  • Оставляйте за ребёнком право расставлять его вещи в пределах его пространства так, как это удобно ему.
  • Не нарушайте неприкосновенность детского личного пространства, не проникайте в него без разрешения (за исключением случаев, когда этого требует безопасность ребёнка).
  • Если в семье несколько детей, личное пространство должно быть у каждого. Особенно если между ними есть споры по этому поводу.
  • Демонстрируйте свою искреннюю готовность уважать свободу и самостоятельность своего ребёнка, объясняя ему, что свобода подразумевает не только права, но и обязанности.

Конечно, не забывайте, что личное пространство должно быть у каждого. И у родителей в том числе. Даже счастливым мамам и папам, глубоко вовлечённым в родительство, иногда нужно побыть вне родительских ролей. И важно, чтобы дети это понимали и принимали.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Родители, не повторяйте! 8 ошибок при оформлении детской комнаты

Многие родители так стараются сделать идеальную детскую комнату для своего малыша, что совершают абсолютно одинаковые ошибки. Какие?

Ошибка #1. Слишком детский дизайн

Облака, цветочки, машинки, милые животные – это замечательно, пока ваш ребенок не подрос. Подумайте заранее: когда вы планируйте делать ремонт в следующий раз? Если лет через 8–12, то, пожалуй, увлекаться слишком детским дизайном не стоит. Обои с мишками Тедди или с улыбающимися солнышками наскучат не только детям, но и вам.

Что делать?

Детская комната должна быть детской комнатой (смотри пункт 2), это очевидно. Поэтому без инфантильных, милых и забавных элементов дизайна не обойтись. Украшайте стены гирляндами, картинками, наклейками. Прелесть в том, что через несколько лет вы сможете убрать слишком детские «штучки» и заменить их на что-то более взрослое.

Обои тоже бывают разные: попробуйте наклеить на одну стену обои с яркими полосками или с разноцветными кружочками. С одной стороны, комната будет не такой серьезной, с другой стороны, ребенку будет комфортно в ней даже через 15 лет.

Интересные предложения от портала «Я Покупаю»:

Ошибка #2. Слишком взрослый дизайн

Есть ровно противоположное мнение: детская комната ничем не отличается от других комнат в квартире, и вообще, ремонт нужно делать на вырост. Родители покупают взрослую мебель, большие шкафы, письменный стол и книжный шкаф. Никаких веселых обоев, детских кресел и игровых зон. Да, это логично, правильно и практично. Но разрешите своему малышу побыть ребенком!

Что делать?

Если вы точно не собираетесь ставить в детскую комнату кровать в виде машинки или шкаф с диснеевскими принцессами, то смотрите наши советы в пункте 1. Повесьте милые картины, положите разноцветный коврик, поставьте доску для рисования, повесьте шторы с облаками или картой мира. Именно такие мелкие детали превращают серьезную комнату в детский уголок.

Ошибка #3. Слишком яркая комната

Родители считают, что детская комната обязательно должна быть очень яркой. Хорошее настроение, радужные цвета, броские краски – все для любимого чада. Между тем, большое разнообразие цветов сказывается на концентрации ребенка и вызывает повышенную возбудимость.

Читайте также:  Изготовление кресла-качалки самостоятельно

Что делать?

Пусть основной цвет детской будет нейтральный и теплый, а для акцентов можно выбрать любой другой оттенок. Кстати, имейте в виду, что цвет комнаты может влиять на характер и даже привычки человека.

Ошибка #4. Не продумана система хранения детских вещей

Плохо, если в комнате недостаточно места для удобного хранения игрушек. Вечный беспорядок испортит все ваши старания по оформлению детской. Тем более, поставить один большой шкаф недостаточно: ребенок просто не будет играть с теми игрушками, которые убраны в верхний ящик.

Что делать?

Лучше всего, когда игрушки можно легко достать и так же легко убрать. Значит, нам нужно как можно больше корзинок, красивых ящиков, подвесных полок и открытых стеллажей.

Ошибка #5. Много лишней мебели

Чаще всего, под детскую комнату выделяют самую маленькую комнату в квартире (особенно, если ребенок только один). Родители умудряются поставить в нее большой шкаф, диван, стол и даже тумбу, которая не влезла в коридор. В итоге, ребенку просто негде играть с машинками, раскладывать конструктор или наряжать кукол. Малышу нужно много места для творчества, интересных игр и баловства.

Что делать?

Поменьше мебели, побольше функционала. Например, мебель-трансформер – лучшее решение для маленькой детской. Кровать убирается в стену – появляется свободное пространство для игр. Корзинки с игрушками можно поставить друг на друга, а мягкий пуфик быстро задвинуть в угол. В общем, несколько раз подумайте, нужно ребенку это новое кресло или нет.

Ошибка #6. Очень дорогой дизайн

Для детей нам не жалко никаких денег. Но безумно дорогая дизайнерская мебель и эксклюзивные обои нужны только родителям. Которые потом будут портить нервы себе и малышу из-за того, что последний пролил на кресло баночку с краской. Не нужно экономить (об этом в пункте 8) на детской комнате, но и ставить туда роскошный белый диван не стоит.

Что делать?

Выбирайте что-то качественное, симпатичное, функциональное, но не слишком дорогое. Не нужно ругаться из-за того, что ребенок разрисовал обои или сломал ручку у шкафа.

Ошибка #7. Мало света в комнате

Правильное освещение – это основа детской. Маленькое окно, плотные шторы, темные оттенки – не лучший вариант для комнаты ребенка. Недостаток света негативно влияет на здоровье и настроение малыша.

Что делать?

В комнате висит одна простая люстра? Вкрутите самые яркие лампочки. Поставьте торшер, прикрепите на стену забавные светильники, найдите хорошую настольную лампу. В общем, пусть в детской всегда будет солнце.

Ошибка #8. Некачественные материалы в отделке комнаты

Есть вещи, на которых лучше не экономить. Детская комната не потерпит некачественных синтетических материалов. Например, дешевый ламинат выделяет формальдегид, пластиковые панели для стен могут быть токсичны, а искусственная шерсть в составе ковролина – вызвать аллергию. (Еще раз акцентируем внимание на то, что качественная мебель и дизайнерская мебель из самых дорогих материалов – это разные вещи.)

Что делать?

Давайте побережем здоровье маленького человечка. Обращайте внимание на маркировки и выбирайте только экологичные материалы. Мебель – из дерева, обои – из бумаги, на пол – хороший линолеум или дорогой ламинат. Поменьше пластика, синтетики и идентичных натуральным заменителей.

Удачи, дорогие родители!

Читайте также на портале «Я Покупаю»:

10 советов, как научить ребёнка не нарушать ваше личное пространство

10 советов, как научить ребёнка не нарушать ваше личное пространство

Ребёнок может вам мешать, вы можете от него уставать, а ещё он точно будет нарушать ваши границы. Психолог Анна Смирнова рассказывает, как охранять своё личное пространство от детей и почему это действительно важно.

Когда нарушается наше личное пространство, мы начинаем протестовать, раздражаться, а иногда злиться. А если мы со своей злостью ещё и плохо справляемся, то нарушение наших границ может вообще привести к потере энергии, упадку сил и даже болезням. С появлением ребёнка мы вовсе вынуждены делить своё личное пространство с ним. Сначала своё, а потом выделить ему отдельное. И это на самом деле очень важно, чтобы через несколько лет (а может, и раньше) не узнать в этих комментариях себя:

  • «Я не могу спокойно сходить в туалет, дети постоянно требуют чтобы я была рядом с ними!».
  • «С тех пор как родился сын, личной жизни не стало. Сын спит со мной в кровати, а муж ушёл спать в другую комнату».
  • «Мои взрослые дети меня только нервируют: приезжают на дачу без моего ведома, выбрасывают мои вещи».

Если в нашем детстве родители (или общество в целом) плохо понимали ценность личных границ, то, скорее всего, мы и сами плохо понимаем, как заботиться о них. И тем более не можем выстроить с ребёнком отношения таким образом, чтобы он постепенно организовывал своё личное пространство и при этом бережно относился к нашему.

Путь ребёнка начинается в утробе матери. И это одно из первых и сильных нарушений личных границ. Сначала ребёнок занимает пространство внутри материнского тела, доставляет много хлопот и неудобств. Затем приходит в дом и требует к себе ещё больше внимания и нашего времени. Требует, чтобы с ним поделились пространством, едой, безопасностью. Это путь, который прошёл каждый из нас. В нём много смысла. Родители дают жизнь и условия к существованию, передают накопленный опыт для того, чтобы дети, в свою очередь, передали это дальше. Но почему-то этот естественный процесс всё равно приносит много боли и непонимания.

Конфликты из-за нарушения личного пространства будут возникать всегда, пока родители не осознают, что это такое, насколько ценно и как именно они могут его защитить. Вот несколько признаков, что в детстве о вашем личном пространстве плохо заботились:

  • ваши вещи мог взять любой, а попытка защитить своё называлась жадностью;
  • ваше тело не было в безопасности, а кто-то из взрослых считал себя вправе относиться к вам как к вещи;
  • ваш внутренний мир чаще обесценивался или высмеивался;
  • ваши попытки отстоять себя в подростковом возрасте резко пресекались.

Скорее всего, во взрослой жизни вы будете тоже часто сталкиваться с нарушением границ. Более того, вы сделаете много для того, чтобы это личное пространство практически перестало существовать. А поведение ребёнка, который ищет себя и пытается понять, что его, а что нет, будет только напрягать, нервировать и раздражать.

Но можно научиться оберегать свой внутренний мир, а ребёнка научить быть внимательным к чужому и своему личному пространству. Вот несколько советов как.

1. Примите тот факт, что родительство подразумевает разделение своего личного пространства с ребёнком. И это прекрасно, что у нас есть власть устроить жизнь нового человека, разделить с ним свои ценности и ещё раз прикоснуться к детству.

2. Научитесь сами ценить своё пространство. Замечайте, что для вас ценно. Чем вы сейчас готовы поделиться со своим ребёнком, а чем — нет. Например, если вы выбираете совместный сон с ребёнком, помните, что интимные отношения с супругом — это ценность за которую несут ответственность именно взрослые, а не ребёнок.

3. Дайте окружающим понять, что нарушать ваше пространство нельзя. Оберегайте то, что вам важно. Например, моя косметика находится в недоступном для ребёнка месте. И мне важно иногда работать, поэтому я прошу о помощи и чётко говорю, что меня нельзя отвлекать.

4. Бережно относитесь к пространству ребёнка. Помогайте ориентироваться в нём и создавайте его таким, чтобы оно соответствовало возрасту. Помните, что игрушка, которая вам кажется старой, может быть самой любимой для сына или дочери. И нужно уважать этот выбор.

5. Цените пространство других членов семьи. Показывайте ребёнку на своём примере, что вы не нарушаете пространство домашних. Если папа не разрешает трогать свой планшет, значит, и вы не позволите ребёнку его взять, когда папа не видит.

6. Цените своё тело, будьте к нему внимательными. Если ребёнок пытается вас ударить, остановите его. Бить можно только по неживым предметам. Если ребёнок много времени проводит у вас на руках, пользуйтесь любой возможностью сесть или лечь, будьте внимательны к тому, как восстанавливаются силы.

7. Говорите ребёнку, что никто не имеет право намеренно причинять ему боль и относиться к его телу без должного уважения. Телесные наказания не допустимы именно потому, что ребёнок в этот момент полностью теряет ощущение безопасности, остро переживает беспомощность и формирует отношение к себе как к существу, ценность которого очень условна.

8. Изучайте свой внутренний мир. Как бы страшно ни было заглядывать внутрь себя, поверьте, самая интересная личность в вашей жизни — это вы сами. Когда вы знаете, как именно вы устроены, что именно для вас ценно и важно, вам становится намного проще доносить это до своих близких. А ещё ориентироваться, какие свои ценности вы будете отстаивать. Например, пока я пишу эту статью, я отстаиваю свою ценность быть профессионалом, а накануне много времени провела со своей годовалой дочерью, отстаивая свою ценность материнства.

9. Уважайте мнение ребёнка, его чувства и интересы. Если вы с уважением слушаете подростка, пытаетесь понять, что им руководит, когда он выбирает играть в компьютер вместо общения с друзьями, если принимаете его выбор одежды или музыки, то проблем с нарушением вашего личного пространства у вас почти не будет.

10. Учите ребёнка уважать других. К сожалению, некоторым людям необходимо осуждать и критиковать, для того чтобы чувствовать себя ценным. Помните, если ребёнок слышит от вас только критику, то он будет сомневаться, что вы цените его и свой собственный мир, и, скорее всего, это приведёт к нарушению прежде всего ваших границ.

Иллюстрация: iStockphoto (mlle_carotte). Фото: iStockphoto (gpointstudio, KatarzynaBialasiewicz, bokan76)

Ссылка на основную публикацию