Ткань тафта: описание, состав, свойства и уход

Тафта — особенности и характеристики материала

Тафта – плотная ткань с благородным глянцевым блеском. Впервые она появилась в Персии, где использовалась для пошива дорогой одежды. Затем удивительный материал стал известен и в Европе: из него шили платья для придворных дам и камзолы для мужчин.

В России тафта стала использоваться с XV века. Из нее изготавливали нарядные рубашки и кафтаны, отделывали ею дорогие шубы. Сейчас ее используют при пошиве свадебных и вечерних нарядов.

Характеристики материала

Состав ткани

Тафта изготавливается из натуральных (шелк, лен, хлопок) или синтетических (вискоза, ацетат, полиэстер) нитей, а также из их смесей. В результате получаются ткани, которые обладают разными свойствами и потребительскими характеристиками:

  • Шелковая. Изготавливается из шелковых нитей, поэтому отличается гипоаллергенностью, высокой гигроскопичностью, износостойкостью. Изделия из нее стоят дорого, но выглядят впечатляющие: привлекают внимание благородным блеском и характерным шорохом при движении.
  • Хлопковая. Производится из натурального хлопка, поэтому очень комфортна. Она стоит дешевле шелковой, но не уступает первой в практичности: этот материал не вызывает аллергии, хорошо впитывает воду и пропускает воздух.
  • Вискозная. Изготавливается из искусственной вискозы, поэтому стоит недорого. Она отличается легким блеском и мягкостью. Ее недостаток – недолговечность: в мокром состоянии она легко рвется.
  • Ацетатная. Производится из полиэстера и идет на пошив повседневной одежды.

Свойства материала

Тафта – ткань, которая изготавливается из плотно скрученных нитей и имеет полотняное переплетение. Благодаря такой технологии производства материал получается тонким, но плотным, хорошо держит форму.

Свойства тафтяного полотна:

  • из-за высокой плотности плохо впитывает воду, отталкивает ее;
  • имеет привлекательный внешний вид, отличается глянцевым блеском;
  • хорошо держит форму, драпируется красивыми жесткими складками и загибами;
  • отличается долговечностью и износостойкостью;
  • дает большую усадку: ткань из натуральных нитей, если ее стирать, может потерять до 10% длины;
  • крошится при раскройке и шитье, а толстая игла может сместить и раздвинуть нити;
  • легко сминается, может образовывать неразглаживаемые заломы и складки.

Заметка! Поскольку тафтяное полотно изготавливается из разных волокон, готовый материал может обладать различными свойствами. Однако вышеперечисленные особенности характерны для всех разновидностей тафты.

Разновидности ткани

По цвету тафта делится на три вида:

  • однотонная, при изготовлении которой берутся одинаково окрашенные нити и для утка, и для основы;
  • тафта шанжан, которая изготавливается из нитей двух разных оттенков, благодаря чему на готовом материале появляются роскошные переливы;
  • тафта набивная с узором или рисунком, нанесенным с помощью специальной печатной машинки.

По фактуре ткань тоже может быть различной:

  1. Гладкая. Отличается ровной поверхностью без шероховатостей и используется для производства одежды и домашнего текстиля.
  2. Жатая (тафта-креш). Получается в результате воздействия на материал высоких температур и пресса и узнается по характерным заломам и складкам, которые не деформируются и не разглаживаются. Используется для пошива праздничных нарядов.

Области применения

Области применения тафты разнообразны:

  1. Пошив одежды. Из ацетатной или хлопковой тафты изготавливают повседневную одежду: брюки, платья, блузки. Благодаря тому, что тафта стоячая и плотная, наряды не теряют форму. Тафта из шелка или полиэстера идет на пошив вечерних платьев, свадебных нарядов и театральных костюмов. Она прекрасно гармонирует с кружевами, тесьмой или гипюром, придает наряду сияние и таинственно шуршит при ходьбе. Синтетическая тафта-стрейч используется при изготовлении костюмов для гимнастов, поскольку хорошо тянется.
  2. Пошив домашнего текстиля. Этот материал отлично подходит для штор и портьер: он прекрасно драпируется, не теряет форму и не пропускает солнечный свет. Из тафты стеганой получаются роскошные покрывала для кроватей, декоративные подушки и диванные накидки.
  3. Изготовление обивки для мебели. Плотная синтетическая тафта используется в качестве обивки для диванов и кресел. Мебель, обшитая тафтой, создает в доме по-восточному роскошную атмосферу.

  • допускается ручная или машинная стирка при температуре не выше 30ºС с использованием средств для деликатной стирки;
  • запрещается выкручивать или выжимать материал: после стирки он заворачивается в мягкую ткань, которая впитывает влагу, а затем раскладывается на горизонтальной поверхности для просушивания;
  • утюжка осуществляется через влажную хлопчатобумажную тряпку: утюг нагревается до минимальной температуры, после чего изделие проглаживается с изнаночной стороны;
  • рекомендуется хранить одежду из тафты на плечиках или в чехлах.

Совет! Изделия из жатой тафты не стоит стирать дома: лучше обратиться в химчистку. Утюжка таких изделий запрещена.

Преимущества и недостатки материала

  • долговечность и износостойкость;
  • привлекательный внешний вид;
  • способность хорошо держать форму.
  • сильно садится при стирке;
  • крошится при раскройке;
  • легко мнется;
  • требует деликатного ухода.

Отзывы покупателей

Покупатели отмечают необыкновенную красоту изделий из тафты: одежда из этого полотна выглядит празднично и нарядно, долго сохраняет привлекательный вид. Немногие отваживаются приобрести повседневную одежду из этого материала, поскольку она выглядит чересчур экстравагантно, а вот вечерние платья из него очень популярны. Единственным недостатком ткани, по мнению покупателей, является большая усадка после стирки.

Тафта – ткань: описание материала, состав, свойства, преимущества и недостатки

Ткань тафта – это жёсткое и плотное сукно с глянцевой поверхностью, состоящее из натуральных и синтетических материалов, таких как хлопок, шёлк, вискоза, полиэстер. Материя хорошо сохраняет форму, она приятная на ощупь и очень красива. Чаще всего тафту используют для пошива вечерних платьев, а также для изготовления мебельной обивки, штор, различных интерьерных декоративных элементов.

Название происходит от персидского слова, обозначающего тканый материал. Изначально нити основы и утка переплетались вручную очень плотно друг к другу, потому сукно было «хрустким». Использовали эту ткань и для пошива знамён. Современный материал может быть практически любого оттенка, в том числе металлизированным или «хамелеоном» – с переливами цвета.

Происхождение тафты

Ткань тафта была очень популярна в Европе, но создавать из неё платья и нижние юбки могли позволить себе лишь обеспеченные люди. В Россию материал попал в XIV веке из азиатских стран и использовался для отделки шуб и головных уборов, пошива рубашек, сарафанов, кафтанов и других элементов одежды. Иногда из него изготавливали подкладки. Изначально состав ткани тафты был полностью натуральным, но в современном сукне появились синтетические элементы, которые упростили производство и снизили его стоимость. Волокна, полученные химическим путём, также увеличили прочность изделий.

До изобретения в Индии специального ткацкого станка, материал изготавливался полностью вручную, потому отличался высокой стоимостью. Приобрести для своих нарядов ткань тафту могли лишь избранные, потому она стала называться «царской материей». Тафта использовалась и для создания аэростатов, а вощёным сукном были обтянуты крылья первого российского самолёта. Материал считается сложным для пошива, потому обычно изготовление изделий из него доверяют профессионалам.

Как производится тафта

Лучшими странами-изготовителями тафты считаются Англия, Франция и Италия. Полотно должно быть тонким и очень плотным, потому волокна при создании ткани тафты для платья, портьеры и других изделий сильно перекручивают, переплетая друг с другом полотняным способом. При этом основа и утка соединяются последовательно, нить через нить.

Судя по описаниям ткани тафты, чаще всего для её изготовления используются следующие материалы:

  • натуральный шёлк;
  • хлопковые волокна;
  • полиэстер;
  • ацетат.

Натуральные волокна в составе материала

Натуральные шёлковые нити – это волокна, получаемые из коконов тутового шелкопряда. До сих пор практически все этапы производства шёлка, кроме размотки коконов, производятся вручную. Шелкопряды выращиваются от яиц до гусениц, выкармливаются листьями тутового дерева (его также называют шелковицей), а затем, после образования кокона, умерщвляются при помощи горячего воздуха. После чего коконы вымачивают и разматывают на специальном станке. В результате получается трехгранная блестящая нить, тонкая и прочная. Материал, получаемый из неё, прекрасно пропускает воздух, позволяя коже дышать. Но во время стирки тафту с добавлением шелковых нитей нельзя перекручивать. Режим стирки в этом случае должен быть деликатным, желательно добавлять специальные ухаживающие средства.

Хлопковые волокна – другая возможная составляющая тафты. Их получают из семенных коробочек растения хлопчатник. Обработка сырья происходит в несколько этапов: мягкое наполнение коробочек собирают, сортируют и очищают. Полотно, получаемое из хлопка, обладает гигроскопичными свойствами и не вызывает аллергических реакций.

Синтетические компоненты в составе материала

Внешний вид синтетической материи и натурального сукна практически не отличается, но в первом случае материал обычно более плотный и меньше изнашивается, а его стоимость намного ниже натурального варианта. На цене ткани тафты может сказаться присутствие искусственных материалов, таких как вискоза, полиэстер или ацетат. Вискозу получают из натурального дерева, но химическим путём, измельчая целлюлозную щепу из благородных пород дерева. Её обрабатывают каустической содой и придают определённую форму, после чего проводят вымывание реагентов. Тафта из синтетики сильно мнётся, и ей довольно сложно вернуть первоначальный вид, потому важно аккуратно хранить материал, свернув в его рулон без складок. Глажка производится на минимальной температуре, с использованием влажной марли или другой тонкой ткани.

Читайте также:  Софт и супер софт: описание, состав и уход

Полиэстер и ацетат в составе тафты

Синтетический материал, состоящий из полиэфиров – полиэстер, используется для создания различных видов сукна и на ощупь может напоминать шелковые, шерстяные или хлопковые волокна. На портьерные ткани тафта производится часто с добавлением этого материала. Некоторые современные виды этой материи на 100% состоят из полиэстера. Шторы, сшитые из него, хорошо драпируются, обладают водоотталкивающими свойствами и долго сохраняют привлекательный внешний вид. Недостатками этого вида ткани является возможная усадка после стирки и осыпание краёв материала, что важно учитывать при покупке. Сушить тафту из полиэстера лучше всего горизонтально.

В составе тафты может присутствовать ацетат – синтетический материал, производящийся из ацетилцеллюлозы. Внешне он очень напоминает натуральный шёлк и имеет блестящую поверхность. Он практически не сминается, хорошо сохраняет форму и отличается низкой стоимостью и неприхотливостью. Стирать ткань с высоким содержанием ацетата желательно вручную, а сушить – без использования бытовых приборов, просто подвесив вертикально.

Цветовая гамма и характеристики тафты

Материал может быть различной окраски: однотонной, переливающейся (шанжан), гладкой без узоров, гобеленовой, набивной с цветным узором, жатым – с заломами и складками. Тафту довольно просто выкрасить в любой цвет и придать ей различную форму, потому различных видов и вариантов применения этого материала очень много.

В зависимости от состава, характеристики ткани могут различаться. Но чаще всего тафта обладает следующими свойствами:

  • износостойкость;
  • прочность;
  • долговечность;
  • способность отталкивать воду;
  • привлекательный внешний вид.

Лицевая сторона материала всегда гладкая, плотная, драпируется крупными складками и отличается жёсткостью. Применяют тафту для пошива различных видов одежды и аксессуаров, штор и гардин, покрывал и подушек, некоторых видов спортивных костюмов. Ткань сочетается с плотными материями, а также с гипюром и кружевами.

Тафта что за материал, состав, описание и применение

Этот удивительный материал позволяет создавать не только роскошные модели вечерних платьев, но и великолепные повседневные вещи, а также торжественные и необычные интерьеры в любом стиле.

Популярностью тафта пользовалась в Византийской империи, а затем и в большинстве европейских стран в XIX веке, при использовании кринолина. Именно из такого материала можно было создавать объемные силуэты и эффектные драпировки.

Описание и характеристики

Ткань тафта имеет полотняное переплетение и производиться из туго скрученных нитей основы и утка, за счет этого она имеет следующие свойства:

  1. высокая формоустойчивость
  2. хорошее водоотталкивание
  3. отличная драпируемость
  4. высокая прочность
  5. долговечность
  6. высокая осыпаемость нитей
  7. глянцевый блеск

Составы и соответствующие виды

  • Натуральная

-шелковая (производиться из природных шелковых нитей),

-хлопковая (изготавливаться из натурального хлопкового волокна),

-вискозная (производиться из волокон растительного происхождения — целлюлозы),

-ацетатная (вырабатываться из нитей растительного происхождения — ацетилцеллюлозы),

  • Синтетическая (производиться из полиэстеровых или полиэфирных высокомолекулярных соединений),
  • Смесовая (изготавливаться из синтетических и натуральных волокон).

Разновидности

  • Однотонная (гладкокрашенная) – нить основы и утка имеют одинаковую окраску.

  • Набивная – на гладкокрашенное полотно нанесены различные рисунки.

  • Шанжан (меняющаяся) – нити основы и утка окрашены в разные цвета, за счет этого тафта переливается при перемене угла освещения.

Виды по фактуре

  1. Гладкая – с обычным полотняным переплетением .
  2. декоративная – с различными объемными отделками в виде аппликаций, пайеток или других декоративных элементов.
  3. Крэш – жатая поверхность достигается путем термического прессования.

Где используется

Благодаря своим свойствам, из тафты моделируют объемные формы без утяжеления конструкции. Поэтому изделия из нее выглядят эффектными и воздушными.

Из тафты шьют как свадебные, так повседневные платья. В за счет своих свойств, изделия из материала выглядят весьма роскошно. Также, эта ткань нашла свое применение в шторах, благодаря своим характеристикам, занавеси из тафты смотрятся весьма изысканно.

Что нужно учесть при раскрое

Если вы решили использовать для воплощения желаемой модели тафту, не забывайте что за ткань эта благородная тафта! Она требует особого отношения при раскрое, пошиве и дальнейшей эксплуатации изделия.

Детали бумажной выкройки при раскрое необходимо прикалывать к ткани только очень острыми портновскими булавками. Сразу после раскроя нужно приутюжить к припускам швов флизелиновые полоски, выкроенные по косой. Это позволит избежать раздвижки нитей в швах.

При стачивании деталей использовать только острые иглы № 70 или 80 и нити-полиэстер. Длинна стежка 2 – 2.5 мм.

Стирать изделия из тафты следует при температуре не выше 30°С, при этом использовать средства для деликатных материалов. Изделия из тафты нельзя выкручивать, утюжить только через сухую ткань с изнаночной стороны.

Автор: Юлия Марванова.

Что такое тафта и где используется эта ткань?

Роскошная по цвету и фактуре, любимица королевских и княжеских особ, дошедшая до наших дней и применяемая не только в одежде, – ткань тафта, одна из любимых в прошлые столетия и нынешние дни. Первые упоминания этого материала известны еще со времен Византии. Полотняное переплетение, дающее особый глянец, всегда славилось своей текстурной способностью держать форму и выглядеть дорого и празднично. Уже тогда была изобретена технология тугого скручивания нитей утка и основы для создания изысканного текстиля.

Изначально тафта состояла из волокон хлопка или шелка, что значительно увеличивало ее стоимость и престиж. Только люди с высоким статусом имели в гардеробе одежду из этого полотна. С приходом современных технологий его стали производить из синтетических полимеров. Это существенно снизило цену и увеличило износостойкость и разнообразие ткани. Свойства натуральной и искусственной материи разнятся, но каждый желающий может воспользоваться их особенностями по-своему.

Тафта боится проколов толстой иглой, поэтому обратите внимание на идеальный подбор и сочетание – тонкая игла + тонкая нить. Не делайте узлы при сметывании, чтобы это не стало причиной расслоения волокон при удалении сметочной нити.

Качества натуральной тафты, ее недостатки

Если речь идет об одежде или белье, то натуральная тафта имеет ряд преимуществ:

  • гигроскопичность;
  • воздухопроницаемость;
  • гипоаллергенность;
  • материал не электризуется;
  • отбеливается специальными средствами.

Важно выделить ряд отрицательных качеств:

  • средняя теплозащитность;
  • быстрая сминаемость;
  • сложность при раскрое и пошиве (осыпаемость);
  • полное отсутствие грязеотталкивающих свойств;
  • значительная усадка ткани при тепловой обработке или стирке изделия;
  • выкручивание после стирки нежелательно;
  • требуется специальная чистка;
  • постепенное выцветание волокон;
  • средняя износостойкость;
  • постепенное разрушение (истончение) волокон под воздействием прямых солнечных лучей.

Несмотря на все отрицательные качества натуральной тафты, она имеет массу поклонников, ведь такое полотно всегда роскошное и по-особенному нежное, подходит для пошива различных изделий: платьев, брюк, блузок, нижнего белья, детской одежды и т. д. Изысканно смотрятся свадебные убранства и вечерние наряды из тафты, ведь цветовая палитра ткани позволяет разыграться фантазии дизайнера. Да и известные модельеры своими показами всегда дадут толчок для создания нового образа на ее основе.

Перед раскроем тафты на натуральной основе рекомендуется замочить ткань на несколько минут в слегка теплой воде, высушить ее путем отжима в полотенце или в хорошо проветриваемом помещении без прямых солнечных лучей.

Тафта синтетическая – плюсы и минусы

Явным преимуществом перед натуральной тафтой может выделяться искусственная. Так ли это на самом деле? Стоит обратить внимание на описание положительных сторон и учесть все отрицательные. Чтобы правильно выбрать нужный состав ткани, всегда учитывайте назначение и необходимый результат.

Плюсы искусственной тафты:

  • износостойкость;
  • скольжение;
  • насыщенность цвета;
  • слабая усадка во время тепловой обработки и стирки;
  • можно не утюжить;
  • легко стирается;
  • быстро сохнет.

Минусы:

  • низкие показатели теплозащиты, воздухопроницаемости, гигроскопичности;
  • появление разводов (ореолов) от воды;
  • при попадании воды волокна разбухают и меняют вид изделия;
  • ткань электризуется;
  • плавится и деформируется при высокой температуре.

Материал тафта с момента своего изобретения претерпел некоторые изменения – получил современные технологические дополнения, что расширило линейку тканей. Такое разнообразие позволяет не только использовать материю для элементов гардероба, но и применить ее в оформлении и декорировании помещений. Скатерти, салфетки, шторы, ширмы, абажуры – вот малый перечень изделий из тафты, которые создадут особый уют в вашем доме и наполнят его теплом и шармом.

Для раскроя ткани раскладывайте все детали на развернутое полотно. Не стоит использовать вдвое сложенную ткань, так как она может сильно скользить при нарезании и исказит нижнюю деталь.

Читайте также:  Как отчистить ванну до бела народными средствами

Виды тканей на основе тафты

Современные технологии позволяют создавать множество вариаций привычных тканей. Не стала исключением и тафта – на сегодняшний день в магазинах можно встретить следующие ее разновидности.

  • Шанжан (хамелеон) имеет контрастный перелив цвета.
  • Крэш – с жатой текстурой или гофре.
  • Жаккард – материал с фактурной поверхностью.
  • Тафта набивная – с рисунками, нанесенными с помощью краски.
  • Вышитая. Шелковые, металлические нити, пайетки, бисер, стеклярус, бусины, сутаж – дополнительный декор.
  • Стрейч – тянется в одну или обе стороны.
  • Флокированная – имеет элемент с велюровым, замшевым или бархатным напылением.
  • Атласная тафта сочетает глянец одной ткани и практичность другой. Идеальна для нижнего белья или подкладки.

Не доверяйте расхожему мнению о том, что любая тафта не пропускает влагу. Придя в магазин, вы можете проверить это свойство, дотронувшись чистой влажной салфеткой до уголка ткани. Появился влажный ореол и «бугристость» волокон – значит, ткань неводостойкая. Может использоваться для верхней одежды, которая не рассчитана на дождь и снег.

Правильный уход за изделиями из тафты

Натуральная тафта требует особого ухода и специальной стирки щадящими моющими концентратами или жидким мылом. Применяйте только ручную стирку в воде комнатной температуры. Не выкручивайте вещи из тафты – лучше промокните в полотенце. Сушить изделие нужно, вывернув его на изнаночную сторону. Утюжить ткань на основе шелка и хлопка лучше в слегка влажном (недосушенном) виде. Ни в коем случае не используйте распыление воды для шелковых волокон.

Синтетическая тафта стирается в теплой воде с использованием моющих средств без отбеливающих частиц. Высушить можно в расправленном виде, без отжима – дать стечь воде или отжать в полотенце. Утюжить (если это не гофре или жатка) лучше просохшую ткань или слегка влажную, используя минимальную температуру утюга.

Для придания первоначального вида изделиям из такой особенной ткани можно также воспользоваться услугами химчистки.

Если следовать советам по подбору, обработке и уходу за таким деликатным материалом, как тафта, вещи смогут долго радовать своим внешним видом.

Ткань тафта: описание, состав, свойства, достоинства и недостатки

Тафта – это плотная ткань с глянцевой поверхностью. Материал производят из натурального шелка, хлопчатобумажных нитей, а также полимерных синтетических волокон. Характерные особенности ткани – жесткость и формоустойчивость. Из тафты шьют вечерние наряды, изготавливают интерьерный декор и мебельную обивку. Рассмотрим историю, технологию изготовления, свойства и применение материала.

История тафты

В персидском языке слово «тафта» — это прилагательное, которое означает сотканный материал. В Европе из тафты изготавливали кринолины и нижние юбки. В Россию иноземная ткань попала только в XIV веке. Материю привозили из просвещенной Византии и экзотической Азии. Из тафты шили кафтаны и штаны, сарафаны, нарядные мужские рубашки. Ею отделывали шубы и головные уборы – ткань использовалась в качестве подкладки и самостоятельного материала.

До изобретения синтетических волокон тафту изготавливали только из хлопка и шелка. Затем стали применять материалы, созданные при помощи химических реакций – недорогие, надежные, прочные волокна.

Долгое время тафту изготавливали вручную, пока в конце ХХ века в индийском городе Бангалор не изобрели специальный станок для этого вида ткани. Лучшие образцы материи поставляют Англия, Италия и Франция.

Интересный факт: для создания воздушных шаров (аэростатов) применялась вощеная или шелковая тафта. Крылья первого российского самолета, сконструированного А. Ф. Можайским, также были обтянуты этой материей.

Производство и разновидности

Чтобы получить плотное и тонкое полотно, нити будущей ткани очень туго скручивают. Переплетение тафты – полотняное. Оно представляет собой перпендикулярное и последовательное соединение нитей основы и утка по схеме «один через один».

Ткань изготавливают из следующих материалов:

  • Шелк – дорогостоящая натуральная нить, для получения которой специально выращивают тутовых шелкопрядов. Коконы насекомых разматывают и получают прочное, трехгранное волокно, способное эффектно отражать свет.
  • Хлопок – растительное натуральное волокно, очень мягкое, гипоаллергенное и гигроскопичное. Очень приятно к телу, однако мнется. Чтобы получить пряжу, выращивают специальное культурное растение – хлопчатник. Его мягкие волокна собирают, очищают и сортируют по качеству и длине.
  • Вискоза – искусственное волокно. Чтобы его получить, целлюлозную щепу благородных пород дерева (сосна, бук) измельчают и обрабатывают каустической содой. Полученный раствор пропускают через специальные формы. Затем реагенты из нитей вымывают.
  • Полиэстер – синтетический полиэфирный материал. Из него изготавливают различные виды ткани. Полученные материи могут походить на шерсть, на хлопок и другие разновидности текстиля.
  • Ацетат – синтетическое волокно, которое производят с применением ацетилцеллюлозы (целлюлозы и ацетона). Материал эластичный, неприхотливый и недорогой.

Разновидности тафты по текстуре и цвету:

  • Одноцветная – однотонный гладкоокрашенный материал, нити утка и основы имеют одинаковый оттенок.
  • Шанжан – переливающееся полотно, которое сплетают из двух, часто контрастных систем нитей. В зависимости от освещения и угла обзора оттенок материи изменяется.
  • Гладкая – плетение равномерное, плотное, без рубчиков и узоров.
  • Набивная – цветной узор печатают на готовом однотонном полотне.
  • Жатая – особый вид декора ткани. Материал скручивают и сжимают под прессом, чтобы образовалась так называемая жатка — материя с заломами и стойкими складками.
  • Гобеленовая – ткань с крупноузорчатым переплетением цветных нитей.

Тафта прекрасно окрашивается, держит цвет и сохраняет форму, поэтому неудивительно разнообразие видов этого материала. Из нее изготавливают оригинальные, нарядные вещи.

Характеристика

В зависимости от сырья и его качества, свойства тафты могут несколько отличаться. Обозначим базовые качества, присущие всем видам ткани.

  • способность отталкивать влагу (благодаря плотному переплетению);
  • износостойкость – материал сопротивляется разрывам, не протирается;
  • прочность и долговечность – корректный уход способен существенно продлить срок службы ткани;
  • эстетичный внешний вид, глянцевый блеск;
  • формоустойчивость – материал образует стойкие, жесткие складки.
  • необработанные края тафты осыпаются;
  • ткань садится при стирке;
  • сильно мнется, требует аккуратности в использовании и правильного ухода.

Чтобы отличить тафту от любой другой полотняной ткани, достаточно приглядеться к лицевой стороне. Она должна быть гладкая, плотная, немного жесткая и драпироваться крупными складками. Если ткань сжать, она сохранит заломы.

Применение

Тафта считается нарядным, нетривиальным нарядом, однако часто используется для изготовления ежедневных вещей. Несмотря на жесткость, изделия выглядят очень легко и мягко переливаются при достаточном освещении.

  • вечерние и свадебные платья;
  • юбки, блузки, брюки;
  • элементы декора помещения;
  • обивку мебели;
  • декоративные подушки и покрывала;
  • костюмы для занятия художественной гимнастикой;
  • карнавальные, театральные, сценические костюмы;
  • шторы (занавески, гардины, портьеры, ламбрекены).

Тафта прекрасно сочетается с кружевами, гипюром и более плотными видами ткани. Материал сохраняет форму даже в условиях повышенной влажности. Ткань совершенно не страдает от воздействия солнечных лучей, поэтому шторы из тафты не будут выгорать и подойдут для солнечных комнат.

Рекомендации по уходу

Несмотря на жесткость и склонность мяться, тафта не требует особых условий ухода и специальных знаний. Разумеется, на каждом изделии должен быть ярлычок, где указана вся необходимая информация по содержанию изделия в надлежащем виде. Если ярлык безвозвратно утрачен, можно воспользоваться универсальными правилами по уходу за тафтой:

  • изделия бережно стирают руками либо в стиральной машине (подходящий режим – «деликатный», температура воды – до 30 градусов);
  • рекомендуется использовать жидкие деликатные гели без хлора и агрессивных отбеливателей;
  • тафту не сушат и не отжимают в стиральной машине;
  • наиболее простой способ удалить лишнюю влагу с только что выстиранного изделия – поместить его между двух махровых полотенец, слегка прижать и позволить махре впитать воду;
  • традиционно (как и многие другие виды текстиля), тафту сушат подальше от батарей и обогревателей, а также источников открытого огня;
  • материю гладят с изнанки теплым утюгом.

Тафту не стоит хранить в вакуумных пакетах – на поверхности ткани образуются стойкие заломы. Большие полотна, такие как шторы или покрывала для кроватей, сворачивают, не загибая и не заглаживая. Одежду хранят в чистом сухом шкафу на плечиках, желательно в защитном чехле.

Из тафты изготавливают множество нарядных вещей, праздничные постельные комплекты, домашний текстиль. Несмотря на требовательность и некоторую прихотливость ткани, поддерживать ее благопристойный облик очень просто.

Большое количество разновидностей ткани по текстуре и расцветке позволяет создавать оригинальные, необычные модели одежды, изысканные шторы и аксессуары на любой вкус.

Что за ткань — тафта?

Современная лёгкая промышленность предлагает потребителю огромный выбор тканей: натуральных и искусственных, плотных и практически невесомых, гладких и со сложным фактурным рельефом, однотонных и пёстрых. Каждая имеет свои особенности и предназначена для пошива определённых видов одежды или других текстильных изделий.

Читайте также:  Ткань тиар – описание, свойства, правила ухода

Один из самых любимых женщинами материалов – тафта: нарядная, способная придать шик и вечернему образу, и окружающей обстановке. Долгое время она была доступна только очень обеспеченным людям с высоким социальным статусом.

Описание ткани

Она достаточно тонкая, но плотная, имеет красивый глянец, смотрится дорого и изысканно.

Состав и свойства

Ещё 100 лет назад тафта изготавливалась только на основе натурального природного сырья:

  • шёлковая – самая качественная и дорогая, впервые получена в Персии. Она экологична, гипоаллергенна и имеет повышенную сопротивляемость к истиранию;
  • хлопчатобумажная. Истоки её производства находятся в Византии. Лучше пропускает воздух и влагу, но чуть менее износостойкая;
  • комбинированная – основанная на переплетении хлопковых и шёлковых нитей.

С развитием химической промышленности появились экземпляры из искусственного шёлка (вискозы), полиэстера и прочего текстиля, синтезированного искусственным путём. При внешней схожести с натуральными материалами в эксплуатации они ведут себя по-разному:

  • у вискозной, переработанной из целлюлозы, «страдает» прочность – мокрую ткань особенно легко порвать, например, при интенсивном отжиме. Кроме того, она значительно хуже пропускает воздух и влагу;
  • ацетатная – наименее качественная разновидность вискозы, вещи из неё быстро изнашиваются. Однако если девочку необходимо нарядить на утренник в детском саду, школьный конкурс или концерт, а бюджет ограничен – это оптимальный вариант;
  • смесовая – самая распространённая на сегодняшний день. Чаще всего на прилавках встречается комбинация полиэстера и спандекса. Благодаря последнему материал при необходимости растягивается, но быстро возвращается в первоначальное состояние.

Цена на синтетические материалы на порядок меньше, чем на натуральные аналоги, но по потребительским характеристикам первые однозначно уступают последним: не «дышат», не гигроскопичны, порой сильно электризуются, вызывают неприятные ощущения на коже и даже аллергические реакции. Могут быть достаточно прочными, но довольно скоро теряют презентабельный вид.

Благодаря высокой плотности плетения большинство разновидностей этой ткани, особенно из искусственных волокон, обладает водоотталкивающей способностью.

Особенности структуры

«Тафта» в переводе с персидского означает «свитая». Технология производства заключается в том, что натуральные и (или) синтетические волокна скручивают и очень тесно переплетают друг с другом в шахматном порядке. При этом их могут нагревать, в результате чего текстура получается максимально плотной и приобретает характерный блеск.

Интересно! Много веков для изготовления этой материи использовался исключительно ручной труд. Лишь на исходе XX века индийцы презентовали станок, благодаря которому появилась возможность делать это машинным способом. В настоящее время именно Индия является самым крупным мировым производителем и поставщиком брендовой тафты.

Толщина ткани во многом зависит от сырья: самая тонкая получается на основе натурального шёлка.

Плюсы и минусы

У тафты, как и у любой другой ткани, есть свои особенности, делающие её привлекательной для покупателей:

  • в основном, прочная и носится достаточно долго;
  • легко окрашивается, цвет при правильной эксплуатации не теряет яркости;
  • отлично держит форму, «ложится» красивыми крупными складками, поэтому идеально подходит для декора;
  • новая вещь выглядит нарядно, в ней можно «блеснуть» во всех смыслах этого слова на любом праздничном мероприятии.

К очевидным недостаткам можно отнести то, что она:

  • даёт усадку при нагревании (стирке в горячей воде, экстремальной сушке);
  • осыпается по краям при раскрое ткани;
  • требует очень внимательного отношения.

Разновидности ткани

Помимо чисто натуральных, встречающихся всё реже, и искусственных основ, производители делают ставку на их различные комбинации. И это уже не моноткани со 100%-м содержанием одного сырьевого компонента, а смесь нескольких «ингредиентов» в разных пропорциях.

Существуют различные модификации цветовых и текстурных решений:

  1. Однотонная – переплетение нитей, одинаковых по цвету.
  2. Шанжан – сочетание пряжи различных оттенков, обеспечивающее эффект хамелеона – необычные переливы ткани при освещении под различным углом.
  3. Набивная – контрастный узор на гладком полотне наносится с помощью специальной печатной машинки.
  4. Крэш – тафта, искусственно сжатая под воздействием высоких температур и механического пресса.
  5. Тафта-гобелен – полотно из туго связанных в несколько (2-3) слоёв нитей.

Отличия от похожих материалов

В огромном ассортименте тканей сейчас несложно запутаться, многие из них выглядят одинаково и несведущему человеку проблематично отличить одну от другой. За тафту несложно принять другие блестящие материи:

  • натуральный шёлк, но он более тонкий и лёгкий;
  • сатин – блестящий и гладкий, из шёлка и хлопка, а всё чаще из искусственных смесей. Отличить от тафты его может только опытный эксперт;
  • атлас – в переводе с арабского «гладкий» – производится из того же сырья, однако технология плетения другая. Большинство основных нитей оказываются на лицевой стороне, а уток – на изнаночной. Поэтому одна поверхность атласа (за исключением двухстороннего) – гладкая, а другая – матовая;
  • парча – в идеале с вкраплением в шёлковую пряжу металлических (золотых, серебряных или платиновых) нитей. Её иногда можно спутать с набивной тафтой. Чтобы развеять сомнения, нужно всего лишь взять её в руки – парча значительно тяжелее;
  • жаккард – материя, в основе которой в причудливый крупный орнамент связаны не две, а намного больше нитей, поэтому она плотнее и толще тафты. Рисунок может быть получен путём окрашивания пряжи до того, как она будет соткана, либо нанесён на готовое полотно. Второй вариант больше используется для синтетики;
  • мемори – 100 % полиэстеровая ткань с лёгким матовым блеском. Так же, как и тафта, она способна сохранять форму, но в отличие от последней легко разглаживается даже рукой. Применяется для пошива лёгких ветровок.

Что шьют из тафты?

Это материал подходит для изготовления продукции текстильной промышленности. Из неё можно шить различные модели одежды:

  • вечернее платье, блузу, юбку, любой праздничный или карнавальный наряд. Здесь лидирует гладкий блестящий материал, шанжан или жатка;
  • деловой костюм, который, в зависимости от кроя, может стать универсальным и для похода в офис, и для выхода «в свет».

Кроме того, портные используют эту ткань в качестве подкладочной для верхней одежды и сумок, но с одним условием – она должна быть без эластичных добавок.

Часто из тафты производят бытовой текстиль:

  • занавески;
  • чехлы для подушек;
  • покрывала;
  • декоративные элементы – драпировки, ширмы.

Востребована материя и в мебельном производстве. Наиболее плотная по структуре идёт на обтягивание диванов и кресел. Реже используется для покрытия кухонных уголков и стульев.

Тонкости ухода

Тафта достаточно капризна в обслуживании. Перед тем как совершить с ней какие-нибудь манипуляции, необходимо тщательно изучить информацию, имеющуюся на этикетке: температуру воды, особенности отжима и сушки, режим отпаривания. В случае если ярлычок утерян или же вещь не покупная, а сшитая, и информация о материале отсутствует, действуют общие правила из разряда «не навреди»:

  • стирать лучше руками или в машинке, но в деликатном режиме при температуре 30˚;
  • использовать не порошки, а жидкие моющие средства;
  • исключить отбеливатели, содержащие хлор, даже для однотонных вещей;
  • не использовать автоматический отжим. Рекомендуется «забрать» лишнюю влагу у ткани с помощью хлопчатобумажного или махрового полотенца;
  • сушить естественным путём в расправленном состоянии на горизонтальной поверхности, застеленной чистой гигроскопичной материей. Нельзя класть на батарею, вешать рядом с нагревательными приборами и у открытого огня;
  • гладить тёплым утюгом с изнаночной стороны, чтобы не испортить цвет и блеск. Высокая температура может привести в лучшем случае к усадке материи, в худшем – к серьёзным термическим повреждениям.

Важно! Краш-тафте отжим не противопоказан, поскольку мелкие заломы – это её отличительная особенность. Кроме того, она не нуждается в глажке.

При хранении лучше не складывать, а свернуть ткань, одежду по возможности повесить на плечики и накрыть защитным (но не вакуумным) чехлом.

За искусственным материалом ухаживать легче, чем за натуральным, но если соблюдать все рекомендации, он прослужит долго и станет изюминкой в гардеробе любой модницы или в интерьере любимой квартиры.

В XXI веке позволить себе приобрести эту ткань может любой человек. При её выборе необходимо руководствоваться личными предпочтениями и финансовыми возможностями. Тафта из натуральных компонентов дарит наибольший комфорт и при этом абсолютно безопасна. Единственный минус – высокая цена, которая несколько уменьшает спрос на неё у большинства покупателей.

Искусственные и смесовые аналоги более доступны и не создадут неудобств, особенно если вещь будет носиться не постоянно, а кожа не отличается повышенной чувствительностью. В целом это интересный и достаточно практичный материал, способный и украсить образ, и придать лоск интерьеру.

Ссылка на основную публикацию