Вологодское кружево: мастер-класс для начинающих со схемами

Вологодское кружево: азы удивительного искусства

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

Вологодское кружево: простой мастер-класс для начинающих – делаем авоську

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.
  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Галерея: Вологодское кружево (25 фото)

Как ткут вологодские кружева (видео)

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

Шарф из кружева своими руками

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

  1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
  2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
  3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
  4. Наметать со всех сторон заготовку.
  5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
  6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

Вологодское кружево: история искусства

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

  1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
  2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
  3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
  4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
  5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
  6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)

Вологодское кружевоплетение – искусство хоть и непростое, но увлекательное. И по сей день немало рукодельниц отдают предпочтение именно этому виду рукоделия. Изделия, которые в результате получаются, выглядят необыкновенно красивыми, нежными и невесомыми.

История вологодского кружева и имитация его крючком

Кружево — прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

История возникновения промысла

История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке, именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

Узоры вологодского кружева

Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа, элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

Читайте также:  Вязаные рыбки на кухонном полотенце с вышивкой

С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

  • Фарфорики.
  • Паучок.
  • Косорядка.
  • Мельница.
  • Дорожка.
  • Черепашка.
  • Рыбка.
  • Репеёк.

Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

Плетение вологодского кружева

В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

  • Коклюшки — специальные палочки с выемкой для намотки ниток. Этот рабочий инструмент, как правило, изготавливают из дерева.
  • Валик — набитая соломой или синтепоном матерчатая подушка. Именно на валике и плетётся изделие.
  • Вязальный крючок — его используют для сцепления пряжи.
  • Сколок — рисунок-схема, на котором точками обозначаются места расположения иголок. Сколки вологодского кружева всегда очень ценились и передавались от матери к дочери.
  • Иголки — требуются для того, чтобы закрепить переплетённые в особом порядке нити на схеме вологодского кружева. Кроме обыкновенных иголок, потребуются и декоративные, с бусинкой на конце.

Создание ажурного шедевра — это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.

Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия – салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется “сцепками” или “решетками”. Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют “сцепными”. Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера – “мерницы”, которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже “парное” плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • “Насновки” – это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • “Плетешки” – это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на “плетешках” – это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия – коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке – пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие “гвоздики” или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме – это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.
Читайте также:  Как научиться плести фенечки для начинающих: способы плетения

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой “П”. Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано “П-П-П”. Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой “С”. Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой – по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано “П-С”. Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Обучение кружевоплетению.

Эта страничка посвящена обучению кружевоплетению на коклюшках. На ней Вы поэтапно пройдете весь курс и научитесь плести знаменитое вологодское кружево. Сначала, перейдя по ссылкам ниже, вы оборудуете своё рабочее место. Все необходимые сколки можно скачать прямо с сайта. Продвигаясь по видео урокам я научу Вас: навивать коклюшки, правильно распределять нити на заплёте, делать зашивку. Постепенно шаг за шагом Вы освоите это удивительное, завораживающее рукоделие.

1. Подготовка рабочего места.

Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.

  • Подушка (Как сделать настоящую подушку)
  • Пяльца (Размеры для пелец)
  • Коклюшки (Какие нужны коклюшки)
  • Инструменты (Что необходимо иметь каждой кружевнице)
  • Материалы (Какие нитки подходят для плетения)
  • Сколок (Сколки для обучения)

2. Основные элементы.

Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки , пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки , сколок подготовленный к работе, накол, ножницы . Теперь можно переходить к первому разделу, замечу, что элементы изучаются именно в том порядке, в котором они расположены ниже. То есть сначала плетём плетешок, затем полотнянку, за ней сетку, а там и насновку.

  • Прикалывание сколка к подушке (Видео)
  • Наматывание ниток на коклюшки(Видео)
  • Плетешок(Видео)
  • Полотнянка(Видео)
  • Сетка(Видео)
  • Насновка(Видео)
  • Обрыв нити, замена нити(Видео)

3. Выполняем первое кружевное изделие.

Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади. Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке. И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.

4. Выполняем второе кружевное изделие.

В этом уроке мы с Вами выполним уже более сложную кружевную салфеточку. В ней используются такие основные элементы, как плетешок, полотнянка, сетка. Вы научитесь делать переходы из полотнянки в сетку и из сетки в полотнянку. Так же в этом изделие Вы в первый раз сплетете большое плетешковое заполнение — решетку.

5. Выполняем третье кружевное изделие.

Третье изделие, которое я подготовила для новичков кружевоплетения, это сувенир-закладка «Матрешка». Самым сложным в плетении сувенира будет выполнение накладных насновок, изображающих челочку матрешки.

6. Брошь «Ромашка», мастер-класс для начинающих

  • Перейти к мастер-классу (видео)

7. Плетем бейсболку .

  • Перейти к выполнению бейсболки (Фото, видео)

8. Плетение решеток в кружевных изделиях.

В этом разделе собраны видео уроки по выполнению различных решеток в кружевных изделиях.

9. Отдельные элементы.

В этом разделе собраны видео уроки по различным элементам в кружеве. Большинство уроков сделаны по просьбам кружевниц.

Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

Как плести кружева в инвалидном кресле

Сколько лет прошло, а память вновь возвращает меня в тот памятный день. Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь на кровати, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетёт кружева.

— И что так стоишь? — обернувшись ко мне, говорит бабушка. — Думаешь, не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.

Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредёт к печи. Творожная запеканка зарумянилась. Бабушка ставит противень на стол и выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану. Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носочки, засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику.

Пузатый самовар на столе ещё шумит. Они с дедушкой недавно позавтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает мне чай, говорит:

— Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.

— Бабушка, почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? — недоумеваю я.

— Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.

— А норма — это сколько?

— Чем больше, тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка, именуемая кутузом. Она набита головицей, то есть головками льна. Вокруг кутуза при помощи булавок закреплён сколок — это картон с будущим узором.


Бабушка Нины Гавриковой — Точина Александра Васильевна

У моей мамы раньше сколки были прорисованы на бересте. Помню, как папа ранней весной ходил в лес. Снимал большие листы коры с берёз. Приносил домой. Кору выпрямлял под гнётом. Мама прорисовывала нужный рисунок. Брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и при помощи карандаша соединяла их в рисунок.

Видишь, нити, навитые на палочки — коклюшки, переплетаются между собой, образуя на сколке кружевной узор. Вот теперь давай меряй, сколько метров я выплела?

— А мне непонятно, почему вокруг кутуза?

— Потому что мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра — или короткого обрубка толстого бревна. Поворачиваем его вокруг своей оси и плетём дальше. Обычно плетутся десятки, то есть длина полоски должна быть ровно десять метров.

Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать полоску кружева на метр:

Читайте также:  Вязание болеро спицами для женщин: схема с описанием

— Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. От десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу.

— Вот видишь, меньше метра осталось доплести.

— А давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тётей Капой помогать, — говорю я.

— Нет, учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Видишь — я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.

— Что значит «всё»? — не унимаюсь я.

— Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, а сцепное — в штуках. Сцепное кружево всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен.

В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим семеро ребятишек в избе появилось, некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю, и то ладно.

— Ты поговоришь обо мне с сестрой?

— Нет, давай сначала у мамы разрешения попросим, а потом и к Клавдии схожу.

В тот день домой меня нёс счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.

Но разговор с мамой не получился. У мамы был свой взгляд на жизнь. Не дослушав меня, она возразила:

— Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что, как и я, всю жизнь будешь заниматься тяжелой работой? Нет уж. Сейчас хорошо учись, а когда вырастешь, то поезжай в город жить. Там будешь ходить по театрам, по выставочным залам, по музеям. Выйдешь замуж и будешь жить как человек. Не то что я — всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь. Стираю, убираю, готовлю, мою посуду, вяжу, вышиваю, некогда газеты и книги читать, не то что в город в театр съездить.

Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет. Но не больше семи точно. Я ещё тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило — перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонёк надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголёчек.

За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос. Но недавно на меня волной нахлынула ностальгия — по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголёчек в груди.

Мамы теперь нет. Запретить никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? По воле судьбы я с тридцати семи лет сижу в инвалидном кресле. Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске? Но уголёчек внутри уже полыхал огромным пожарищем.

Попросила подругу, с которой дружим с детства и которая до сих пор ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша общая знакомая, тётя Катя Углова, узнав, что я хочу научиться плести кружева, сказала:

— А что? Для Нинушки мне не жалко всё отдать. Пусть с Богом плетёт.

Когда всё оборудование было у меня, подруга спросила:

— Хорошо, у тебя сейчас есть всё, чтобы плести кружева. Но кто тебя научит кружевоплетению?

— Не знаю, — в замешательстве ответила я.

Мне говорили, что в доме народного творчества курсы есть, туда из службы занятости женщин направляют. Но курсы для меня недоступны. Я живу на пятом этаже. Муж и сыновья просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.

Но пути судьбы, как в лабиринте, заманчивы и непредсказуемы. И каждый день мне приносят что-то новое. Однажды вечером муж приходит с работы довольный и говорит:

— Мы сегодня ездили в село Архангельское. Не поверишь — я нашёл того, кто тебя научит плести кружева.

На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она научила меня плести кружева.


I Международный фестиваль кружева «Vita Lace» в Вологде

Самым значимым меня остается участие в двух Международных фестивалях кружева «Vita Lace». В 2011 году в Вологде я подарила на тот момент первой леди, Светлане Медведевой, кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела сама долгими, зимними вечерами. А в 2014-м я привезла со второго фестиваля диплом победителя в конкурсе «Мой кружевной наряд».

Надо сказать, что я кружева плету медленно. Потому что кружевницы подставку с кутузом держат ногами и переворачивают ее в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Мои руки во время плетения находятся на весу, поэтому быстро устает спина. Приходится часто отдыхать. Но какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек! Неописуемая гордость распирает меня от одной только мысли, что моя детская мечта все-таки осуществилась — я умею плести наши вологодские кружева!

Материалы и инструменты Плетение на коклюшках Вологодское кружево для тех кто сомневается начать или нет Нитки

Уважаемые мастера и мастерицы, которые хотят попробовать себя в таком виде творчества, как плетение Вологодского кружева, но еще сомневаются. Среди знакомых часто слышу: это трудно, это дорого.
Хочу развеять эти “мифы” и призвать всех, кто сомневается, убрать сомнения и приступить к делу. А так же поделиться тем, как я начинал.

Для начала об основном инструменте плетения – коклюшки
На фото мои самые первые самодельные коклюшки, которые я делал по мастерклассу с этого сайта, к сожалению очень давно и уже не вспомню не автора, не ссылки.
Я брал обычные шпажки для шашлыка деревянные (

30 рублей) и 2 полоски бумаги, широкую для ручки и узкую для кончика. Шпажка 15 см, кончик 0,5см и ручка 10см.
Такие коклюшки не очень удобные, но на 1 раз попробовать можно, зато не дорого. На них я начинал учиться, выплетал основные узоры: плетешок, полотнянку, сеточку. Учился по интернету совершенно БЕСПЛАТНО с одного замечательного сайта, к сожалению, не знаю, можно ли здесь размещать рекламу сайтов. Называется он Кружевница-мастерица, ссылку могу прислать на почту желающим, или может, с разрешения модераторов сайта оставлю здесь. Сайт превосходный, предлагает бесплатно некоторые сколки для начинающих, все подробно рассказывается и показывается на видео, можно задать вопрос, если не понимаешь что-то.
На мой взгляд, научиться плести сможет каждый, если есть желание.

Вторая вещь, которая вам потребуется, это подушка. Подушку я сделал также самостоятельно, сшил 3 чехла из старой простыни. Делал ее лет в 15, гдето прочитал, что их набивают сеном и специально в зоомагазине купил сено для грызунов 🙂 Теперь понимаю, что такую подушку будет удобнее сделать из синтепуха какого нибудь, и намного дешевле (сено обожлось примерно в 140 рублей, а синтепух стоит 100 рублей)

После того, как я понял, что смогу этим заниматься, я съездил в Вологду и купил вот такие коклюшки по 30 рублей за штуку (20 шт.)
Ими плести намного удобнее и легче, чем самодельными, поэтому если у вас возникнут трудности с самодельными, то попробуйте купить, или даже может быть выточить их самостоятельно. По идее такие палочки выточить не очень трудно 🙂

Теперь обжился вот таким скромным наборчиком, на все про все потрачено около 1500 рублей, наибольшие затраты были на нитки и коклюшки.
Я плету в основном льном, есть пара клубков хб и хб+лен.
Так же вам потребуются булавки (с головками-шариками или с плоскими головками, как у гвоздиков, я пробовал обоими, удобнее вторыми), крючок самый маленький. У меня еще есть камешки и бусинки, т.к. вплетаю в свои работы их.

Но конечно главное – это результат, и поверьте, вы останитесь довольными и своими работами, и процессом их создания 🙂 Лично у меня получилось сплести вполне приемлемую салфетку с первого раза, уверен, что у вас тоже получится =) Всем успехов в творчестве!

Спасибо, что поделились. Все-таки это редкий вид рукоделия, потому, что кажется сложным. Но если увлечься, все по силам!

Спасибо вам за комментарий 🙂

На самом деле действительно, все окажется вам по силам 🙂 Я уверен в этом

Александр, я даже завидую. изделия в этой технико – просто чудо! Удачи в творчестве!

Ссылка на основную публикацию