Схема плетения из бисера ожерелья «Балерина»

Мастер-класс “Замечательная балеринка” (бисер для детей)

Что мне особенно нравится в Сказочной Стране, так это разнообразное разнообразие её разно-Образов! Ведь и впрямь – стоит ребёнку только представить себе самое невероятное волшебное существо, как оно тут же оказывается рядом, чтобы поздороваться в ответ или даже поиграть.

Говорящие звери и игрушки, летающие слоны, Дракошки, Капитошки, Бабки-Ёжки, Феи, Гномы, Эльфы, Привидения, Чуды-Юды, Тролли, Русалки и Великанчики. Ах, сколько нас! И каждый наделён всевозможными дарами. Гномы, как мы помним, создают бисер, мы, феи, связываем мир людей с миром Волшебства и заботимся о природе, Драконы охраняют Сказки, Русалки берегут покой подводного мира… Но больше всего мне нравится смотреть на танцы волшебных Балеринок!

Вы, конечно, скажете, что тоже знакомы с ними. Что балерины выступают по телевизору или даже дают сольные балетные представления в театрах, и что они вполне обыкновенные девушки. Да, многие земные красавицы отдают предпочтение этому искусству, даже не подозревая, что родом оно как раз из Сказки! Только волшебные Балеринки танцуют всё время – такова их природа. Они даже говорят танцем, их язык – это слова и фразы движений. А до чего прекрасен их волшебный Полёт!

Именно Полёт, поскольку со сказочными существами Закон Гравитации, большой почитатель Балетного искусства, чуть менее строг, чем с обычными людьми. Балеринки умеют взлетать в небо, как птицы, умеют исчезать и появляться, и перевоплощаться во всё, что угодно (иногда даже в земных балерин)! Каждое движение их танца неповторимо и идёт по велению души и сердца, так что можете сами представить всю красоту их Танца! Я, как фея, не могу не предложить Вам сплести такую замечтательную танцовщицу.

Ведь тогда и мир людей станет намножко богаче!
Для создания такой нежной и хрупкой красавицы нам понадобятся только бусинки. Все они будут разного размера и цвета. Маленький Волшебник нашёл для Балеринки:

  • 1 перламутровую бусинку для головы (она у нас будет самой большой из бусинок круглой формы),
  • 65 маленьких белых жемчужных бусинок для юбочки и манжеток,
  • 8 розовых перламутровых бусинок того же размера для воротничка,
  • 1 серебристую бусинку того же размера для шеи,
  • 16 серебристых бусин овальной формы небольшого размера для ног и рук,
  • 3 белых перламутровых бусины средней величины,
  • 1 овальную бусину янтарного цвета для тела,
  • 2 белых бусинки прямоугольной формы,
  • 1 пачку белого стекляруса, и, наконец,
  • 1 серебристое колечко в форме цветочка (его призвание – стать украшением на голове Балерины). Конечно, Вы можете подобрать и любое другое – например, корону или диадему, но учтите, что волшебные Балерины совершенно не переносят безвкусицы, так что подберите для них что-нибудь со вкусицей!

У-ф-ф-ф! Столько всего! Не пугайтесь заранее. Подобрать такое количество разнообразных бусин не только не сложно, но, наоборот, интересно.
И, конечно же, нам понадобятся 6 кусочков обычной медной проволоки. Она может быть и стальной, если Вам захочется сделать Балеринку полностью серебристой.
Но самое главное – приступать к работе можно только с настоящей балеринской, то есть, прямой и ровной осанкой!

Голова, руки, воротничок и тело Балеринки

Давайте подойдём к процессу подбора бусинок творчески. Если форма и цвет бусин будут немножко не совпадать – это совершенно не страшно. Возможно, Ваш выбор будет намного изумительнее чем у Маленького Волшебника. Важно, чтобы бусинки, подобранные для Балерины, сохранили образ прекрасной танцующей девушки. Поэтому прежде, чем начинать нанизывать эти бусинки на проволоку, выложим их на столе, как будто бы мы собираемся их наклеить. Форма и размер бусинок должны передавать пропорции тела человека или образа, который Вы создаёте.

А теперь посмотрите на то, что у Вас получилось, пытливым глазом Художника! Хотели бы Вы сами выглядеть именно так? Запомните несколько правил. Не обязательно делать нашей балерине ноги, как у слона, а шею, как у жирафа, ведь её жизнь проходит в Сказочной Стране, а не на просторах африканской пустыни в борьбе за выживание! Не обязательно, чтобы тело её напоминало по форме подушку, ракету или бочонок, а то решат, что она также сильно любит сладкие булочки, торты и конфеты, как и её маленький Творец. Так же нет большой необходимости выплетать балерину-головастика или балерину-культуристку – эти крайности нам ни к чему.
Для оценки своих успехов в подборе бусин можно также привлечь какого-нибудь помощника. Ведь если, по-Вашему, на листе бумаги образ прекрасной танцующей девушки, а по мнению Вашего друга – это полковник или, скажем, бегемотик, то, возможно, где-то Вы допустили ошибку.
Такой серьёзный подход к подбору материалов, надеюсь, не расхолодил, а наоборот, наполнил нас лёгким нетерпением.

Белая бусинка должна плотно прилечь к колечку. Причём кусочки проволоки должны быть примерно одинаковой длины. Продеваем их в отверстие большой бело-перламутровой бусинки, приготовленной для головы, –> 3
и закрепляем наше творение серебристой бусинкой для шеи, надев её на один усик проволоки и затянув другим. –> 4 Причёска, голова и шея Балерины готовы! Но, как Вы понимаете, это ещё не всё, ведь, в отличие от учёных, танцовщицы в своей профессии используют все части тела. Так что давайте продолжим!

Чтобы сделать воротничок, приготовим розовые бусинки и 1 кусочек проволоки. Его мы проденем в отверстие серебристой бусинки, подровняв все кончики. –> 5 Теперь с двух сторон бусинки-шейки выходят 4 половинки проволочки. На них мы сделаем розовый воротничок.
Разделим нашу проволоку на пары так, чтобы два кусочка проволоки были направлены назад, а два других – вперёд. На один из передних хвостиков нанизываем 2 розовые бусинки и затягиваем их другим. То же повторяем и сзади, затянув 2 другие розовые бусинки. –> 6 –> 7
Для того чтобы воротничок шёл по кругу, мы должны будем сплести его на тех же самых проволочках, но пары они составят по-другому. Разделим каждую пару проволок и разведём их усики так, чтобы проволочки сместились влево и вправо, – на «плечики». Там мы эти усики схватим, и таким образом пары «сменятся»! А затем, одевая и затягивая на них по 2 розовые бусины, завершим наш кругленький симпатичный воротничок! –> 8 –> 9
Посмотрите! Слева и справа у нас отходят по две проволочки. Они так и просятся поучаствовать в плетении ручек балерины: левой и правой. –> 10
Начнём с правой пары проволочек.

Тело, юбочка-пачка и ножки

Настала пора перейти к центральной части Балеринки – телу. Оно будет состоять всего-навсего из одной большой бусины. Приготовим 3-ю проволоку и протянем её в отверстие серебристой бусинки-шейки. –> 19

Нанижем на эти кусочки большую янтарную бусинку – тело Балеринки – и закрепим её. Для этого надеваем следом за большой бусиной на один кончик рабочей проволоки бело-перламутровую среднюю бусинку и затягиваем другим парным усиком. –> 20 –> 21

Проследите, чтобы в этой бусинке было очень хорошее, большое, можно даже сказать, рекордно-огромное отверстие! Оно понадобится нам, когда мы начнём плести юбочку и ножки, – в него должны будут войти больше девяти проволок!

Во что же одеваются волшебные Балеринки? О, это совершенно-изящная одежда, которая постоянно превращается из одного фасона в другой, не сдерживает движений и всегда смотрится прекрасно. Иногда она превращается и в такую, как у взаправдашних, земных балеринок, то есть – на них вдруг появляются кругленькие пышные юбочки-пачки. Чтобы, взглянув на нашу работу, любой землянин мог сразу же узнать танцовщицу и воскликнуть: «Ах, какая красивая Балерина!», – давайте остановим свой выбор именно на такой одежде! Мы попытаемся создать её из бусин стекляруса. Конечно же, платье из ткани выглядит совсем не так, как платье из бисера! Но кто сказал, что оно выглядит менее блистательно и изящно! Совсем нет, многие волшебные танцовщицы предпочитают именно бисерные наряды! Юбочка Балерины получится у нас немножко похожей на апельсинчик или лимончик, который разрезали посредине так, что стали видны все его аппетитные дольки, и будет состоять из 14 таких участков-«долек» треугольной формы. Для простоты станем называть их просто «дольками».

Приложим проволоку одна к другой и нанижем сразу на оба хвостика 3 бусинки стекляруса. –> 28
Теперь оба кусочка проволоки выходят у самой талии нашей танцовщицы, объединяя теперь уже целых четыре «дольки» юбочки, так? –> 29
Разделим рабочие проволоки и проденем один кончик в правое отверстие перламутрово-белой средней бусинки, а другой – в левое, чтобы их закрепить. –> 30
Теперь у нас готова вся задняя часть юбочки. Хвостики-труженики оставляем пока отдыхать. А попросим потрудиться переднюю пару проволок, с помощью которых точно так же сплетём переднюю часть юбочки.
Когда мы закончим, уже 4 хорошо потрудившихся проволочки будут выходить у нас из средней белой бусины.

Боковые части юбки будут создаваться несколько иначе. Возьмём в ручки левую боковую пару проволочек и нанижем на одну из них 8 маленьких перламутрово-белых бусинок, а на другую – 4. –> 31 Проденем хвостик менее-загруженной проволоки навстречу проволочке-сестричке, на которой у нас целых 8 бусин. Но сделаем это так, чтобы усик пронизал только 4 из них. Между проволочками должен образоваться ряд, равный 4-м бусинкам. –> 32 С противоположной боковой стороны повторим те же действия.

На оставшиеся четыре усика боковых проволок нанизываем по 3 бусинки стекляруса. –> 33 Теперь они тоже оказались у самой талии нашей фигурки. Соединим проволочки левой боковой пары, надев на них 1 продолговатую серебристую бусинку, такую же, какие мы использовали для ручек Балерины. –> 34 Точно так же на обе проволочки со стеклярусом правой боковой пары нанизываем ещё 1 серебристую продолговатую бусинку. У нас получилось начало ножек! Чтобы эти бусинки не соскользнули вниз, временно разведём кончики каждой пары в стороны. Оказывается, что юбочка уже готова!

Пришло время вспомнить про четыре хвостика, выходящих из отверстия средней бело-перламутровой бусинки, которая разделила их на пары. Кусочки, выходящие из правого отверстия бусинки, мы будем называть правой парой, а из левого – левой парой.
Протянем левую пару проволочек в серебристую бусинку, находящуюся слева. Теперь из неё выходят 4 кусочка проволоки: два от левой боковой части юбочки и два от средней бело-перламутровой бусинки. То же самое сделаем с правой парой проволочек. –> 35

Как следует подтянем эти хвостики и нанижем на все левые проволочки ещё 1 серебристую продолговатую бусинку. После этого два более коротких хвостика отогнём в сторону, а на оставшиеся нанижем ещё 3 серебристых продолговатых бусинки. Эта серебристая дорожка из 5 бусинок превращается на наших глазах в стройную левую ножку Балерины. Чтобы бусинки не убежали, закрепим их как обычно, нанизав и затянув 1 бело-перламутровую маленькую бусинку. –> 36
Точно так же создадим и правую ножку балерины. –> 37

Сказать по правде, если цветам и деревьям очень тяжело привыкнуть к «оторванной» жизни – без земли и корней, то парящей Балерине корни совсем ни к чему! Феям приятнее смотреть, как танцовщица легко кружится в воздухе, а не стоит на одном месте, как сундучок. На это способна разве что совсем уж чересчур спокойная Балеринка, которая всю жизнь мечтала о памятнике… Уверена, что многие люди тоже разделят моё мнение, ведь ходить в театр и два часа смотреть на застывшую танцовщицу было бы интересно не всем!
Если Вы со мной согласны, то давайте лучше сделаем нашей Балеринке ниточку, на которой она могла бы свободно себя чувствовать и парить в воздухе. Такая ниточка будет крепиться к её бусине-причёске.
В этом случае мы можем смело закреплять проволочки на ножках Балеринки. Правда, сделаем это немножко иначе.
Чтобы закрепить бусинку-пуант, вернём проволочки, выходящие из самой нижней части ножки, к верхнему отверстию бусины. Затем проденем один кусочек проволоки в правое отверстие предыдущей маленькой бусинки, а другой – в левое её отверстие, –> 42 и затянем проволоку, направив её по задней, менее видимой, части пуанта. –> 43

Обязательно проследим, чтобы хвостики, идущие снизу от пуанта, были ровными, аккуратными и прилегали плотно к нему. Проволочки спрячем, продев их в обратном направлении в одну или две серебристые бусинки, расположенные рядом.
–> 44
Точно так же мы завершим и правую ножку. После этого обрежем эти проволочки кусачками. –> 45

Чтобы такая замечательная фигурка была полностью окончена, давайте хорошенько её расправим. Выгнем юбочку-пачку вниз, образуя форму немного напоминающую колокольчик. Распрямим ножки или выправим их так, чтобы Балеринке захотелось танцевать. Проследим, чтобы у нашей красавицы была изящная осанка.
Только после этого оставшиеся две пары проволочек на ножках мы можем закрепить, а потом обрезать. Чтобы они не выдёргивались, закрутим каждую из них вокруг проволочек между бусинами – второй и третьей серебристой. –> 46 Сделать это нужно очень аккуратно, чтобы образовавшаяся при этом проволочная петелька была почти не видна. –> 47
Затем ненужную проволоку можно обрезать кусачками. –> 48

Балеринка оживает на наших глазах! Какая же она получилась милая и хрупкая! И, как любой балерине, ей не терпится станцевать для Вас что-нибудь удивительное. Не верите? Тогда протяните ниточку сквозь самую первую верхнюю бусинку и завяжите её узелком. –> 49 Взявшись за верхний кончик ниточки, Вы сможете увидеть самое сложное танцевальное движение танцовщицы – фуэте. Балерина будет кружиться, радуя всех, кто окажется рядом.

Читайте также:  Основные советы по ремонту ноутбука

А иногда и я буду прилетать к Вам в гости, чтобы полюбоваться танцем Балеринки и рассказать ей последние новости Волшебной Страны! Уж я-то понимаю, как одиноко ей быть настоящим Чудом в Стране людей!

Медвежонок — балерина из бисера

Сделайте эту восхитительную подвеску-медвежонка для маленькой девочки. Скрепите мозаичным стежком мелкие бисерины № 11 на основе из двух круглых бусин длиной 9 мм и соедините концы квадратным стежком. Сначала сплетите голову медведя, образуя мозаичным стежком цилиндр над бусинами основы. Вплетите цветные бисерины — глаза, уши и нос; нанижите по 7 бисерин, чтобы получились уши. Для тела сделайте второй цилиндр с использованием мозаичной техники. Сплетите лапы и оборки юбки. Прикрепите к голове петлю из проволоки и соедините стежками открытые края туловища и головы.

Голова

1. Отрежьте кусок соломинки для напитков длиной 13 мм, разрежьте вдоль, нанесите на нее клей и нанижите на нее круглую бусину. Намажьте клеем соломинку и внутреннюю поверхность бусины (см. фото а). Нанижите на соломинку еще одну круглую бусину и прижмите к первой. Соломинка должна остаться внутри бисерин (см. фото b).
2. Вденьте в иглу нить длиной 1,5 м. При необходимости предварительно обработайте нить пчелиным воском или кондиционером.
3. Нанижите 22 мелкие бисерины цвета А (22А), оставляя хвостик длиной около 51 см. Пройдите через все бусин снова в том же направлении, образуя кольцо (см. рис. 1, а-b).
4. Поместите цепочку бисерин поверх круглых бусин. Бисерины №11 немного различаются по размеру, поэтому вам, возможно, придется скорректировать количество мелких, чтобы охватить круглые бусины. Добавляйте или убирайте бисерины парами, чтобы их количество в кольце было четным.
5. Как только круглые бусины будут окружены кольцом мелких бисерин, пройдите через первую бусину (см. рис. 1, b-с). Теперь используйте технику круговой мозаики с четным счетом на протяжении 13 рядов. Двигайтесь от верхней части головы к шее. В ряду 4 укрепите две голубые бисерины для глаз (см. рис. 2, фото с). Помните о том, что кольцо, сделанное вами в шаге 3, превратится в ряды 1 и 2 и что счет мозаичных рядов ведется по диагонали, а не по горизонтали. Две глазные бисерины могут быть добавлены в любой точке ряда 4, но так как это происходит в передней части мозаичного цилиндра, не добавляйте эти бисерины перед движением вверх.

6. Чтобы закрыть шейный участок мозаичного цилиндра, добавьте квадратным стежком одну бисерину к каждой бисерине последнего ряда (см. рис. 2, а-с, фото d).
Вернитесь через последнюю нанизанную бисерину, поменяйте направление нити на противоположное и пройдите сквозь все бисерины, стягивая их в достаточно тугой круг поверх круглой бусины (см. рис. 2, c-d, фото е). Укрепите круг двумя дополнительными проходами нити.
7. Проведите нить через несколько рядов мозаичного цилиндра и завяжите между бисеринами несколько узлов-полуштык (см. введение и фото f). Не обрезайте нить: она пригодится позже для носа медвежонка.
8. Вденьте в иглу нить длиной 50 см и повторите шаг 6 в первом ряду мозаичного цилиндра в верхней части головы. Укрепите нить парой узлов-полуштык между бисеринами в круге.
9. Выведите иглу из круга (см. рис. 3). Нанижите 2А, пройдите через восемь бисерин и выйдите на другой стороне круга в точке b (см. рис. 3, а-b). Нанижите 2А, пройдите через три-четыре бисерины в круге и обратно через две нанизанные бисерины (см. рис. 3, b-с). Пройдите сквозь первые две нанизанные бисерины и обратно через второй набор из двух бисерин (см. рис. 3, c-d). Пройдите снова через первые две бисерины (см. рис. 3, d-e). Вплетите нить в мозаичный цилиндр и закрепите ее узлом-полуштык. Не обрезайте нить. Если количество бисерин в вашем кольце отличается от показанного на иллюстрации, не беспокойтесь: главное — поместить четыре бисерины в кольцо в верхней части головы (см. фото g).

1. Выведите нить из бисерины ряда 1 или 2 сбоку головы. Нанижите 2А и пройдите через бисерину непосредственно под той бисериной, из которой выходит нить на мозаичном цилиндре (см. рис. 4, а-b). Пройдите через верхнюю бисерину головы и первую бисерину, набранную только что (см. рис. 4, b-с).
2. Нанижите 1А и пройдите через все четыре бисерины, чтобы нить снова вышла из той же бисерины (см. рис. 5, а-b).
3. Наберите 4А и пройдите сквозь нижнюю бисерину и две бисерины головы (см. рис. 6, а-b). Пройдите через первые две бисерины ушей, среднюю бисерину, две нижние бисерины ушей и нижнюю бисерину головы (см. рис. 6, b—с). Туго затяните нить и укрепите ухо, если это необходимо.
4. Чтобы закрепить нить, вплетите ее в цилиндр. Длинную нить протяните к другой стороне головы и сделайте второе ухо, короткую обрежьте.

Добавьте ряды мелких бисерин поверх мозаичного цилиндра. Следуйте направлению нити (см. рис. 7). Нить проходит только через те бисерины, которые отмечены пунктирной линией.

1. Выведите нить из бисерины А (см. рис. 7). Нанижите 1 А, две черные бисерины, 1А и пройдите сквозь бисерину В.
2. Пройдите по диагонали через две бисерины и сквозь бисерину С снизу. Нанижите 4А и пройдите через две черные бисерины, добавленные в шаге 1. Нанижите 4А, пройдите сквозь бисерину D и бисерину Е под ней.
3. Нанижите 5А, одну черную бисерину, 5А и пройдите сквозь бисерину F. Пройдите через бисерину G и нанижите 10А.
4. Пройдите через бисерину Н, бисерину под ней и бисерину I. Наберите 5А, пройдите через бисеринуJ (см. рис. 7) и бисерину внизу по диагонали. Выйдите из бисерины G. Пройдите сквозь бисерину J и две из пяти только что нанизанных бисерин.
5. Пройдите назад через все ряды и скрепите их вместе квадратным стежком (см. фото h). Не проводите нить через каждую бисерину, скрепите ряды в нескольких местах, обрежьте нить.

Туловище

Для головы выполняйте шаги 1-9; при этом:
• используйте мелкие бисерины цвета Б;
• в шагах 6-9: конечное кольцо туловища становится верхним краем.

Хвост

1. Расположите нить таким образом, чтобы она вышла из бисерины в ряду 12 мозаичного цилиндра над закрытым краем.
2. Нанижите 3А и пройдите обратно через бисерину на мозаичном цилиндре (см. рис. 8, а-b). Пройдите сквозь бисерину над той бисериной, из которой выходит нить (см. рис. 8, b-с).
3. Наберите 3А и пройдите обратно через ту же бисерину на мозаичном цилиндре (см. рис. 8, c-d, фото i).
4. Пройдите через крайнюю из трех бисерин над тем местом, где выходит нить (см. рис. 9, а). Нанижите 1А и пройдите сквозь последнюю из трех бисерин внизу (см. рис. 9, а-b).
5. Пройдите вверх через другую крайнюю бисерину в нижнем ряду (см. рис. 9, b-с). Нанижите 1А и пройдите через крайнюю бисерину верхнего ряда (см. рис. 9, c-d). Пройдите через крайнюю бисерину нижнего ряда и сквозь среднюю бисерину (см. рис. 9, d-e).
6. Пройдите через другие три средние бисерины и стяните их вместе (см. рис. 10, фото j).
7. Подтяните нить в последних четырех рядах и обрежьте ее.

Нижние лапы

Плетение начните так же, как и плетение хвоста. Затем соедините четыре верхние бисерины мозаичной техникой. Плетение нижних лап начинайте у центрального кольца в нижней части туловища и у последнего ряда мозаичного цилиндра. Хвост должен быть расположен за нижними лапами (см. фото к).
1. Вденьте в иглу нить длиной 0,9 м и укрепите ее, вплетая мозаичный цилиндр; выведите из боковой части кольца.
2. Выполните шаги 2-6 для хвоста, добавьте один ряд из трех бисерин к бисерине, из которой выходит нить, и один ряд к нижней бисерине на последнем ряду туловища.
3. Используйте круговую мозаику для пяти рядов цветом А.
4. Сделайте три ряда мозаики, используя бисерины цвета В.
5. Пройдите через последний ряд и стяните бисерины (см. фото I). Укрепите нить узлами-полуштык.
6. Вплетите нить по нижней лапе через туловище, чтобы она вышла из бисерины внизу туловища.
7. Сделайте вторую нижнюю лапу, следуя шагам 2-5.
8. Укрепите нить и обрежьте ее.

Верхние лапы

1. Вденьте в иглу 1 м вощеной нити и закрепите ее, вплетая в цилиндр. Выведите нить из бисерины в ряду 2 над нижней лапой.
2. Выполните шаги 2-6 для хвоста, добавляя второй ряд из трех бисерин к бисерине внизу на туловище.
3. Используйте круговую мозаику для шести рядов цветом А.
4. Проведите нить через последний ряд, закрывая его.
5. Закрепите нить и выведите ее из бисерины во втором ряду туловища с другой стороны.
6. Сделайте вторую верхнюю лапу.

Юбочка

Если цилиндр начался с кольца из 22 бисерин, юбка будет из 11 оборок; если кольцо из 20 бисерин, то юбка — из 10 оборок.

1. Вденьте в иглу нить длиной 0,6 м. Укрепите нить и выведите ее из средней бисерины туловища над хвостом.
2. Нанижите 13В, пропустите одну бисерину этого ряда и проведите нить в следующую бисерину ряда (см. фото m). Продолжайте двигаться вокруг туловища, добавляя петли из 13 бисерин.
3. Достигнув первой петли, накиньте на нее новую петлю и пройдите через бисерину в ряду 8 между петлями (см. фото n). Проведите нить сквозь первую петлю, нанижите бисерины для следующей петли и пройдите над второй петлей.

Вам нужно добавить петли к бисеринам ряда 8, которые вы пропустили во время первого прохода. Если юбка из 10 оборок, то пятая оборка должна закончиться у той же бисерины мозаичного цилиндра, где начинается первая оборка. Выведите нить из следующей бисерины этого ряда и начинайте второй этап, добавляя оборки поверх предыдущей петли и завершая их под следующей петлей.

Соединение

1. Нанижите бисерину диаметром 4 мм на булавку. Сверху поместите голову медвежонка. Булавка должна выходить из головы в середине группы из четырех бисерин верхней части (см. фото о).
2. Сделайте петлю над головой.
3. Вденьте в иглу нить у верхней части туловища. Соедините голову и туловище и скрепите их квадратным стежком (см. фото р).

• по 3 г мелкого бисера № 11 двух цветов (цвет А — для головы и лап; цвет В — для туловища)
• 3 мелкие черные бисерины № 11 для носа
• 2 мелкие бисерины № 11 для глаз
• круглая или граненая бисерина диаметром 4 мм
• 4 круглые пластиковые бусины диаметром 9 мм
• булавка длиной 5 см
• соломинка для напитков
• пчелиный воск или кондиционер
• нить для бисера № 13, леска
• клей

Как я делала Балерину “Белый Лебедь”

Не судите строго, я новичок в создании МК, могут быть ошибки и неточности, есль что критику принимаю)))

Я воспользовалась этой выкройкой которую нашла в просторах нета и немного подкорректировала для себя

Перенесла на ткань, в моем случае котон,собрала по контуру на машинке, вырезала и вывернула детали(в подробности не вдають, т.к. по этому моменту уже есть куча МК). Набиваю наполнителем детал пользуясь пинцетом и палочкой:

Набитые ножки и тушку собираю в (не красивое слово) “культю”:

Пришиваю ножки к телу встык а также собрала ручки и голову, но пока они не понадобятся:

Одеваю тельце в кружевное трико( кружево стрейч, поэтому с выкройкой не заморачивалась,померяла “на глаз”, одела подогнала по фигуре:

Подготовим юбки: на верхнюю пачка я нарезала фатин полосками по 2 см и вырезала юбку солнце( где высекла 1/8 сектор) из бумаги(не знаю ка правильно называется, ее исползуют для жесткости машинной вышивки) подобие дублерина в два слоя:

Дальше соединила срезы юбки в единое целое и по кругу начала настрачивать ленты фатина с низа по спирали переходя к верху юбки сразу присбираю их в оборку( подталкивая иголкой под лапку машинки):

Подробнее не сняла))) увлеклась работой))).

Дальше собираем нижнюю юбку( прострочила слабенько на машинке по краю и стянула ниткой)

Вернемся к тельцу и нарядим его в боди из трикотажа, надела и подогнала по фигуре.

Одеваем в нижнюю юбку и фиксируем ее к кукле несколькими стежками по кругу( что б не потеряла поку будет выделывать свои плие))). )

Надеваем верхнюю юбку и тоже фиксируем ее по кругу на талии( рядом с нижней юбкой):

Прячем шов на талии под атласную ленту, которую фиксируем еле заметными стежками и формируем сзади бантик.

Пока не мешают руки, расшила лиф бисером (произвольный узок, какой душа пожелает) и бретели плела на леске.

Пришиваем руки в нужной позиции и голову.

Пуанты! Атласный кусочек ткани сложила пополам лицом вверх, сгиб это край обуви который не нужно обрабатывать, перевела выкройку ног(ступней), дальше линия сгиба будет по пятке, припуск к выкройке 1-2 мм, что б хорошо одеть обувочку, сострочила вырезала и вывернула.

К пуантам пологаются ленты. Фиксируем их одновременно с пуантами к ножке для надежности.

И так переходим к голове. Нарисовала контур волос.

И по контуру приваливала прядки шерсти иглой для валяния.

Читайте также:  Улитки с домиком в технике валяние

Ух ты! Красотка, надобы уложить волосики. )))

Перья на голову придумала такие. Лебедь она или как? Полоску фатина шириной 1 см собрала по середина на машинке и стянула в оборку, которую зафиксировала на прическе балерины.

Дальше были нарукавники. Фатин собран в оборку и прихвачен на ркуе. Перекрыла шов манжетом из атласной ленты с маленьким бантиком.

Осталось обозначить глазки( все их рисуют по разному, я предпочитаю безликих кукол, поэтому я их только намечу дугами), вот что имеем.

Спасибо за внимание, жду отзывы и коментарии! Успехов в творчестве и рукоделии!

Сам себе мастер

Популярные публикации

Последние комментарии

Делаем балерину из бумаги своими руками: 3 мастер-класса

Бумажная балерина в пачке из ажурной снежинки – классическое новогоднее украшение. Этими изящными куколками можно оформить окна, повесить их на елку или склеить в длинную воздушную гирлянду.

Мастер-класс №1

Чтобы сделать такое украшение, для начала, распечатайте шаблон фигурки балерины. Здесь представлены три варианта: схема 1, схема 2 и схема 3.


Пачку сделайте по этой схеме:

Вырежьте одну из фигурок, на послужит вам основой. Затем сложите лист бумаги, как показано на рисунке, перенесите на него шаблон снежинки и вырежьте будущую пачку. Все снежинки имеют отверстие посередине. Вам остается только вставить в него бумажную балерину, и ваша куколка готова!

Пошаговый урок №2

Если вы хотите немного «оживить» украшение, попробуйте использовать для основы подходящую фотографию или нарисованное изображение настоящей балерины:

Распечатайте две зеркальные копии одной и той же картинки (развернуть ее на 180 градусов вокруг вертикальной оси можно с помощью едва ли не любого графического редактора). Вырежьте и склейте их между собой, чтобы готовая фигурка была двухсторонней. Мы использовали вот такое винтажное изображение (по клику на картинку откроется фотография в полном размере, которую Вы можете использовать в своей работе):

Пока основа подсыхает, вырежьте из плотной бумаги два одинаковых прямоугольника. Сложите их гармошкой, после чего согните получившуюся заготовку пополам:

Приклейте друг к другу кромки бумаги с внутренней стороны сложенной гармошки. В раскрытом состоянии получившиеся «вееры» должны полностью покрывать подол нарисованной балерины. Теперь нужно приклеить заготовки к фигурке. Слегка отверните внешние кромки гармошки и придайте пачке выгнутую форму. Нанесите на кромки немного клея и прижмите их к краям основы. Приклейте второй «веер» с другой стороны фигурки.

Для придания пачке еще большего объема, можно прикрепить поверх первой юбки еще одну из тонкой папиросной бумаги:

Чтобы сделать подвеску, проткните в верхней части фигурки небольшое отверстие и проденьте в него золотую или серебрянную нить.

Балерина из салфеток

И в завершении самые необычный урок! Если у вас под рукой есть кусочек тонкой проволоки и салфетки, вы можете сделать вот такую модель:

Для начала, скрутите проволоку в базовый силуэт человечка с поднятыми руками.

Далее, разделите обычную столовую салфетку на слои (обычно их бывает 2 или 3). Если на лицевой стороне был яркий рисунок, используйте этот слой для чего-нибудь другого, для нашего проекта он не подойдет.

Отложите в сторону несколько нетронутых слоев бумаги, а остальные разорвите на полоски шириной примерно 3 см. Очень важно сделать это вручную, а не с помощью ножниц. Возьмите проволочный «скелет» и начните оборачивать его полосками бумаги. По мере того, как бумага покрывает фигурку, наносите поверх нее бесцветный, разведенный водой канцелярский клей.

Намотав несколько дополнительных слоев бумаги в верхней части туловища, сделайте небольшое утолщение, чтобы фигура игрушечной балерины больше напоминала человеческую. После того, как фигурки полностью просохнут, можно приступать к одеванию.

Сложите один из отложенных квадратов так, будто вы собираетесь вырезать из него снежинку (см. предыдущую инструкцию), отмерьте желательную длину платья и срежьте излишки бумаги с широкой стороны. Лучше, если вы сделаете линию среза слегка волнистой.

Взявшись за бумагу в точке пересечения всех сгибов, несколько раз туго сверните и разверните заготовку по часовой стрелке, а затем проделайте то же самое в противоположном направлении:

Двухслойные юбки выглядят нежнее, поэтому не поленитесь повторить эту процедуру с еще одним слоем бумажной салфетки.

Осторожно проделав в бумаге небольшие отверстия для головы и рук балерины, наденьте на нее платье. С помощью белой нитки стяните его на талии.

И вот что получилось:

Если у вас остались какие-то вопросы, то посмотрите это видео для большей наглядности я для новых идей:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Броши из бисера: идеи

Брошь — это милое декоративное изделие, которое прикалывают на одежду и носят как украшение. Иногда она еще и играет роль застёжки. Носить эти украшения начали еще в 17-м столетии, не выходят они из моды и в наши дни. За свою историю существования рукодельницы изобрели великое многообразие идей украшений из бисера в виде брошей и массу способов их изготовления, не говоря уже о ювелирных брошах. Но броши из бисера отличаются особой оригинальностью и красотой, они красноречивее других подчеркивают уникальный шарм и вкус своей обладательницы.

Броши могут носить самый разный характер: быть стильными или симпатичными, смелыми или фантазийными, в форме цветов или в виде забавных животных, насекомых и птиц, в виде абстрактного узора, а также бывают незатейливыми, строгими и сдержанными. Сегодня мы предлагаем вам несколько интересных идей для таких украшений из бисера. Надеемся, они вдохновят вас на создание похожих шедевров, ведь технология их изготовления достаточно проста: справятся и начинающие мастерицы.

Среди множества забавных зверушек и милых цветочных букетов встречаются очень выразительные идеи брошей из бисера на фетре. Так, большой популярностью пользуются оригинальные и красивые броши с изображением стрекоз, птиц или бабочек. Они придают любому наряду свободу, добавляют образу воздушность, а порой даже самая скромная блузка с ними начинает смотреться как дизайнерская вещь.

Образ совы сегодня стал очень модным, поэтому сделать вышитую бисером или сплетенную брошь в виде этой птицы будет очень актуальным решением. Кроме того, есть поверье, что птицы приносят удачу, поэтому такая самодельная брошь может стать не только очаровательным аксессуаром, но и своего рода талисманом.

Начинающим рукодельницам лучше остановиться на идее совы для вышивки бисером на фетре. В сети можно найти массу схем для такой вышивки, равно, как и целые мастер-классы по их выполнению, а также по созданию самих брошей. После того, как вышивка будет готова, фетровую основу обрезают до нужной формы и приклеивают к булавке-застежке.

А тем, кто уже знаком с бисероплетением, можно сплести фигурку совы и, аналогично вышитой картинке, прикрепить ее к застежке.

Особенности образа совы позволяют использовать крупные камни (например, для выполнения ее глаз), а значит, создавать необходимые цветовые акценты как в самой броши, так и в дальнейшем – во всем наряде. Сова из бисера украсит не только одежду, а и текстильную сумочку.

Очаровательную брошь в виде колибри можно сделать с помощью вышивки бисером на фетре или коже. В самом простом варианте выполняется из 2-3 оттенков. Каждая бисеринка играет функцию пятнышка на крыле и может быть как разной формы, так и разных цветов. В целом образ колибри создает романтическое настроение, делает наряд более утонченным и изысканным.

Брошь в виде ежика, «иголки» которого унизаны бисером, – просто чудесна и предполагает бескрайний простор для вариаций.

Очень колоритно смотрится в качестве броши голова или фигурка слона, украшенного в индийской традиции. Создается она так же просто, как и предыдущие модели: на кусочке кожи или фетра создается изображение и потом прикрепляется к застежке для браслетов.

Сочетание бисера и меха в одном украшении создает очень необычную фактурность. Причудливые образы зверей и насекомых, составленные из этих материалов, смотрятся свежо и живо. А милые цветы одуванчиков, имитированные с помощью меха, – просто гениальны в своей простоте исполнения и выразительности. Стебли и листочки у них сплетены из зеленого бисера, а цветки представляют собой аккуратные шарики из белого меха.

  • Кошка в египетском стиле

Грациозная черная кошечка, вышитая черным и золотистым бисером, с крупным кабошоном и бусинами, привнесет загадку в ваш облик и не останется незамеченной.

Бабочку считают символом возрождения, а также женственности, красоты. Они всегда были и остаются модным трендом. Поэтому без такой броши ваш арсенал украшений будет не совсем полным. Она станет изящной изюминкой даже на самом угрюмом пальто и будет уместна как на теплом платье или свитере, так и на легкой блузе или сумочке.

Такая брошь из бисера смотрится оригинально в принципе, поэтому ею можно внести элемент неожиданности в самые разные по стилю ансамбли. Она будет манифестом женской грации, утонченности, гармонии.

  • Музыкальные инструменты и скрипичные ключи

Музыкальная тематика также вдохновляет рукодельниц на создание очень своеобразных брошей из бисера. Такой аксессуар будет подчеркивать возвышенность вашей натуры, вдохновлять на творчество. Скрипки, гитары, саксофона, знак скрипичного ключа имеют грациозные очертания и из их изображений получаются очень утонченные броши.

  • Фэнтезийные животные

Здорово выглядят броши с изображением сказочных животных: единорогов, драконов, Жар-Птицы. Особенно когда при их создании используются разные оттенки золотистого и серебристого цвета.

Как видите, броши из бисера бывают очень разными. Осваивая создание уже описанных моделей, вы обязательно будете вносить свои элементы и придумывать новые идеи. Главное сделать первый шаг, понять, насколько это просто, а в результате получается такая нетривиальная красота! Кроме того, броши, сделанные своими руками, будут уникальными, неповторимыми, подчеркивающими ваш стиль и характер, и это дополнительный пункт в их пользу. Так что вдохновения вам, радости творчества, оригинальных идей и восторженных комплиментов!

Квиллинг для начинающих – что необходимо знать при начале работы

Термин квиллинг происходит от английского слова quill, которое переводится как «перо птицы». Для обозначения этой техники также используются термины «бумажная филигрань&raq.

Заколка в стиле канзаши – делаем своими руками

Украшение ручной работы – это всегда удачный выбор, т.к. милая вещица, впитавшая частичку души мастера, всегда будет радовать взгляд и станет отличным подарком дорогому ч.

Брошь-бабочка из бисера – мастер-класс для начинающих

Брошь – это самый аристократичный и импозантный аксессуар в мире ювелирных украшений. Ношение ее требует от обладательницы особой элегантности и безупречного чувства стил.

И ещё о Блокаде: три важные детские книжки

27 января 1944 года была снята Блокада Ленинграда. Это особый опыт, особая травма, даже в рамках всей темы Великой Отечественной войны Ленинградская блокада стоит несколько обособленно. Она активно осмысляется – и в рамках семейной памяти, и в исторических исследованиях, и в искусстве.

Я уже писала о блокадной прозе для детей здесь: «Три важных книги о блокаде для детей» // http://www.pravoslavie.ru/121959.html. Но книг о детях военного Ленинграда много, очень много. И большая часть из них достойная внимания и ребят, и их родителей, и учителей – ведь в них раскрывается не только хроника событий, но и те особые механизмы, что двигали людьми, большими и маленькими, помогали им даже в нечеловеческих условиях голода, холода и обстрелов заботиться о ближних. Именно поэтому и выстоял Ленинград: большинство его жителей не покорились не только врагу, но и модному нынче «разумному эгоизму».

Я знаю родителей, которые всячески избегают таких «травмирующих», «негативных» книг для своих чад. Я намеренно ставлю эти слова в кавычки: правду жизни от детей не утаишь, и главную, определяющую роль в познании тяжёлых тем играет внимательное и мудрое руководство родителей. А ещё – качественный литературный текст: подлинное искусство является тем особенным инструментом, который позволяет узнать, осознать – и идти дальше с этим знанием. Именно о таких книгах я хочу рассказать сегодня.

«Кирюшка»

Вера Карасёва, «Кирюшка» Это совсем небольшая книжка. В ней всего 10 рассказов, читаются они легко и быстро. Но они ужасно важные! Ведь в них трепещет и бьётся болью и жалостью живая человеческая память о блокадных детях.

Впрочем, не только боль и жалость есть в этой книжке. Вера Карасёва, её автор, сама пережила Блокаду, и маленькие герои – это её знакомые, соседи, друзья. Это дети, которые жили и умирали рядом, в соседних квартирах, это дети, совершавшие большие поступки, которые не каждому взрослому по плечу.

Удивительные это были дети: с одной стороны, такие же, как их современные сверстники – бойкие, живые, смешливые. Например, Кирюшка – девочка, именем которой названа книга. Сорвиголова, вечный товарищ мальчишек по их играм и шалостям, она совершенно изменилась, когда началась война. Отказавшись ехать в эвакуацию, Кирюшка не только взяла на себя хозяйство (мама её работала в госпитале), но и стала ухаживать за дочкой соседки, малышкой Леночкой, – её мама была серьёзно больна.

«Однажды, это было уже в феврале, я, уходя на работу, увидела Киру. Она медленно спускалась по лестнице с ребёнком на руках. По розовому стёганому одеяльцу я догадалась, что Кирюшка несла Леночку. И я поняла: ещё один маленький ленинградец осиротел в осаждённом городе…»

Как, как измождённая голодом одиннадцатилетняя Кирюшка смогла выходить полуживого пятимесячного младенца? Как смогла она выпросить в яслях соевое молоко и рис для малютки? Но она смогла. Потому что в том промёрзшем доме под обстрелами правил не голод – правила любовь.

Читайте также:  Квадроцикл 4х4 на базе ОКИ

Об этом же рассказ «Новогодний подарок». Небольшой кусок сахара девочка Галя делит между соседями: кому для больного ребёнка – развести в кипятке с сушёной малиной, кому порадовать малышей, завернув в блестящую обёртку (будто это конфеты). Галя не думает о себе – она находит радость в том, чтобы радовать других.

Есть в этой книжке ещё один рассказ – короткий и страшный. Называется он «Хлебные крошки». Он – о хлебных очередях и о голодных детях.

«Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевая крошку, и бережно нёс её в рот.

Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь…»

Мне кажется, что это очень важно – читать такие книжки. Живые, настоящие военные свидетельства. И как же здорово, что они доступны и понятны детям с 6-7 лет! Художественная литература становится самым ясным, выпуклым и впечатляющим свидетельством той грозной поры.

А дополняет рассказы великолепная графика Абрама Резниченко. Небольшие наброски, детали – но сколько в них передано! Девочка под одеялом и скорбная мамина фигура над ней (она не знает, где найти еду и накормить измождённую дочку). А вот сосед, каким-то чудом обнаруживший в сене старого матраса яичко, улыбается в усы и несёт-торопится маме девочки: вот, свари, дай малышке. Бомбоубежище и люди, склонившие головы; Кирюшка, несущая Леночку, а за ней – лёгкая вязь узора перил на лестнице; Галя, целующая папино письмо с фронта. Простые, ясные, живые, с большим талантом, вкусом и чувством переданные образы.

Я думаю, что ребёнок воспримет эту книгу иначе, чем его родители. Он будет сочувствовать, переживать, жалеть, но, в силу возраста, не увидит той чёрной бездны, той трагедии, которую видим мы, взрослые, вглядываясь в такие вот блокадные свидетельства. И это правильно. Просто и внятно написанные рассказы – лучшее, мне кажется, что можем мы дать детям в память о Великой Отечественной войне. Потому что это настоящая, правильная память…

«Девочки с Васильевского острова»

Юрий Яковлев, «Девочки с Васильевского острова» Юрий Яковлев написал немало рассказов и повестей о войне. Он обладал особенным, тонким, прямо-таки обострённым чутьём к настоящему, неподдельному, важному, не разменивался на мелочи, говорил о сути. И писал в то же время удивительно разные произведения, подходящие и для детей 6-7 лет, и для школьников, и для юношества.

Я особенно люблю повести Яковлева за то, что в них почти нет советской пропаганды – зато есть живые характеры, судьбы, удивительные истории и светлая надежда, прорастающая из горечи и боли военных воспоминаний.

Один из самых пронзительных рассказов – «Девочки с Васильевского острова».

Он совсем маленький, читается за каких-то 15-20 минут. Но зато объединяет в себе самое знаковое, что нам нужно знать о Блокаде.

«У меня есть подружка – Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка. Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня ещё не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.

Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой. Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про неё знаю».

Это слова Вали Зайцевой, героини рассказа. От её лица и ведётся повествование. Бывает так, что какая-то тема тебя особенно трогает и волнует. А бывает и по-другому – она живёт в тебе и болит, и никто не понимает, почему так. И ты тоже.

Вот и Валя Зайцева всё думает о Тане Савичевой, знаменитой Тане, чей дневник сейчас увековечен в камне. И не просто думает – разговаривает с ней мысленно, пытается и не может осмыслить то страшное, что пережила когда-то её ровесница.

Наверное, именно поэтому не люди – судьба! Господь! – поручают Вале писать на бетоне палочкой строки из Таниного дневника. И Валя ещё раз – в который раз – проходит Танин путь.

«– Что же ты не пишешь? – тихо сказали мне. – Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.

Я долго не решалась открыть страничку на букву “М”. На этой страничке Таниной рукой было написано: “Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года”. Таня не написала слово “умерла”. У неё не хватило сил написать это слово.

Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый…»

Этот маленький рассказ – не столько о Блокаде, сколько о её осмыслении нами. О том, что тебя вдруг ударяет, словно током, мысль: мы – такие же, как они. Мы, нынешние, в мирное время растущие и выросшие люди. И в этой простой мысли – весь трагизм и вся надежда, что достались нам в наследство от тех, кому пришлось жить в грозную пору.

«Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили ещё много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своём времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.

А дружат ведь только с живыми».

Если «Кирюшка» – книга, которую можно смело читать детям с 6 лет, то «Девочки с Васильевского острова» – рассказ для ребят постарше. Я бы не торопилась с ним – пусть он будет прочитан в 9, 10 лет – ребёнок уже должен понимать, ориентироваться во временных отрезках, уметь обобщать, осмыслять важное и тяжёлое. Ну, и, конечно, хорошо читать эту книгу вместе – родителям и детям.

«Балерина политотдела»

Юрий Яковлев, «Балерина политотдела» «Зрители замерли. Не дышат. На глазах у женщин – слёзы. Не лёгкое дело смотреть, как танцуют блокадные дети. А они, медработники, лучше других понимают, каких усилий и боли стоит этот танец.

Танцуют, танцуют! Помнят все движения. Только нет лёгкости. Да в бою и не может быть лёгкости! Вадик так разошёлся, что сделал глубокий выпад: натянул поводья. Молодец! А неделю тому назад мы везли его на санях с блокадным диагнозом: утратил интерес к жизни. Хорошо, хорошо, Вадик! Я уже не думаю, а произношу вслух. Может быть, даже кричу: “Хорошо, Вадик! Теперь хватит, поднимайся!” А подняться он не может – нет сил, упал на колено… остановилась тачанка, припала на одно колесо. Кони уронили головы. Ранило возницу. А дядя Паша ещё играл по инерции. Потом баян умолк.

Зал был тих. Словно не было в нём зрителей. Никто не хлопал, никто не переговаривался. Только беззвучные парки от дыхания…

И тогда встал полковой комиссар, одёрнул гимнастёрку, поднялся на сцену, где ребята помогали встать Вадику.

– Запрещаю продолжать концерт, – глуховатым голосом сказал он. – Всех танцоров – в госпиталь».

Честно говоря, редко встречаются такие книги. Такие, где честный, откровенный разговор, психологическая точность образов, глубокие и важные мысли выражены таким великолепным в своей ясности и точности языком. Это когда нет второго дна, но есть глубина. Когда совпадают идея и жизненная достоверность. Когда светло и горько одновременно.

«Балерину политотдела» написал тот же Юрий Яковлев. И она тоже о Блокаде. Но это совсем-совсем другая книга.

Она о танце как судьбе и призвании. О войне и подвиге, совершённом потому, что по-другому человек просто не мог. Книга о первой любви, о трепетном и целомудренном отношении к девушке, о памяти, преодолевающей время.

Балерина политотдела – это шестнадцатилетняя Тамара. Её и ещё пятерых ребят вывезли из блокадного Ленинграда для того, чтобы они, танцевальный коллектив, давали концерты на фронте.

Представляете, блокадные дети! Они с трудом могли двигаться, у всех дистрофия, часть уже потеряла интерес к жизни. А тут – танцы! Зачем? Почему? Какие танцы, когда рядом ходит смерть?

Вот это-то и важно, что смерть ходит рядом. Танец – это жизнь, это молодость и красота. Это возможность отдохнуть от войны прямо на войне, забыться, вдохнуть мирной жизни. Поэтому бойцы, замерев и не дыша, смотрели выступления ребят. А те плясали, чуть окрепнув – на фронтовых разбитых дорогах, в полутёмных землянках, даже в жерле огромной заводской печи.

Руководит ребятами «киндерлейтенант» – именно так называют Бориса Корбута сослуживцы. Когда-то он ставил танцы в Ленинградском дворце пионеров, а теперь нашёл ребят из своего коллектива – только шестерых! – и увёз на фронт.

«У меня в кармане предписание политотдела и список адресов. Я обхожу адреса как почтальон. Как самый несчастный почтальон, который не может застать дома ни одного адресата. Нет адресатов. Кто эвакуировался, кто в больнице, кто выбыл навсегда.

Я иду и в такт своим шагам бормочу стихи Жуковского:

В двенадцать часов по ночам
Из гроба встаёт барабанщик…

Я вроде того барабанщика бью тревогу. Я бужу не егерей и не гренадёр, не гусар и не кирасир. Я бужу маленьких танцоров из ансамбля Ленинградского дворца пионеров. Бужу прославленную “Тачанку”.

“Эх, тачанка-ростовчанка… Наша гордость и краса…” Я зову тебя. Не просто зову – я, пока ещё лейтенант, командир миномётной роты, приказываю: мчись ко мне скорей из той прекрасной эпохи, когда на Аничковом мосту ещё стояли кони. Вырвись из-за кулис на необозримый простор!»

«Балерина политотдела» – это книга, которая показывает и доказывает: война меняет людей. Война не проходит бесследно, она саднит раной в сердце, и ничего уже нельзя с этим сделать, и не отмотать назад. Да, маленьких танцоров из Ленинграда подкормили, но блокадный метроном всегда будет стучать в них. «Нет больше Тамары Самсоновой, – говорит героиня книги. – Я уже совсем другая… блокадная девчонка».

Однако время меняет многое.

Балерина Тамара Самсонова танцует везде. Рядом с немецкими позициями, на самых опасных участках фронта, чуть ли не под обстрелами. Сначала она просто рвалась воевать, потом поняла, что должна танцевать для бойцов. И она танцует. Для неё это не увлечение и не развлечение – это дело жизни, нужное людям, за которое можно и жизнь отдать.

А когда её, тяжко раненую, привозят в госпиталь (а он, по стечению обстоятельств, находится именно во Дворце пионеров), Корбут умоляет хирурга не ампутировать ногу. А потом Тамара танцует.

«Полковой комиссар подошёл к ней ближе и прикрепил орден к отвороту серого халата.

– Не вешай нос, девочка, – доверительно сказал он. – Ты ещё станцуешь!

– Я ещё станцую, – отозвалась Тамара. – Хотите сейчас станцую?

И не успел удивлённый комиссар ответить, как за его спиной раздался перебор баяна. Это дядя Паша, как добрый призрак, возник в дверях палаты, приглашая свою маленькую подругу к танцу. И Тамара начала танцевать. Нет, она не поднялась с постели, потому что чудес не бывает. Но в руках у неё появился бубен, загремел, затрепетал, взлетел над головой, рассыпая весёлый перезвон. Ноги девушки были неподвижны – танцевали руки, плечи, волосы, глаза. Её лицо преобразилось, и на нём отразился отблеск новой жизни. Руки разлетались по сторонам, взмывали вверх и тихо приземлялись на одеяло. И столько было в них птичьей лёгкости, и так прекрасен был их полёт, что мы, находившиеся в палате, забыли, что девочка танцует, сидя на койке».

«И жить нам было суждено», – всё время повторяет Тамара. Сразу вспоминается фраза из знаменитой песни Булата Окуджавы: «Нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он». В этом удивительная сила небольшой повести Юрия Яковлева. В жизни, преодолевающей всё. И в любви – к каждому солдату, к своему ближнему. Ведь именно из любви к ним Тамара танцевала под огнём. Танцевала так, что даже немцы не решились поднять в этот момент оружие.

Ещё меня поразило, как автор описывает отношения Тамары и Бориса, её «киндерлейтенанта». В них столько недосказанного, трепетного, едва уловимого, к чему страшно прикоснуться даже мыслью. Столько рыцарства и целомудрия с его стороны, простоты и доверия – с её. А открытый финал книги ещё больше усиливает это ощущение. Что было потом – можно предполагать, но лучше этого не делать. Не касаться этой тайны двух сердец.

«Балерина политотдела» – хороший опыт для подростка. Она даёт пищу для размышлений – о войне, Блокаде, смерти, жизни, любви и искусстве. Здесь нет ничего надуманного, здесь нет пропаганды. Есть главное – подлинность характеров, достоверность хорошей литературы.

Ссылка на основную публикацию