Шлем греческого Гоплита своими руками

Шлем греческого Гоплита своими руками

Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.

Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂 Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.

В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.

Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря

1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды (говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 – клей, 2 – клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.

2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.

3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.

8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.

9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.

10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:

Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:

На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.

11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.

12. Грунтуем шлем клейстером.

13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой

14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.

15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»

16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.

17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.

18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.

20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.

21. Вклеиваем пучки в щель.

21. Ну, собственно и все, Шлем готов.

22. Вот несколько фото со спектакля.

Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂

Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.

Экипировка античных воинов: древнегреческий гоплит

В VIII веке до н.э. в Греции начался длительный период подъёма, сопровождавшийся появлением ряда крупных городских центров, развитием городского ремесла и сельского хозяйства. Социальной структурой общества в это время становится гражданская община-полис. Он представлял собой союз взрослых мужчин, земледельцев и воинов, населявших небольшие долины, на которые горными грядами была расколота страна. Политическая и военная организация полиса совпадали: гражданин был одновременно земледельцем и воином, обязанным защищать свою родину с оружием в руках.

Основой военной организации греков в это время являлась фаланга, которая представляла собой плотный пехотный строй тяжеловооруженных воинов, объединённых друг с другом общностью происхождения, родственных и соседских связей. Её эффективность на поле боя в большей степени определялась совместными действиями рядовых бойцов, нежели героизмом отдельных воинов. Мужество и военная доблесть заключались в том, чтобы сражаться, стоя на одном месте, локоть к локтю со своими боевыми товарищами. Победа в этих условиях также обезличивалась, становясь атрибутом всех воинов, что содействовало укреплению между ними отношений равенства и демократической политической организации.

Снаряжение сражавшихся в рядах фаланги воинов зависело от их социального происхождения. Богатые граждане служили в коннице, средний класс – в тяжеловооруженной пехоте, бедняки – в легковооруженной пехоте. Стандартное снаряжение тяжеловооруженного пехотинца, или гоплита, состояло из щита, шлема, доспеха, поножей, пары копий и меча. В новом интерактивном спецпроекте Warspot рассказывает об оружии и снаряжение греческих гоплитов VII – VI веков до н.э.

Вооружение и части снаряжения гоплита обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Панцирь

Появление двустворчатой кирасы в Греции относится еще к Бронзовому веку. Широкое распространение она получила в VIII – VI веках до н.э. Из-за своей высокой стоимости по-настоящему массовым типом доспеха панцирь не стал, поскольку испытывал сильную конкуренцию со стороны льняных доспехов. По современным представлениям, такой панцирь носили лишь 10 процентов воинов, сражавшихся преимущественно в первых рядах фаланги. Вес современных реконструкций доспеха составляет примерно 6 кг.

Мастера изготавливали панцирь из бронзы, отбивая металлический лист на каменной форме. Доспех состоял из передней и задней створок, скреплявшихся на плечах и на боках при помощи вставлявшихся в прорезы петель или ремней. Собранный панцирь имел бочковидную форму, схематично повторявшую мускулатуру мужского торса. В обеих створках имеются вырезы для горла, рук и талии воина. Нижняя часть панциря имеет так называемую колоколовидную форму из-за характерных широких отбортовок. Такая форма позволяла воину сидеть, не снимая панцирь. Сам доспех был короткий и защищал корпус воина лишь до пояса.

Поверхность доспеха полировалась и начищалась до зеркального блеска. Элементом декора являлись чеканные и гравированные фигуры, которые в наиболее роскошных и дорогостоящих экземплярах образовывали целые композиции. При ношении такой доспех несколько сковывал движения. В то же время он был достаточно легок, обеспечивал защиту от метательного оружия и надежно защищал тело воина в рукопашной схватке.

Греческие шлемы VIII – VI веков до н.э. постепенно приобрели закрытую форму. Их характерными элементами являлись глубокий назатыльник, широкие нащечники, а также наносник, составлявшие единое целое с куполом. Такой шлем почти полностью закрывал голову, скулы и лицо воина, оставляя лишь глазные прорези и широкую щель для дыхания. В бою шлем обеспечивал своему владельцу надежную защиту от самых различных ударов. Большое количество археологических находок шлемов и изображений на вазописи свидетельствует о широком их распространении среди воинов.

Самые ранние модели шлемов изготавливались из двух или более половин, сваривавшихся друг с другом вдоль линии гребня. Постепенно мастера-оружейники научились создавать гораздо более надежные цельнокованные шлемы, приобретавшие со временем все более сложную и изящную форму. Толщина бронзы в разных частях шлема могла колебаться от 1,5 до 3 мм, его масса составляла 5 кг.

На голове шлем носили с мягким подшлемником, для крепления которого по всему периметру вдоль края проделывалась серия близко расположенных отверстий. На более поздних находках подобных отверстий нет: возможно, подшлемник мог просто приклеиваться к внутренней поверхности шлема.

Из-за плохой вентиляции и слышимости перед боем шлем носили высоко на макушке головы, опуская его на лицо лишь непосредственно перед атакой.

Гребень

Украшением шлема служил высокий гребень, изготавливавшийся из конского волоса. Гребень визуально увеличивал рост воина, придавая ему грозный, устрашающий вид. Для крепления гребня использовался съемный держатель, который, скорее всего, делался из дерева. Его вид известен по вазописи, рельефам и скульптурным изображениям. К поверхности шлема гребень крепился посредством системы петель и прорезей, которая в большинстве случаев оказалась утраченной.

Важнейшим элементом защитного снаряжения гоплита был щит, который имел круглую, слегка выпуклую форму и диаметр 0,8 – 1 м. Такой щит надежно прикрывал корпус воина от подбородка до колена, а также пространство слева от него, где мог располагаться легковооруженный напарник. Внутри полости щита находились две рукояти. В центральную рукоять – порпакс – просовывалась рука до локтя, у обода щита находилась другая рукоять, – антилабе, – которую он держал кистью. Таким образом, вес щита равномерно распределялся по левой руке и плечу.

Изготавливали щит из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи его обтягивали бычьей кожей, а также иногда покрывали листовой бронзой. Чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне, а также обод. Декор щита мог быть очень роскошным и включал иногда целые композиции фигур, выполненных из металла, слоновой кости и эмали.

Вес современной реконструкции щита колеблется от 7 до 10 кг. Дома и в походе щит хранился в кожаном чехле, в котором он мог носиться за спиной на погонном ремне.

Поножи

В VII веке до н.э. поножи были короткими и не закрывали колена. Они имели простую форму и крепились к ноге посредством пары ремней. В VI веке до н.э. эта деталь доспеха достигла полной длины от колена до подъема стопы. В это время им также стали придавать анатомическую форму, позволявшую поножам более плотно сидеть на ноге. Лишь сзади оставалась узкая щель, необходимая для их надевания.

Чтобы плотно закрепить доспех на ноге, его обвязывали двумя ремнями, один из которых проходил под коленным выступом, другой в области щиколоток.

Читайте также:  Декорирование старого шкафа своими руками

Развитие формы греческих мечей VII–VI веков до н.э. следовало за прототипами эпохи Бронзового века. Меч этого времени имел прямой обоюдоострый клинок листовидной формы. Его длина не превышала 60 см, в нижней трети лезвие слегка расширялось. Клинок имел ромбовидное сечение и короткое острие. Рукоять состояла из пары деревянных плашек, заклепками крепившихся к рамочной основе. В наиболее роскошных экземплярах она изготавливалась из слоновой кости и украшалась золотыми гвоздиками. Перекрестье у меча отсутствовало.

Меч являлся преимущественно колющим оружием, его острием противника старались поразить в лицо, горло или верхнюю часть груди. Такая техника фехтования была предпочтительнее по совершенно прозаичной причине. Из-за несовершенства металлургии мастера часто перекаливали клинок, который становился от этого хрупким. При сильном ударе меч мог просто переломиться пополам.

Меч носили в деревянных, обтянутых кожей ножнах, с костяной бутеролью (нижней частью) и массивным окончанием. Ножны подвешивались к перевязи и носились высоко под мышкой на левом боку.

Копьё

Вазопись VII–VI веков до н.э. изображала воинов вооруженными двумя копьями, одно из которых они метали, а второе использовали в рукопашной схватке. С распространением гоплитской фаланги метательный бой отошел на второй план, гоплит стал сражаться одним копьём, а когда оно ломалось — брался за меч. На вазах гоплитские копья обычно изображались укороченными. По археологическим находкам можно высчитать длину древка, которое колебалось от 2,2 до 2,7 м. Для древка использовались различные породы древесины: ясень, ива, тополь, кизил.

Хитон

Греки одевали под панцирь хитон, который представлял собой широкую рубашку без рукавов с вырезом для головы и рук. Хитон изготавливался из двух прямоугольных кусков ткани, которые сшивались по бокам и на плечах, так что оставалось только место, чтобы просунуть голову и руки. На плечах широкие края хитона закрывали верхнюю часть рук, создавая впечатление ложных рукавов. Для большей свободы движений шов на правом плече иногда распускали.

Хитон, как правило, подпоясывался, иногда с напуском. Длина подола зависела от возраста и социального статуса. Воины обычно носили короткий хитон, достигавший середины бедер. Ткань могла окрашиваться в яркие цвета и украшаться узорной вышивкой.

Какие климатические, топологические(узкую долину легко перегородить и не нужно маневрировать), общественные(демократия – тут понятно) и внешнеполитические причины привели к эволюции боевого порядка в фалангу? Почему в других местах она не возникла(или была перенята уже позже), а здесь возникла? Чего не хватало для её возниковения?

Почему тактическая эволюция сразу не пошла дальше (в риме то быстро ушли от фаланги), а замерла на столетия? Рим сталиквался с б0льшим разнообразием боевых ситуаций из-за экспансии(а не только узкие долины)?

1) Отвечу на первое возражение. Не совсем понял в чем вообще тут сложность. Речь шла о специфически римской гибкой манипулярно-когортной тактике в отличие от жесткой македонской (не припомню, чтобы эллинские легионы мечников, возникшие благодаря. ландшафту Балкан! доходили до Пинда или Инда). Непонятно при чем тут вообще ландшафт, горы и форсирование теснин и рек. Мы ведем речь про особую способность – она либо есть, либо ее нет, все остальное может или способствовать или мешать ей, но не более того. Для вас понятия ‘рискованная тактика’ и ‘горный ландшафт’ несовместимы со строем фаланги и вы утверждаете, что сариссофоры от нужды голыми руками дрались с одрисами, дарданами и пеонами за каждую горную тропинку и выступ посреди балканских круч, забыв про строй? Или, может, вы считаете, что сариссофоры способны маршировать только в полном боевом построении, а походной колонной им Зевс не велит и потому для горных маршей фаланги срочно необходимо создание особой римской тактики рассыпного строя еще до возникновения ее в самом Риме?
Если фаланга воюет в горном регионе, это не означает ее превращения в горных стрелков. Она продолжает сохранять все свои плюсы ии минусы, просто ведет войну с их учетом. С балканскими горцами все крупные битвы происходили в равнинных долинах, в индейцев там никто не играл. Гидасп преодолевали с флангов далеко от врага, Граник не то до боя, не то под прикрытием гетайров, то есть выстроились уже на вражеском берегу, Пинар был ручейком и его переходили прямо сюнтагмами в полном построении, что при длине копья в 3,5-4 метра не представляет сложностей, а в горы с боем (например, Этолийские) лезла только легкая варварская пехота (не умевшая держать строй), фаланга там лишь осуществляла марш. Строй потому и строй, что его держат вопреки всяким местным факторам, а если есть факторы, то тогда уже нет строя. Третьего не дано. Не путайте римский строй и отсутствие строя – это две большие одесские разницы.

2) Статью посмотрел – статья очень поверхностная и навскидочная, много нелепицы, некие туманные всадники-сариссофоры оказывается существовали помимо гетайров!, про доспехи вообще молчу; вообще ни слова про эволюцию фаланги, срез македонского общества, генезис фаланги, ее сильные и слабые стороны, использование, тактику и т.д. А в конце полное непонимание автора, как вообще возник такой феномен, и его полудетские попытки объяснения. Вывод – фаланга появилась неосознанно – виновата вера))) (видимо и тренировки солдат происходили в полуневменяемом состоянии и вся Античность внезапно впала в коллективный экстаз, а в Средние века из него вышла). Так и до Бога можно договориться.

3) Способность биться строем связана только с товарным производством и ни с чем более, так как полисы, их стремление, их воля, их гибкость, их надежды, их рискованные тактики бла-бла-бла были всегда во все времена у всех народов на войне, потому что все что-то выдумывают, чем-то рискуют, снабжают оружием и т.д. (Все эти факторы ровным счетом ничего не объясняют: это все равно, если бы на вопрос, почему не заводится машина, автомеханик ответил бы вам, что дело в воле водителя, его осознании этого факта, его знаниях, его ноге, носке, геморрое и т.д. и т.п. Так может говорить только тот, кто ничего не знает, про ДВС и точный принцип его работы) Но строем почему-то в античности кроме этих 3 наций (и тех, кого они обучали) никто биться не умел. А почему? А не потому ли, что сами эти нации жили как-то по-другому? Ведь война эта одна из сфер жизни и человек на войне повторяет лишь то, что он умеет в своей гражданской жизни. А если вы знаете историю, то должны понимать, что именно эти 3 народа породили 3 последовательные модели рабовладельческого (товарного) строя, то есть они были самыми передовыми державами мира и несли ему последовательно 3 новые типа экономики и войны. Тогда как весь остальной мир жил натуральной моделью хозяйства, т.е. был “недоразвитыми варварами” как вполне резонно считали греки. Фаланга греков появилась у них в момент зарождения мелкого рабовладения. Кризис полиса и возникновение среднего рабовладения породили Филиппа и Александра и их войска, а крупное римское рабовладельческое хозяйство, едва успев появиться в Италии и на Сицилии почти мгновенно вызвало к жизни манипулярную тактику (когда римляне впервые научились держать строй), которая направо и налево стала крушить войска других формаций. А после коллапса рабовладения и исчезновения рабовладельческого строя (вместе с целой армией тех самых развитых горожан), умение вести организованный бой магически исчезает из функционала средиземноморских армий. И объяснения “от стремлений” здесь мало вяжутся с историческими фактами. Разве что остается предположить, что эволюционируют не люди и их отношения, а эти самые горы, реки, ландшафты, вера солдат, желание власти и все прочее, после чего они внезапно деградируют, чтобы спустя время вновь непойми почему развиться.
Поэтому ваш волюнтаризм ни к месту, а то у вас получается, что кто захотел сражаться строем, тот и стал, а другие, видимо, не захотели, испугались, не рискнули и вообще сами виноваты. Македония громила Персию, а США Ирак не потому что они тогда были самыми развитыми странами с самыми развитыми армиями, с самыми развитыми тактическими средствами и самыми передовыми общественными и производственными отношениями, а, следовательно, и с самым передовым взглядом на жизнь, тактику и с самыми передовыми людьми своего времени, а потому что у них больше развиты “способность, стремление . выставлять и обучать молодых рекрутов, снабжая их условно однотипным вооружением” (самим-то не смешно))?).

Зачем спартанцу на шлеме нужен был яркий «петушиный» гребень

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.

Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.

Интересный факт : бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.

Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.

Интересный факт : гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.

Совершенно очевидно, что разукрашенный гребень использовался в качестве системы свой-чужой. Это не очень нужно в плотном строю, однако абсолютно незаменимо, если строй вдруг был сломан. Существует также мнение о том, что «спартанский» гребень выполнял защитную функцию. Мол, конский волос способен отвести удар мечом. Правда, металлическая каска без всякого гребня прекрасно справится с этой задачей. Более того, в 9 из 10 ситуаций в бою использовались в то время копья и пики, а не мечи. Не исключено, что могли использоваться в качестве деморализующего средства, та как создавали иллюзию того, что воин немного выше, чем он есть на самом деле.

Читайте также:  Защита от поражения электрическим током

Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!

Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.

Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 7 легендарных клинков, которые стали настоящими артефактами спустя несколько столетий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древнее вооружение: гоплиты 5-4 в. до н.э.

Автор: Strateg, 02 Дек 2012

В предыдущих статьях мы рассмотрели греческие армии 5 в. до н.э. и греческие армии 4 в. до н.э. Остановимся подробнее на вооружении фаланги гоплитов 5-4 в. до н.э. Со времен греко – персидских войн до периода Филиппа 2 Македонского вооружение греков существенно менялось. Есть гипотезы, что на рубеже веков паноплия гоплита стала существенно легче, произошел отказ от панцирей. Ко времени македонских завоеваний панцири снова вернулись. Так ли это?

В начале 5 в. до н.э. ко времени битвы при Марафоне бронзовый колоколовидный панцирь гоплитов становится архаичным. Художники иногда изображают колоколовидные панцири на битву при Фермопилах и битву при Платеях для гоплитов фаланги спартанцев , известных консерваторов.

В 5-4 в. анатомический панцирь – гелоторакс – становится более рельефным, повторяя мускулы торса. Такой панцирь мог быть как коротким, так и полностью закрывать низ живота.

Гелоторакс был прочным, но при этом тяжелым, затруднял движение и был достаточно дорог. Еще с конца 6 в. до н.э. в обиход входит льняной панцирь – линоторакс, более легкий и дешевый, который мог быть дополнен металлическими чешуйками. Пах мог быть прикрыт защитными полосами из кожи или льна – птеригами (птеруги). Еще на конец 6 в. до н.э. льняной панцирь описывал Геродот , 3.47: “Панцирь был льняной с множеством вытканных изображений, украшенный золотом и хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани, как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны.”

Художник Adam Hook

Ноги гоплита защищали бронзовые поножи – кнемиды. Наручи применялись редко. Доспехи гоплита дополнял шлем. Максимальную защиту воину давал закрытый коринфский шлем, который изображен на иллюстрации выше. Отрицательными свойствами коринфского шлема были плохие обзор и слышимость. В 5 в. коринфский шлем уступает свое место более открытым шлемам.

На иллюстрации приведены различные типы шлемов гоплитов: 12,16 – коринфские, 6,7 – иллирийские, 17,18,19 – халкидские (19 еще называют аттическим), 20 – фракийский.

На иллюстрации ниже представление художника об иллирийском шлеме отличается от общепринятых.

Гоплит получил свое название благодаря характерному щиту – гоплону. Гоплон был обязательной принадлежностью гоплита. Этот щит еще называют аргивским или асписом. Но аспис – щит в широком смысле слова. Поздние авторы под асписом могут понимать небольшую пельту. Гоплон имеет характерную выпуклость и плоский обод, средний диаметр 90 см и почти полностью закрывает гоплита.

Иногда для дополнительной защиты ног гоплита от стрел снизу щита подвешивали занавесь.

На раннем этапе греческой истории на щите могло присутствовать изображение, характерное для конкретного героя. У Менелая это был змей, у Тидея – кабан, у Агамемнона – Горгона. К концу 5 в. на щитах появляются характерные изображения, помогающие определить принадлежность к полису. На мессенских щитах была буква мю, на лакедемонских лямбда, на сикионских сигма, на фиванских щитах была изображена дубина, на афинских – сова или альфа, трезубец Посейдона – Мантинея. По рисункам так же можно различать принадлежность к различным филам в Аттике и морам в Лакедемоне.

В более раннем периоде существовали щиты с вырезами по краям – так называемого “беотийского типа”. И копья могли использовать для метания.

В 5 в. во время греко-персидских войн копьем кололи.

Копье гоплита с листовидным наконечником называется дору. Длину копья определяют по археологическим находкам – замеряют расстояние между сохранившимися наконечником и втоком, либо по античным изображениям. Принято считать, что длина копья была около 2,5 м. Но встречаются изображения копья большей длины, около 3 м.

Гоплиты использовали не только копья, но при необходимости могли исполнять функции легких войск. Ксенофонт , “Греческая история”, 3.5.20: “Когда Лисандр погиб и воины его побежали к горе, фиванцы изо всех сил преследовали их. Когда же они, преследуя, взобрались на верх горы, где продолжению пути мешало бездорожье и узость теснин, лакедемонские гоплиты повернули фронт к неприятелю и стали метать дротики и стрелы.” Если копье ломалось, в тесноте битвы гоплиты вынимали меч.

Стандартный гоплитский меч – ксифос – прямой, листовидный. Иногда на изображениях гоплитов рисуют с кривым мечом кописом или махайрой, как называет этот меч Ксенофонт.

Есть некоторые смысловые нюансы в употреблении терминов копис, махайра или похожий на них меч – испанская фальката, но эти тонкости оставим для споров профессиональных историков. Кривой меч производит режущее движение при рубящем ударе и удобен прежде всего всаднику, о чем пишет Ксенофонт в работе “О коннице”.

Со времени пелопоннесской войны изобразительные источники показывают гоплитов (чаще спартанцев) без доспехов.

На гоплитах одет особый вид хитона – эксомида, которую носили спущенной на правом плече. Вместо шлема может быть использована войлочная шапка – пилос. Появился металлический шлем пилос, по форме напоминавший шапку.

Ксенофонт в Анабасисе, 1.2.16 рассказывает о смотре наемников на службе Кира перед битвой при Кунаксе : “На всех эллинах были медные шлемы, пурпурные хитоны и кнемиды, а щиты были вынуты из чехлов.” Доспехи не упомянуты.

Художник Adam Hook

На этой иллюстрации приведен гоплит без доспехов. 8,9,10 – беотийские шлемы, 12 – пилос. Поножи отсутствуют.

Считается, что ко времени македонской гегемонии в Греции на гоплитах снова появляется панцирь гелоторакс, изображение которого показано в статье о вооружении Александра Македонского . Ниже изображен гоплит в мускульном панцире с птеругами и во фригийском шлеме. Фригийский шлем напоминает фракийский за исключением характерного навершия фригийского колпака.

Художник Adam Hook

Выдвигаются гипотезы, что в пелопоннесскую войну доспехи исчезли для облегчения гоплита и для придания фаланги большей мобильности, что позволяло лучше противодействовать возросшему числу легких войск. С точки зрения этой гипотезы непонятно, почему доспех вернулся в последней трети 4 в. Кроме того, для противодействия легким войскам противника лучше всего использовать собственные легкие войска.

На самом деле панцирь у гоплитов никуда не исчезал. Диодор , после битвы при Делии , 12.70: “…убитых было так много, что фиванцы на выручку от добычи не только возвели на рыночной площади большую колоннаду, но и украсили ее бронзовыми статуями, а храмы и порталы украсили бронзовой броней, добытой в качестве трофея.” Фукидид , 6.31: “Сухопутное войско состояло из отборных людей, которые всячески старались превзойти друг друга своим снаряжением и доспехами.” Ксенофонт , “Греческая история”, 6.2.20: “Узнав об этом, Мнасипп облачился в доспехи и бросился на помощь со всеми своими гоплитами…”; 7.5.23: “…одни бежали на свои места в строю, другие выстраивались, третьи взнуздывали лошадей, четвертые одевали панцири”. Ксенофонт , “ Агесилай “, описывает битву при Коронее : “…трупы своих и вражеских воинов лежали вперемешку, а рядом с ними брошены проломленные щиты, разбитые панцири, кинжалы, одни из которых без ножен валялись на земле, другие торчали воткнутыми в тело, а некоторые были зажаты в руках убитых.” Плутарх , Пелопид: “Говорят, что участники сражения, узнав о его смерти, не сняли панцирей, не разнуздали коней, не перевязали ран, но прежде всего – прямо в доспехах, еще не остыв после боя, – собрались у тела Пелопида, словно он мог их увидеть или услышать, нагромоздили вокруг кучи вражеского оружия…”; Тимолеонт: “Тимолеонт бросился на подмогу и, прикрыв распростертого на земле Тимофана щитом, подставил под удары свои доспехи и само тело; весь израненный стрелами и мечами, он тем не менее отбросил нападавших и спас брата.”

Панцири как были, так и оставались на вооружении. Для облегчения гоплитов Ификрат не отказывался вовсе от панцирей. Согласно Диодору: “а еще вместо кольчуг и медных панцирей ввел он льняные доспехи.” В первую очередь для повышения мобильности Ификрат заменил гоплон на пельту. Отсутствие панцирей у гоплитов в некоторых случаях стоит искать в экономических причинах. Постоянные междоусобные войны в Греции истощали казну противоборствующих полисов. Появилось большое число наемников, которые не могли обеспечивать себя полным гоплитским вооружением. Агесилай, для того, что бы наемники обеспечивали себя необходимым вооружением, был вынужден идти на хитрости. Ксенофонт , “Греческая история”, 4.2.7: “…он (Агесилай) назначил награды тем из городов, которые пошлют наилучшее войско, тому из лохагов наемников, который явится с наилучшим по вооружению отрядов гоплитов, стрелков или пельтастов. Он обещал также дать никетерии (призы) тем из гиппархов, отряды которых будут выделяться по коням и вооружению…. Агесилай достиг этим того, что в погоне за наградами все приобрели себе оружие, стоящее во много раз больше этой суммы.”

На македонское вооружение гоплиты перейдут позже. Спартанцы Клеомена и ахейцы Филопемена возьмут в руки сариссы к битве при Селассии 222 г. до н.э. А после вторжения в Грецию галлов в 279 г. до н.э. в греческих армиях 3-2 в. до н.э. вместо гоплонов будет популярна овальная фирея.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Продолжение “Илиады” или Шлем Греческого Гоплита

Итак, обещанный ранее мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.

Мои сыновья учатся в школе http://www.wsoglasie.ru
Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады».
Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂
Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.

В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря

1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды (говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 – клей, 2 – клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.

Читайте также:  Полукруглый балкон — технологии остекления

3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.

8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.


9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.
10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:

Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:

На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.


12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой

14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.

15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»

16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.

Даем высохнуть.
17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.

18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.

19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.

20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.

21. Вклеиваем пучки в щель.

льььб

21. Ну, собственно и все, Шлем готов.

22. Вот несколько фото со спектакля

Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂

Коринфский шлем – символ Древней Греции. Часть 1.

Если попросить среднестатистического гражданина богоспасаемой Российской Федерации мысленно нарисовать “портрэт” древнегреческого воина. То мы получим чувака с голым торсом стриптизера, с круглым щитом в шуйце, с копьем в деснице, с коротким мечом на поясе и в “коринфском” шлеме. Особо продвинутые соотечественники вспомнят о наголенниках (поножах), сариссах, торраксах, и наручах. Но шлем останется тем же)))

Действительно, возникнув в архаичные времена, когда Древний Мир только-только очухался от коллапса Бронзового Века, это массивное боевое наголовье тяжелой греческой пехоты пройдя некоторые метаморфозы просуществовало вплоть до IV века до нашей эры. То есть практически до времен Македонской династии.
Первые шлемы “коринфского” типа появляются, как уже говорилось в архаичный период истории Древней Греции, а это VIII век до нашей эры. Конструкция этого шлема оказалось настолько отвечающей требованиям тяжелой пехоты греческого образца, сражающейся в плотном строю, где хороший обзор не особо нужен, что шлем “коринфского” типа пережил всех своих синхронных конкурентов. В своем облегченном варианте “апуло-коринфском”, на территории Великой Греции, он дожил до периода самнитских войн.
Напоминаю, что понятие “коринфский” шлем относится к современности (считается, что их много производили именно в г. Коринф), и как такой тип боевых наголовий именовался собственно говоря во времена их бытования, мы строго говоря не знаем. Второе название шлема этого типа – “дорийский”. И наверное это более правильно, ибо шлемы эти были на вооружении войск всех городов-государств Древней Греции, а как известно именно дорийские племена разнесли в пух и прах Микенскую цивилизацию в XIII-XII веках до нашей эры.

Шлем коринфского типа представлял из себя закрытое боевое наголовье с глубокой округлой тульей, Т-образным лицевым вырезом, с массивным наносником и длинными нащечниками, играющими также роль защиты шеи. Во главу угла конструкция шлема ставила максимальную защищенность воина. Даже в ущерб обзорности. Что в плотных построениях древнегреческой тяжелой пехоты – гоплитов, вполне оправдано. Как правило шлемы подобного типа отливались в форму, а после дополнительно расковывались. И да, они все изготовлены из бронзы. Металлографическое исследование шлема подобного типа, произведенное в Парижском Лувре и относящемся примерно к 500-му году до нашей эры, показало что он изготовлен из оловянистой бронзы с содержанием олова в 11-12%.

О распространенности коринфских шлемов говорит, то что в бОльшей части случаев именно этот шлем (в вариантах) изображен на древнегреческих фресках, рисунках на керамике и т.д. Заранее отвечаю на вопрос. Да, гребень/плюмаж был. Так как изготовлен он был из органики, то до наших времен ни один не дожил. По крайней мере мне подобный случай неизвестен. Но зато ниже есть такой шлемак с рогами)))

ПОСТАРАЮСЬ РАСПОЛОЖИТЬ ШЛЕМЫ ОТ НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИХ К САМЫМ “МОЛОДЫМ”, ДАБЫ БЫЛО ВИДНО ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ШЛЕМОВ ЭТОГО ТИПА.

Наиболее архаичные шлемы коринфского типа были двухчастные. Вот как этот, относящийся к VIII-VII векам до нашей эры. Материал изготовления шлема – бронза. Общая высота шлема 230 мм, вес 1343 грамма. Литая тулья шлема соединена с вертикальной частью 18-ю заклепками. Наносник также является отдельной деталью, соединенной с тульей двумя заклепками. Небольшие сквозные отверстия по всему периметру шлема вероятно предназначены для крепления подшлемника.



Чуть позже технология изготовления шлемов этого типа усложняется, и они уже в VII веке до нашей эры изготавливаются одной деталью. Cвоего настоящего расцвета эти брутальнейшие шлемы и достигают в VII-VI веках до нашей эры.
Бронзовый шлем “коринфского” типа. Греция, VII век до нашей эры. Высота 220 мм.




Бронзовый шлем “коринфского” типа, найден в Греции в 1854 году, место находки неизвестно. Датировка около 650 года д.н.э. Высота 225 мм, ширина 205 мм, глубина 285 мм. Вес: 1540 грамм. Толщина металла 1,5 мм. Лицевая часть 2 мм. Прямо над наносником изображение шестилепесткового цветка.




Коринфский шлем раннего типа. VII-VI век до нашей эры, бронза. Толщина лицевой части купола и маски около 2 мм. Высота 235 мм, вес 1340 грамм. Внутренняя поверхность частично стабилизирована стеклотканью и эпоксидной смолой. Шлем из коллекции Акселя Гуттмана (безномерной). Продан в октябре 2009 года за 19 000 евро. Стартовая цена 7 000.



Ранний коринфский шлем, с украшениями в виде бычьих “рогов” и “ушей”. Бронза, VII век до нашей эры. Высота шлема 215 мм, высота рогов 355 мм, вес 1425 мм (с современными креплениями рогов). Тяжелый, высокий архаичный шлем с мощным наносником и большим вырезом для лица. Увенчанный тяжелым съемным украшением шлема, вырезанным из листовой бронзы в форме рогов быка с торчащими большими ушами и украшенными спереди волнистыми линиями (правый рог полностью сохранился). Фронтальная часть шлема сильно деформирована. Изнутри шлем стабилизирован стеклотканью и эпоксидной смолой. Рога смонтированы на цветном акриле. По возможности, в исходном состоянии. Коллекция Акселя Гуттмана (инвентарный номер AG 579 / H 214).




Коринфский шлем, VII-VI век до н.э. Греция, бронза. Отлично сохранившееся боевое наголовье греческого тяжелого пехотинца – гоплита, архаичного периода. Общая высота шлема 220 мм, вес 1017 грамм.



Шлем коринфского типа 600-575 годы до нашей эры. Бронза. Высота шлема 226 мм, ширина 185 мм, вес 1247 грамм. Над глазницами шлема изображения цветков лотоса и стилизованных змей. Шлем из собрания The Metropolitan Museum of Art.


Коринфский шлем, Греция, бронза, VI век до н.э. Большое, тяжелое, боевое наголовье архаичного периода.Шлем не подвергался расчистке и реставрации. Высота шлема 225 мм, вес 1980 грамм. Шлем был найден вместе с железным мечом, длиной 510 мм. Меч сильно корродирован, с остатками деревянных ножен и деревянной рукоятки, закрепленной бронзовыми заклепками.




Коринфский шлем, VI-й век до нашей эры. Бронза. Тяжелый архаичный шлем, с низким “лбом”, маленькими “глазницами” и массивным, широким наносником. Видны выгравированные “брови” над надглазьями шлема. Высота 210 мм. Вес 1432 грамма. Красноватая коричнево-зеленая патина с коррозионными повреждениями. Коллекция Акселя Гуттмана (инв. № AG 498). Продан за 38 000 евро.




Классический древнегреческий коринфский шлем, бронза, VI век до нашей эры. Высота шлема 205 мм, вес 1125 грамм. Шлем немного архаичный, для 6 века, и относится к раннему подтипу коринфского шлема. Подобные наголовья входили в снаряжение греческой тяжелой пехоты тех времен- гоплитов. И как правило покупались воинами за свой счет. Шлем был сильно поврежден при находке. Профессионально восстановлен (часть нащечника, задний козырек и пролом в тулье), внутри обклеен стекловолокном. Шлем все из той же коллекции Акселя Гуттмана (Inv. No. AG 510), которую его наследники срочно распродали после смерти коллекционера. Куплен шлем был в 1989 году на аукционе Krefeld. Несмотря на реставрацию шлем был продан, в октябре 2009 года, за 30 000 евро



Дорийская, она же коринфская каска, седьмого века до нашей эры. Бронза, Греция. Шлем интересен тем, что уже тогда умные предки применяли “дифференцированное” бронирование, строго распределяя толщины брони согласно “ударной нагруженности” детали: наносник шлема толщиной аж 7 мм, лицевая часть 4-3 мм, “лоб” 3 мм, бока 2-1,5 мм, затылочная часть 1,0 мм. Шлем относится к архаичному периоду и является архиклассическим образцом боевого наголовья тяжелого греческого пехотинца-фалангиста – гоплита. Шлем не имеет никаких отверстий для крепления подшлемника. Имеются два отверстия в затылочной части шлема, скорее всего они предназначались для крепления гребня. Большое неровное отверстие в нашейной защите шлема , вероятно, является результатом обетного подношения шлема в храм. Высота шлема 230 мм, вес 1330 грамм. Наголовье из коллекции Акселя Гуттмана, Берлин (Инв. № AG 196).



На этом, пожалуй, пока закончим.
Использованы материалы
Аукциона Hermann Historica
The Metropolitan Museum of Art
Royal Armouries Collections
Торгового дома Peter Finer
The British Museum

Ссылка на основную публикацию