Византийский стиль в интерьере

Отражение византийского стиля в интерьере современного жилища

  • Суть эпохи
  • Что делать со стенами?
  • Вопросы текстиля
  • Подбор мебели

Богатое убранство дома свойственно просторным комнатам. Для их наполнения не нужна скромность и простота. Потому в особняках и современных коттеджах хозяева часто воплощают византийский стиль в интерьере. Сформированный на стыке Римской и Восточной культур, он вобрал лучшие черты той и другой. Как же гармонично вписать древние веяния в современный интерьер? На этот вопрос можно будет ответить, завершив прочтение данного материала.

Суть эпохи

Приближенность к религиозным канонам накладывает свой отпечаток на формирование жилого пространства. В стилистике находят свое применение такие элементы, как:

Популярно украшение стен фресками с изображением христианских мотивов. Это могут быть:

  • библейские сцены;
  • лики святых;
  • барашки или голуби;
  • различные сакральные растения, такие как лавр, оливковые ветки, трилистники;
  • венки, украшенные лентами.

Во время развития Византии дома строились из отесанных камней. Потому открытая каменная кладка не станет неуместной в данном стиле. Но это не означает веяния лофт. В случае византии нужно создать имитацию каменных глыб:

  • внушительных;
  • монументальных;
  • как сама империя.

К тому же данной эпохе свойственна обшивка деревом и шелковым полотном.

Что делать со стенами?

Настенное пространство может быть представлено в нескольких вариациях:

  • поверхность, оштукатуренная грубой штукатуркой;
  • стена, обтянутая полотном;
  • открытая кладка;
  • тканевые обои;
  • стена, завешанная коврами.

Последний мотив более свойственен восточным моделям дизайна. Но византийский стиль стал отражением востока. Поэтому обязательно в нем присутствие ковров как на стенах, так и на полу. Приобретать ковры лучше светлых тонов или темные с броским орнаментом. Ворса должна быть пушистой.

Если изделие не вызывает желания к себе прикоснуться, значит стилистика далека от оригинала.

Актуально устройство настенных ниш. Они могут быть в виде полок или шкафчиков. Открытые проемы обрамляются подсветкой в мягких, теплых тонах. Закрытые ниши представляют собой встроенные шкафы. Их закрывают с помощью резных, деревянных дверок с позолоченными ручками. Такой элемент оформления является одновременно функциональным и декоративным.

Вместо фресок можно использовать обычные картины. Желательно приобретать модульные полотна. Они придадут пространству живости, сделав акцент на современности.

Цвета применяются в основном теплые и темные:

Реже используются оттенки синего и серого цветов. Они присущи более позднему периоду, когда византийский стиль стали разбавлять английской классикой.

Обрамление деревянными панелями должно идти по всей поверхности стены. Сочетание дерева и текстиля в отделке стен свойственно классике и необороко. Цвет доски лучше подбирать темный. Состаренное дерево в данном случае не подойдет. Панели должны быть лакированными. Можно использовать резьбу и вставки мрамора.

Вопросы текстиля

Как мы знаем одной из гордостей востока являются его ткани. Потому текстиль в византийской трактовке интерьерных решений применяется в огромных количествах.

Главным элементов таких интерьеров являются шторы. Причем, зашторивались не только оконные проемы. Отделение занавесками относится к:

  • дверным проемам;
  • перегородкам;
  • балдахинам над кроватями и диванами;
  • полотнам, скрывающим стеновые ниши.

Ткани отличаются легкостью, прозрачностью, фактурой. Объединяет их высокое качество и богатая инкрустация. Украшает текстиль:

  • золотая и серебряная вышивка;
  • драгоценные и полудрагоценные камни;
  • жемчуг.

Мебель в таких интерьерах практически вся имеет мягкую обивку. Поэтому важно соблюсти единую гамму тонов материалов и стиль их рисунка. Все мотивы комнаты должны быть подчинены одному веянию. Хотя дизайн и создается слегка кричащим, это не должно отражаться в разноплановости тканевых композиций.

Подбор мебели

Вариантов для меблировки данного пространство два. Первый, это использование сдержанной, строгой и функциональной конструкции римлян. Второй, применение низких, мягких, располагающих к беседе и отдыху восточных пуфов и сидений.

В первом случае материалом служит дерево. Причем, если элитная порода не подходит по цене можно приобрести модель из обычной сосны.

Главное в дизайне:

  • сдержанность;
  • четкость линий;
  • отсутствие рисунка или резьбы;
  • функциональность.

Мебель восточной направленности кардинально отличается. Она должна быть крайне удобной для полулежащего положения. Диваны и кресла отличаются большой шириной сидений, обилием подушек и мягкостью подлокотников.

Современные мебельные фирмы выпускают целые коллекции под данный стиль. Так как такая мебель пользуется спросом даже для комбинированных стилевых композиций.

В итоге мы можем заметить, что византийский стиль в интерьерах это соблюдение грани между сдержанностью и помпезностью.

Он отражает суровость римлян и веселую открытость восточных людей. Потому для формирования подобных решений необходимо проникнуться традициями тех времен.

Особенно такие интерьеры подойдут для создания гостиных и спален. В обоих необходимо расслабление. А византийские краски и удобство насытят им комнату сполна.

Византийский стиль в интерьере и натяжные потолки

Византийский стиль в интерьере и натяжные потолки.

Начиная ремонт в своем доме, многие зачастую не могут определиться в каком именно интерьере они хотят жить. Если Вы не знаете, в каком стиле хотите видеть свой интерьер, или, быть может, у Вас уже есть какие-то идеи и задумки по организации пространства Вашего дома, но Вы не определились с деталями, тогда наши статьи, посвященные стилям интерьера, как раз для Вас.

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Нужно помнить, что в современных интерьерах стиль редко существует в чистом виде, в нем всегда уживается старое и новое: цели, задачи, материалы и технологии. Поэтому разумнее попытаться воссоздать не столько стиль, сколько образ интерьера.

Интерьер в византийском стиле выглядит величественно и ярко. Для византийского стиля характерно стремление к пышности, богатству и шику. Основой византийского искусства является античная культура, сильное влияние на которую оказало христианство с одной стороны, и восточные веяния – с другой. Самые характерные особенности византийского стиля – это роскошь и утонченность, богатство красок и блеск золота, изобилие украшений в соединении с рациональными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности.

Для интерьера в византийском стиле:

1. Интерьер в византийском стиле отличается пышностью и богатством. Цветовая гамма насыщенная, яркая и радостная. Палитра цветов очень разнообразна, но преобладают белый, красный, пурпурный, все оттенки коричневого и голубой цвета. Независимо от выбора цвета, буквально все в византийском интерьере щедро декорируется золотом, слоновой костью и перламутром.

2. Стены в интерьере византийского стиля можно обшить деревянными панелями, отделать декоративной штукатуркой, мраморными плитами или их имитацией. Характерными элементами являются легкий рельефный рисунок и утонченная декоративная резьба.

Изысканная византийская роспись – тоже важный стилеобразующий элемент. Основу росписи составляет тонкий растительный орнамент с обязательным изображением трилистника. Особую роль в оформлении интерьера в византийском стиле играют роскошные ткани, например шелк. С их помощью также можно интересно декорировать стены. В современном дизайне интерьера византийского стиля широко используется мозаика, живопись в ярких красках, фрески.

3. Одним из основополагающих элементов византийского стиля являются арки, колонны, переходящие в капители, украшенные рельефами, а также купола. Аркады могут тянуться по всему периметру здания. Окна и дверные проемы могут быть вытянуты по вертикали и также принимать арочную форму.

4. Пол помещения, оформленного в византийском, стиле можно сделать мраморным со вставками из разноцветной мозаики, покрыть глянцевой плиткой, имитирующей натуральный камень, или использовать керамическую плитку с геометрическим рисунком. Внутреннее пространство также может быть обильно украшено яркими коврами.

5. Для интерьера в византийском стиле характерны высокие потолки и куполообразные формы. Однако если нет возможности устроить купольный свод в своем доме, можно прибегнуть и к другому решению. Характерной чертой византийского искусства является причудливая роскошная узорчатость, которая отчетливо проявляется в мозаичном декоре и орнаменте. Поэтому, отличным решением станет натяжной потолок с фотопечатью. В качестве изображения можно нанести любой орнамент, характерный для византийского стиля. Например, сложные сплетения стилизованных растений, виноградных лоз, звериных мотивов, геометрических фигур.

Добавить изысканности вашему интерьеру сможет натяжной потолок с фактурой под металлик, например, с золотым отливом. Такой потолок также отлично впишется в византийский интерьер с его стремлением к роскоши. Если же в интерьере и так присутствует большое количество декора, то можно сделать потолок просто однотонным – белым, бежевым, сложного оливкового цвета или же ясного небесно-голубого. Все зависит от общего колорита вашей комнаты.

6. Мебель в византийском стиле изготовлена в основном из дерева. Она должна бытьмассивной, но не грубой. Для ее отделки используются резьба, вставки из слоновой кости, цветные росписи, позолота и смальта – особо прочное цветное стекло. В качестве мягкой мебели используются диваны, тахты, обитые шелком. Очень уместной будет обивка мебели дорогими натуральными тканями ярких расцветок с восточными мотивами.При этом рекомендуется использовать большое количество подушек. Для спальни в византийском стиле идеально подойдет кровать с роскошным балдахином из легкой ткани с золотым отливом. Межкомнатные и входные двери также должны быть массивными, с отделкой под бронзу или железо.

7. Византийский стиль со времен его возникновения всегда славился обилием роскошного византийского текстиля. Украшенные витиеватым узором, яркие ткани использовались практически в каждом элементе интерьера. Ими драпировались окна и арочные дверные проемы, декорировалась мебель и стены.Византийские шелка отличались высочайшим качеством, орнаментальной сложностью, цветовой изысканностью и тонкостью работы.Высокие балдахины над кроватями выполнялись из тончайшего полупрозрачного шелка, расшитого золотой нитью. Многочисленные расшитые подушки заполняли собой мягкие, обитые яркой тканью с восточным узором, диваны и зачастую просто разбрасывались по устилающим пол мягким ворсистым коврам.

Читайте также:  Салатовые шторы в интерьере

8. Люстры и встроенные светильники в интерьере византийского стиля должны обеспечивать мягкий, льющийся, но достаточно яркий свет. Такое помещение должно выглядеть очень торжественно, но в то же время в нем будет уютно и тепло.В византийском искусстве широко используется цветное стекло. Кроме того для византийского убранства характерно использование золота и серебра. Поэтому можно повесить в комнате золотую или серебряную люстру на цепях.

9. Богатый и блестящий декор – это визитка византийского стиля. Характерным приемом является декорирование ниш, дверных и оконных проемов с помощью орнамента. Пространство византийского интерьера наполнено всевозможными мелочами – вазы и статуэтки из слоновой кости, золотая, серебряная и медная посуда, цветущие комнатные растения, позолоченные клетки с птицами.

Широко используются аксессуары из мозаики, эмали, цветного стекла. Изначально цветное стекло использовалось в качестве мозаики в витражах. Позже из него стали изготавливать и изысканные предметы – посуду, вазы, стеклянные бусы и аксессуары. В сочетании с большим количеством драгоценных металлов, полудрагоценных камней и слоновой кости, цветное стекло явилось одной из особенностей, отличающих богатый, помпезный и утонченный византийский стиль от всех других стилей.

Если Вам по душе роскошь, изысканность, богатство красок и декора, то Вам следует остановить свой выбор на византийском стиле интерьера.

Almos-Vrx › Блог › 012. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА. ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.

временное начало было здесь
“Стиль сегодня — это стилистические цитаты из прошлого” Павел Николаев

Если, прослеживая этапы развития рассмотренных нами культур древности, мы ещё замечаем какую-то хронологию, то среди последующих стилей мы видим, что они нередко перемешиваются между собой, порождая новые. Так, отпочковавшийся Персидский стиль оказал огромное влияние на Ведический (Индийский), смешался с Дальневосточными течениями (Японский стиль, Дзен, Фен-Шуй, Китайский Стиль), которые так же заимствовали друг у друга элементы. Гремучая смесь снова выхлёстывалась на Европу, порождая то Китайщину (Шинуазри), то Колониальщину (если вспомнить ещё и влияние культур других стран по всему миру, в том числе и обоих Америк), с её разнообразными народными проявлениями. Всё это получило обобщающее название Этнические стили. Мы же пока будем рассматривать развитие европейских стилей, иногда упоминая влияние пришлых культур. Но к отдельному рассмотрению упомянутых Этно-стилей мы обязательно ещё вернёмся.

В 330 году из-за междоусобиц, охвативших Римскую империю, император Константин I Великий свою столицу перенёс в Византий (c I века входивший в состав Римской империи) и назвал Константинополем. Византию в средневековье именовали Романией, византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя верховным жрецом. Это отразилось в искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира.
Первые столетия Византийского государства рассматривают как главный этап в формировании мировоззрения византийского общества, с опорой на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Христианство, как философско-религиозная система формировалось сложно и под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Важным компонентом являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства с язычеством приходит компромисс с античным миросозерцанием.

Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями. Прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Строятся крупнейшие официально — культовые сооружения. Междоусобная же борьба феодалов и нашествия варваров сокращают масштабы строящихся объектов, усиливают разницу в подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне — византийский (V — VIII вв.) — когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII — XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII — XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Заимствовав формы из Античности, византийское зодчество их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главное — употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и на Востоке, но помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана при помощи, так называемых парусов, или пандантивов.

Для придания куполу ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями так, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Система постройки применялась в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс). Сперва купол имел плоскую форму, впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось возвышенной главой и имело ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.

Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров для женщин, присутствующих при богослужении, называясь гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был, не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые (пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом. Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.

Формирование византийских систем перекрытий:
а — римский крестовый свод:
б — вспарушенный свод на четырех опорах:
в — вспарушенный свод на восьми опорах,
г — купол на парусах;
д — купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е — крестовокупольная система перекрытия

Полный расцвет Византийского Стиля был в первой половине VI века, при Юстиниане, до начала XIII века Византийское искусство испытывало подъём, а по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, — крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы. Она сберегла в темную пору Средневековья античные предания и технические приемы, облегчив первые шаги искусству эпохи Возрождения. Её прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние — на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Характер мебели в Византии полностью сохранился римский, но чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы — золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. До наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью — низкие диваны, тахты, — заимствованной из Персии и других восточных стран.

Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.
Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы — пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.

Читайте также:  Садовые фонари своими руками

Орнамент состоящий из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
Отдельно стоит сказать о декоративных материях. Знаменитые византийские шелка с ткаными узорами даже в сохранившихся фрагментах, прошедших испытание временем, поражают тонкостью работы. Шелковые полотнища украшали стены, укреплялись в арочных проемах. В случае если требовалось открыть проемы, занавеси завязывались или оборачивались вокруг колонн. Из Персии и стран Ближнего Востока обильно ввозились ковры и драгоценные ткани, которыми украшались ложа, табуреты и троны.

Внутреннее убранство в Византийском стиле менее всего соответствует определению “мрачное Средневековье”. Стены помещений покрываются светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополняется тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Иногда применяется так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требуется особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называется парижской или французской
Значительную роль в убранстве залов играют охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина дома. Доспехи, надо сказать, не всегда выставляются напоказ. Порой они убираются в своеобразные “ниши-шифоньеры” — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

Византийский стиль очень помпезен и неудобен для применения в наши дни. Любой имперский стиль требует затрат и идеального вкуса. Легко перебрать с деталями и получить вычурную декорацию. До наших дней не дошло изображений жилого интерьера тех времен, но можно опираться на описания современников Византии.

Основные цвета стиля – золотой и пурпурный. Второй – оптимален для спальни. Это делалось для того, чтобы каждое утро вы ощущали себя рожденным в пурпуре, или, как тогда говорили, порфирогенитом. Так должны были рождаться императоры. И самой насыщенной в плане цвета в спальне должна быть кровать. Можно поставить балдахин из легкой ткани с золотой каймой или с золотистым рисунком. Блестящие нити должны создавать эффект мерцания. Стены – на тон светлее. Можно постелить и развесить по стенам иранские ковры, также хорошо будут смотреться подушки.

Гостиную, если позволяют размеры, делают залом для пиров. Стены надо отделать так, чтобы имитировать цветные мраморные пластины. Главное – это не допустить ошибки в цвете, и лучше всего сделать эскиз. Но достаточно неширокого фриза с растительным орнаментом. Мягкую мебель надо выбирать с драпировкой из ярких восточных тканей. Необходимо добавить несколько подушек-валиков.
Напольную мозаику из полудрагоценных камней можно имитировать состаренной керамической плиткой с геометрическим рисунком.

Русско-византийский стиль в архитектуре и интерьере: неовизантийский

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Читайте также:  Яхтный лак для пола

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

Собор Святой Марии в романско-византийском стиле

Дизайн спальни на мансарде: особенности планировки и предпочитаемые отделочные материалы.

Обои Касторама: что это такое и в чем их преимущества читайте тут.

Заключение

Византийское искусство оказало значительное воздействие на средневековое искусство многих стран. Черты данного стиля ярко прослеживаются во многих более поздних направлениях, таких как готика или романский стиль. Византийское искусство отличается особой помпезностью, яркостью и богатством. В этом направлении органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.

Рекомендуем также ознакомиться со стилем Бидермейер.

Как создать византийский стиль в интерьере

Византийский стиль в интерьере – это сосредоточие роскоши и изящества, величественности и богатства. Он достиг своего расцвета в начале VI веке и оставался на пике славы вплоть до XIII века.

Развитие византийской архитектуры и искусства началось с момента перенесения Константином I резиденции римских императоров в сказочный город Константинополь. Новая столица с первых лет существования самоотверженно пыталась превзойти Рим, создавая грандиозные сооружения и незабываемые произведения искусства. Во многих строениях греко-римские элементы сочетались с восточными мотивами. О том, как жили обычные люди, остается только догадываться. До наших дней дошли лишь отрывочные сведения об обстановке, окружающей правителей.

Отличительные черты византийского стиля в интерьере – потолок в виде купола, дугообразные арки, обилие позолоты и серебра, слоновая кость и мрамор, мозаика и фрески, вытянутые по вертикали арочные окна, цветное стекло (смальта).

Изюминка – широкое использование восхитительных восточных тканей с орнаментальными и растительными узорами. Ими завешивают арочные проемы, украшают стены, шьют занавеси, покрывала и скатерти. Складные стулья повсеместно заменяют обычные, часто вообще отдают предпочтение резным табуретам. В интерьере присутствуют сундуки и ларцы, множество люстр, потолочных светильников и различных бра.

В фаворитах искусственно состаренные по специальной технологии зеркала в шикарном бронзовом или серебряном обрамлении. Дополняют декор китайские статуэтки и вазочки. Пол украшают великолепные среднеазиатские или персидские ковры. На мебели в дизайне интерьера в византийском стиле красуются вставки из слоновой кости, инкрустация из смальты, – такая богатая отделка отлично скрывает простоту и даже некоторую примитивность форм. Сама мебель изготавливается из металла или дорогих пород дерева.

Что касается светового решения, можно остановить выбор на крупных люстрах с декором в виде цепей, либо подобрать светильники, встроенные в стенные и потолочные ниши. В цветовой палитре византийского стиля в интерьере преобладают золотой, белый, пурпурный, изумрудный и синий цвета. Второстепенные оттенки – коричневый, бежевый, вкрапления розового, серого.

Нередко спальню оформляют в темно-вишневых тонах, кровать украшают полупрозрачным балдахином с вышивкой золотыми нитями. Сымитировать облицовку мрамором на стенах довольно легко с помощью обоев или панелей с рисунком, подобным мраморным плитам. Напольное покрытие выбирайте с геометрическим принтом «под старину». По периметру сводчатого потолка сделайте орнамент в виде виноградной лозы или роспись по фризу. В орнаменте могут присутствовать изображения фантастичных животных и птиц, переплетающиеся ленты, а также элементы христианских символов – ягненок, голубь, пшеничный колос, ветка оливы, лавр.

Мягкая мебель (диван или тахта) в гостиной должна быть низкой, обитой яркой однотонной тканью или дорогой материей с витиеватым восточным узором. Нелишними окажутся декоративные диванные подушки. Вальяжность гостиной добавит камин. Воссоздание византийского стиля в интерьере требует наличие идеального вкуса и чувства стиля, а кроме того, большую площадь помещения.

К отрицательным чертам византийского направления относят помпезность и тяжеловесность. Некоторых смущает массивная мебель с упрощенными формами и излишеством элементов декора. Но для других богатый и блестящий декор – это плюс, позволяющий любоваться упоительной роскошью и наслаждаться экзотичными нотками восточного стиля.

Византийский стиль в интерьере

Войти

Каким был византийский дом. Интерьер

Мы попытались представить, как выглядел византийский богатый дом снаружи.
http://theofilakt.livejournal.com/57588.html Еще труднее реконструировать его внутренний вид.

Интерьеры дворца Циза и зала Роджера в Королевском дворце (оба в Палермо)
помогут нам составить некоторое представление о светских интерьерах Византии.


Дверь и банкетка тут, правда, немного портят картину. “Родная” дверь могла выглядеть так.

Можно предположить, что в декоре активно использовалась облицовка камнем,
особенно мрамором и порфиром, и мозаика, как из камня, так и из смальты.

Колонны могли поддерживать своды, либо просто служить декором. Они были разного цвета,
в зависимости от цвета материала.

Византийские мастера умели использовать естественный рисунок камня
и создавали из него причудливые узоры.

Стены украшались мозаиками со светскими сюжетами.

Тронное место из Палатинской капеллы.

Вверху Циза, внизу – Палатинская капелла.

Думаю, что в окнах могли быть такие решетки.

Перекрытия скорее всего были самыми разными, в том числе и сводчатыми.

Своды дворца Теодориха в Равенне.


Своды зала Роджера в Палермо, покрыте мозаикой.

Декор дворцов непременно дополняли роскошные шелковые ткани.
Ими могли драпироваться аркады, как это было принято в Древнем Риме.

Кстати легкие аркады тоже наверняка украшали просторные залы дворцов.


Полы были мозаичными, причем самыми разнообразными. В ранний период они почти не отличались от древнеримских.

С IX века в моду входит орнамент из кругов и плетенок. Центральная часть круга часто вытачивалась из цельного куска порфира. Порфир был особо почитаемым камнем в Византии. Им была облицована комната, в которой рождались “парфирородные” византийские императоры.

Такой орнамент часто можно встретить в византийских и итальянских храмах,
но, возможно, его использовали и в декоре дворцов.

Реконструкция интерьера Золотого дворца в Венеции.

Мебель была простых форм, но богато украшена.
До наших дней сохранились образцы мраморных тронов, украшенные мозаикой.


Столы тоже простые. На верхнем фото, я думаю, стилизация из зала Роджера (а может и настоящий),
а на нижнем – алтарь, очень похожий на обычный стол. http://origenic.livejournal.com/256734.html

Внизу – столешница из зала Роджера.


На мозаике из Баптистерия православных в Равенне очень лаконичный престол, но стул довольно причудливый.

Уникальный образец деревянного трона, облицованного пластинами слоновой кости.
Вряд ли он был такой единственный.

Жесткая мебель нуждалась в подушках и матрасиках.

Картину можно дополнить бронзовыми и хрустальными светильниками.

И собственным воображением.
Рисунок примитивный, но лучшего нет. 🙂

Ссылка на основную публикацию