Иллюстрации растений

Иллюстрации растений

Хочу нынче рассказать про одну потрясающую женщину, Марию Сибиллу Мериан.
Жила она в 17 веке и любила гусениц и ботаническую акварель. Как же такие невинные пристрастия обернулись совершенно невероятными приключениями? А вот слушайте.

Мария Сибилла родилась 2 апреля 1647. Она была дочерью известного швейцарского гравера, Маттеуса Мериана, но ее отец умер совсем рано, хоть и успев прославиться и оставить после себя гору крутых гравюр, по большей части – с картами городов. А вот на то что Мария Сибилла определенно талантлива и до какой-то невероятной степени внимательна, настырна и усидчива, обратл внимание ее отчим, художник Якоб Марелл, и стал давать ей уроки рисования.

И вот что у нее стало получаться:

У матери Марии была небольшая шелковая фабрика, там она и начала свои исследования – изучала жизненный цикл и метаморфозы шелкопрядов, собирала всех возможных гусениц в окрестностях, делала записи и рисунки. Она начала работать над своей первой книгой о гусеницах и параллельно еще изобрела несмываемые краски и этими красками расписывала скатерти и салфетки. Рисунки на столовых наборах привели в восторг жительниц Нюрнберга и они обратились к Марии с просьбой выпустить альбом с картинками для вышивания.

Вот титульная страница той самой книги:

Потом Мария Сибилла довольно удачно вышла замуж и родила двух дочерей. Муж ее тоже был художником, среднего таланта (хотя к самой концепции таланта, у меня, признаться, довольно много вопросов). До сорока лет она занималась скатертями, фабрикой матери, воспитанием детей, но ее жажда знаний и любовь к гусеницам никуда не делись.

А это, надо сказать, было проблемой – муж не разделял ее гусеничных восторгов и заниматься наукой женщине в 17 веке было не принято. Тем более замужней. Поэтому картинки для салфеток так долго были ее потолком.

Поэтому в 1685 году она придумывает выход. Оставив мужа и прихватив дочерей, Мария примыкает к лабадистам. А лабадисты – это была такая, скажем, секта, организованная почти по принципам жизни первых христиан, ее отец-основатель, Жан Лабади, вышел из ордена иезуитов потому что те были недостаточно радикальны для него и устроил свою вечеринку.

В общем, внутри этой протестантско-сектантской общины, расположившейся на севере Нидерландов, изучение природы считалось высшим благом, в котором сочетаются и религиозное служение и образование через постижение божественных чудес и божественной безграничной фантазии. Как раз то, что нужно.

Акварельный рисунок черешни (Cerasus avium hort.), малого ночного павлиньего глаза (Saturnia pavonia), листовертки смородинной кривоусой (Pandemis cerasana).

Какое-то время она провела в довольно суровых условиях с лабадистами, полностью погрузившись в рисование, но дочери подрастали, а Мериан хотела дать им образование, поэтому отправилась в Амстердам.

А там произошла важная встреча художницы и выставок в лавках необычных вещиц, привезенных моряками из дальних экзотических стран. Среди них было множество жуков-пауков, скелетов неизвестных животных и гербариев с невиданными растениями. Она испытывала восторг и огорчение одновременно. Восторг понятно почему, а огорчение из-за бессистемности коллекций и из-за того, что по одному сушеному жучку совершенно невозможно понять, каков его жизненный цикл, на каком прутике он живет и чем питается, любит ли он холод или тепло, выводит ли он свое жучье потомство осенью или весной.

Акварельный рисунок одуванчика (Taraxacum officinale) и кистехвоста (Dasychira fascelina).

Понимая, что этих знаний ей никто на блюде ей не принесет, в 1699 году Мерион решается на путешествие в тропики, а именно в Суринам, который тогда был колонией Нидерландов.

Вместе с экспедицией на корабле она пересекает Атлантику, 8000 километров, ради науки, да в 17 веке! Женщина! Ну не офигеть ли, друзья?

А по прибытии пятидесятидвухлетняя Мэрион и ее помощница, двадцатидвухлетняя дочь Доротея Мария, берут каноэ и четыре дня вдвоем гребут по рекам вглубь совершенно неисследованных джунглей. И там они проводят два года, делая записи и рисунки.

Мэрион пишет: «…все, что нашла и поймала. я точно переношу на пергамент…». Из путешествия с ней возвращаются сотни зарисовок и

ящики с коллекциями: 20 коробок с бабочками, жуками, колибри, светлячками, «1 крокодил, 2 больших змеи и 19 маленьких, 11 игуан, 1 геккон, 1 маленькая черепаха».

В 1705 году выйдет главная книга Марии Сибиллы Мэрион, важнейший и совершенно уникальный труд – “Метаморфозы суринамских насекомых”. Выше и ниже иллюстрации как раз из нее.

Умерла Мэрион в 1717 году. А обе ее дочери, Доротея и Йоханна Хелена, тоже стали художницами.

Вот, например, рисунок Доротеи, который очень долго приписывали ее матери:

Еще она придумала классную штуку – на одном рисунке сразу изображать весь жизненный цикл нескольких растений и насекомых. И этим приемом по сей день активно пользуются.

И еще восхитительный факт – Карл Линней использовал рисунки Мариан для иллюстрирования своей универсальной классификации растений. Она о своей деятельности писала что хотела бы «доставить удовольствие знатокам и тем, кто изучает природу насекомых и растений, и оправдать их ожидания; я буду рада, если мне это удалось». Думаю, что мало кто глубже, чем Линней, совершивший в одиночку путешествие в Лапландию, понял и оценил труд Мэриан.

Кстати, значительная часть ее рисунков хранится в Питере. Например, в библиотеке РАН находится ее “Studienbuch” – рукописная книга, которой она занималась около 30 лет. Она была куплена лейбмедиком Петра I Робертом Арескиным.

“2 января 1717 г. Р. Арескин по указу царя заплатил 3000 гульденов «амстердамскому жителю Юрью Гзелю за две книги больших […], в которых вложены пергаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные»

Всего в музеях Санкт-Петербурга хранится несколько сотен акварелей Марии Сибиллы, в том числе и те самые “Метаморфозы суринамских насекомых”. И, оказывается, есть целый блок исследований, посвященных передвижениям этих рисунков по музеям и академиям потому что их использовали как биологи, так и художники в целях обучения мастерству рисунка.

А вот и потрет самой Марии Сибиллы работы Георга Гзеля, которого выше назвали Юрьем.

Он был мужем Доротеи и, кстати, они на пару жили в Санкт-Петербурге по приглашению Петра I.

В общем, как всегда, все тесно связано и история ближе к нам, чем мы думаем.

БОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ

Цветы – это остатки рая на земле.

Cв. Прав. И.Кронштадский

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОБРАЗЦОВ РАСТЕНИЙ БЫЛО ПРОДИКТОВАНО необходимостью материалов для сугубо научных, медицинских и аграрных изысканий. Этой же цели служат гербарии, но они требуют особых условий хранения и недолговечны. Наиболее древними считаются сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.

Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием “Венский Диоскорид” – манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах), хранящаяся в Венской национальной библиотеке.

В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий. Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично. Одним из них – самым известным был Альбрехт Дюрер.

Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса “Изображение растений” были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры. В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия. Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.

ЗНАМЕНИТАЯ И ПРОСВЕЩЕННАЯ СЕМЬЯ МЕДИЧИ , правившая 200 лет во Флоренции, проявляла особый интерес к искусству. При дворе Медичи работали лучшие художники, среди них был отмеченный выше Лигоцци, а также непревзойденная Джованна Гарцони, занимавшаяся иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось подходящим занятием для женщины.

Другая художница – Мария Сибилла Мериан трудилась в центре книгоиздания в Нюрнберге и Амстердаме, где процветали лучшие традиции живописного изображения растений. Мария Сибилла родилась во Франкфурте, в семье известного издателя и гравера по меди. Эта талантливая художница, хорошо усвоившая все нюансы книгопечатания, брошюрования, гравирования, оставила яркий след в ботанической иллюстрации, издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями – Флорилегиум (“Книга цветов”). В 1699-1701 гг. она совершила поездку в Суринам, где наблюдала и описала местную флору и фауну. В 1705 г. она издала непревзойденную книгу Metamorphosis insectorum surinamensium, посвященную суринамским насекомым. Ее дочь Мария Доротея Гзель, также знаменитая художница, позже работала в Петербурге. По распоряжению Петра I – приверженца всего голландского, были куплены книги и более 250 оригинальных рисунков Марии Сибиллы. Наследие Мериан хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

Поскольку в России в то время еще не было своей школы ботанического рисунка, приобретение большой коллекции работ художницы с безупречной техникой способствовало развитию зоологической и ботанической иконографии в России.

Позже, в эпоху правления Екатерины II, была издана многотомная Flora Rossica П.С.Палласа, ставшая достойным памятником ее блестящего царствования. Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине ХVIII в., когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И.Х. Буксбаума Plantarum minus cognitarum, И.Аммана Stirpium rariorum и Иоганна Георга Гмлина Flora Sibirica.

Одним из прославленных мастеров, которого называли Рафаэлем цветов, был Пьер-Жозеф Редуте – французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии выдающегося художника-ботаника более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И ИЗДАНИЕМ систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации в определенной степени потеряли свою актуальность. Однако именно для этого времени характерно появление и конкретизация в среде художников специальности ботанического иллюстратора. Отметим, что ботанические иллюстрации в это время тиражировались в основном в технике ксилографии.

Однако со временем гравюра на металле стала постепенно вытеснять ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. В ХVIII в. улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации в цвете и деталях более точно. При этом каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг типа “Флор” было делом государственной важности – по ним также определялся уровень технических и интеллектуальных возможностей государства. Все возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, состоятельных владельцев поместий, садов и парков привел к неизбежному и вполне естественному увеличению спроса на иллюстрации. Помимо книг для специалистов стали появляться также и издания, рассчитанные на массового, но обеспеченного читателя.

Торцовая гравюра, пришедшая на смену обрезной ксилографии, позволяла художникам и мастерам типографии без обращения к ручному раскрашиванию эстампа передавать тончайшие цветовые градации и соотношения в композициях иллюстраций.

Читайте также:  Оформление детского праздника на природе

С расцветом садоводства возникла необходимость обеспечения ботаников и садоводов надежными справочниками. Ботаническим художникам узкой специализации приходилось одновременно точно и реалистично передавать форму, детали, цвета и характерные черты необходимых растений. Были созданы выдающиеся по своему научному, художественному и техническому уровню собрания рисунков, многие из которых хранятся в библиотеке Королевского садоводческого общества в Лондоне, Королевском ботаническом саду в Кью, Национальном садоводческом обществе во Франции и Музее Редуте в Бельгии. Именно в этот период расцвета ботанического искусства в Англии работали такие замечательные художники, как братья Бауэр и Георг Дионисиус Эрет, отмеченные выше.

БРАТЬЯ БАУЭР В ИСТОРИИ БОТАНИЧЕСКОГО РИСУНКА считаются феноменальными художниками по количеству созданных иллюстраций и их непревзойденному качеству. Братья Фердинанд и Френсис Бауэр родились в маленьком городке Фельсбург в Австрии. Их отец был придворным художником у принца Лихтенштейна. Удача и успех, сопутствовавшие братьям всю жизнь, позволили им заниматься любимым делом и полностью реализовать свои способности.

История ботанических иллюстраций отражает события в искусстве и науке на протяжении веков. Современные ботанические иллюстраторы продолжают эти традиции и используют инновации. Современная ботаническая иллюстрация включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.

На арену вышли новые области применения ботанической иллюстрации. Они стали повсеместно сопровождать такие издания, как полевые определители, описания гербариев, ботанические коллекции, а также периодику. Популярность ботанической иллюстрации, исполненной художником, не смогла поколебать фотография. Ибо ботанический иллюстратор имел неоспоримые преимущества в деле создания точности и образности, требуемых в каждом конкретном случае. Гармония аппликативной подачи фрагментов растения, их совмещение, изменение масштабов во имя создания целостного образа выгодно отличают эти работы.

Значительную заслугу в деле поддержки, стимуляции и расцвета издания ботанических книг провоцировал интерес к растениям, который проявляли просвещенные вельможи и монаршие особы государств.

Притягивающие своей красотой цветы и деревья нередко становились также героями мифологии и истории разных народов. Таинственные обряды друидов, опыты алхимиков, волшебные исцеления – все это связано с растениями как распространенными, так и редкими. Жизнь растений изучает ботаника. Мифами и легендами занимаются история и филология. Но очарование живых растений, увы, мимолетно, а так хочется сохранить их точный образ, чтобы в любое время года любоваться ими и изучать их. Любоваться и изучать – эти две задачи решает ботанический рисунок.

Иллюстрации растений

Войти

Ботаническому иллюстратору на заметку или Кто имеет право звать свои иллюстрации ботаническими

Для меня сейчас тема актуальная.

Оригинал взят у conjure в Ботаническому иллюстратору на заметку или Кто имеет право звать свои иллюстрации ботаническими

В последнее время часто слышу недовольные разговоры о том, что в кругах рисующих людей появилась тенденция называть любой рисунок цветка или растения – ботанической иллюстрацией. С одной стороны, в свете современных знаний, если кто-то хочет называться именно ботаническим иллюстратором, ему нельзя поддаваться на эту пусть и невинную, но профанацию и рисовать просто портреты цветов. Хотя профессиональные ботанические иллюстраторы наверняка не находят подобное положение вещей чем-то невинным. С другой стороны искусство, в том числе и искусство ботанической иллюстрации, не развивалось линейно. В процессе возникновения новых направлений в искусстве один художественный стиль довольно долгое время жил параллельно с исторически сформировавшимися. Так и принятый стиль научного изображения растений сменился лишь постепенно другим. Поэтому в обиходе были как ботанические издания средневековья, весьма далёкие от научных, так и ещё более ранние попытки классификации родом из Древней Греции, ещё более далёкие от реальности. Но люди обращались к этим изданиям часто потому, что местами вообще ничего другого не было.

Можно ли сейчас, когда представления о канонах ботанической иллюстрации устоялись, а сама иллюстрация становится всё менее художественной и всё более научной, называть и художественные портреты цветов – ботаническими? Признаться, у меня нет ответа. Если верить Википедии, ботаническая иллюстрация — искусство изображения формы, цвета, деталей растений. Но в это определение спокойно вписываются и портреты растений. Другой вопрос, что научная ботаническая иллюстрация должна быть не только эстетичной, но и иллюстрировать некое научное содержание. Другими словами, заказчиками профессиональных ботанических иллюстраторов являются, например, научные (в том числе и медицинские) журналы, издатели учебной и профессиональной ботанической литературы, создатели ботанических лексиконов и прочие именно научно-исследовательские инстанции.

На мой взгляд, если у иллюстратора есть цель зваться в современном мире именно ботаническим и зарабатывать этим на жизнь – ему следует придерживаться и тех канонов изображения, которые приняты именно сейчас. Если такой цели нет, то можно рисовать всё, что угодно, но это, естественно, не даёт освобождения от истинного знания терминов и их правильного употребления. Возможно, просто стоит для большей ясности заглянуть немного глубже, чтобы понять, сколько интересного и увлекательного упускается из виду, если поддаться на уговоры сровнять современную ботаническую иллюстрацию с простыми рисунками флоры.

Например, известно ли вам, что первый и стареший ботанический сад мира, в котором студенты, тогда в основном медики, изучали различные растения и их воздействие на человека, находится в итальянской Падуе близ Венеции? Именно там в Европе впервые появились такие растения как картофель и даже сирень! Сады Падуи основали в далёком, на первый взгляд, 16 веке по решению Венецианского Сената (времена Венецианской республики) с целью выращивания «лечебных трав» для медицинского факультета Падуанского университета. Учёные умы со всего мира приезжали туда, чтобы познакомиться с истинным видом растений и изучать действие лечебных трав на пациентов. Так был открыт путь путь новой дисциплине – биологии, который привёл и к расцвету ботанической иллюстрации.


Фото ботанического сада в Падуе отсюда my-entdecker.de

Ниже (под катом) вы можете посмотреть фильм о садах Падуи. Так как он на немецком, обратите внимание, что примерно на 9-10 минуте фильма в кадр входит высокая темноволосая итальянка с 2 небольшими книгами в руках. При ботаническом саду в Падуе есть библиотека с огромной коллекцией ботанических книг, начиная с момента основания садов. То, что женщина держит в руках – первые книжные гиды по саду. Эти книги в 16 веке выдавались учёным, потому что по расчерченному и пронумерованному плану в отдельную графу вносили название растения с точным указанием места. В те времена даже учёным мужам было тяжело рассмотреть с наскока, с каким растением они имеют дело. А всё потому, что каноны ботанической иллюстрации менялись вместе с представлениями о природе и науке о растениях вообще.

К примеру, вот так выглядит мандрагора на самом деле:

Фото отсюда de.wikipedia.org/wiki/Gemeine_Alraune

А так её было принято изображать в Средневековье. Растения рисовали в свете их мифологического толкования или настолько примитивно, что их нельзя было отличить от других похожих. Мандрагору часто изображали в виде существ мужского или женского пола с зелёным “веником” на голове. Корням мандрагоры приписывали различные мистические свойства из-за их похожести на человеческие фигурки. Ботанические иллюстраторы по устоявшимся канонам того времени стремились проиллюстрировать народные суеверия вместо художественного анализа настоящего растения, как это принято делать сейчас.

Открытие первого ботанического сада было настоящим событием – там студенты и учёные мужи могли увидеть, как то или иное лечебное растение действительно выглядит. Первые натуральные изображения растений как раз и стали появляться к концу 16 века, когда стало ясно, что мистические иллюстрации не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Связаны такие перемены были с расцветом науки в эпоху Возрождения. Учёные ставили под вопрос правильность существующих классификаций, названий, а значит и принятые каноны изображения растений. Ботаническая иллюстрация развивалась рука об руку с новыми знаниями в области ботаники.

Прошло ещё почти 200 лет, прежде чем в ботанической иллюстрации укрепились изобразительные каноны, тесно связанные с научным биологически обоснованием и классификацией растений по методу Карла Линнея.

Цитата из Википедии:”Линней — создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — введение точной терминологии при описании биологических объектов, внедрение в активное употребление бинарной номенклатуры, установление чёткого соподчинения между систематическими категориями, выделение в систематике вида в качестве исходной категории, а также определение критериев отнесения природных объектов к одному виду. Линней — автор активно использовавшейся в XVIII и XIX веке Половой системы классифакции растений.”


Слева портрет Карла Линнея руки Александра Рослин, справа рисунок Георга Эрета (Georg Dionysius Ehret) классификации растений по Линнею.

Например, здесь на фото ниже в книге 18 века как раз видно, что по Линнею стали изображать даже орган размножения растений.

Становится понятным, насколько прогрессивными были опытные исследования той же Марии Сибиллы Мериан, которая в 17 веке стала зарисовывать свои собственные наблюдения за рестениями и насекомыми. Коллеги-иллюстраторы того времени критиковали её, что она “глупая баба”, поэтому рисует на одной картинке и цветы, и плоды одного растения. О Марии Сибилле я расскажу отдельным подробным постом – женщина весьма необычной для 17 века судьбы. Она получила солидное художественное образование – женщинам было подобное запрещено. Она посмела развестись с бестолковым мужем (на минуточку, в 17 веке, когда женщина без мужа становилась человеком вне закона и могла быть всеми пользована). Она к тому же позволила себе зарабатывать искусством на жизнь и кормить этим всю семью. Она была одной из немногих известных по всему миру женщин того времени, открыто заявившей иллюстрацию своей профессией. Для справки, профессии были якобы только у мужчин. У такого бездушного и беспомощного вспомогательного существа как женщина по определению не могло быть профессии. И ещё она посмела отправиться с дочерью через океан в Америку и вернуться оттуда с потрясающей ботанической коллекцией гербариев, собственных гравюр и набросков и делать на этом деньги. Очень интересная дама особенно по тем временам.


Портрет Марии Сибиллы Мериан и её ботаническая иллюстрация того времени

Только в 18 веке ботаническая иллюстрация получила как будто официальное разрешение по следам исследований Карла Линнея, отображать истинное положение вещей и рисовать в одной иллюстрации и стебли, и корни, и плоды, и цветы, и органы размноженияя растений. Ботаническим иллюстраторам было не только можно, но и нужно достоверно изображать всё выше перечисленное. Именно поэтому ботанические иллюстраторы часто были учёными, которые умели превосходно рисовать! К цветным, достоверным изображениям растений так же прибавились так всеми любимые каллиграфические подписи по нормам номенклатуры Линнея с уже общепринятым названием самого растения и его принадлежности к тому или иному семейству.

В общем, между просто рисунком и современной ботанической иллюстрацией лежат несколько столетий ботанических и художественных исследований. Реально ботанические иллюстраторы боролись несколько сотен веков за своё право быть воспринятыми всерьёз, а современная научная ботаническая иллюстрация даже часто подразумевает дополнительные сведения ДНС для более подробной классификации растений и имеет лишь общую эстетическую компоненту с художественными изображениями цветовых портретов.

А Мериан всё равно прекрасна, правда же? Я в одной книге как-то вычитала о ней, что её очень сильно критиковали и за изображения метаморфоза бабочек и жуков на одной картинке. Коллеги Мериан были уверены, что, например, гусеница и бабочка не имеют друг к другу никакого отношения – это два совершенно разных существа. Ниже как раз гравюры Мериан из её самой значимой и известной книги “Metamorphosis insectorum Surinamensium”

Читайте также:  Часы с бабочками из фетра

Ну и в завершение обещанный фильм о первом и старейшем ботаническом саде мира в Падуе. Повторюсь, не пропустите на 9й минуте рассказ о книгах из библиотеки при ботаническом саду. Если вы не понимаете немецкого, всё равно посмотрите хотя бы на книги. Они как раз демонстрируют развитие ботанической иллюстрации.

Ботанический рисунок – наука и искусство

“Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранными художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину и ширину каждого побега обозначить”

(Из инструкции рисовальщикам Великой Северной экспедиции И. Гмелина 1733-1734 гг.).

27 февраля 2016 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки в залах сменных экспозиций состоялось торжественное открытие выставки «Ботанический рисунок. Наука и искусство». Прекрасный весенний подарок ценителям этого редкого вида искусства, заключающегося в детальном, ботанически точном изображении растений.

К теме пышных букетов и нежных хрупких цветов художники обращались издавна. Древнейшая рукопись отца ботаники и фармакологии Диоскорида «О лекарственных веществах», датированная началом VI века, содержит 435 изображений растений и животных, выполненных на пергаменте. Как и садоводство в целом, ботанический рисунок начинался именно с лекарственных трав. Он делал важные для человека растения узнаваемыми в те времена, когда еще отсутствовала систематика растений и их подробные словесные описания. Важна была каждая деталь – от «вершка до корешка». Со Средних веков преуспевали в этом деле швейцарские, немецкие, голландские художники.

Позднее, с появлением ботанической номенклатуры и совершенствованием типографского дела (XVIII в.), насущная потребность в ботанических изображениях растений, казалось бы, отпала. Но именно в этот период появилась престижная профессия ботанического иллюстратора. Изображения растений создавались художниками в кропотливых техниках акварели и гравюры, они украшали фундаментальные ботанические труды, составлявшие порой престиж целых государств.

В России интерес к ботаническому рисунку появился во времена правления Анны Иоановны, но его расцвет связан с эпохой Екатерины Великой – всесторонне просвещенной государыни.

История не сохранила имя художника, работавшего в экспедиции первого исследователя Сибири Д.Г. Мессершмидта (1685-1735), оставившего ряд подлинных шедевров – ботанических изображений орхидей. Академик-ботаник И.Х. Буксбаум (1693-1730), исследователь юго-восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, работал исключительно акварелью по карандашному контуру, изображая не только травянистые растения, но и мхи. Его рисунки были широко известны и иногда использовались самим Карлом Линнеем. Иоганн Амман (1707-1741) стал автором изображений и описаний редких дикорастущих растений России, он уделял большое внимание семенам. И.Г. Гмелин потряс научный мир Европы изданным после 10-летнего сибирского путешествия обширным иллюстрированным ботаническим трудом «Flora Sibirica» (1747-1769). Наконец, «Flora Rossica» разностроннего ученого П.С. Палласа (1784-1789), с работами лучших граверов того времени, раскрашенными вручную, была издана на средства самой Екатерины Великой.

“Екатерининых щедрот при нежной влаге,
Древа и зелия родятся на бумаге. “

Роскошное издание “Алтайской флоры” К.Ф. Ледебура (1829-1834), изобиловавшее вновь открытыми видами растений, было последним в этой череде блестяще иллюстрированных ботанических трудов.

С конца XVIII – начала XIX веков, одновременно с совершенствованием техники гравюры, когда уже не нужно было раскрашивать изображения вручную, ботанический рисунок проник со страниц научных книг в массовую, пусть и довольно дорогую, литературу.

Сейчас художественные портреты цветов, казалось бы, может полностью вытеснить доступная всем фотография. Однако этого не происходит – наоборот, ботанический рисунок приобретает еще большую ценность как не подвластное времени элитарное искусство. Мгновенный снимок не способен заменить теплоту ручного труда, знания ботаника и скрупулезный талант художника.

Выставка ботанического рисунка, открывшаяся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, показывает, что в наше время художники работают в самых различных техниках, используя широкую палитру выразительных средств. А стремление к многообразию изобразительных жанров растет и не иссякает. Желая расцвета искусства и привлечения интереса к миру растений, Сергей Николаевич Андрияка торжественно открыл выставку и представил свои живописные произведения «Розы» и «Букет» с ирисами.

На этой выставке впервые выставлены десятки работ, выполненные в жанре ботанического рисунка художницей Софьей Матвеевой (1904-1986). Весь ее жизненный путь освящен любовью к искусству. Уже в студенческие годы, после поступления в Высший художественно-технический институт, она совершенствовала свой талант, обучаясь живописи и рисунку у известных художников – П.В. Кузнецова, С.В. Герасимова, Н.М. Чернышева. Позже работала над оформлением интерьеров и фасадов городских зданий, павильонов ВДНХ (тогда ВСХВ) совместно с немецким архитектором и художником Эрихом Борхетом. Их семейный и творческий союз продолжался до 1942 г., когда главу семьи постигла тяжелая и несправедливая участь – трагически погибнуть в застенках КАРЛАГа и быть реабилитированным только в 1962 г. О судьбе родителей и дальнейшем пути С. Матвеевой мы узнали от ее дочери – Эрики Эриховны, приехавшей на открытие выставки.

В тяжелые военные годы Софья Матвеева продолжала трудиться в Москве, оформляла предметы декоративно-прикладного творчества, разрисовывала шкатулки и копировала картины великих живописцев: Левитана, Шишкина, Нестерова. Ботаническим рисунком она занялась вплотную, когда поступила на работу в Главный ботанический сад АН СССР. За 25 лет работы, с первых лет после открытия сада (с 1946 г.), Софья Матвеева создала более 3 тыс. рисунков – это диковинные фиалки, тюльпаны, лилии, ирисы и орхидеи, привезенные из дальних экспедиций по России и зарубежью. Жизнь неукоснительно диктует нам свои условия, сегодня уже нет в открытом грунте ботанического сада многих экзотических растений, растущих далеко в природе, куда и сегодня не так легко добраться, но их изображения сохранились, и их можно увидеть на выставке. В ГБС РАН старались увековечить память о нашей сотруднице, работавшей в отделе флоры, и поместили ее ботанические рисунки в качестве иллюстраций в научные издания.

Частым гостем в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН является наша современница и талантливая художница Ольга Макрушенко. С ранней весны до глубокой осени она высматривает объекты для своего творчества. Для выставки она отобрала плоды садовых растений, внешний вид которых настолько натурален, что непременно возбуждает аппетит. Ее работы выполнены в уникальной для ботанического рисунка технике аэрографии. Эти рисунки, появившиеся на свет с помощью аэрографа, распыляющего тончайшую струю краски на бумагу, заслужили международное признание и хранятся в музеях Англии, Японии и Америки.

Графические работы Дарьи Фомичевой также по достоинству оценены в России и американском обществе ботанического рисунка.

Художник-флорист Павел Пугачев, проиллюстрировавший «Красную Книгу Волгоградской области» и «Флору Нижней Волги», в день открытия выставки дал мастер-класс, демонстрируя у мольберта все приемы, необходимые для точного и изысканного воспроизведения красивейшего представителя флоры – орхидеи.

Художник-акварелист Александром Вяземский предложил к обзору коллекцию грибов – белые, подосиновики, мухоморы.

Помимо ботанического рисунка, на выставке представлены и другие изобразительные жанры, традиционные для изображения цветов, растений, пейзажей.

Можно долго восхищаться неповторимой прелестью старинных открыток с цветами и ягодами, изображенными немецкой художницей Катариной Кляйн (1861-1929), и изумительные работы художницы Серебряного века Любови Эндауровой (1853-1938), привезенные на выставку из г. Кирова.

Завораживает необыкновенное мастерство художницы Ольги Ионайтис, чудесно оформившей книгу английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад», которая наверняка еще больше привлечет внимание юных читателей. Сказочно-пышная растительность окружает героев этого произведения.

Современный интерьер преобразится с букетами и охапками разноцветных пионов Любови Лесохиной.

Бумага и фарфор преображаются до неузнаваемости, когда к ним прикасается рука Екатерины Лукьяновой.

Как произведения искусства смотрятся тарелки, оформленные по растительным эскизам Дмитрия Астафьева.

Нарядное восточное искусство нашло свое отображение в картине с древовидными пионами, выполненной Алисой Лозайкой в традиционном стиле китайской живописи.

Вторая жизнь начинается у засушенных цветов, веточек деревьев и кустарников, художественно оформленных Людмилой Солод. Ее экспонаты – вейгелы, ивы, клены и березы незаменимы для учебно-просветительских целей.

Выставка будет работать до 10 мая 2016 г. и еще есть время, чтобы окунуться в мир творчества и насладиться красотой природной флоры, которая будет интересна не только взрослым, но и детям.

Фото: Алиса Гальченко, Рита Бриллиантова

Набор цветов и иллюстраций растений Бесплатные векторы

Тебе также может понравиться

Векторные акварельные иллюстрации

YuliyaArt

Установить коллекцию зеленых листьев травы в стиле акварели.

ianasteisha

Векторные акварельные иллюстрации

YuliyaArt

Набор растений, деревьев, листьев, веток, кустов и горшков

user11119049

Набор тропических листьев фона

wakeupcreation

Коллекция зеленых листьев

bintstudio

Листья круглый vintage logo

volvestudio

Тропические летние цветы и листья

user1757474

Векторные акварельные иллюстрации. ботанический клипарт. набор зеленых листьев, трав и ветвей.

YuliyaArt

Эвкалипт бесшовные модели

user4345494

Сбор зелени листьев растений лесных трав тропических листьев весенней флоры в стиле акварели.

azerbaijan_stockers

Коллекция листьев растений

rawpixel.com

Реалистичные комнатные растения вертикальные баннеры

macrovector

Золотые зеленые тропические листья свадебный букет с золотыми брызгами изолированы. цветочные векторные иллюстрации композиция в стиле акварели. ботанический арт дизайн

azerbaijan_stockers

Ботанический тематический дизайн пространства

rawpixel.com

Дерево оставляет границу на зеленом абстрактном фоне расфокусированным

vectorpouch

freepik

Рисованной осенний лес листья коллекции

freepik

Набор веток с листьями и семенами

studiogstock

Цвета листьев естественный узор фона

grmarc

Реалистичный дом завод плакат

macrovector

Рисованной осенний лес листья коллекции

freepik

Обои природа листва

rawpixel.com

Плоский осенний лес оставляет фон

freepik

Пальмовых листьев шаблон макет иллюстрации

rawpixel.com

Тропические листья темная иллюстрация

gstudioimagen

Реалистичные тропические листья и цветы фон

pikisuperstar

freepik

Букет-открытка для особого случая, креативная акварель

photographeeasia

Акварельные тропические бордовые бордовые листья изолированы

azerbaijan_stockers

Набор из тропических экзотических цветочных букетов с жасминовым гибискусом из каллы и зелеными пальмами монстеры. цветочные ветви аранжировки свадебное приглашение сохранить дату

azerbaijan_stockers

freepik

Плоские красочные цветы и листья фон

freepik

Букет-открытка для особого случая, креативная акварель

photographeeasia

freepik

Иллюстрация макета тропического растения

rawpixel.com

Рисованной осенние листья фон

freepik

Рисованной осенний лес листья коллекции

freepik

Цветы и листья фон

stephanie2212

freepik

Ботанический тематический алфавит

rawpixel.com

rawpixel.com

Реалистичный набор иконок комнатных растений

macrovector

Одиночное осеннее дерево

macrovector

Травяной чай с набором шаблонов этикетки свежей мяты.

ilonitta

pikisuperstar

Ботанический тематический алфавит

rawpixel.com

Установить деревья лесные иконки

studiogstock

Акварель зимние цветы бранч листья ель изолированные

azerbaijan_stockers

Свадебные открытки “реалистичный дом”

macrovector

Социальные сети

Получи эксклюзивные ресурсы прямо на свой почтовый адрес

Copyright © 2010-2020 Freepik Company S.L. Все права защищены.

Регистрируясь на этом веб-сайте, ты принимаешь наши Условия использования и Политику конфиденциальности

Зарегистрироваться

И наслаждайся преимуществами

Увеличь свой ежедневный лимит скачиваний

Получи доступ к эксклюзивным предложениям и скидкам

Получи набор из 20 Премиум-ресурсов бесплатно, подписавшись на нашу рассылку

Уже есть аккаунт? Войти

Зарегистрироваться с аккаунтом социальной сети

Помощь с паролем

Введи имя пользователя или адрес электронной почты чтобы восстановить пароль. Ты получишь письмо с инструкциями. Если у тебя возникли проблемы с восстановлением пароля, свяжись с нами.

Здравствуйте!

В нашей рассылке ты найдешь эксклюзивные дизайны, новости и рекламные предложения.

Подпишись и получи 20 векторов Премиум

Да, получить Нет, продолжить без получения пакета

Мы защитим твою личную информацию. Подробнее

Сообщить

Уведомление о нарушении Авторских Прав

Если ты являешься владельцем авторских прав или агентом, отвечающим за это, и считаешь, что какой-либо контент на сайте Freepik нарушает авторские права твоей работы, ты можешь подать уведомление в DMCA для уведомления о ресурсах, которые могут представлять собой нарушение соответствующих лицензий

Читайте также:  Бусы с жемчужной ниткой своими руками

Сообщить о проблеме с загрузкой

Что пошло не так?

Поздравляем! Теперь ты Премиум пользователь Freepik.

Теперь ты можешь использовать весь контент без атрибуции и скачивать ресурсы, помеченные значком Премиум.

Краткое описание лицензии

Наша лицензия позволяет тебе использовать контент

  • Для коммерческих и личных проектов
  • В цифровых или печатных СМИ
  • Можно использовать, неограниченное число раз в течение долгого времени
  • В любой точке планеты
  • Можно изменять, или создавать работы на основе данного контента

* Этот текст является только кратким описанием и не содержит никаких договорных обязательств. Для получения дополнительной информации, перед использованием контента прочитай наши Условия использования.

20 секретов ботанической живописи

Мы обратились за советом к уйме респектабельных художников и иллюстраторов, от призеров выставок Королевского садоводческого общества до признанных мастеров ботанической живописи.

1. Всему свое время (года)

Изображение сезонных растений сделает вашу картину правдоподобней. Недорогой карманный органайзер, например садоводческий календарь Иана Спенса из Королевского садоводческого общества, может оказаться очень полезным.

2. Главное внимание тонам

Джанет Вуд из Ассоциации ботанических художников говорит: «Только используя, по меньшей мере, три тона (темный, средний и светлый), можно сделать изображение растений объемным. Основную роль здесь играет качественное освещение. Правшам источник света нужно располагать с левой стороны, левшам – с правой. Переходный тон от светлого к темному будет соответствовать реальному тону предмета. Переход от света к тени всегда дожжен быть постепенным и гладким. Перед нанесением первой размывки внимательно рассмотрите свой объект, подмечая самые освещенные его участки. Прописывая светлые зоны, не переборщите с прорисовкой жилок и других особенностей поверхности. Чтобы проверить, достаточно ли интенсивен оттенок тени, наложите на рисунок кальку и с помощью простого карандаша затемните нужную область. Даже один более темный мазок сделает картину глубже и оживит ее».

3. Рисуйте свежие растения

Залогом успеха является свежесть растения, которое вы пишите. В первую очередь работайте над изображением лепестков, ведь они раньше всех свернуться и обесцветятся. Со стеблями можно разобраться и попозже. Свежесть отдельных бутонов можно сохранить с помощью ваты, если положить их на нее и хранить в посудине с водой.

4. Определитесь с фокусом

Найдите точку фокуса рисунка и не закрашивайте ее. Это даст возможность вернуться к этому месту в конце работы и прописать его, руководствуясь контекстом готовой картины. Смело оставляйте такие пробелы на бутонах. Так рисунок будет выглядеть интереснее, а проработка деталей будет удобней.

5. Подберите правильную кисточку

Билли Шоуэлл отмечает: «Рисовать цветы нужно хорошей кистью. Я предпочитаю тонкие и острые № 6. При наборе краски, прокрутите кисть слегка между пальцами. Так кончик получится острее. Чтобы не заламывать волоски, накладывайте мазки по направлению к себе. Не жалейте денег на хорошую кисть и тщательно ухаживайте за ней. Перевозите ее только в специальном пенале-рулоне. Вдобавок купите хорошую краску и качественную бумагу, и вы на полпути к цели. Осталось только наработать мастерство».

6. Поднимайте планку

Рози Мартин и Мериел Турстан, члены Юго-восточного общества ботанических искусств, делятся: «Трудно изображать белые цветы. Но нарисовать черные еще сложнее. Во-первых, необходимо научиться получать разные тона черного, используя основные цвета. Здесь не обойтись без холодных и теплых оттенков желтой, красной и синей акварелей (например, Желтая лимонная (Lemon Yellow) и Индийская желтая (Indian Yellow); Краплак красный (Аlizarin crimson) и Алый холодный (Scarlet Lake); Берлинская лазурь (Prussian Blue) и Французский ультрамарин (French Ultramarine). Добавление других тонов вооружит вас черными оттенками на любой вкус, что видно на цветовом круге. Здесь нанесены желтая, оранжевая, красная, фиолетовая, синяя и зеленая размывки во всем многообразии своих холодных и теплых тонов. Работая над черным цветком, сделайте цветовую растяжку от светлого тона к темному. Для начала возьмите черную краску и разбавьте ее водой. С каждым новым слоем делайте цвета темнее, постепенно наращивая их интенсивность. Не наслаивайте новую размывку, пока не высохла предыдущая. Смягчайте контуры каждого последующего слоя с помощью мокрой кисти. Работая средним тоном, накладывайте краску небольшими штрихоподобными мазками, чтобы не задеть соседние размывки». Рози и Мериел являются соавторами таких бестселлеров, как «Курс ботанической иллюстрации в саду Эдем» и «Современная ботаническая иллюстрация».

7. Жилки и ворсинки сделают поверхность текстурней

Узор жилок на листах часто образует замысловатые сплетения. И то, как они передаются в ботанической живописи, может, как облагородить картину, так и испортить ее. Здесь потребуется внимательность и усердие, поэтому лучше заниматься ими в последнюю очередь. Прежде всего, возьмите тонкую кисть и начинайте с закрашивания промежутков между ними, аккуратно приближаясь к контуру жилки. Не рассчитывайте получить яркие отблески на листьях в конце работы с помощью гуашевых белил. Самого сияющего блеска можно добиться, только если участок будет оставаться незакрашенным в процессе всей работы. Передавая шероховатость ворсистых или бугристых листьев, сделайте несколько мазков сухой кисточкой в нужных местах.

8. Все время будьте в поиске

Ширли Слокок заявляет: «Если бы только выбрать, что нарисовать, было простым решением! Если бы можно было обойтись без нескончаемых хождений по фруктово-овощным магазинам и бессонных ночей. Мгновенное вдохновение и знание, что делать дальше, – это рай на земле! Старайтесь облегчить свои страдания. В течение года отмечайте периоды, когда цветут ваши любимые растения. Листайте книги других авторов и смотрите, над чем они работали. Планируйте серии работ. Рисуйте быстрые эскизы любого возможного объекта или фотографируйте. Делайте все необходимое, чтобы у вас появилось представление о следующем шедевре до того, как вы за него возьметесь».

9. Используйте маскирующий раствор

Работая над изображением тычинок деликатных цветов, например лилий или черемицы, нанесите на эти участки маскирующий раствор, когда будете прописывать лепестки. Смочите бумагу в зоне лепестков и покройте ее размывкой нужного цвета поверх тычинок. Раствор впитает краску, оставляя тычинки белыми. Сотрите его и аккуратно нарисуйте тычинки гуашью, используя тонкую кисть.

10. Брызги

Анна Найтс отмечает: «Из опыта известно, что капли воды остаются на поверхности яблок. Поэтому многие считают, что изображать их нужно тоже сверху. Однако весь секрет живописи (и ботанической в первую очередь) в том, чтобы изображать то, что видно, не додумывая. Работая над этой иллюстрацией, я расценивала брызги как набор неких форм со светлым или темным тоном. Я срисовывала с фото. Сперва я сделала эскиз в карандаше. Затем, я взяла тонкую кисть №3 и начала с нанесения светлых тонов картины. Первыми я изобразила блики на капельках воды. Более темные участки рисунка я покрывала плотными красками насыщенных цветов, наслаивая размывки друг на друга. Среди самых темных зон – контуры капелек, которые я прописывала кистью № 3».

11. Зеленое месиво

Мэри Энн Скотт из Ассоциации ботанических художников делится: «Чистый зеленый цвет выглядит неестественно, поэтому мне больше по душе самой смешивать нужный оттенок. Я являюсь ярым сторонником цветовых карт, поскольку с их помощью можно сэкономить время и узнать о свойствах разных красок. Например, смесь Натуральной умбры (Raw Umber) и синих оттенков дает приглушенный зеленый цвет, подходящий для изображения нижней поверхности листьев. Сочетание Краплака красного (Аlizarin crimson) и Зеленой Хукера (Hooker’s green) используется для получения нежной пурпурно-зеленой размывки, незаменимой при изображении цветков черемицы».

12. Выразительность бликов

Чтобы иллюстрация получилась действительно выдающейся, сосредоточьтесь на яркости отблесков. Салфетка или чистая сухая кисть добавят бликам мягкости, если промокнуть ими сырую краску. Броскими блики будут, когда используется кристально белая бумага. Но применяя белую гуашь напоследок тоже можно добиться того же результата.

13. Никаких резких границ

Акварельная техника по-сырому обеспечивает красоту и мягкость тоновых переходов. Однако можно смочить лист и вокруг формы, чтобы сгладить резкость границ. Таким образом, акварель не станет собираться у контуров размывки, делая очертания нежнее.

14. Бегом из дома

Привлекательность ботанической иллюстрации зависит от привлекательности самого объекта рисунка. Мысль нарисовать что-нибудь из палисадника за окном может быть заманчивой. Но по-настоящему интересной будет только работа на пленере. Королевские ботанические сады Кью являются одной из ведущих достопримечательностей, включающей 300 акров теплиц и ландшафтных садов. В Галерее Марианны Норт, находящейся там же, можно почерпнуть вдохновение для изображения тропических растений. Ботанический сад Уизли в Суррее, принадлежащий Королевскому садоводческому обществу, это сад мирового уровня, поражающий несравненной красотой круглый год. Его огромная теплица занимает площадь 10 теннисных кортов, и содержит сотни редчайших растений из трех климатических зон.

15. Роль подмалевка в создании глубины

Гарет Маккори говорит: «Как по мне, то использование насыщенного подмалевка имеет исключительную важность, даже если изображается изящная магнолия. На нем основывается весь тональный спектр картины от темнейших зон до ярчайших отблесков. Таким образом, создается глубина и перспектива. На подмалевок как на канву ложится краска. Говоря музыкальными терминами, это басс и ритм в основе мелодии. Благодаря тональному подмалевку картина заполняется цветом. Он также полезен при смешивании красок, ведь с его помощью можно судить о правильности полученного тона.

16. Придерживайтесь системы

Делая набросок, оставляйте свободные участки для краски. Начинайте работать над следующим участком только после завершения предыдущего. Это даст вам четкий план работы над картиной.

17. Не разбрасывайтесь листьями

Мэри Энн Скотт, представительница Ассоциации ботанических художников заявляет: «Я люблю работать над изображением листьев, особенно таких больших и текстурных, как у локвы японской. Они требуют достаточно укрывистых пигментов для передачи их блестящей поверхности. Я приготовила насыщенную размывку из Французского ультрамарина (French Ultramarine) и Кадмия лимонного (Cadmium Lemon) с капелькой Краплака красного (Аlizarin crimson), которую я наносила по-сырому в несколько слоев. Я старалась оставлять побольше незакрашенных областей под блики, и хорошенько просушивала каждый слой». Мэри Энн выступила автором книги «Альбом ботанических рисунков», опубликованной в апреле издательством «Batsford Ltd».

18. Все время практикуйтесь

Фиона Стрикланд из Ассоциации ботанических художников, говорит: «Значительно улучшить свои художественные навыки можно, если уделять 10-20 минут в день рисованию эскизов в своем блокноте. Возьмите бутон или листок, и несколько дней изучайте его под разными углами. Делая выбор в пользу непривычного ракурса, вы сможете лучше рассмотреть объект и передать его достовернее. Эскиз это не набросок на скорую руку, его нужно делать вдумчиво. Автокарандаш с грифелем 0.3 HB будет идеальным вариантом, благодаря постоянной остроте его кончика».

19. Не скромничайте с презентацией

Учитывая то, насколько сложно рисовать картину, нельзя пренебрегать важностью достойной презентации. Чтобы понять, какую площадь займет рисунок, воспользуйтесь двумя уголками. Но помните, что слишком яркая окантовка может перегрузить картину. Лучше всего остановиться на молочно белом паспорту и деревянной рамке натурального оттенка. Это самое верное и экономичное решение.

20. Не используйте черный цвет

Пол Феннелл, представитель Ассоциации ботанических художников, советует: «Старайтесь не использовать черную акварель в ботанических рисунках. В сыром виде этот тон смотрится неплохо. Однако при высыхании матовые свойства этой акварели превратят ее в темно-серый оттенок, содержащий белесый осадок. Этот мутный, закопченный тон будет резать глаз, нарушая гармонию рисунка. Я не советую использовать и другие цвета акварели, изготовленные с добавлением черного пигмента, такие как Серый Пейна (Payne’s Grey), Сепия (Sepia) и Индиго (Indigo). Раньше они годились, но современные производители лишь имитируют исходные тона, смешивая разные краски, включая черную. Вместо использования чистого цвета лучше приготовить смесь из других красок».

Ссылка на основную публикацию