Как выполняется пайка радиаторов из алюминия

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления

Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.

Можно ли паять алюминиевые радиаторы

Из-за активности алюминия на его поверхности всегда имеется пленка из окислов, препятствующая соединению с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства владельцев авто и рядовых пользователей представляется очень серьезной проблемой.

Получить качественное и надежное соединения алюминия с другим металлом удается лишь после нагревания места контакта до высокой температуры.

В процессе разогрева поверхности также образуется слой защитных оксидов, не позволяющих припаять к ней даже небольшой элемент конструкции. Поэтому при пайке этого металла применяются особые флюсы, позволяющие убрать пленку с места обработки. В их состав входят висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью удается очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочих припоев.

Стоимость фирменных флюсов, имеющих гарантированное качество, бывает слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают изготавливать такие составы (плавни) самостоятельно. При соблюдении указанных в инструкции пропорций припои, подготовленные своими руками, не уступают фирменным составам и иногда превосходят их по эффективности действия.

Что используют для пайки

Прежде чем запаять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно разобраться с основными компонентами, используемыми в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо применять припои с добавками из кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированном магазине.

На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, согласно ГОСТ имеющими следующий состав:

Входящие в припой элементы (особенно – цинк) обеспечивают высокую прочность образующегося соединения, а также гарантируют его антикоррозийную защищенность. С его помощью удается паять мелкие элементы конструкции и крупные детали алюминиевых радиаторов.

Порядок пайки

Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.

Подготовительные операции

Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:

  1. Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
  2. Зона пайки зачищается посредством абразива.
  3. Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.

Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.

Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.

Устранение небольших дефектов

По завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:

  1. Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
  2. Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
  3. В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.

Восстановление значительных повреждений

С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.

Исходные компоненты для приготовления плавня:

  • хлориды калия и лития;
  • обычная поваренная соль;
  • сульфат натрия;
  • криолит.

Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.

Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.

Порядок пайки с использованием плавня:

  1. Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
  2. На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
  3. Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.

Ремонт радиаторов сложной конфигурации

Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.

Читайте также:  Как надежно крепить карниз к стене?

По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.

Использование холодной сварки и клея

Когда требуется исправить мелкое повреждение или заделать небольшой скол на поверхности детали, лучше всего воспользоваться клеящим составом, называемым «холодная сварка». Он представляет собой особую смесь, обладающую высокой степенью пластичности, и изготавливаемую на основе эпоксидной смолы – полимера с неповторимыми прочностными показателями. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), еще более повышающие этот показатель.

Чаще всего она выпускается в виде двух пластичных брусков, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением они одновременно разминаются пальцами рук, в результате чего получается нужная смесь из двух компонентов. Чтобы заклеить поврежденное место, достаточно отделить небольшой кусочек размятой массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.

Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов может быть реализован без помощи посторонних лиц. Однако если полной уверенности в собственных силах нет, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую по ремонту автомобилей.

Как запаять автомобильный радиатор

Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.

В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.

Определение места повреждения

Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.

Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.

Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.

Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.

Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.

Ремонт медных радиаторов

Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.

Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).

Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:

  • детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
  • горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
  • припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
  • разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.
Читайте также:  Как лучше открутить кран в ванной

Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.

Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.

Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.

В случае алюминия

При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.

Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.

Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.

Ремонт деталей системы охлаждения

Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.

Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.

Panzer-85 › Блог › как запаять соты алюминиевого радиатора самому

хотелось бы запаять радиатор-кто паял и как это происходило.чем мазать чем паять.флюсы какие олово мож специальное.есть обычный паяльник 40-60 вт .припой и ортофосфорная кислота с канифолью
фото с интернета

Смотрите также

Комментарии 14

Существуют специальные припои для пайки алюминиевых деталей. Алюминий плавится при 660-ти градусах, а этот припой при 400. Представляет собой трубочку с флюсом внутри. механическая прочность припоя 80Н/мм2. (Это 8 кг на разрыв на 1 мм сечения) Дополнительные химикаты не требуются, только щётка зачистить и газовая туристическая горелка… Как этот припой называется не помню, видел много видео по пайке алюминия на ютубе.

castolin 192 fbk называется

А ещё есть HTS-2000

castolin 192 fbk называется

Присадочный припой стоит в разы дешевле кастолина. 10-15 руб. 50 мм. Это даже ESAB делает. На ютубе есть ролик как мужик паяет соты на радиаторе. Он его разогревал горелкой потом просто припоем водил по соте. Но изначально надо зачистить и обезжирить а еще флюс нужен. Потом разогревать и водить припой

Сколько не пробовал паять алюминий, спец флюсами, эффекта нет(( все равно пайка отваливается((
На какое то время олово “прилипает” к алюминию, но в итоге отваливается(((

если соты то просто нужно их скрутить в две стороны

Сколько не пробовал паять алюминий, спец флюсами, эффекта нет(( все равно пайка отваливается((
На какое то время олово “прилипает” к алюминию, но в итоге отваливается(((

Алюминий оловом нельзя паять

mellifaro ОТВЕТ САМЫЙ ВЕРНЫЙ!

загибание как тюбик зубной пасты это проверенный вариант-но получается что этим мы глушим трубку- 1-2 я понимаю пофигу а вот если их 10 это процентов 20 наверно -справится ли летом радиатор ?

запаять алюминиевый не получится, если ремонт временный или малобюджетный при таких повреждениях просто зажать плоскогубцами должно помочь, второй вариант аргоном или менять. мне первого варианта на 2-3 года хватило на предыдущей машине.

Читайте также:  Как устранить засор слива в ванной

вот зажать я пробовал на висте -так и откатал всю зиму нормально.тут просто с десяток этих трубок-охлаждать будет?

будет, я зажимал только там где бежало и трубку полностью не пережимал треть или четверть трубки, все норм было

запаять алюминиевый не получится, если ремонт временный или малобюджетный при таких повреждениях просто зажать плоскогубцами должно помочь, второй вариант аргоном или менять. мне первого варианта на 2-3 года хватило на предыдущей машине.

пробовал паять? почитал вроде как просто флюс делаешь канифоль плюс металлические опилки и вводишь олово потирая паяльником

Как выполняется пайка радиаторов из алюминия

Радиаторы и их ремонт

В современном мире функции отопления и охлаждения выполняют радиаторы. Они излучают тепловые волны и рассеивают тепло в воздухе. Изготавливают приборы из различных металлов и их сплавов. Радиаторы чаще имеют такую неисправность как трещина, через которую начинается течь. Эту поломку устраняют разными способами, самыми надежными из которых будут сварка и пайка.

Устройство алюминиевого радиатора.

Сварка (аргоновая) требует профессионализма, опыта работы, оборудования, применима только для толстых листов металла, и, следовательно, ее сложно рекомендовать для самостоятельного ремонта радиаторов. В то время как пайка (соединение нужных деталей при помощи припоя) является процедурой вполне доступной для выполнения. Такой ремонт медных и алюминиевых устройств хорошо производить по уже зарекомендовавшим себя технологиям.

Ремонтируем алюминиевый радиатор

Использование радиатора возможно, например, для охлаждения автомобильных двигателей, отопления салона в автомобиле, для отопления квартир и других помещений. Используют алюминиевые радиаторы достаточно часто, так как теплоотдача у алюминия высокая и, следовательно, приборы быстрее остывают и нагреваются, они компактны и вес их небольшой.

Алюминиевые радиаторы (в отличие от латунных изделий) нелегко запаять, потому что их поверхность быстро окисляется и покрывается прочной инертной пленкой, которая мешает зафиксировать припой на металле.

Перед ремонтом радиатор нужно снять и, слив жидкость, хорошо просушить. Пайку алюминиевых приборов нужно производить, имея инструменты:

  • керамический тигель;
  • напильник;
  • наждачную бумагу;
  • паяльник (от 100 Вт).
  • канифоль;
  • специальный припой (например, П150А, П250А, П300А);
  • железные опилки (помельче);

Далее подробно выполняем инструкцию.

  1. Подготавливаем место пайки, очищая его наждачной бумагой но, не царапая поверхность.
  2. Расплавляем в тигле канифоль и готовим смесь (канифоль 2 части и опилки 1 часть), которую будем использовать (после остывания) в качестве флюса.
  3. Холодный паяльник очищаем напильником от окалины и включаем в сеть. Теперь прогреваем место, которое ремонтируется, при помощи нагретого паяльника, нанося на него смесь из канифоли. Наносим канифоль на прогретую поверхность, а не на паяльник, так как она может начать обугливаться (при 315°C) и потерять свойства флюса.
  4. Лудим поверхность, потирая ее и делая кругообразные движения.
  5. Увидев, что канифоль растекается, продолжаем лудить, добавляя понемногу припой (свинцово-оловянный), к которому примешаны железные опилки, набирая его жалом паяльника. Опилки очищают поверхность от оксидной пленки, разрушая ее (тогда олово образует соединение с алюминием), а канифоль, защищая поверхность от воздуха, предохраняет ее от окисления.
  6. Далее запаиваем трещину припоем.

Диагональная схема подключения радиаторов отопления.

Таким способом можно заделать у алюминиевых радиаторов небольшую трещину, но если она велика, то высокопрочный шов можно получить с помощью смеси олова с висмутом, используя вместо флюса плавень. Готовим припой: расплавляем в тигле, смешивая, висмут и олово (5 и 95 частей). Делаем плавень: измельчаем по отдельности, затем смешивая их, такие ингредиенты:

  • хлористый калий (56%);
  • криолит (10%);
  • хлористый литий (23%);
  • 6,5% поваренная соль;
  • натрий сернокислый (4%).

Сосуд со смесью плотно закупориваем, так как она быстро впитывает влагу. Теперь нужно нанести плавень на весь рабочий участок, прогреть поверхность паяльником, и паять, добавляя порции припоя, который закроет отверстие.

Используем другой вариант пайки

Поврежденный участок перед применением пайки можно закрыть слоем меди. Готовят инструменты:

Размеры алюминиевого радиатора.

Материалы нужны следующие:

  • раствор медного купороса (CuSO4);
  • медная проволока;
  • флюс;
  • припой.
  1. Хорошо зачищают место, которое нужно запаять.
  2. Затем осторожно капают на него немного купороса (раствор), чтобы образовалась большая «капля».
  3. К радиатору подсоединяют отрицательный полюс батарейки (например, от карманного фонарика), а положительный ее полюс соединяют с кусочком провода (диаметр 1 мм) из меди без изоляции.
  4. Другим концом провод должен погружаться в «каплю» купороса, но не касаться металла. Вскоре под каплей, на поверхности радиатора, тонким слоем появится красная медь, осевшая из купороса.
  5. Далее поверхность промывают и высушивают, а потом производят лужение паяльником и обычную пайку с использованием припоя. Теперь трещина будет закрыта надежно, так как припой хорошо ложится на медную поверхность.