Освещение рабочего места школьника: основные правила

Как и какую настольную лампу выбрать для школьника?

Наиболее удобное и безвредное для глаз – естественное освещение. Но самые длинные дни, к сожалению, приходятся на летнее время, когда у школьников как раз проходят каникулы, а во время занятий им приходится заниматься преимущественно в условиях искусственного освещения, особенно зимой, когда без осветительных приборов занятия становятся просто невозможными. В такой ситуации неизбежно встаёт вопрос, как правильно выбрать настольную лампу для школьника.

Освещение рабочего стола и всей комнаты для младшего школьника, ученика средних классов и старшеклассника должно иметь высокую функциональность и отвечать некоторым специфическим требованиям. Поскольку школьник по несколько часов в день сидит при свете настольной лампы, то её свет не должен приносить ему вред.

В первую очередь настольная лампа, что недвусмысленно явствует из самого её названия, должна освещать столешницу рабочего стола или парты. При этом её конструкция должна создавать «островок света», а само излучение лампы не должно утомлять зрение. Оптимальным вариантом будет рассеянный свет без резких переходов света и тени.

Требования к освещению рабочего места школьника

Согласно гигиеническим требованиям, освещение должно быть ровным, мягким, не дающим теней и бликов. Это обязательно нужно учитывать перед тем, как выбрать настольную лампу для школьника. Отсюда понятно и то, что одной настольной лампой обойтись не удастся, поэтому во время занятий включенным должен быть и верхний свет.

Шторы на окнах желательно повесить не сильно препятствующие проникновению солнечного света. Окно должно быть хорошо вымытым, без цветов и других затеняющих предметов на подоконнике. Нежелательно использовать в одном помещении лампы накаливания и люминесцентные лампы. Что же касается самой настольной лампы для школьника, то для неё важнейшими характеристиками являются функциональность, безопасность и удобство. Если освещение будет правильным, то глаза ребёнка будут меньше уставать, сам он меньше утомляться, а, значит, лучше справляться с учебной нагрузкой и успешней учиться.

Выбор конструкции настольной лампы

Решая, как выбрать настольную лампу для первоклассника, нужно помнить, что лучше всего, чтобы она имела простейшую конструкцию – тогда с ней легко будет управляться и самому ребёнку.

Для таких целей очень удобной показала себя лампа на штативе или гибкой ножке, которая, чтобы не упасть, накрепко фиксируется к столешнице. Ножка возможна любая: поворачивающаяся на шарнирах или полностью гибкая, в любом варианте с её помощью можно освещать любые участки стола, не передвигая саму лампу. Модели на прищепке хороши своей мобильностью.

Видео о том, как выбрать настольную лампу для школьника

Выбор источника света

Идеальными до сих пор считаются лампы накаливания, особенно с матовым исполнением. Хорошо подходят также современные светодиодные лампы, которые часто снабжаются диммером (реостатом), плавно регулирующим мощность светового потока. Благодаря этому каждый пользователь имеет возможность настроить освещённость стола под наиболее комфортабельные для него условия.

Но вот энергосберегающие лампы или лампочки дневного света не могут работать с реостатом, кроме того, у них холодный белый спектр, который далёк от естественного, к тому же они мерцают и в целом считаются вредными для глаз. Кроме того, принцип работы таких ламп требует наличия соединений ртути, которые очень вредны для здоровья. Если ребёнок случайно разобьёт такую лампу, то непременно вдохнёт вредных испарений ртути. Для таких ламп созданы несколько спектров излучения, которые указываются производителем на цоколе:

  • ЛБХ – белый холодный свет;
  • ЛД – дневной свет;
  • ЛТБ – белый тёплый свет.

ЛТБ наиболее предпочтительный, поскольку этот спектр наиболее близок к спектру солнечного света.

Мощность настольной лампы

Настольные лампы – не те приборы, которые требуют максимальной мощности источников, 100 Вт для них максимум, иначе сидящему возле них человеку будет некомфортно. Если кого-то устраивает мощность 60 Вт, то пусть он и продолжает ей пользоваться, а тем, кому этого маловато, можно заменить такую лампу на 75-ваттную. К тому же, мощность лампы должна зависеть от размеров стола и цвета столешницы.

Чем больше стол и темнее его поверхность, тем более яркую лампочку потребуется установить в лампу.

Следует помнить, что чем мощнее лампа накаливания, тем она сильнее греется (ведь на свет из её мощности уходят считанные проценты), так что она запросто может перегреть ребёнка и даже прожечь абажур. Поэтому, если школьник начинает жаловаться на вялость, быструю утомляемость и головную боль, то следует обратить внимание на его настольную лампу.

Плафон настольной лампы

Плафон настольной лампы важен, прежде всего, не столько своей ценой и стилевым направлением, а тем, что должен быть непрозрачным и направлять поток света на стол, отсекая бьющие в глаза яркие лучи лампочки. Кроме того, в нём должен быть отражатель, который смягчал бы свет благодаря рассеиванию.

Лампочка не должна выступать за края плафона, чтобы не поливать ярким светом глаза ученика.

По существу, плафон – главная деталь, которая должна повлиять на решение, какую настольную лампу выбрать для школьника.

На некоторые параметры плафона следует обращать особое внимание:

  • Форма плафона. Для стола школьника лучше всего подойдёт светильник, имеющий плафон пирамидальной или конусообразной формы (узкая вершина и расширяющиеся книзу стенки). Благодаря такой форме настольная лампа обеспечит максимальное освещение.
  • Цвет плафона не должен быть чересчур ярким, чтобы от него не уставали глаза, и ребёнок не отвлекался от занятий. Идеальным вариантом считается зелёный цвет, который не отвлекает и меньше других раздражает зрение. Спокойные пастельные тона также вполне подойдут.

Видео о том, какую настольную лампу выбрать для школьника

Материал плафона обычно представлен такими материалами, как стекло, ткань, пластик или металл.

  • Пластмассовые плафоны могут выглядеть вполне презентабельно, но если пластик некачественный, а лампочка вкручена слишком мощная, то они способны расплавиться и вызвать пожар. Поэтому если уж и покупать плафон из пластика, то только толстый, прочный и непрозрачный (прозрачный будет бесполезен для своего назначения).
  • Металл, безусловно, не горит и прочен, но моментально разогревается, из-за чего ребёнок, случайно коснувшийся плафона или пытающийся его поправить, может получить болезненный ожог.
  • Очень функциональны тканевые плафоны, поскольку отлично рассеивают проходящий свет, но люди почему-то больше предпочитают использовать их в спальне. Видимо, из-за того, что ткань легко собирает пыль, что заставит обычного ребёнка чихать, а аллергика – страдать.
  • Хотя стеклянные абажуры и самые красивые, но это не лучший вариант для школьника, поскольку стекло всегда может разбиться. Правда, специальное современное стекло разбить не так просто. В любом случае, стеклянный абажур должен быть также непрозрачным.

Выбирая для ученика настольную лампу, важно учесть и её высоту и размеры, поскольку здесь не годятся как чрезмерно маленькие, так и громоздкие изделия. Совсем нелишним будет узнать и мнение самого ученика, ведь лампа покупается надолго, и она должна ему сразу же понравиться, а не раздражать.

Положение лампы на столе

Что касается размещения настольной лампы на столе школьника, то оно, в первую очередь, зависит от того, кто он – правша или левша. То есть, в большинстве случаев лампа ставится на левом углу стола, но для левшей он меняется на правый, чтобы тень от руки не загораживала предмет внимания ученика. Лампа посредине стола может удовлетворить как правшей, так и левшей.

В любом случае нельзя использовать для освещения стола светильник, находящийся за спиной сидящего.

Часто для экономии места на столе светильники крепятся на находящихся рядом предметах (шкафах, полках) или стене.

Следует напомнить ещё раз, о чём нельзя забывать при организации рабочего места школьника:

  • избегать теней и бликов, выбирая для этого лампы с ровным мягким светом;
  • нельзя позволять ребёнку работать с одной настольной лампой, а включать и верхний свет;
  • нужно предоставить солнечному свету максимальную возможность для проникновения в комнату ученика: чаще мыть окна, подоконники освободить от цветов и других посторонних предметов, использовать светлые легкие шторы, пропускающие свет либо жалюзи.

Какие параметры настольной лампы для Вас наиболее важны? Расскажите об этом в комментариях.

Как правильно организовать рабочее место ученика дома?

Учителя начальных классов, выпустившие четвероклассников в большое плавание, ожидают новичков – первоклассников. А у родителей будущих школьников начинается головная боль: что купить к школе, как выбрать письменный стол, какие пособия приобрести? Опыт учителей подсказывает – чтобы сохранить ребенку здоровье на одиннадцать лет школьной жизни, нужно заранее правильно организовать рабочее место ученика. Иначе сутулые плечи, сколиоз и испорченное зрение не заставят себя ждать. Предлагаем рассказать мамам, папам, бабушкам и дедушкам первоклассников на самых первых родительских собраниях о грамотном расположении рабочей зоны школьника дома.

Организовать рабочее место — это не передвинуть кухонный стол к окну и поставить новый стул, а если высоты стула не хватает, положить под попу энциклопедию потолще. Для успешной учебы и сохранения здоровья рабочее место школьника дома должно быть не только удобным и функциональным, с правильно подобранной мебелью и продуманной системой хранения, но и эстетически привлекательным.

Игровая и рабочие зоны в рабочем месте школьника

Психологи рекомендуют разделять учебную и игровую зоны. И хотя для первоклассника игра — ведущий вид деятельности, договаривайтесь с ребенком, что в учебной зоне игрушкам не место. Любимые машинки, куклы и конструктор переедут в игровую зону, чтобы не отвлекать ребенка.

Однако не стоит впадать в другую крайность и убирать все привычные игры и игрушки из комнаты свежеиспеченного ученика, потому что начинается серьезная жизнь. Первый класс — стресс, а привычные вещи помогают ребенку с ним справиться.

Читайте также:  Как быстро удалить побелку с потолка

Если ребенку сложно пережить разделение рабочей и игровой зон, можно договориться, что один любимый медведь будет помогать ему делать уроки, сидя рядом с лампой или на полочке.

А интеллектуальным настольным играм самое место в учебной зоне. И это не только шашки или шахматы. Сейчас существует множество настольных игр: от стратегий вроде «Каркассона» до математических и игр на расширение словарного запаса. Конечно, во все эти интеллектуальные развлечения придется активно включаться родителю. В планшете ребенок «мочит» монстров в одиночку, а для настольных игр нужна компания.

Выбор и расположение мебели при организации рабочего места ученика

В первую очередь, при организации рабочего места следует продумать правильное расположение мебели. Чаще всего родители стараются расположить мебель так, чтобы стол стоял у окна.

В этом есть свои плюсы:

  • максимально используется дневной свет;
  • ребенок может отвлечься на происходящее за окном и перевести дух между написанием крючков и палочек.

При расстановке мебели у окна стоит учитывать рабочую руку. К возрасту похода в школу родители уже знают, какая рука у ребенка ведущая. Если ребенок пишет левой рукой, стол ставим так, чтобы дневной свет падал справа, т.е. стол располагаем по левой стене комнаты. Для правшей — наоборот, по правой стороне.

Сидя за рабочим столом, ребенку следует соблюдать эргономичное положение тела. При длительном сидении ссутулившись, быстро устанут мышцы спины и шеи, начнутся головные боли. Стоит рассмотреть вариант стола-трансформера, т.е. мебели, которая растет вместе с ребенком, т.к. ее высота регулируется по росту ребенка. Материал — дерево либо качественный пластик. Обратите внимание: остатки клея, сколы, деревянные заусенцы — признак некачественного продукта.

К столу нужно выбрать правильный стул. Подготовка уроков — дело не трех минут. Бывает, ребята проводят за уроками и несколько часов. Комфортное сиденье и спинка с изгибом для поясницы, к которой плотно прилегает спина ученика — прекрасный выбор. Наличие подлокотников — не обязательно: при правильном положении ребенка за столом его локти расположены на столе.

Офисное кресло — неплохой выбор. Единственный недостаток — оно вращается, и непоседам сложно контролировать положение тела. Но в некоторых моделях эта функция блокируется. Стул не должен быть слишком глубоким. Идеальная ширина сиденья от копчика и чуть не доходя до коленок ребенка.

Высоту мебели нужно отрегулировать таким образом, чтобы стол находился на уровне солнечного сплетения, колени были согнуты под прямым углом и стопы стояли на полу. Если высоту стола невозможно отрегулировать, правильное положение ребенка за столом корректируем с помощью высоты стула. Не пугайтесь, если ребенок не достает ногами до пола, на помощь придет подставка для ног.

Правильное освещение — залог здорового зрения

Начальные классы — время интенсивного роста ребенка. С помощью рационально подобранной мебели родители могут позаботиться о его скелете, а сберечь зрение поможет правильный выбор освещения.

Если площадь комнаты позволяет и удалось расположить рабочий стол у окна — прекрасно, это позволит ребенку максимально использовать естественное освещение, а также сделать некоторые упражнения для глаз.

Однако, учитывая что в России во время учебного года световой день, достаточный для подготовки уроков при естественном освещении, длится два месяца — сентябрь и май, стоит подумать о дополнительных источниках света.

При выборе настольной лампы следует учитывать следующие нюансы:

  • площадь стола, освещаемая лампой, должна соответствовать рабочей поверхности;
  • свет должен быть умеренно ярким, т.к. и тусклый и излишне яркий свет дают дополнительную нагрузку на глаза ребенка;
  • устойчивая конструкция.

Устойчивость лампы необходима для предупреждения травм. Вы же не хотите, чтобы после каждого неаккуратного движения лампа летела на пол? Даже учитывая, что в современных светильниках используются прочные энергосберегающие лампы или светодиоды — это все равно опасно. Если на столе недостаточно места для лампы на прочном, устойчивым основании, можно рассмотреть варианты размещения на стене. Но также стоит проконтролировать надежность крепления.

Иногда родители не сразу замечают, что их уже почти взрослый ученик стал хуже видеть, и теряют драгоценное время. Рекомендуем обратить внимание на статью «Первые признаки снижения зрения у детей».

Организация рабочего места школьника дома

У ребенка с началом школьной жизни добавляется большое количество вещей: форма, новые учебники по разным предметам, дополнительные материалы для развития: например, пособия «Ступеньки к школе» или «Школа Эрудита XXI века».

Обилие новых нужных предметов усложняет ребенку поддержание порядка в рабочей зоне. Чтобы не ругать начинающего ученика за беспорядок в комнате, до начала занятий стоит тщательно продумать системы хранения. Это особенно важно, если ребенок собирается в школу без помощи взрослого.

Подумайте, что из школьных принадлежностей нужно организовать:

  • школьную и спортивную форму;
  • школьные учебники;
  • тетради и прописи;
  • письменные принадлежности: ручки, карандаши;
  • канцелярия: скрепки, степлер и т.д.;
  • материалы для творчества — цветные карандаши, пластилин, краски и альбомы.

Для организации хранения учебников хорошо подходят навесные полки, где каждый учебник на виду и ребенку не приходится его долго искать. Чтобы ребенку было легко ориентироваться в учебниках, лучше использовать прозрачные обложки, или подбирать для каждого учебника свою цветную. Хранить тетради и канцелярию удобно в выдвижных ящиках.

Рациональным приспособлением при создании рабочего места и формировании режима дня ребенка является магнитная или пробковая доска. На нее удобно прикрепить расписание занятий, сделать нужные записи или оставить яркую напоминалку. В обилии новой непривычной информации школьнику легко растеряться и забыть важное, а записка с веселой рожицей и напоминанием от мамы поможет быть более организованным и уверенным.

Несмотря на то, что малыш подрос и уже стал учеником, он все-таки остается ребенком. Яркие пятна забавных аксессуаров украсят его школьную жизнь и сделают приготовление уроков увлекательным занятием.

Пенал с забавными пони или мужественным человеком-пауком, цветные скрепки, забавная подставка для карандашей или книг, сделанная своими руками, — приятные, уютные мелочи, разбавляющие школьную рутину.

Тренажер для глаз

Первый класс — серьезное испытание для зрения. Нагрузка возрастает в несколько раз. При использовании в учебном процессе электронных учебников не стоит дома перегружать ребенка просмотром телевизора и гаджетами. Для профилактики проблем со зрением можно использовать специальный тренажер для глаз и делать упражнения после каждого подготовленного урока, или каждые 30 минут, если подготовка затянулась.

Тренажер для глаз можно сделать и самому, нарисовав на листе А3 цветные круги, стрелки и спирали.

Помните, что рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье, а методическая литература на портале LECTA поможет развить его интеллект.

Настольные лампы для школьников. Правила освещение рабочего стола школьника

Ребенок идёт в первый класс? Собирая его в школу, подумайте не только о форме и канцелярских принадлежностях, но и об освещении письменного стола, за которым он будет делать уроки. От качества освещения во многом будет зависеть, сохранит ли ваш сын или дочь зрение и правильную осанку, ведь нагрузки в современных школах предполагают проведение большого количества времени за занятиями.

Правила освещения рабочего места школьника

Самым лучшим освещением для человеческих глаз является естественное дневное. Но реалии таковы, что большую часть времени нам приходится находиться при искусственном свете. К счастью, благодаря большому выбору современных осветительных приборов, эту проблему удаётся решать довольно успешно и без вреда для здоровья.

Гигиенические стандарты требуют, чтобы освещение было мягким, ровным, без бликов и теней. Одной настольной лампы в комнате школьника недостаточно: нужно, чтобы верхний свет во время занятий и чтения был тоже включен. Для комнаты шторы лучше выбрать не препятствующие проникновению естественного света. Окна должны быть чистыми, подоконники — свободными от цветов и затеняющих помещение предметов.

В одном помещении не рекомендуется совмещать лампы люминесцентные с лампами накаливания.

Это что касается общего освещения в комнате, о чем подробнее описано здесь. При выборе же настольной лампы для ученика основными критериями являются её безопасность, удобство, функциональность. При оптимальном освещении глаза устают меньше, ребёнок менее утомляется, а значит, способен выдерживать больше учебной нагрузки и лучше учиться.

Оптимальная конструкция

Разбираясь, как выбрать настольную лампу для школьника, следует знать, что чем проще будет конструкция настольной лампы – тем лучше, ведь покупаем мы её для удобства ребёнка, а не в качестве музейного экспоната.

Очень удобна хорошая настольная лампа для школьника на гибкой ножке (штативе), которая жёстко крепится к столешнице, что не позволит светильнику упасть. Ножка может быть полностью гибкой или поворачивающейся на шарнирах, она даёт возможность освещать, не переставляя и не двигая лампу, необходимые места поверхности стола. Неплоха также из-за своей мобильности и конструкция на прищепке.

Настольная лампа с гибкой ножкой

Расположение на столе

Место детской настольной лампы для школьника на письменном столе в основном зависит от того, какую руку использует человек для письма: для правши источник света нужно поместить слева. Для левши — наоборот. Тень в таком случае не будет падать на рабочую поверхность стола. А для всех самым оптимальным является расположение источника света посередине стола.

Чего делать нельзя, так это направлять свет спереди/сзади.

Чтобы не занимать полезную поверхность, можно прикрепить светильник не на столешнице, а на расположенной рядом стене, шкафчике или полочке.

У левши настольная лампа должна стоять справа

Выбираем лампочку

Мощность лампочки для настольной лампы зависит в основном от размеров письменного стола: если он невелик, то достаточно 60 Вт; для большого понадобится 100 Вт, не меньше. Но если ребёнок стал жаловаться на головную боль, усталость, вялость — присмотритесь к его настольной лампе, возможно требуется заменить лампочку на более сильную или, наоборот, менее яркую.

Читайте также:  Как выбрать подходящую цепную электрическую пилу?

Рекомендуется применять обычные лампы накаливания, желательно с матовым белым покрытием, или настольные лампы для школьников светодиодные, которые дают возможность использования диммера (реостата) — прибора для регулирования мощности света, что позволит получить комфортную и оптимальную для каждого отдельного индивидуума освещённость стола. О настройке и выборе диммеров читайте в этой статье.

Светодиодная настольная лампа

А вот энергосберегающие лампы делают применение реостата невозможным. Кроме того, лампочки дневного света/энергосберегающие горят холодным белым светом, не очень естественным, а значит, и не очень полезным для глаз человека. К тому же при изготовлении таких ламп используется ртуть/ртутные соединения, очень опасные для здоровья. Ребёнок может случайно разбить лампочку, и вредных ртутных испарений избежать в таком случае не удастся. Подробнее о вреде люминесцентных ламп тут.

Цвет светоизлучения лампочки очень важен, маркировку производитель обычно указывает на цоколе:

  • ЛД – дневной;
    • ЛХБ — белый холодный;
    • ЛТБ — белый тёплый.

Предпочтительней всего для учащегося вариант ЛТБ, который ближе всего к естественному дневному освещению.

Выбираем плафон

При выборе плафона обращайте внимание не только на его цену, внешний вид и на то, как он впишется в дизайн комнаты. Главное, чтобы он не был прозрачным и направлял световой поток на столешницу, а не светил в глаза ребёнку. Кроме того, плафон должен быть с отражателем, чтобы свет был не прямым, а немного рассеянным. Проследите, чтобы лампочка не выступала за края плафона и не слепила вашего сына или дочь. Именно от стиля плафона будет принято окончательное решение, какую настольную лампу купить школьнику.

Следует обратить внимание на основные параметры плафона, которые имеют очень важное значение:

  1. Форма. Светильник с плафоном трапециевидной формы — узкое основание и широкие края конуса — гарантирует максимальное освещение. Лучше всего для стола школьника подойдёт именно он.
  2. Цвет. Оттенок не должен быть слишком ярким – это будет отвлекать от занятий, да и глаза быстро устанут. Предпочтительным является зелёный, который и не отвлекает, и даёт глазным мышцам периодический отдых. Подойдут также любые приятные пастельные тона.
  3. Материал изготовления. Плафон настольного светильника может быть выполнен из пластика, стекла, металла, ткани.

Пластмассовые плафоны выглядят довольно неплохо, но при невысоком уровне качества они могут расплавиться в случае, когда лампа горит слишком долго, и вызвать опасность возгорания. Поэтому следует выбирать светильники с плафонами из толстого и непрозрачного прочного пластика. Прозрачный материал будет пропускать слишком много света и слепить глаза.

Настольная лампа из прочного пластика

Металл считается материалом прочным и пожаробезопасным, но он быстро нагревается, в результате чего ребёнок может получить ожог, нечаянно задев лампу или пытаясь поправить её.

Плафоны из текстиля обладают высокой функциональностью. Свет от лампы, проходящий через ткань, мягко рассеивается, становясь равномерным. Но всё-таки эти лампы больше подойдут для спальной, а не для учебной зоны.

Ткань имеет свойства собирать пыль, что будет явно не на пользу ребёнку, особенно аллергику.

Стекло для настольной лампы ученика – тоже не самый лучший вариант, у таких ламп в основном декоративное предназначение. Стекло может разбиться, хотя многие современные стеклянные изделия обладают повышенной прочностью. Главное для такой настольной лампы, чтобы оно было непрозрачным.

При выборе настольного светильника для учащегося следует также обратить внимание на размер и высоту: он не должен быть слишком маленьким или, наоборот, громоздким. Ну и, конечно, нужно учесть предпочтения самого ребёнка: ведь это для него мы стараемся в первую очередь – чтобы ему нравилось, было хорошо и удобно.

Рабочее место, освещение, гимнастика: 5 правил здоровой учёбы

Рабочее место, освещение, гимнастика: 5 правил здоровой учёбы

Школьники вновь сели за парты и взялись за учебники. В таком режиме им придётся работать до конца учебного года. За это время, по статистике Роспотребнадзора, в России почти в два раза увеличится количество детей со сколиозом и почти в полтора — с понижением остроты зрения. А виной всему — неправильная организация рабочего места школьника.

Специалисты Дневник.ру предлагают проверить комнату вашего ребёнка. Чтобы учёба была безопасной для зрения и осанки, у школьника должно быть правильно оборудовано рабочее место и достаточное освещение.

Проверьте мебель на соответствие росто-возрастным особенностям ребёнка.

«Высота столешницы должна быть на уровне груди. При росте до 120 сантиметров — не больше 52-х сантиметров, а при росте более 120 сантиметров — 60 сантиметров. Важно держать ровно спину при письме, для этого хорошо подойдут столы-трансформеры, у которых регулируется угол наклона столешницы. Они хороши ещё и тем, что растут вместе с ребёнком».

дизайнер интерьера Евгения Ермолаева

Наклон стола при письме должен быть 15°, а при чтении — 30°. Следите, чтобы во время выполнения домашних заданий затылок ребёнка был приподнят, подбородок опущен, плечи расположены на одной линии, руки лежали на столе под прямым углом, а ступни располагались перпендикулярно голени (для этого удобно использовать подставку). Оптимальное расстояние от глаз до тетради или учебников — 30-35 сантиметров.

Хорошо, если высота стула тоже будет регулироваться, а его спинка — повторять естественный изгиб позвоночника и заканчиваться на уровне лопаток. И не выбирайте стулья с подлокотниками — из-за них плечи ребёнка могут слишком сильно подниматься или опускаться.

Из истории школьной парты

Школьники Древней Греции и Рима не могли и мечтать о столах с регулируемой высотой и уж тем более углом наклона. Последний они регулировали сами, располагая на коленках дощечки для письма кому как удобно. В Средние века ситуация немного изменилась, ученики сидели перед учителем за одним столом. На Руси вместо современных парт были деревянные лавки. Потом пришли поставцы (столы с откидной доской), а им на смену — канцелярская конторка.

В ХIХ веке школьникам все ещё приходилось сидеть на неудобных лавочках или стульях за простыми столами. Это влияло не только на осанку детей, но и на зрение. В 1870 году офтальмолог и гигиенист Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту. Она состояла из стула, который соединялся со столом, а также подставки для ног. Столешница располагалась под наклоном, чтобы тексты читались под прямым углом и с правильного расстояния от глаз в 30-40 сантиметров. Такая комбинация не позволяла школьникам сутулиться. Эрисман также разработал модификации парт в зависимости от роста детей.

Открытие учёного перевернуло представление об ученической мебели, император Александр II даже издал специальный указ об оснащении новинкой всех российских школ.

2. Микроклимат

Не забывайте поддерживать комфортную для детей температуру воздуха в комнате. По нормам СанПиН (2.4.2.2821-10), в помещении для занятий — это 18-24°C. Ежедневно проветривайте детскую, например, пока ребёнок находится в школе или на прогулке.

3. Освещение

Рабочее место школьника лучше всего организовать у окна, чтобы дневной свет падал по направлению письма.

«Как правило, основного потолочного освещения не хватает, поэтому должна быть настольная лампа. Для правшей мы располагаем её слева, а для левшей справа. И лучше выбрать светильник с регулируемой интенсивностью света».

Дизайнер интерьера Евгения Ермолаева

Проследите также, чтобы свет от настольной лампы был направлен на книгу или тетрадь. И не приравнивайте излучение от компьютера к дополнительному источнику освещения. При работе за ним также не помешает настольная лампа или торшер. При этом, внешний свет не должен создавать на экране блики.

4. Техника

Оптимальное расстояние до монитора компьютера — 50 сантиметров. Обратите внимание на то, чтобы ребёнок смотрел в него прямо, не выгибая шею вперёд или назад.

«Для других гаджетов, планшета или смартфона, можно использовать специальные подставки. Держать такую технику надо на расстоянии вытянутой руки. Индивидуально настраивайте яркость экрана и не забывайте обновлять настройки, чтобы изображение было максимально чётким».

Аккаунт-менеджер Дневник.ру Виктория Сенева

Чтобы снизить нагрузку на зрение, соблюдайте режим. Детям 7-10 лет использовать гаджеты без перерыва рекомендуется не более 10-15 минут в день, а с десяти лет — по 20 минут, максимум три раза в день.

И не забывайте про десятиминутные паузы. Их надо делать каждый час. Например, отвлекитесь на зарядку для глаз. Быстро поморгайте в течение двух минут, надавите пальцами на веки, сделайте упражнение «велотренажер» (круговые движения глазами) в одну и другую сторону, несколько раз зажмурьтесь на три-пять секунд, открывая глаза после каждого «подхода».

5. Зарядка

Во время перерыва полезно размять и тело. Несколько простых упражнений помогут укрепить мышечный каркас позвоночника и предотвратить нарушения осанки.

«Для удобства можно распечатать комплекс упражнений и повесить на стену в своей комнате. Недавно в рамках совместного проекта с одним из наших партнеров мы разработали специальную гимнастику для школьников, чтобы отвлечься и взбодриться. Теперь и сами делаем её на работе с коллегами. Это весело, и к тому же актуально для нас, ведь IT-специалисты большую часть времени проводят за компьютером».

Аккаунт-менеджер Дневник.ру Виктория Сенева

Вот несколько упражнений из комплекса:

  1. Растяжка шеи. Медленно поднимайте и опускайте голову до упора, а потом вращайте ею по и против часовой стрелки. Количество повторов: по пять раз в каждую сторону.
  2. Вращаем плечами. Коснитесь кончиками пальцев плеч и вращайте ими вперед и назад широкими круговыми движениями. Количество повторов: по пять раз в каждую сторону.
  3. Наклоны в стороны. Представьте себя маятником! Поставьте руки на пояс и наклоняйтесь то влево, то вправо. Количество повторов: по пять раз в каждую сторону.
  4. Скручивания. Встаньте спиной к стене. Развернитесь через левое плечо, отожмитесь от стены и вернитесь в исходное положение. А потом развернитесь через правое плечо. Ноги не должны двигаться! Количество повторов: десять раз.
  5. Подъём колена вверх. Встаньте прямо, руки на поясе, поочередно поднимайте колени максимально высоко к груди, сгибая ногу. Не забывайте тянуть носок! Количество повторов: по пять раз на каждую ногу.
Читайте также:  Виды и характеристики деревянных стеновых панелей

Фото на обложке: iStockphoto (KatarzynaBialasiewicz)

Освещение для школьника

В ходе наблюдений за школьниками и студентами высших учебных заведений установлено, что качество освещенности рабочего места напрямую влияет на степень утомляемости учащегося и на его способность воспринимать и запоминать приток новой информации: тусклый, мерцающий свет приводит к быстрому утомлению, снижению остроты восприятия, ухудшению зрения. Чересчур яркий свет вызывает раздражительность и неусидчивость ребенка.

Сезон знаний в самом разгаре. Родителям пора позаботиться о том, чтобы ребенок легко и равномерно усвоил тот объем информации, который ему предлагают в школе.

Вы купили учебники, выбрали красивые тетради и тот портфель, о котором так мечтал ваш ребенок, но еще важно организовать рабочее место ребенка, где он делает уроки.

В ходе наблюдений за школьниками и студентами высших учебных заведений установлено, что качество освещенности рабочего места напрямую влияет на степень утомляемости учащегося и на его способность воспринимать и запоминать приток новой информации: тусклый, мерцающий свет приводит к быстрому утомлению, снижению остроты восприятия, ухудшению зрения. Чересчур яркий свет вызывает раздражительность и неусидчивость ребенка.

От организации освещения рабочего места школьника зависит и развитие его позвоночника, что впоследствии скажется на состоянии здоровья, и успехе в учебе.

Как же выбрать оптимальное освещение для школьника?

Правила освещения рабочего стола школьника гласят, что освещение должно быть мягким и ровным, не мерцающее и не отбрасывающее тени. При чтении или письме за столом недостаточно только общего света. Слева от ребенка должна стоять настольная лампа, свет которой будет непосредственно падать на тетрадь или книгу.

При этом нежелательно сочетать в одном помещении разные источники света, как например лампы накаливания и люминесцентные лампы, тем более, последние содержат в себе ртуть.

При выборе лампочки важно обратить внимание на цвет светового излучения.

Обычный белый свет различается на дневной, холодный белый и теплый белый.

Для обучения предпочтительнее выбирать теплый белый свет, потому что он наиболее благотворно воздействует на зрение.

На сегодняшний день самое оптимальное для школьника – светодиодное освещение.

Чем светодиодное освещение помогает Вашему ребенку:

  • Ровный световой поток. Излучение светодиодных ламп мягкое, равномерное, без мерцания и пульсации. Это позволяет читать и писать, хорошо запоминая пройденный материал, не отвлекаясь и не уставая.
  • Регуляция яркости. Светодиодные светильники часто оборудованы диммером, прибором, позволяющим регулировать яркость света, подбирая нужный тон освещения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.
  • Безопасность. В отличие от других источников света, состав светодиодных ламп не содержит ртути и прочих ядовитых веществ.
  • Прочность. Корпус ламп выполнен из прочного стекла. Можно не волноваться, что лампа разобьется или станет причиной травмы от неосторожного движения ребенка.
  • Отсутствие нагрузки на зрение. Детей часто предупреждают, что смотреть на источник света незащищенным взглядом нельзя. Но детей привлекает ярко светящееся пятно. Диоды создают такое световое поле, которое безопасно для детских глаз. Более того, доказано, что световая среда светодиодных ламп снимает влияние нагрузки компьютера на глаза.
  • Дневное освещение. Световой поток светодиодных ламп создает освещение, близкое к естественному, что облегчает работу с текстом, повышает внимательность и запоминание. Таким образом, снижаются «затраты» организма на обучение.
  • Плюс ко всему, длительный срок службы светодиодного оборудования (до 10 лет), отсутствие необходимости тратиться на ремонт и замену и существенная экономия электроэнергии делает светодиодное освещение не только полезным для школьника, но и доступным для родителей.

    Освещение рабочего места школьника: основные правила

    / Санитарный надзор / Пресс-релизы /

    Организация рабочего места школьника

    Дети растут довольно быстро, и уже через несколько лет, вчерашний кроха становится школьником. Обучение в школе – это не только увлекательный мир знаний, но и, при неправильно организованном учебном процессе, риск здоровью несформировавшегося организма. Для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления школьника, сохранения его высокой работоспособности и здоровья, профилактики школьных форм патологии большое внимание необходимо уделять подбору и расположению школьного оборудования в классе и подбору мебели дома.

    К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

    При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

    Более подробно с требованиями к школьной мебели и классу можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.

    Немаловажное, а порой даже большее значение имеет организация рабочего места школьника дома. В домашних условиях это место является не только местом подготовки к занятиям в школе, но и местом для отдыха и свободного времяпрепровождения. Итак, что нужно учитывать родителям при обустройстве рабочего места школьника?

    Во-первых, определить расположение рабочего места (школьного уголка). Идеальный вариант – отдельная комната. Если вы живёте в маленькой однокомнатной квартире, лучше не давать ребёнку делать уроки на кухне, а организовать ему удобный письменный стол в углу вашей комнаты.

    Во-вторых, учитывать наличие естественного освещения. Оптимальный вариант нахождения источника естественного освещения сбоку от пишущей руки школьника. Что касается его искусственного освещения в темное время суток, то здесь специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Медицина не рекомендует локальное освещение рабочего места – вредно для зрения. Поэтому следует над уголком иметь рассредоточенное потолочное освещение – это поможет снять излишнее напряжение глаз ученика.

    В-третьих, не стоит оформлять рабочее место в разнотонных и контрастных тонах. Это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка. Исследованиями установлено, что при окрашивании поверхности столов в черный или коричневый цвет, уровни освещенности в помещении понижаются на 20% по сравнению с оборудованием таких же помещений светлой мебелью. Для отделки учебной мебели оптимальными являются цвета светло-зеленый или натурального дерева.

    В-четвёртых, мебель для школьника нужно приобретать из натурального материала. Практически идеально подходит дерево. Лучше выбирать берёзу, бук или сосну. Мебель из ДСП намного дешевле, но необходимо удостовериться в том, что выбранные предметы имеют соответствующие сертификаты. Отделка мебели должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции.

    В-пятых, рабочее место школьника должно иметь письменный стол, одну или несколько книжных полок. Конструкция стола не так важна. Главное, чтобы он был нужной высоты. Сегодня школьники практически постоянно могут работать с компьютером. Поэтому необходимо подумать о том, чтобы он помещался на столе. Для клавиатуры должна быть выдвижная полка. Наибольшим удобством отличаются многомодульные столы. На них все необходимые предметы можно разместить с максимальной функциональностью.

    Стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя на нем, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. При выборе кресла на колесиках оно должно иметь подлокотники и регулируемую спинку с анатомическим изгибом. Но такое кресло не подойдет для детей младших школьных возрастов.

    В учебной мебели должны выдерживаться правильное соотношение основных элементов:

    – расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см. Завышение или занижение этого расстояния может привести к ассиметрии тела, искривлению позвоночника, изменению расстояния от глаз до книги;

    – расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см. При завышении этого расстояния спинка стула не используется в качестве опоры, при занижении – «зажатая» рабочая поза;

    – расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см;

    – ноги ребенка должны упираться в пол или в подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и коленном суставах.

    Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

    Тел.: +7 (38822) 6-43-84

    Эл. почта:

    Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

    Ссылка на основную публикацию

    (c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

    Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
    При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

    Сейчас 541 гостей онлайн