Как выполнить лепку на стене своими руками

Как сделать декоративную лепку на стене из шпаклевки

При оформлении интерьера жилища неплохим решением станет лепка на стене. Несмотря на большое количество гипсовых и пластиковых изделий для украшения стен, художественная лепка все еще остается актуальной. Такая отделка не отличается большой сложностью и ее без труда можно будет выполнить самостоятельно.

В данной статье будет рассмотрено, как делать лепку на стене своими руками и какие материалы для этого могут применяться.

розы на стене, цветы из шпаклевки

Не сложный вариант, доступно каждому. Дешево и достаточно красиво, а, главное, все своими руками. Лучше купит.

Подготовительные процедуры

Даже самая обычная лепнина из гипса или штукатурки придаст квартире уникальности и элегантности. В дизайне любого помещения можно использовать рельефные узоры.

Для начала понадобится выбрать, на какие стены будут наноситься барельефы. Крайне важно учесть фактор освещения, будет ли свет естественным или искусственным.

Следующим этапом станет выбор картины и места на стене, где будет проведена лепка.

Новичкам в этом ремесле лучше не браться за сложные картины.

Оптимальным решением станут изображения деревьев, листьев или цветов. Пример такой лепки можно увидеть на рисунке.

Также потребуется подготовить следующий набор инструментов:

  • кельма;
  • плоская кисточка;
  • мастихин;
  • макловица;
  • малярная лента;
  • резиновые перчатки;
  • полиэтиленовая пленка.

Понадобится материал, который применяется для выравнивания поверхностей.

Нанесение барельефа на стену

Для лепки могут применяться различные материалы. Наиболее распространенным вариантом является создание барельефа из гипса и шпатлевки.

Для начала необходимо выбрать наиболее подходящую фактуру. Начинающим деятелям лучше работать с гипсом и шпаклевкой, замешанной на основе глины. Как из яхтного глянцевого лака сделать матовый?

Также в первый раз лучше не рисовать большие изображения.

Неплохим решением станет создание чернового барельефа на отдельном планшете. Для этого можно использовать дерево или гипсокартон.

Подготовка рисунка

Необходимо выбирать наиболее прорисованное изображение. Контуры переводятся на бумагу, и сверху накладывается полиэтиленовая пленка. И уже поверх нее наносится изображение.

Контуры рекомендуется обводить карандашом или ручкой, чтобы предотвратить их стирание.

Подготовка основы

Основа барельефа изготавливается из акриловой шпатлевки или воска. На лист гипсокартона наносится слой штукатурки при помощи шпателя, после чего он выравнивается.

Через примерно 20 минут, после затвердевания раствора, на основу переносится рисунок. Трафарет из пленки кладется на основу и контуры изображения обводятся карандашом. На зашпаклеванном покрытии остается рельефный рисунок, который после будет перенесен на стену.

Создание рисунка

Эта часть работы является наиболее важной и трудоемкой. Специалист может быстро с ней справиться, но

Правильная подготовка поверхности — залог успеха

новичку понадобится больше времени. Суть процедуры в том, чтобы придать объем нарисованному изображению.

Создание объемного рисунка на стене состоит из нескольких этапов. Шпатлевка наносится на части изображения не сразу, а постепенно, слой за слоем.

Раствор, с помощью которого осуществляется лепка, доложен иметь высокий показатель эластичности и затвердевать не сразу. Приготовить смесь нужной консистенции необходимо заранее.

Окраска и крепление барельефа

После того как барельеф будет полностью вылеплен, его понадобится тщательно просушить. Острые углы и края обрабатываются наждачной бумагой. Эту работу следует проводить с осторожностью, чтобы не удалить лишнее.

Чтобы барельеф принял финальный вид, его поверхность понадобится обработать грунтовкой и покрасить. Грунтовка позволит увеличить уровень адгезии для дальнейшей покраски. Для декоративного барельефа чаще всего применяется водоэмульсионная краска.

Схему такой процедуры можно увидеть на рисунке.

Барельефы из гипса

Как сделать лепку из гипса? Этот материал подойдет как для профессионалов, так и для начинающих ремесленников. Достаточно будет ознакомиться со следующим обучающим видео уроком, чтобы упростить процедуру.

Оптимальное освещение — залог успеха

Слепить можно практически любое изображение, но чаще всего выбираются растительные композиции. От замешанного гипса отламывается кусок, который потребуется для создания отдельного элемента. Остальной материал необходимо завернуть в мокрую ткань и хранить в полиэтиленовом пакете.

Это позволит предотвратить возможное пересыхание раствора.

Новички часто используют изображение виноградной грозди. Для его создания необходимо взять лист винограда, положить его в полиэтилен и обвести контуры. Это позволит создать шаблон для дальнейшей работы.

После того как гипс будет замешан, берется небольшой кусочек материала и раскатывается скалкой, после чего при помощи шликера прикрепляется к стене. Как сделать кирпич из декоративной шпаклевки на стене? Шаблон кладут на гипс и обводят по контуру. С помощью инструментов удаляется лишний материал. Для этих целей можно применять как профессиональные приборы, так и подручные.

Сначала создается контур листа, а затем его середина.

Для создания уникального интерьера можно также использовать барельефы, изготовленные с добавлением искусственных цветов. Цветы, в свою очередь, могут быть выполнены из тканевого или бумажного материала.

Для создания такого барельефа в квартире понадобится в заранее приготовленной емкости развести раствор шпаклевки с добавлением клея. Консистенция смеси должна внешне напоминать сметану или йогурт. Искусственный цветок несколько раз окунается в этот раствор.

Главное следить, чтобы не появились потеки, которые могут быстро подсохнуть, а удалить их потом будет весьма трудно. После каждого окунания выдерживается небольшая пауза, чтобы раствор успел немного высохнуть. После того как фактура рисунка приобретет равномерную насыщенность, этап можно считать завершенным.

Когда цветы полностью затвердеют, они крепятся на панно при помощи густого алебастра. Из отдельных участков создается полная композиция на всю стену.

Как видно из статьи, в создании барельефов нет ничего трудного и эту работу можно выполнить своими руками. Главное, использовать качественные материалы и инструменты. С помощью фото, рассмотренных ранее, можно подобрать подходящий вариант рисунка.

Однако если планируется лепка сложных узоров, состоящих из большого количества частей, рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному художнику.

Похожее

Не сложный вариант, доступно каждому. Дешево и достаточно красиво, а, главное, все своими руками. Лучше купит.

Друзья, представляю вам мастер-класс “Барельеф магнолии из гипсовой шпаклевки”! Этот мастер-класс в перву.

Кто хочет отдыхать на море и при этом ещё сделать так чтоб вам платили за это.Обучение в онлайн с домашним.

делал из гипсовой штукатурки.дальше нужно все подшлифовывать,грунтовать ,тонировать итд МЗЫКА “Susie Suh.

Сначала наношу шпателем шпаклевку на изнаночную сторону цветка, чтобы сцепка со стеной была крепче. Саморезами пришурупливаю в двух – трех местах цветок к стене. Укреплять детали надо для страховки, так как они тяжелые.

Лепнина на стенах в современной квартире может получать массу способов применения. Прежде всего, это, конечно же, жилые помещения, где подобная отделка занимает обширное пространство на стене. При желании возможно варьировать габаритами и объемом декорации, как угодно.

Как клеить малярную сетку на потолок из гипсокартона? Менее распространена лепнина в помещениях иного назначения, таких как, к примеру, кухня либо ванная комната, ибо в таких местах более важную роль играет практичность, а не эстетические качества.

Лучше отдать предпочтение медленно сохнущему раствору, что даст возможность исправлять отклонения от плана своевременно. Нет огромной разницы, покупать готовый состав или замесить самостоятельно из сухого порошка. Хотя любителю предпочтительнее остановить выбор на сухом составе: если работы придется приостановить, то порошок не лишится за период простоя физических и химических свойств.

При возникновении творческого порыва можно замесить малый объем раствора для скорого использования.

Лепить можно все, что угодно, но чаще всего делаются различные растительные композиции. От куска замешанной глины нужно отламывать столько, сколько потребуется на создание одного элемента, а остальную глину следует держать завернутой в мокрую ткань и полиэтиленовый пакет. Это убережет ее от пересыхания.

При оформлении интерьера жилища неплохим решением станет лепка на стене. Несмотря на большое количество гипсовых и пластиковых изделий для украшения стен, художественная лепка все еще остается актуальной. Такая отделка не отличается большой сложностью и ее без труда можно будет выполнить самостоятельно.

В данной статье будет рассмотрено, как делать лепку на стене своими руками и какие материалы для этого могут применяться.

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Экологический, максимально устойчивый к температурным перепадам. Во время твердения масса из гипса становится больше, имеет свойства даже проникать в маленькие щели. Пластичность данного материала облегчает рабочий процесс, связанный с гипсовым оформлением.

Лепнина на стенах – фото изысканной ручной работы. 105 фото украшения стен и потолков

Лепнина считается антикварной архитектурной традицией, получившей популярность ещё в Древней Греции. Невзирая на многообразие существующих стилистик для оформления интерьера, желание обустроить подобным декором собственное жилище не исчезло и у современных его жильцов.


Экологический, максимально устойчивый к температурным перепадам. Во время твердения масса из гипса становится больше, имеет свойства даже проникать в маленькие щели. Пластичность данного материала облегчает рабочий процесс, связанный с гипсовым оформлением.

При создании лепнины гипсовой в мастерской дома форму, которая заполнена массой, важно встряхивать для устранения воздушных пузырьков.


Полистирол

Данного вида лепнина в интерьере отличается приемлемой стоимостью, но эксклюзивностью не может похвастаться. Украшение весьма хрупкое, требует аккуратного обращения, именно по этой причине в основном применяется для отделки потолочной поверхности и верхней части стены.


Определённые формы производят пенопласт экструдированный, который имеет высокую степень плотности, долговечность которой сравнима с полиуретаном и массивом.


Фестоны и медальоны

Фестоны или гирлянды имитируют оригинальный растительный декор и обустраиваются в верхней части настенной поверхности. Медальоны представляют собой панно с узором из цветом.

В этих целях под стеклянной поверхностью устанавливают тусклый осветительный прибор, который, эффективно освещая обустроенные в нише детали, подчёркивает их невероятную привлекательность, придавая эксклюзивность палитры.

Однако при необходимости пустотелые элементы можно обустроить под несущие. В этих целях в полость подобной колонны помещают стойку из металла, которая и будет нести нагрузку.


Колонны, произведённые из гипса, в подобных случаях необходимо армировать. Колонны из лепнины нередко скрывают различные стояки, расположенные вдоль стен в квартире на видном месте.

Как пьедесталы, так и кронштейны придают стилистике комнаты некую изюминку, торжественность, облагораживают архитектуру, а также удачно делят площадь на функциональное пространство.

Как сделать барельеф своими руками пошагово на стену

Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.

Общие характеристики барельефа на стене

Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.

В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.

Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:

  • Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
  • Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
  • Визуально зонировать помещение;
  • Возможность создания уникальных композиций;
  • Индивидуальный интерьер с особым шармом;
  • При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.

Среди основных недостатков:

  • Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
  • Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.

Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.

Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф

Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:

  • Гипс;
  • Известняк;
  • Глина;
  • Полимерные соединения;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Декоративные и другие аналогичные составы.

Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.

Основные виды рисунков для барельефа

Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.

Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.

Природа (пейзаж)

Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.

Сакура

Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.

Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.

Виноградная лоза

Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.

Яблони

Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.

И другие возможные варианты

Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене

На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.

Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.

Этапы создания барельефа на стене своими руками

Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.

  • На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
  • После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;

В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:

  1. Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
  2. Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
  • Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
  • После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
  • При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.

Из дерева

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.

Из гипса

Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Барельеф своими руками для начинающих

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

    Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Основной инструмент для формирования рельефа при декоративной лепке на стенах

Для точной прорисовки и коррекции

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

Как выполнить лепку на стене своими руками

Лепка на стенах внутренних помещений всегда считалась признаком хорошего вкуса и достатка. Сегодня, несмотря на то, что существует большое разнообразие различных гипсовых и пластиковых готовых элементов, которыми можно украсить стены той или иной комнаты в доме, но лепка на стене своими руками доставит массу удовольствия и заставит гордиться своей работой. Еще бы, ведь вы сделали ее самостоятельно. Кто-то, может быть, думает, что лепка на стене — это трудно. Совсем нет. Каждый человек, который даже никогда раньше не лепил, легко может справиться с такой работой. Было бы только желание творить.

Красиво оформленная лепка украсит любую стену, сделает ее дорогой и стильной.

Как делать лепку на стене своими руками

Для этого потребуются:

  • строительная смесь для штукатурки;
  • скульптурная глина (или другой материал);
  • стеки, нож, емкости для замешивания;
  • скалка.

Прежде чем приступить к лепке, следует подготовить стену комнаты, она должна быть тщательно выровнена при помощи штукатурки. Глину для лепки нужно замешать так, чтобы она не липла к рукам. Из нее и будут формироваться элементы задуманной композиции. Часть глины замешивают в емкости до состояния жидкой сметаны. Она называется шликером и нужна для того, чтобы соединять между собой готовые элементы.

Инструменты для лепки.

Лепить можно все, что угодно, но чаще всего делаются различные растительные композиции. От куска замешанной глины нужно отламывать столько, сколько потребуется на создание одного элемента, а остальную глину следует держать завернутой в мокрую ткань и полиэтиленовый пакет. Это убережет ее от пересыхания.

Можно на простом примере рассмотреть, как очень просто лепится виноградная гроздь. Нужно взять лист винограда, положить его на полиэтиленовую пленку и обвести по контуру. Это будет шаблон. Затем замешивается глина и шликер. Кусочек глины раскатывается скалкой в лепешку и при помощи шликера крепится к поверхности стены. Шаблон кладется на глину и обводится по контуру. При помощи инструментов убирается лишняя глина. Можно использовать как профессиональные инструменты (стеки), так и любые подручные. Сначала формируется контур листа, а затем внутренняя часть (прожилки и углубления).

Лист должен быть на лозе. Поэтому из глины скатывается тонкий жгут и крепится на стену. Затем из глины скатываются шарики и формируется гроздь винограда. После изготовления композиция должна высохнуть. Затем вместе со стеной она покрывается грунтовкой и красится водоэмульсионной краской или белится. Можно сделать и цветную композицию, добавляя колер в краску и используя художественные кисти.

Лепка с использованием шпаклевки и других материалов

Вместо скульптурной глины можно использовать шпаклевку. Она замешивается в емкости, наносится на стену и, пока шпаклевка сырая, формируются элементы композиции. Рекомендуется формировать последовательно небольшие участки, так как этот материал высыхает достаточно быстро. Вместо шпаклевки можно использовать гипс или алебастр.

Фото 1. Шпаклеванные рельефные крашенные стены украсят комнату детской.

Описанным способом можно украсить стену рельефом. Но можно сделать объемное изображение и украсить, например, стену или угол детской комнаты. Ребенок от такого украшения будет просто в восторге (фото 1).

Проще всего делать все те же растительные композиции, как и в приведенном примере с виноградом. Рассмотрим, как можно вылепить объемную ветвь дерева с листьями и сидящей на ней птицей.

Для того чтобы ветка была объемной, необходимо сделать каркас. Делается он из проволоки, которая прикручивается к стене комнаты при помощи саморезов. В стене в местах креплений предварительно нужно просверлить отверстия и вбить в них пластмассовые дюбели. Закрепленную на стене проволоку следует обмотать бинтом и обмазать раствором скульптурной глины, шпаклевки, гипса или алебастра. Используя нож, нужно сформировать кору дерева на получившейся ветви. Осталось только прикрепить листья и посадить на ветку птицу. Птицу легче всего вылепить из глины, так как она более пластична.

После высыхания вся композиция раскрашивается. Можно использовать гуашь или водоэмульсионную краску, добавляя в нее колер. Выглядит такое украшение просто великолепно, особенно если сделать подсветку при помощи небольшого точечного светильника с направленным лучом света.

Украшение гостиной лепной композицией

Стену в гостиной можно тоже украсить большой растительной композицией, вылепленной из шпаклевки. Нужно выбрать открытую поверхность, которая не закрыта элементами интерьера и мебелью. Как уже было сказано, стена должна быть совершенно гладкой. С растительными элементами работать легче, так как не требуется соблюдения симметрии. Для гостиной больше подойдет композиция с крупными деталями, например, большой цветок или дерево.

Фото 2. Украсить гостиную лепной композицией можно при помощи шпаклевки.

Сначала на поверхности стены рисуется контур. Затем можно развести шпаклевку и накладывать ее шпателем на стену, тут же формируя при помощи ножа и других подручных инструментов нужную часть детали. Если шпаклевка высохнет, то можно довершить работу, осторожно срезая лишнее. Но все же легче работать с сырым материалом.

Работать со шпаклевкой можно и другим способом, накладывая ее слоями, формируя объем. Каждый слой должен высохнуть. Нижние слои разглаживать не надо, так на них будут лучше держаться те, что накладываются сверху. Некоторые умельцы рекомендуют замешивать шпатлевку, добавляя в нее туалетную бумагу для придания раствору лучшей пластичности.

Такой цветок или дерево на стене зала не только украсит комнату, но и послужит предметом вашей гордости, т.к. все это вы сделали своими руками.

Итак, украсить стены лепкой не составляет труда и не требует профессиональных навыков, особенно если использовать приведенные полезные рекомендации. Нужно использовать и свою фантазию, чтобы создать действительно оригинальную композицию (фото 2).

Следует учесть, что лепная композиция выглядит во много раз привлекательнее, если ее подсветить.

Поэтому, выбирая стену для работы, сразу нужно определить, где можно будет установить светильники.

Как выполнить лепку на стене своими руками

Финишная отделка лепного элемента

Эскиз лепнины двух стен.

Перед тем как приступить к работе, следует тщательно продумать форму, размеры и стиль будущей лепной фигуры. После этого нужно нарисовать эскиз. Необходимо помнить, что выбранный декоративный элемент должен гармонично вписаться в интерьер.

Лепные изделия из гипса имеют чисто белую поверхность, что не всегда вписывается в интерьер. Чаще всего декоративный элемент необходимо покрасить. Сделать это можно теми же красками, которые использовались для стен. Они могут быть акриловые или на водной основе.

Перед нанесением краски поверхность лепной фигуры необходимо загрунтовать. Краску нужно наносить кисточкой с длинным ворсом. Это не позволит оставить незакрашенных участков.

Если этого требует выбранное дизайнерское решение, лепнину на стене можно декорировать. Ее можно искусственно состарить, покрыть позолотой, создать потертости или другие эффекты. Также можно создать имитацию различных фактур, например, мрамора или другого природного камня.

Лепные фигуры и орнаменты, созданные своими руками, будут уникальным и оригинальным элементом декора. С помощью гипса можно создавать целые картины на стене. Здесь можно проявить свою фантазию и создать эксклюзивную лепную фигуру или картину. Лепнина в интерьере комнаты придаст ей законченный и красивый вид.

Лепные элементы можно создать своими руками. Это потребует некоторого времени и незначительных материальных затрат. Но результат превзойдет все ожидания. К тому же лепнина, созданная по собственному эскизу, будет эксклюзивным декоративным элементом, которого нет ни у кого.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки.

Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками.

Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой.

Изготовление лепнины: рекомендации

Гипс следует развести до консистенции сметаны. Сначала в форму заливают небольшое количество материала и распределяют кисточкой, заполняя мелкие трещины. Важно не допускать образования воздушных пузырьков в растворе. Чтобы этого не происходило, в процессе изготовления форму с залитой гипсовой смесью необходимо периодически встряхивать.

Затем форму заполняют до самого конца, не оставляя ни одного пустого места. Получившуюся поверхность выравнивают шпателем. Очень важно, чтобы задняя стенка лепнины была ровной, потому что от этого зависит, как изделие прикрепится к стене. Время застывания гипса — сутки.

Инструменты для создания лепной фигуры.

После полного застывания гипса готовое изделие можно вынимать из формы. Если на лепнине имеются мелкие недочеты, их можно устранить наждачной бумагой.

Готовые формы для изготовления лепных гипсовых фигур можно также приобрести. Они могут быть металлические или силиконовые. Формы из металла будут служить очень долго. Полученные изделия нет необходимости корректировать. Формы на латексной основе — более дешевый вариант. Однако готовые изделия получаются недоделанными и их необходимо дорабатывать.

Если опыта в изготовлении гипсовых фигур нет, сначала лучше потренироваться на более мелких изделиях, а потом уже приступать к созданию масштабных декоративных орнаментов и картин.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса;

чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Монтаж лепной фигуры на стену

Перед монтажом гипсового элемента стена, выбранная для декорирования, должна быть подготовлена. Ее нужно очистить от обоев, побелки и других загрязнений. Следующим этапом будет разметка на стене местоположения декоративного элемента.

После разметки местоположения на лепнину и на подготовленный участок стены необходимо нанести насечки. Это можно сделать с помощью такого инструмента, как зубило. Засечки нужны для улучшения сцепления клеящей смеси с изделием и поверхностью стены.

Для крепления лепнины на стену используют раствор гипса с добавлением столярного клея. Процентное содержание клея в гипсовом растворе должно быть 3%. Поверхность стены и изделие необходимо смочить водой, после чего нанести гипсовый раствор. Лепнину устанавливают на место. Излишки раствора нужно снять шпателем.

Особо крупные элементы декора крепятся к стене при помощи саморезов. Стыки составных изделий промазываются гипсовым составом.

Читайте также:  Разделительный трансформатор 220В/220В, 380В/220В, 380В/380В, 220В/12В
Ссылка на основную публикацию