Как сделать изразцы своими руками – мастер-класс по изготовлению изразцовой плитки

Как сделать изразцы своими руками

Изразцы – одна из разновидностей керамической плитки, предназначенная для отделки печей и каминов.

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрыта глазурью или не иметь покрытия вообще – терракотовый изразец. Также изразцы различаются по форме (квадрат, прямоугольник) и наличию румпы – коробчатого выступа на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

Изразцовое искусство в России существует более десяти веков. Если вы хотите приобщиться к древнему искусству, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс. Сам процесс создания изразцов не слишком сложный, и овладеть им при желании могут люди даже без художественного образования. Особенно хорошо это занятие для совместного досуга с детьми.

Материалы для изготовления изразца просты и найдутся почти в любом доме, в крайнем случае, в ближайшем строительном магазине. Найти муфельную печь для обжига – это задача уже посложнее. Придется обзвонить мастерские по работе с керамикой.

1. Изготавливаем пластилиновую модель

Для работы нам понадобится скульптурный пластилин или любой другой, главное не слишком мягкий. На гладкой поверхности (для этого можно взять большеформатную керамическую плитку, например 30х30 см) из пластилина формируем квадрат с произвольными сторонами (например, 15х15 см) и высотой 1 см. Затем на поверхности квадрата вылепляем рисунок. Это может быть растительный или геометрический узор или любая фигура.

2. Делаем гипсовую форму

Стенки формы изготавливаются из остатков любого подручного материала: деревянные бруски, пенополиуретановый плинтус и прочее, высотой 4-5 см. В центр получившейся опалубки кладем нашу пластилиновую модель. Кстати, для того, чтобы в дальнейшем пластилиновая модель хорошо отделялась, ее можно смазать маслом, например, растительным.

Берем строительный гипс – алебастр и замешиваем его с водой в пропорции 7:10, при этом гипс засыпается в воду, а не наоборот. Консистенция раствора должна напоминать жидкую сметану. Гипс можно заменить шпатлевкой, так как раствор шпатлевки дольше сохраняет вязкость.

После просушки гипса (а он сохнет достаточно быстро – 7-10 минут), разбираем конструкцию опалубки, вынимаем пластилиновую модель и получаем готовую гипсовую форму для дальнейшей работы. Досушиваем форму при комнатной температуре. Когда форма окончательно просохнет, она будет издавать звонкий звук при ударе.

3. Изготавливаем керамический изразец

Основой для изготовления изразца служит гончарная глина, в которую добавляют различные вещества с огнеупорными свойствами: шамот, коалин и др. Надо тщательно заполнить нашу форму глиной. Движения должны быть с нажимом, чтобы не образовывалось пустот. Через несколько часов, когда глина подсохнет, аккуратно извлекаем изразец из формы.

Учтите, что глина отдает часть своей влаги форме, а потому сама уменьшается в размерах. Поэтому, будьте готовы к тому, что размер пластилиновой формы и готового изразца окажется разным. Так что, если вам надо плитку какого-то определенного размера, сделайте пластилиновую форму чуть больше.

4. Утельный обжиг

Утель – это первоначальный обжиг изделия. Для обжига нужна специальная печь с очень высокой температурой нагрева – 900-950 градусов. При этом нагрев должен быть равномерным со всех сторон. Время обжига – 3-4 часа, после этого изделие нужно оставить в печи до полного остывания.

5. Этап росписи изразца

После обжига утель можно оставить в натуральном цвете или расписать. Перед росписью изделие покрывается натуральной олифой и сушится в течение 1-2 суток. Роспись производится двумя методами.

1) Метод холодной росписи – обычно применяется для самодельных изразцов. Это наименее трудозатратный вариант, не требующий дополнительных обжигов. Для холодной росписи подойдут обычные масляные краски, а для заключительного слоя – масляный лак.

2) Ангобирование – роспись цветными ангобами. Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины. Для создания ангоба взять разные по оттенку виды глины или заколеровать белую глину красящими пигментами.

Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

  • нанесение глины консистенцией густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После неполного высыхания белого фона на него наносится рисунок цветными ангобами.

6. Этап глазурования

Изразцы отличаются гладкой блестящей поверхностью. Эта гладкость достигается глазурованием. Глазурь наносится на поверхность слоем в 1-1,5 мм с помощью поливания или окунания в один прием, иначе на поверхности останутся разводы. Глазуровать можно как уже расписанный изразец, так и утель.

Глазурь можно изготовить из крахмального клейстера с толченым флюсом (стеклом). Под действием высокой температуры крахмал проникнет в поры изразца, и при запекании образует на его поверхности тонкую глазирующую пленку.

7. Окончательный обжиг изразцов

После высыхания глазурованного слоя, изразец снова обжигают в нижней камере муфельной печи, при более низкой температуре, в течение 2-3 суток. После обжига изделие остается в печи до ее полного остывания. В противном случае, на глазури появится сеточка мелких трещин.

Технология изготовления изразцов

Процесс изготовления керамики, изразцов и майолики достаточно трудоемок и требует соблюдения технологии. Несмотря на кажущуюся простоту, на любом этапе глина может повести себя непредсказуемо и вся работа мастеров пойдет насмарку. Поэтому технология — это ключевой момент в изготовлении любой керамики.

Применяемых для изготовления керамики глин очень много. Обычно их разделяют на беложгущиеся и красножгущиеся, высокопористые и низкопористые, высокожгущиеся и низкожгущиеся. Качества глины зависят от ее химического состава. Чем больше в глине железа, тем она краснее, чем больше в глине каолина, тем она белее и плотнее.
Для разных технологических и художественных задач применяется та или иная глина.

Все производственные мастерские работают обычно с одной, максимум двумя видами глины. Художественные мастерские, к которым относится и наша, могут работать с несколькими видами глины. Это обусловлено особенностями оборудования мастерской и способностью контролировать производственные процессы. Когда в мастерской много персонала, то ошибка на любом этапе приводит к серьезному браку, вплоть до полной негодности изделия. Поэтому такие мастерские применяют однажды отработанную технологию, чтобы снизить процент брака. Это ограничивает вариативность изготавливаемых изделий, но вполне разумно.

Мы работаем с несколькими видами глины: полуфаянсовая шамотированная масса для изготовления изразцов, каменная масса для изготовления фасадной майолики, так называемая, бумажная масса для изготовления скульптуры.

Глина используется самая разная — отечественная и импортная: шамотированный полуфаянс — из Железнодорожного, каменная масса из Донецкой области и из Испании.

Любую глину необходимо готовить. Неоднородность глиняного теста может привести к разлому керамики на любом из последующих этапов изготовления.

Хотя все массы поступают в мастерскую в полностью готовом виде, но и они иногда требуют хорошего перемешивания и «перебивания». Вообще, любая глина любит проминку и дополнительную ручную обработку.

Только после тщательного вымешивания и удаления из глиняной массы воздушных пузырей и крупных включений можно приступать к набивке изразцов в формы.

Формы — это отдельный разговор. Пожалуй, формы являются предметом особого вожделения керамистов, поскольку уникальный рельеф — это художественная работа, которую способны сделать далеко не все.

Модель для формы может являться арт-объектом, а уровень производства и мастерство художника можно определить по качеству используемых форм: рисунок и рельеф на формах настоящего профессионала очень точный, хорошо проработанный и непременно гармоничный.

Итак, в готовую форму мастер набивает глину. Через некоторое время глина начинает подсыхать и заготовку вытаскивают из формы для окончательной просушки.

Сушка заготовки должна происходить в естественных условиях, при правильном температурном режиме, поскольку любое отклонение приведет к искривлению заготовки и потере геометрии изделия. Не желательно применять в процессе сушки различные обогревающие приборы: фены или калориферы. Можно применять специальное оборудование, типа сушильных шкафов. Но и в этом случае, заготовку можно туда класть уже в кожетвердом состоянии, только для досушивания.

Далее следует первый обжиг. Он же «утельный» или «бисквитный» в случае с фарфором. Обжиг продолжается довольно долго, около 30 часов. После первого обжига заготовки меняют свой цвет и становятся светло-бежевыми, а фарфор или фаянс — молочно белыми.

Теперь можно передавать заготовку художникам и глазуровщикам, которые глазуруют и расписывают изделие, чем превращают его в законченную работу.

Роспись и глазуровка делается керамическими глазурями, эмалями, пигментами, над- и подглазурными красками, которые проявляют свой реальный цвет только после повторного обжига. В мастерской используются жароустойчивые пигменты, дулевские и немецкие глазури Botz и Терраколор, которые зарекомендовали себя достаточно хорошо.

Обжигов может быть много, иногда до шести-восьми, каждый из которых длится от 20 до 30 часов. Часто художники прописывают детали рисунка поверх глазури, чтобы уточнить какие-то элементы. Иногда используется компонент «золото», а это еще один обжиг. Для нанесения логотипов и фотографий на керамику используется деколь, также сопровождающаяся очередным обжигом.

Читайте также:  Как сушить древесину на открытом воздухе и в помещении (таблица влажности древесины)

И на каждом обжиге изделие может лопнуть в печи, что тем более обидно, когда работа почти закончена.

К счастью, опыт, аккуратность и определенная доля суеверности, свойственная, наверное, всем керамистам, позволяет работать практически без отбраковки, что немаловажно для формирования разумной ценовой политики.

Изразцы своими руками. Учимся превращать простой кафель в плитку с объемными узорами

Красивая керамическая плитка стоит целое состояние. Поэтому на наших кухонных фартуках эти чудесные кусочки с узорами вставлены местами, как изюминка композиции.

Сегодня мы дадим в руки инструмент, который избавит вас от полумер. Вы сможете сами делать красивую объемную плитку на основе простого кафеля. А спектр ее применения широк: можно выложить фартук, сделать акцентную стену в комнате или раму для зеркала, задекорировать поверхность кухонного стола и подступенки на лестнице.

1. Плитка кафельная, желательно однотонная и матовая. Размер 10 х 10. В специализированных магазинах продается поштучно. Цена за одну штучку — 10 рублей. Кстати, иногда в строительных магазинах можно нарваться на уцененный кафель по 1-3 рубля за штуку. Интересуйтесь у продавцов.

2. Шпатлевка по дереву. У нее бывает разный состав и цвет. Мне нравится фирма «Лакра»: шпатлевка не дает усадку, быстро сохнет, хорошо прилипает к плитке. Продается в ванночках объемом 600 граммов, стоит около 70 рублей, хватит надолго.

3. Трафарет с узором. У меня трафарет как раз под плитку размером 10 х 10. Он тонкий. Но долговечный, его можно мыть. Цена — 50 рублей в магазинах рукоделия. Помните, что чем тоньше узор, тем проще получается сделать объемный рисунок.

4. Целлофановый мешок.

5. Резиновые шпатели. Обычно продаются наборами из трех штук, цена от 30 до 50 рублей за набор.

6. Кисти. Небольшие, плоские, лучше мягкие, синтетические. Сейчас недорогие можно взять в «ФиксПрайсе» — 30-50 рублей. Либо купить детский набор кистей из IKEA — в нем шесть штук разнокалиберных кисточек. Цена 250 рублей.

7. Краски. Любой цвет, но если хотите контрастное сочетание, то лучше взять яркий цвет.

8. Лак на водной основе. Если планируете использовать плитку в кухонном фартуке, где она будет контактировать с водой, то непременно покупайте лак влагостойкий. Выгоднее брать в строительном магазине, нежели в рукодельном. Цена от 500 рублей за пол-литра лака.

Шаг 1. Наносим тонкий слой шпатлевки. Чтобы было ровно по всей поверхности, лучше взять для этого самый широкий шпатель. Даем высохнуть естественным путем, без фена.

Шаг 2. Прикладываем трафарет. Набираем шпатлевки и промазываем узор, как показано на картинке. Главное, сильно не давить, иначе рисунок расползется. Старайтесь делать это в три-четыре движения: чем меньше возюкаем, тем аккуратнее будет узор.

Шаг 3. Не дожидаясь, пока шпатлевка высохнет, бережно снимаем трафарет. Даем узору затвердеть.

Шаг 4. Раскрашиваем плитку. Вариантов масса, все зависит только от вашей фантазии. Я покажу простой, но эффектный способ — выделение узора с помощью техники «сухая кисть». Макаем кисточку в краску (у меня синяя) и убираем излишки салфеткой. Важно: краски должно быть очень мало, иначе подтечет под узор. Вникли? А теперь частыми и быстрыми движениями «метем» кисточкой по фактуре. Вы увидите, как узор выделяется синим цветом на белом фоне.

Шаг 5. Покрываем лаком. Плитка готова.

Шаг 1. Наносим пожирнее шпатлевку на плитку.

Шаг 2. Пока смесь не высохла, кладем на нее целлофановый мешок. Приглаживаем без нажима, пусть пленка прилипнет. Теперь убираем пакет. Готово!

Шаг 3. Раскрашивать абстракцию нужно только после того, как она подсохнет и затвердеет. А дальше экспериментируйте. Вы снова можете опробовать «сухую кисть», которая подчеркнет ломаную фактуру плитки. Вы можете пустить по ней ручейки жидкой краски, пусть пигмент причудливо растекается.

Шаг 4. Чтобы красивая работа жила долго, покрываем лаком.

Мастер-класс: изготовление керамического изразца

Данный мастер-класс показывает процесс изготовления керамического изразца.

Сам процесс изготовления изразца не является сложным и овладеть им могут люди практически любого возраста. Даже не имеющие художественного образования или специальных навыков вполне могут это сделать. Все материалы, которые потребуются для изготовления изразца, легко найти в большинстве магазинов (даже деревенских) или дома. Трудности могут возникнуть с обжигом готового изделия, но сейчас достаточно легко найти мастерскую, в которой можно будет провести обжиг вашего изделия.

Заниматься этим творчеством можно в часы досуга, всей семьёй, с привлечением детей. В результате вы с пользой проведете время, а результат останется с вами на долгие годы и не только будет напоминанием о хорошо проведенном в кругу семьи времени, но и будет уникальным предметом, который украсит интерьер.

Итак, начнём. Для начала нам понадобится изготовить модель нашего изразца из пластилина.

Пластилин подойдёт, в принципе, любой. В моём случае пластилин скульптурный.

Для лепки нам понадобится гладкая, ровная поверхность. Я взял обычную керамическую плитку белого цвета. Лепим квадрат из пластилина. Высота, в моём случае, 1 см. Размер квадрата может быть любым. У меня 8 на 8 см. Затем на пластилиновом квадрате лепим рисунок. Это может быть что угодно. В зависимости от ваших предпочтений и уровня мастерства. Геометрический узор, цветы, восточные орнаменты, да всё что угодно. Я вылепил льва, по мотивам владимирской каменной резьбы.

Повторюсь, всё, что необходимо для изготовления формы для изразца, либо есть в каждом доме, либо можно очень легко купить.

Для изготовления гипсовой формы я взял обычный строительный гипс (алебастр). Для изготовления опоки (стенок формы для заливки гипса) я взял кусочки пенополистирольного плинтуса, оставшегося после ремонта. Опять же можно взять то, что имеется под рукой (линейки, плоские дощечки или полоски картона).

Высота формы должна быть порядка 4-5 см.

После изготовления опоки (стенок формы), мы разводим алебастр, до состояния жидкой сметаны и заливаем в опоку. Для выхода пузырьков воздуха, из полости формы, необходимо её взять в руки и аккуратно потрясти.

Алебастр застывает достаточно быстро. После его застывания мы демонтируем опоку и извлекаем из получившейся формы пластилиновый изразец. В итоге мы получаем гипсовую форму, которую мы будем заполнять глиной, для изготовления уже керамического изразца. Но перед этим форму необходимо хорошо просушить.

Когда форма хорошо просохла (при постукивании по форме мы слышим звонкий звук) мы начинаем изготовление керамического изразца. Для этого берем глину и по маленькому кусочку начинаем вминать её в форму. Форму необходимо заполнять плотно, с нажимом, не допуская пустот в формируемом изразце.

После заполнения формы глиной, ждём несколько часов и извлекаем изразец.

Получившийся изразец необходимо хорошо высушить и обжечь. После этого изразец можно будет расписать.

Изготовление изразцов для печей, технология и инструкция

Экология потребления. Усадьба: Облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.

В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамики подрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.

Печь, облицованная изразцами

На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Читайте также:  Кашпо для цветов своими руками. Из чего и как сделать красивое кашпо

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Основной функциональный плюс такой плитки – теплоотдача печи в течение нескольких дней

Виды изразцов

По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:

  • плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
  • угловые – предназначены для декорирования углов;
  • цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
  • фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.

Варианты изразцовой плитки

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Важно добиться чистоты и пластичности глины. Это позволит и работать с комфортом, и не переживать за прочность изделия

Изготовление формы

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Важно! Гипс необходимо использовать сразу же. Он очень быстро застывает и уже через несколько минут теряет пластичность

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Процесс формования изделия

Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Готовые глазурованные плитки

Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Для упрощения производства изразцов вместо глины можно использовать гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно предпочесть приобретение готовых силиконовых. В этом случае обжиг не нужен, а процедура отливки заметно легче. Но при таком подходе имеет место уход от традиций.

Печка, облицованная термоинертной керамикой

Заключение

Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.

Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Изразцы для печей: технология изготовления своими руками в закладки 14

В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамикиподрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.

Печь, облицованная изразцами

На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Читайте также:  Шторы из ПВХ для беседок и веранд – идеальная защита

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Основной функциональный плюс такой плитки – теплоотдача печи в течение нескольких дней

Виды изразцов

По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:

  • плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
  • угловые – предназначены для декорирования углов;
  • цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
  • фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.

Варианты изразцовой плитки

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Важно добиться чистоты и пластичности глины. Это позволит и работать с комфортом, и не переживать за прочность изделия

Изготовление формы

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Важно! Гипс необходимо использовать сразу же. Он очень быстро застывает и уже через несколько минут теряет пластичность

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Процесс формования изделия

Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Готовые глазурованные плитки
Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Для упрощения производства изразцов вместо глины можно использовать гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно предпочесть приобретение готовых силиконовых. В этом случае обжиг не нужен, а процедура отливки заметно легче. Но при таком подходе имеет место уход от традиций.

Печка, облицованная термоинертной керамикой

Заключение

Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.

Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы.

Ссылка на основную публикацию